Буддизм
— литературы, вобравшей в себя все философские знания раннего буддизма, что
единственной реальностью является пустота, а все остальное многообразие —
это лишь игра нашего больного воображения.
НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА
Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских
монахов приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма
начали все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до
отдаленных районов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Если население,
подстрекаемое жрецами местных религий, враждебно относилось к их
проповедям, то буддийские миссионеры не вступали в единоборство и шли
дальше. Если же им удавалось заручиться поддержкой .местных правителей или
найти поселения, в которых местное духовенство более или менее терпимо
относилось к деятельности монахов, то они начинали активную пропаганду
среди населения. У них появлялись последователи, создавалась буддийская
община. Эта способность буддийской общины к длительному мирному
сосуществованию с любыми культами, религиями и социальными системами
позволяла ей держаться сотни лет при самых неблагоприятных условиях. Так
было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена
португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае,
в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии.
Именно изначально присущая буддизму терпимость давала возможность
буддийским монахам дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения
Будды.
Уже в период своего распространения буддизм имел разработанную
систему логики, которая позволяла его проповедникам одерживать победы в
диспутах со своими противниками, например в Индии и Китае. Буддийские
монахи обслуживали все слои общества от презираемых каст до аристократов.
Вклиниваясь в местные религиозные верования, буддизм ассимилировал их.
Вооруженные колоссальной литературой, буддийские общины вели
"просветительскую" работу среди населения на местных языках, адаптируя
канонические джатаки, аваданы, сутры и приближая их к народным легендам и
обычаям. Буддийская система этики органически вплеталась в традиционную
мораль классового общества. Культовая парадность махаянистского буддизма
имела огромный успех в народе. Сангха привлекла к себе тысячи обездоленных
крестьян и разочарованных аристократов. Нередко она становилась
значительной социальной и политической силой в государстве. Правящие классы
были также заинтересованы в распространении буддизма, ибо его доктрины
помогали укреплению и сохранению существующих порядков. Введение буддизма
нередко сопровождалось внедрением достижений более развитых цивилизаций.
Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии:
грамматику, медицину, астрономию и астрологию: народы Юго-Восточной Азии —
литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру индийских
цивилизаций. Кроме того, буддизм всячески поддерживал идею божественности
правителя, увеличивая его славу.
Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании
взаимоотношений государства и буддийской общины, разработав три
последовательные стадии взаимоотношений дхармы и государства. На первой
стадии правитель соглашается выполнять определенные функции ради народа, а
ему предоставляются определенные права, включая сбор налогов. Если
правитель злоупотреблял своей властью, люди могли уйти в другие места, под
защиту иного вождя. Но по мере расширения территории государства такая
форма защиты стала нереальной, и буддизм создал доктрину всемогущей дхармы,
способной уничтожить недостойного правителя. Весь мир объявлялся
разделенным на две сферы — "два колеса", действующие подобно колесам
колесницы, осью которой является человеческое общество, его желания,
стремления и судьбы. Подобная система объясняется тем, что всемогущая
дхарма не может действовать в этом мире сама по себе и нуждается в
покорности или поддержке государства и буддийской общины. Кульминационным
пунктом этой теории является концепция всемирного правителя (чакравартина),
который объявлялся благородным правителем и двойником бодхисаттвы. Как и
бодхисаттва, он отмечен 32 знаками великого человека и наделен
сверхъестественной властью. Он уникален, так как одновременно не может быть
двух чакравартинов. Те места, где родился и короновался чакравартин, где он
одержал наиболее значительные победы и умер, объявлялись "памятными". Над
останками чакравартина полагалось сооружать ступу, посещение которой
считается религиозной заслугой. Концепция утверждала, таким образом, полное
сходство между статусами будд, бодхисаттв и чакравартина. Поэтому власть
последнего не могла рассматриваться как земная или рациональная,
Чакравартин приводил в движение оба колеса (дхармы и государства),
олицетворяя духовную и светскую власть. Третья стадия — это идеальное
государство, в котором дхарма в качестве космической силы регулирует
поведение общества, а государство рассматривается как этический институт,
извлекающий свой авторитет из дхармы и ведомый сангхой.
Хронология и география распространения буддизма выглядят так. В конце
I тысячелетия до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э.
он распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в
себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в.
н.э. буддизм проникает в Китай, в IV в.- в Корею, в VI в.- в Японию, в VII
в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и
Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме,
Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии —
буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже
очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и
Америку.
Мифология буддизма начала складываться одновременно с формированием
основных концепций религии — т. е. в VI-V вв. до н. э.
Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не
запрещал им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то
временное облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели —
просветлению, нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов
добуддийской Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель
мира Брахма; бог грома и молнии Индра, олицетворение энергии,
благоустраивающей мир, Вишну; предводитель низших божеств, имеющий тело
человека и голову слона, Ганеша; полубоги гандхарвы, хранители сторон света
локапалы и др. Параллельно шел процесс мифологизации реальных исторических
лиц, сыгравших важную роль в создании и распространении учения. Прежде
всего это касается самого Будды Шакьямуни и его ближайших учеников. Вскоре
к ним присоединились настоятели наиболее значительных монастырей, учителя
веры, отшельники и т. д.
Позднее процесс включения в буддийский пантеон добуддийских богов
получил развитие во всех странах, где буддизм распространялся и утверждался
в качестве государственной религии. В Японии, например, в пантеон
буддийских богов вошло чрезвычайно популярное божество военных и
горнорудных дел Хатиман. Первоначально в VIII в. он рассматривался как
покровитель буддизма из среды местных божеств, персонаж, обеспечивающий
благополучную постройку буддийских храмов, поиски меди и золота для статуй
Будды и т. д.
При буддийских храмах воздвигались его святитилища как божества —
охранителя, а в 1809 г. официальные хроники впервые называют его "великим
бодхисаттвой". В Тибете в пантеон оказались включенными Падмасамбхава и
Цзонхава — реальные исторические лица, основатели разных школ буддизма,
персонаж героического эпоса тибетцев Гесер, в Монголии — обожествленный
Чингисхан, в образе которого слились реальное историческое лицо и шаманское
божество, почитаемое монголоязычными народами (монголами, бурятами,
калмыками), Цагаан убугун (Белый старец) -покровитель всякого земного
плодородия и благополучия и т. д. Такие примеры можно привести по каждой
буддийской стране. Кроме того, вовлеченными в процесс создания пантеона
оказались многочисленные местные божества и духи земли, гор, перевалов,
озер и прочих местностей, В их числе птицеголовые и звероголовые духи
Тибета, змеиные божества нага Индии и Юго-Восточной Азии, вполне
человекообразные духи Монголии, многие синтоистские божества Японии,
ставшие духами-хранителями японских храмов н земли, на которой те
построены. Известные монгольские и бурятские шаманы, согласно позднее
сочиненным буддийским легендам, были обращены в буддизм либо самим Буддой,
либо далай-ламой, с которыми те где-либо повстречались и т. п. Но все, что
мы здесь перечислили, это так называемые "местные пантеоны", которые
создавались в каждой конкретной буддийской стране на основе ее собственной
религиозной и мифологической традиции.
Однако постепенно, хотя и далеко не сразу, сложился и общебуддийский
пантеон,-единый для всех стран буддийского мира, хотя в каждой из них эти
боги назывались по-своему, а иногда даже меняли пол (мужской на женский).
Так, например, Авалокитешвара, придя из Индии в Китай под именем Гуаньинь и
в Японию под именем Каннон, превратился из мужского персонажа пантеона в
женский.
Самый высокий ранг этого пантеона образуют будды. Всякое живое
существо, достигшее просветления и сменившее мир сансары на мир нирваны,
становится буддой. "Просветленные" (как их можно называть) в полном смысле
слова богами не являются — буддисты и буддологи протестуют против
употребления этого термина по отношению к буддам, хотя ряд качеств,
которыми обладают будды, человечество издавна привыкло приписывать богам:
всемогущество, способность совершать чудеса, возможность появляться в
разных обликах, влиять на ход событий в нашем и других мирах и т. д.
Отказавшись от термина боги, назовем будд высшим рангом персонажей
буддийской мифологии.
Каковы же основные характеристики этого ранга? Прежде всего, будд
неисчислимое количество, они способны перерождаться во всех мирах и во всех
временных периодах. Они начинают свой путь к просветлению как бодхисаттвы
(это 2-й ранг пантеона). Все будды обладают 32 признаками совершенства,
силами и способностями, превосходящими богов. Будды живут в космическом
пространстве, но когда они снисходят до воплощения в то или иное земное
тело, происходят великие чудеса: с неба падают цветы, дрожит земля, с
ясного, безоблачного неба гремит гром. Будды проповедуют Истину, Учение,
Закон (т. е. дхарму) и обращают людей на путь будды. Наиболее популярные
будды, почитаемые во всех странах,- Шакьямуни, будда будущего мирового
периода Майтрея, пять дхьяни-будд (дословно "будды созерцания"), или пять
татхагат, истечением которых является вселенная и ее части, их имена —
Вайрочана (он обитает в центре), Акшобхья (на востоке), Ратнасамбхава (на
юге), Амитабха (на западе), Амогасиддхи (на севере).
Второй ранг пантеона — бодхисаттвы. Буквальный перевод этого слова —
"существо, стремящееся к просветлению". Им может быть человек или любое
другое живое существо, принявшее решение стать буддой. Бодхисаттвой был
Шакьямуни до того, как стал Буддой, именно будучи бодхисаттвой, он 550 раз
перерождался на земле в облике разных живых существ. Число бодхисаттв также
бесконечно. На пути к состоянию будды бодхисаттва руководствуется шестью
"духовными совершенствами" (парамитами) — щедрость, нравственность,
терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость. С их
помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам. Наиболее
популярные бодхисаттвы: олицетворение сострадания Авалокитешвара:
бодхисаттва мудрости Манджушри, борец с заблуждениями и тупостью Ваджрапани
и др. Бодхисаттвы особенно популярны в махаяне, их подвигам и деяниям
посвящена значительная литература.
Третий ранг пантеона — архаты и пратьекабудды. Слово архат означает
"достойный". Так назывались люди, достигшие при жизни наивысшего уровня
духовного развития. Особенно популярны 16 архатов в хинаяне и 18 архатов в
махаяне — к их числу относятся ученики и ближайшие последователи Шакьямуни.
Пратьекабудда — дословно "будда для самого себя". Он достиг нирваны и спас
самого себя, но проповедью учения с целью спасения других не занимается.
Их, как и будд, может быть неограниченное количество. Архаты и
пратьекабудды более популярны в хинаяне, чем в остальных направлениях
буддизма.
В пантеоне ваджраяны появился еще один важный ранг — идамы. По
отношению к ним уже вполне допустимо употреблять термин "божества". Их
основное назначение — охранители, и в принципе им может стать любой
персонаж пантеона; верующий выбирает его своим покровителем, начав
восхождение по пути Будды. Они делятся на имеющих мирный, гневный и
полугневный облик. Самый известный из гневных — Ямантака, победитель бога
смерти Ямы. Все его формы — многорукие, многоногие и многоликие.
К.числу явлений общебуддийской религиозной практики следует отнести и
тренировку по определенной психологической и физиологической программе. Она
имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако
побочные эффекты, которые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с
точки зрения понимания сущности и возможностей этой практики. Уже в
индийской религиозной традиции возникло представление о том, что полное
овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого
состояния, при котором возможно видеть и слышать все, что происходит во
вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху,
принимать любые обличья и т.д. На санскрите эти способности называются
сиддхи, на пали — иддхи.
В переводе на язык наших дней речь идет о ясновидении, телепатии,
парадиагностике и т. д., то есть о тех явлениях, которые изучает сейчас
парапсихология, отнюдь не объявляя их огульно шарлатанством и по
возможности снимая с них мистический ореол. Очевидно, особая острота чувств
была немаловажным фактором при отборе учеников и в школы йогов в Индии и в
школы ваджраяны Тибета. Школа, разумеется, в данном случае, понятие
условное, речь идет только об учителе и ученике, их сознательном и
подсознательном контакте, который может осуществляться где угодно: в
пещерах, на вершинах гор, в стенах монастырей, при личном общении и на
большом расстоянии. Каждая стадия обучения заканчивалась определенными
испытаниями духа и тела посвященного. Прошедшие их продолжали
совершенствоваться на избранном пути, некоторые отсеивались, а иные в ходе
испытаний погибали или сходили с ума, став жертвами непосильного
психологического напряжения.
Несколько слов о концепции Калачакры — одной из важнейших в буддизме.
Ее суть во взаимосвязи и взаимозависимости вселенной и человека. Как все,
что происходит во вселенной, влияет на человека, так все, что происходит в
человеке, его психике и теле, способно, согласно этой концепции, повлиять
на вселенную. Именно поэтому так важно осознание каждой личностью своего
места в мироздании и чувства ответственности за все, что в нем происходит.
Калачакра это также "колесо времени" в его циклическом восприятии, которое
охватывает собою малые 12-летние циклы, объединенные в более крупные
временные единицы .- 60-летние циклы. Калачакра как календарная система
была введена в Тибете в 1027 г. 60-летний цикл как основа летосчисления уже
существовал к тому времени в Китае, где его введение приписывалось
императору Хуанди в 2697 г. до н. э., и в Японии, куда он попал вместе с
буддизмом и где дата его введения — 604 год. В Монголии он известен с XIII
в. Однако календарь это особая тема, связанная с буддизмом косвенно, через
идею бесконечности времени, бесконечной цепи перерождений, замкнутого
"колеса бытия" с его шестью мирами.
К числу общебуддийских относится и концепция мандала, без которого
немыслимы ни одна из национальных разновидностей буддизма и ни один из его
уровней. Мандала — явление, не поддающееся однозначному определению. Это и
философская концепция буддийской вселенной, и магическая диаграмма,
используемая в практике созерцания, и расположенный в виде иерархической
пирамиды пантеон богов, и просто блюдо для сбора жертвоприношений,
используемое в храмовых службах. Все эти значения при их кажущейся
несовместимости взаимопереплетаются и восходят к древнейшему смыслу этого
слова, которое в индийской традиции обозначало целый куст родственных
понятий — круг, орбита, пространство, космос и т. д.
Геометрическая схема, лежащая в основе мандала,- круг, вписанный в
квадрат, который в свою очередь тоже вписан в круг, представляет собой
архетипическую форму освоения пространства человеком, построения
универсальной модели вселенной. Именно потому так близки друг к другу
храмовые комплексы буддизма, христианства, ислама, а также других религий,
что в основу храмового зодчества любой из них положена одна и та же
общечеловеческая идея: храм — жилище бога и потому он должен выглядеть как
уменьшенная модель вселенной, которая есть истечение или творение этого
бога. В буддизме, наряду с храмами, функцию вертикальной модели вселенной
несет на себе ступа. Мандала, чаще всего написанная в виде иконы, считается
горизонтальной моделью вселенной, хотя ее можно изобразить и в скульптуре.
Человек, совершающий медитацию, мысленно помещает себя в центре мандала и
по мере прохождения разных стадий медитации приближает себя к слиянию с
божеством, которое выступает как объект медитации, а через него — с
космическим абсолютом. Так для созерцающего сливаются воедино мандала как
модель вселенной и мандала как геометрическая схема для медитации, т. е.
две наиболее значимые его функции. Эзотеричность концепции мандала ничуть
не помешала ее весьма широкому распространению и признанию в самых разных
областях жизни на Западе, например в живописи, искусстве танца, медицине
(картины в стиле мандала, танцы в ритме мандала, даже рисунки
душевнобольных в психиатрических клиниках, выражавшие их подсознательное
восприятие мира. тоже могут быть рассмотрены как варианты мандала).
В обширной мифологии ваджраяны есть одна легенда, заслуживающая
особого упоминания: о стране всеобщего благоденствия Шамбале. В ней не
бывает болезней, неурожаев, стихийных бедствий. Ее жители — сильные,
стройные люди, живущие до глубокой старости. Они не просто буддисты, но
проникли в самые глубины сокровенного знания. Путь в Шамбалу могут найти
только те, кто овладел этими знаниями столь же глубоко и преодолел в себе
чувственную привязанность к жизни. Все прочие могут пройти рядом и не
заметить ее. Существует немало легенд о людях, побывавших в ней и унесших
свет истины в свои страны. Не раз даже в нашем веке отправлялись на поиски
этой страны и отдельные энтузиасты и целые экспедиции. Не избежал этого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|