рефераты скачать

МЕНЮ


Билеты по философии (БрГТУ)

p> Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире.

Старый материализм и материализм марксистский остались предметно

"тождественными" в том смысле, что принимали материю в качестве первичной субстанции. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы реальности: природу, общество и мышление.

К своеобразию марксистской философии относится единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.

Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма.

Предпосылки зарождения диалектического материализма:

1. социально - политические: 2 класса : буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.

2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.

3. Теоретические источники: французский утопический социализм

Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой покупает.

Недостатки марксизма: o Недооценка проблемы человека как индивида; o Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики; o Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии; o Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.

С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20

-50 -х гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.

11. Бытие ( от слова быть, наличествовать) - это самая широкая и абстрактная философская категория и самая бедная по содержанию.

Формы бытия: o Материальная ( первая природа - естественная материя; вторая природа - созданное человеком); o Идеальная ( субъективный дух - внутренний психический мир человека; объективный дух - формы общественного сознания).

Именно вторая природа и субъективный дух составляют бытие человека или социальное бытие.

Уровни бытия: o Актуальное - всё, что есть в действительности; o Потенциальное - всё, что есть в возможности.

Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия (потенциальный уровень). Возможность есть потенциальное бытие, действительность - актуальное бытие (актуальный уровень бытия).

Все различия в философских воззрениях касаются различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия.

Проблемы, различные решения которых определяют различия в философских воззрениях: o Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства? o Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? o Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким - либо законам, или он изменяется произвольно? o Обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?

Отсюда возникает идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т. д.

В категории бытия фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: o Субстрат - то, из чего всё сделано (тождественно понятию

"материя"). o Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые они существуют. В

18 веке под субстанцией подразумевали всё, что существует само по себе и представляется само через себя. Но впоследствии термин

"субстанция" был модифицирован, и он стал обозначать неизменную основу сменяющихся явлений.

Противоположное понятие бытию - небытие - это всё, чего нет.

12. Материя как понятие - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Вопрос о сущности материи затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не создавать множества трактовок материи.

Материя - это: o Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств. o Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.

Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.

Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д.

Но важнейшими свойствами являются: o пространство; o время; o движение как способ существования материи.

Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

1. этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

2. Этап вещественно - субстратного представления о материи.

Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

3. Этап философско - гносеологического представления о материи.

4. Этап философского субстанциально - аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям

"вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов.

В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.

13. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.

Свойства движения: o Объективность (независимость существования от сознания человека); o Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи); o Несотворимость и неуничтожимость; o Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.

Существуют следующие формы движения: o Пространственное перемещение; o Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; o Гравитационная; o Сильное (ядерное) взаимодействие; o Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); o Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); o Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д. ); o Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне и т. д. ); o Социальная (процессы, происходящие в обществе).

14. Пространство и время являются важнейшими свойствами материи.

Пространство характеризуется протяжённостью протяжённость и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения: o Субстанциональная концепция - пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё (Демокрит, Ньютон); o Релятивистская концепция - пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель,

Лобачевский, Риман, Эйнштейн).

Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трёхмерность.

Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

15. Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и первоначально оно означало искууство вести беседу, спор. Развивал это понятие Платон.

Диалектика - это теория познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления.

Существует 3 формы диалектики:

1) стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Сократ).

2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии

(Кант, Шеллинг, Гегель)

3) материалистическая диалектика (Маркс).

Принципы диалектики:

1) принцип всеобщей связи.

Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Типы связей:

-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и многообразие;

-системные - выражают принцип системности (система и элемент);

-причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность);

-связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей обусловленности явлений материального и духовного мира.

2) принцип развития.

Развитие - это вегда качественное изменение вещей, это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое движение являются противоположностями, составляющими содержание движения как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший признак развития - необратимость, другой признак - направленность

(изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным, гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным.

16. Законы материалистической диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и противоречия. Виды противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (положительное, отрицательное),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности.

Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями

(пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр. производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами; структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов); функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен; место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является количество. Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Существует и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок.

Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому.

Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого явления, тех условий, в которых совершается данное качественное изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности, структура.

Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении, развитии.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое включается в новое при том условии, если оно соответствует новым, изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний

.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает данный прогресс.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета

(явления).

17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию, оно есть "свёртка" практики.

Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания, мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь, усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.

Процесс познания составляют следующие элементы:

1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека и др.)

2) субъект познания - общественный- это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание.

3) предмет познания - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.