Билеты по философии для аспирантов и соискателей
4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное
совершенство.
5. Все объяснить может только Бог.
Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, которое
находит свое проявление в неповторимости индивидуальной человеческой души.
Индивидуальность сохраняется в бессмертной душе и после смерти. Но такое
бестелесное существование души является неполным. Полная субстанция
человека требует единства души и тела, что реализуется в «День Страшного
суда».
Фома различает три стадии познания мира:
. степень чувствен-
ного познания;
. степень рацио-
нального познания;
. религиозная степень познания – вера.
Фома Аквинский отрицает материю, но признает форму. Признает принципы
креоцианизма, т.е. творение мира из ничего. Бог творит формы и они
воплощаются в мире. Сотворенные Богом предметы не имеют собственного
существования и только принимают участие в существовании.
2. В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время
существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:1.
натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,
возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного
отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений
в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел
человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить
вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,
космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее
четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем
проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении
ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности
формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт
мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С
момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка
и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало
антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти
появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек
стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл.
речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык
слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле
- слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения
. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило
вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр.
наглядным.
3.
Билет 17
1. Р. Декарт. Обоснование Д. рационализма, разраб. дедукт. метода
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник.
капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-
е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия
ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как
на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие
приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.
метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест
выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Фил. работы Д.
посвящ. в осн. методологич. пробл. (“Рассужд. о методе”, “Начала ф.”). Д.
придерж. дуалистич. взглядов. Пыт. созд. ф. систему на осн. признания 2х
самост. начал: духа и материи. Мир - творение Бога, сост. из самост.
субстанций: дух. и мат. Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух.
- мышл-е. Ч-к - механич. соед-е дух. и мат. субст., души и тела. Движ-я
чел. орган-ма зав. от тела, мысли связ. лишь с душой. Обе субст. не явл.
соверш. Субст. - вещь, кот. в своем сущ-ии нужд. толко в самой себе. Сл.,
соверш. субст. явл. лишь Бог, он тж. прич. самого себя. Исходн. пункт ф. Д.
- мышление, а не бытие, сл. склоняется к идеализму, но в физике и
физиологии Д. материя - единств. субст., единств. основ. бытия и позн-я. Д.
наделяет материю механист. св-вами. М. - все, что им. объем, заним. опр.
часть прост-ва. Д. свел все многообр. движ-я мат. к мех. движ. Качества как
запах, цвет - только чел. ощущ. Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух.,
тж. ч-к в отл. от жив. имеет врожд. идеи. Дуализм опр. теорию позн. и
учение о методе Д. Д. развив. рацион-м: в акте позн-я разум ч-ка не нужд. в
чувств. вещах, т.к. истинность знаний нах. в самом разуме, постигаемых им
предст. и понятиях. Разум - главн. и единств. источник знаний, сл. немат.
дух. субст. им. врожд. идеи (напр. идея Бога, чисел и фигур). Д. считал,
что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод позн-я. Сл.,иссл-я во
всех науках, вкл. ф., след. нач. с отыск. самоочевид., ясн., и в силу этого
истинных пол-й, не нужд. в чувств. мат-ле и логич. док-вах. Дедукция -
единств. метод позн-я. Начинать надо с методол. сомнения. Сомневаться можно
во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.”
Д. уверен, что сущ. достоверное познание. Д. счит., что не мышление порожд.
бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.
Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн.
мира возможно. Задача - использ. познават. способ-стей правильно.
Истинность позн. вытек. из сущ-я врожд. идей. В.и. - не готовые истины, а
предрасполож. разума. Сл., в позн. гл. роль принадл. разуму, а не ощущ-ям.
Это утверждение рац-ма. Разум неизб. достигнет ист. знания, если будет исх.
из достоверн. метода. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила:
1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять
всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания;
3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей;
4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что
с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из
факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт -
лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.
2.
3.
Билет 18
1. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство.
Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и
культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в
Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в
услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях
жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой
богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для
подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название
“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство
уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма,
враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп.
Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие
к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра
апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов
церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты
обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр.
поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более
соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) -
сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ.
писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг
вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир.
чел и его целях). Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430,
род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог
сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир
представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое
место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой
и своб. воли. Душа нематер, бессметна. Субъективно чел действует свободно,
но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Схоластика. Гл.
направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах.
Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана
в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты
отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная
логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к
единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о
прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1.общие
роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот
Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость
существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность
или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный
реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П.
Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на
этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по
отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это
номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме
бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально,
незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только
индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм.
Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного,
единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни
единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и
той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие
интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все
общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные
представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и
Раймунд Луллий. А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф.
против богословия. В вопр. о универс. - умеренный реалист (см. п.1)
Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума,
например о 3 лицах бога. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных
догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего
Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.
изначального принципа формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим
видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив.
явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив.
воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один
из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош.
к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе
бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности
трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).
Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных рассуждений в
качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из
тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они
совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как
действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину.
Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога -
верховной причины.
3.
Билет 19
1. Античный атомизм. Демокрит.
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.
стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-
к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз.
натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д.
призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и
пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно,
не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие
делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и
разгран-я вещей, она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы
друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и
их эл-там двигаться. Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых
частиц, невидимых из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами.
Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов
бесконечно, пустота тж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку
и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к.
атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-
я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь
создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала
законом-сьб в движ. атомов - закон тяготения подобного к подобному. В пр-се
атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва
вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл.
цель познания - обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. свою
причину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события - выдумка. Д.
одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем
чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к
разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов
обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц.
отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание
продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение.
Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич.
и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им.
историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт.
мира.
53. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в
то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование.
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой
чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений
– представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Но
эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает
также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний –
научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной
рациональной обработки данных наблюдений.
В теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного
и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,
умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения
действительности. Но при построении теории используются также и наглядные
модельные представления.
Таким образом теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.
Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания
доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.
Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:
а) Предмету.
Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же
объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-
разному.
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений
и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит
выделение сущностных связей в чистом виде.
Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и
представляет собой вероятностно-истинное знание.
Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.
Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих
корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление
закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического
исследования.
б) Средствам.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.
На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в
мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является
познание сущности в чистом виде.
Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно
обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.
Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы
можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и
признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –
тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).
в) Методам.
Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное
наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений
объективную характеристику изучаемых явлений.
Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения
идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными
объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к
конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического
исследований.
Структура эмпирического и теоретического уровней знания.
Эмпирический уровень.
1. Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных
данных субъекта наблюдения.
2. Эмпирические факты – рациональная обработка данных наблюдения и поиск в
них устойчивого, инвариантного содержания.
Теоретический уровень.
1. Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно
ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных
объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию
эмпирической реальности.
Билет 20
2. Проблемы истины в философской теории познания.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо
писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно
истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|