рефераты скачать

МЕНЮ


Буддизм

— литературы, вобравшей в себя все философские знания раннего буддизма, что

единственной реальностью является пустота, а все остальное многообразие —

это лишь игра нашего больного воображения.

НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА

Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских

монахов приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма

начали все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до

отдаленных районов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Если население,

подстрекаемое жрецами местных религий, враждебно относилось к их

проповедям, то буддийские миссионеры не вступали в единоборство и шли

дальше. Если же им удавалось заручиться поддержкой .местных правителей или

найти поселения, в которых местное духовенство более или менее терпимо

относилось к деятельности монахов, то они начинали активную пропаганду

среди населения. У них появлялись последователи, создавалась буддийская

община. Эта способность буддийской общины к длительному мирному

сосуществованию с любыми культами, религиями и социальными системами

позволяла ей держаться сотни лет при самых неблагоприятных условиях. Так

было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена

португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае,

в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии.

Именно изначально присущая буддизму терпимость давала возможность

буддийским монахам дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения

Будды.

Уже в период своего распространения буддизм имел разработанную

систему логики, которая позволяла его проповедникам одерживать победы в

диспутах со своими противниками, например в Индии и Китае. Буддийские

монахи обслуживали все слои общества от презираемых каст до аристократов.

Вклиниваясь в местные религиозные верования, буддизм ассимилировал их.

Вооруженные колоссальной литературой, буддийские общины вели

"просветительскую" работу среди населения на местных языках, адаптируя

канонические джатаки, аваданы, сутры и приближая их к народным легендам и

обычаям. Буддийская система этики органически вплеталась в традиционную

мораль классового общества. Культовая парадность махаянистского буддизма

имела огромный успех в народе. Сангха привлекла к себе тысячи обездоленных

крестьян и разочарованных аристократов. Нередко она становилась

значительной социальной и политической силой в государстве. Правящие классы

были также заинтересованы в распространении буддизма, ибо его доктрины

помогали укреплению и сохранению существующих порядков. Введение буддизма

нередко сопровождалось внедрением достижений более развитых цивилизаций.

Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии:

грамматику, медицину, астрономию и астрологию: народы Юго-Восточной Азии —

литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру индийских

цивилизаций. Кроме того, буддизм всячески поддерживал идею божественности

правителя, увеличивая его славу.

Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании

взаимоотношений государства и буддийской общины, разработав три

последовательные стадии взаимоотношений дхармы и государства. На первой

стадии правитель соглашается выполнять определенные функции ради народа, а

ему предоставляются определенные права, включая сбор налогов. Если

правитель злоупотреблял своей властью, люди могли уйти в другие места, под

защиту иного вождя. Но по мере расширения территории государства такая

форма защиты стала нереальной, и буддизм создал доктрину всемогущей дхармы,

способной уничтожить недостойного правителя. Весь мир объявлялся

разделенным на две сферы — "два колеса", действующие подобно колесам

колесницы, осью которой является человеческое общество, его желания,

стремления и судьбы. Подобная система объясняется тем, что всемогущая

дхарма не может действовать в этом мире сама по себе и нуждается в

покорности или поддержке государства и буддийской общины. Кульминационным

пунктом этой теории является концепция всемирного правителя (чакравартина),

который объявлялся благородным правителем и двойником бодхисаттвы. Как и

бодхисаттва, он отмечен 32 знаками великого человека и наделен

сверхъестественной властью. Он уникален, так как одновременно не может быть

двух чакравартинов. Те места, где родился и короновался чакравартин, где он

одержал наиболее значительные победы и умер, объявлялись "памятными". Над

останками чакравартина полагалось сооружать ступу, посещение которой

считается религиозной заслугой. Концепция утверждала, таким образом, полное

сходство между статусами будд, бодхисаттв и чакравартина. Поэтому власть

последнего не могла рассматриваться как земная или рациональная,

Чакравартин приводил в движение оба колеса (дхармы и государства),

олицетворяя духовную и светскую власть. Третья стадия — это идеальное

государство, в котором дхарма в качестве космической силы регулирует

поведение общества, а государство рассматривается как этический институт,

извлекающий свой авторитет из дхармы и ведомый сангхой.

Хронология и география распространения буддизма выглядят так. В конце

I тысячелетия до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э.

он распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в

себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в.

н.э. буддизм проникает в Китай, в IV в.- в Корею, в VI в.- в Японию, в VII

в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и

Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме,

Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии —

буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже

очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и

Америку.

Мифология буддизма начала складываться одновременно с формированием

основных концепций религии — т. е. в VI-V вв. до н. э.

Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не

запрещал им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то

временное облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели —

просветлению, нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов

добуддийской Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель

мира Брахма; бог грома и молнии Индра, олицетворение энергии,

благоустраивающей мир, Вишну; предводитель низших божеств, имеющий тело

человека и голову слона, Ганеша; полубоги гандхарвы, хранители сторон света

локапалы и др. Параллельно шел процесс мифологизации реальных исторических

лиц, сыгравших важную роль в создании и распространении учения. Прежде

всего это касается самого Будды Шакьямуни и его ближайших учеников. Вскоре

к ним присоединились настоятели наиболее значительных монастырей, учителя

веры, отшельники и т. д.

Позднее процесс включения в буддийский пантеон добуддийских богов

получил развитие во всех странах, где буддизм распространялся и утверждался

в качестве государственной религии. В Японии, например, в пантеон

буддийских богов вошло чрезвычайно популярное божество военных и

горнорудных дел Хатиман. Первоначально в VIII в. он рассматривался как

покровитель буддизма из среды местных божеств, персонаж, обеспечивающий

благополучную постройку буддийских храмов, поиски меди и золота для статуй

Будды и т. д.

При буддийских храмах воздвигались его святитилища как божества —

охранителя, а в 1809 г. официальные хроники впервые называют его "великим

бодхисаттвой". В Тибете в пантеон оказались включенными Падмасамбхава и

Цзонхава — реальные исторические лица, основатели разных школ буддизма,

персонаж героического эпоса тибетцев Гесер, в Монголии — обожествленный

Чингисхан, в образе которого слились реальное историческое лицо и шаманское

божество, почитаемое монголоязычными народами (монголами, бурятами,

калмыками), Цагаан убугун (Белый старец) -покровитель всякого земного

плодородия и благополучия и т. д. Такие примеры можно привести по каждой

буддийской стране. Кроме того, вовлеченными в процесс создания пантеона

оказались многочисленные местные божества и духи земли, гор, перевалов,

озер и прочих местностей, В их числе птицеголовые и звероголовые духи

Тибета, змеиные божества нага Индии и Юго-Восточной Азии, вполне

человекообразные духи Монголии, многие синтоистские божества Японии,

ставшие духами-хранителями японских храмов н земли, на которой те

построены. Известные монгольские и бурятские шаманы, согласно позднее

сочиненным буддийским легендам, были обращены в буддизм либо самим Буддой,

либо далай-ламой, с которыми те где-либо повстречались и т. п. Но все, что

мы здесь перечислили, это так называемые "местные пантеоны", которые

создавались в каждой конкретной буддийской стране на основе ее собственной

религиозной и мифологической традиции.

Однако постепенно, хотя и далеко не сразу, сложился и общебуддийский

пантеон,-единый для всех стран буддийского мира, хотя в каждой из них эти

боги назывались по-своему, а иногда даже меняли пол (мужской на женский).

Так, например, Авалокитешвара, придя из Индии в Китай под именем Гуаньинь и

в Японию под именем Каннон, превратился из мужского персонажа пантеона в

женский.

Самый высокий ранг этого пантеона образуют будды. Всякое живое

существо, достигшее просветления и сменившее мир сансары на мир нирваны,

становится буддой. "Просветленные" (как их можно называть) в полном смысле

слова богами не являются — буддисты и буддологи протестуют против

употребления этого термина по отношению к буддам, хотя ряд качеств,

которыми обладают будды, человечество издавна привыкло приписывать богам:

всемогущество, способность совершать чудеса, возможность появляться в

разных обликах, влиять на ход событий в нашем и других мирах и т. д.

Отказавшись от термина боги, назовем будд высшим рангом персонажей

буддийской мифологии.

Каковы же основные характеристики этого ранга? Прежде всего, будд

неисчислимое количество, они способны перерождаться во всех мирах и во всех

временных периодах. Они начинают свой путь к просветлению как бодхисаттвы

(это 2-й ранг пантеона). Все будды обладают 32 признаками совершенства,

силами и способностями, превосходящими богов. Будды живут в космическом

пространстве, но когда они снисходят до воплощения в то или иное земное

тело, происходят великие чудеса: с неба падают цветы, дрожит земля, с

ясного, безоблачного неба гремит гром. Будды проповедуют Истину, Учение,

Закон (т. е. дхарму) и обращают людей на путь будды. Наиболее популярные

будды, почитаемые во всех странах,- Шакьямуни, будда будущего мирового

периода Майтрея, пять дхьяни-будд (дословно "будды созерцания"), или пять

татхагат, истечением которых является вселенная и ее части, их имена —

Вайрочана (он обитает в центре), Акшобхья (на востоке), Ратнасамбхава (на

юге), Амитабха (на западе), Амогасиддхи (на севере).

Второй ранг пантеона — бодхисаттвы. Буквальный перевод этого слова —

"существо, стремящееся к просветлению". Им может быть человек или любое

другое живое существо, принявшее решение стать буддой. Бодхисаттвой был

Шакьямуни до того, как стал Буддой, именно будучи бодхисаттвой, он 550 раз

перерождался на земле в облике разных живых существ. Число бодхисаттв также

бесконечно. На пути к состоянию будды бодхисаттва руководствуется шестью

"духовными совершенствами" (парамитами) — щедрость, нравственность,

терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость. С их

помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам. Наиболее

популярные бодхисаттвы: олицетворение сострадания Авалокитешвара:

бодхисаттва мудрости Манджушри, борец с заблуждениями и тупостью Ваджрапани

и др. Бодхисаттвы особенно популярны в махаяне, их подвигам и деяниям

посвящена значительная литература.

Третий ранг пантеона — архаты и пратьекабудды. Слово архат означает

"достойный". Так назывались люди, достигшие при жизни наивысшего уровня

духовного развития. Особенно популярны 16 архатов в хинаяне и 18 архатов в

махаяне — к их числу относятся ученики и ближайшие последователи Шакьямуни.

Пратьекабудда — дословно "будда для самого себя". Он достиг нирваны и спас

самого себя, но проповедью учения с целью спасения других не занимается.

Их, как и будд, может быть неограниченное количество. Архаты и

пратьекабудды более популярны в хинаяне, чем в остальных направлениях

буддизма.

В пантеоне ваджраяны появился еще один важный ранг — идамы. По

отношению к ним уже вполне допустимо употреблять термин "божества". Их

основное назначение — охранители, и в принципе им может стать любой

персонаж пантеона; верующий выбирает его своим покровителем, начав

восхождение по пути Будды. Они делятся на имеющих мирный, гневный и

полугневный облик. Самый известный из гневных — Ямантака, победитель бога

смерти Ямы. Все его формы — многорукие, многоногие и многоликие.

К.числу явлений общебуддийской религиозной практики следует отнести и

тренировку по определенной психологической и физиологической программе. Она

имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако

побочные эффекты, которые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с

точки зрения понимания сущности и возможностей этой практики. Уже в

индийской религиозной традиции возникло представление о том, что полное

овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого

состояния, при котором возможно видеть и слышать все, что происходит во

вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху,

принимать любые обличья и т.д. На санскрите эти способности называются

сиддхи, на пали — иддхи.

В переводе на язык наших дней речь идет о ясновидении, телепатии,

парадиагностике и т. д., то есть о тех явлениях, которые изучает сейчас

парапсихология, отнюдь не объявляя их огульно шарлатанством и по

возможности снимая с них мистический ореол. Очевидно, особая острота чувств

была немаловажным фактором при отборе учеников и в школы йогов в Индии и в

школы ваджраяны Тибета. Школа, разумеется, в данном случае, понятие

условное, речь идет только об учителе и ученике, их сознательном и

подсознательном контакте, который может осуществляться где угодно: в

пещерах, на вершинах гор, в стенах монастырей, при личном общении и на

большом расстоянии. Каждая стадия обучения заканчивалась определенными

испытаниями духа и тела посвященного. Прошедшие их продолжали

совершенствоваться на избранном пути, некоторые отсеивались, а иные в ходе

испытаний погибали или сходили с ума, став жертвами непосильного

психологического напряжения.

Несколько слов о концепции Калачакры — одной из важнейших в буддизме.

Ее суть во взаимосвязи и взаимозависимости вселенной и человека. Как все,

что происходит во вселенной, влияет на человека, так все, что происходит в

человеке, его психике и теле, способно, согласно этой концепции, повлиять

на вселенную. Именно поэтому так важно осознание каждой личностью своего

места в мироздании и чувства ответственности за все, что в нем происходит.

Калачакра это также "колесо времени" в его циклическом восприятии, которое

охватывает собою малые 12-летние циклы, объединенные в более крупные

временные единицы .- 60-летние циклы. Калачакра как календарная система

была введена в Тибете в 1027 г. 60-летний цикл как основа летосчисления уже

существовал к тому времени в Китае, где его введение приписывалось

императору Хуанди в 2697 г. до н. э., и в Японии, куда он попал вместе с

буддизмом и где дата его введения — 604 год. В Монголии он известен с XIII

в. Однако календарь это особая тема, связанная с буддизмом косвенно, через

идею бесконечности времени, бесконечной цепи перерождений, замкнутого

"колеса бытия" с его шестью мирами.

К числу общебуддийских относится и концепция мандала, без которого

немыслимы ни одна из национальных разновидностей буддизма и ни один из его

уровней. Мандала — явление, не поддающееся однозначному определению. Это и

философская концепция буддийской вселенной, и магическая диаграмма,

используемая в практике созерцания, и расположенный в виде иерархической

пирамиды пантеон богов, и просто блюдо для сбора жертвоприношений,

используемое в храмовых службах. Все эти значения при их кажущейся

несовместимости взаимопереплетаются и восходят к древнейшему смыслу этого

слова, которое в индийской традиции обозначало целый куст родственных

понятий — круг, орбита, пространство, космос и т. д.

Геометрическая схема, лежащая в основе мандала,- круг, вписанный в

квадрат, который в свою очередь тоже вписан в круг, представляет собой

архетипическую форму освоения пространства человеком, построения

универсальной модели вселенной. Именно потому так близки друг к другу

храмовые комплексы буддизма, христианства, ислама, а также других религий,

что в основу храмового зодчества любой из них положена одна и та же

общечеловеческая идея: храм — жилище бога и потому он должен выглядеть как

уменьшенная модель вселенной, которая есть истечение или творение этого

бога. В буддизме, наряду с храмами, функцию вертикальной модели вселенной

несет на себе ступа. Мандала, чаще всего написанная в виде иконы, считается

горизонтальной моделью вселенной, хотя ее можно изобразить и в скульптуре.

Человек, совершающий медитацию, мысленно помещает себя в центре мандала и

по мере прохождения разных стадий медитации приближает себя к слиянию с

божеством, которое выступает как объект медитации, а через него — с

космическим абсолютом. Так для созерцающего сливаются воедино мандала как

модель вселенной и мандала как геометрическая схема для медитации, т. е.

две наиболее значимые его функции. Эзотеричность концепции мандала ничуть

не помешала ее весьма широкому распространению и признанию в самых разных

областях жизни на Западе, например в живописи, искусстве танца, медицине

(картины в стиле мандала, танцы в ритме мандала, даже рисунки

душевнобольных в психиатрических клиниках, выражавшие их подсознательное

восприятие мира. тоже могут быть рассмотрены как варианты мандала).

В обширной мифологии ваджраяны есть одна легенда, заслуживающая

особого упоминания: о стране всеобщего благоденствия Шамбале. В ней не

бывает болезней, неурожаев, стихийных бедствий. Ее жители — сильные,

стройные люди, живущие до глубокой старости. Они не просто буддисты, но

проникли в самые глубины сокровенного знания. Путь в Шамбалу могут найти

только те, кто овладел этими знаниями столь же глубоко и преодолел в себе

чувственную привязанность к жизни. Все прочие могут пройти рядом и не

заметить ее. Существует немало легенд о людях, побывавших в ней и унесших

свет истины в свои страны. Не раз даже в нашем веке отправлялись на поиски

этой страны и отдельные энтузиасты и целые экспедиции. Не избежал этого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.