Бенедикт Спиноза как историк
Бенедикт Спиноза как историк
Бенедикт
Спиноза как историк
Абсолютная
статичность, полный покой и чрезмерный консерватизм просто не могут вызвать
интерес у человечества. Всё в мире течёт и изменяется, этому естественному ходу
вещей подвергнута и историческая наука. Историописатели, теологи, филологи,
хронисты – все они в течение многих веков совершали свой вклад в зарождение,
развитие и становление истории.
Философы
– это люди с уникальным и не всегда понятным для окружающих мировоззрением.
Философов привлекала история, они стремились понять её назначение как науки,
внести принципиально новые положения в принцип историзма. Поэтому будет весьма
актуальным и интересным рассмотреть личность Бенедикта Спинозы как историка.
Бенедикт Спиноза родился
в 1632 году в семье еврейских эмигрантов в Амстердаме. Окончил семиклассное
еврейское училище, где изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд. Затем
поступил в школу Франциска Эндена, где освоил латынь, физику, математику,
естествознание. Здесь же познакомился с работами Бруно, Бэкона, Гоббса, особое
впечатление на Спинозу оказали труды Декарта, учеником которого он себя в
дальнейшем считал.
Спиноза
посвятил несколько лет своей жизни изучению религиозных воззрений. Найдя
противоречия между Ветхим Заветом и еврейским богословием, Спиноза поставил под
сомнение догматы о сотворении мира, о душе и загробной жизни и даже Священное
Писание. Несоблюдение религиозных иудейских обрядов привело к тому, что в 1656
году совет раввинов подверг его великому отлучению и проклятию. Но это решение
не сломит философа, он до самой смерти будет излагать свои вольные мысли о религии
и боге.
Среди основных трудов
философа можно назвать "Принципы философии Декарта, изложенные в
геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей", "Богословско-политический
трактат", "Этика", "Политический трактат", "О
боге, человеке и его разуме".
В основе философии
Спинозы лежит положение о тройственности мира. Основными составляющими бытия
являются субстанция, атрибуты и модусы. Субстанция – это первопричина, которая
самостоятельна и ни от чего не зависит, субстанция – это Бог. Природа субстанции
выражается в её атрибутах – существенных и всеобщих свойствах. Атрибуты
проявляются через бесконечное число модусов. Каждый модус, в отличие от
субстанции, ограничен и конечен. Казалось бы, в этом философском принципе не
содержится информации важной для развития исторической науки, но здесь Спиноза
делает своё первое открытие. Модусы представляют собой мнения и рассуждения о
каком-либо объекте или процессе, а каждый модус восходит к божественной
субстанции. В человеческом сознании не может возникнуть неверной мысли об
историческом ходе вещей потому, что все они отражают божественную волю. Иными
словами – любое научное высказывание является верным, нет ложных мыслей и идей,
можно различить только более или менее адекватные. Эта точка зрения найдёт своё
продолжение в изречении XX
века: "Сколько историков, столько историй".
Основные принципы
гносеологии Бенедикта Спинозы также могут привлечь внимание профессионального
историка. Не раз в отечественной и зарубежной историографии вызывал бурную
реакцию вопрос о познаваемости прошлого. Причём этот спор породил диаметрально
противоположные точки зрения: "прошлое – это мир, который мы потеряли
навсегда"; прошлое можно с лёгкостью познать через "прозрачные"
исторические источники (марксизм). Спиноза полагал, что весь мир познаваем, но
происходит это потому, что человеческое сознание и все мысли – это результат
проявление модуса "бесконечный разум".
Спиноза возвращается к
античному мифологизированному восприятию мира как цикличной субстанции,
повторяя ряд положении Фукидида. Спиноза говорит, что мир и природа везде и
всегда остаются незыблемыми, а законы и правила природы, по которым всё
происходит и изменяется из одних форм в другие, являются неизменным. Но,
несмотря на цикличность природы, философ почти отвергает дидактическую роль
исторической науки. Исторические процессы повторяемы, но даже если человеческий
разум сможет понять общие закономерности через фиксацию всех событий и
наложение сходных явлений, даже предугадав дальнейших ход истории, грядущие
войны и экономический упадок, люди не смогут изменить естественный ход вещей.
Такую работу историка можно сравнить с предсказательствами и гаданиями.
Историки должны знать прошлое, чтобы заглянуть в будущее, но зачем знать, что
тебя ждёт в дальнейшем, если повлиять на силу божественной субстанции, волю
провидения невозможно.
Сам Спиноза так излагает
эту мысль: "Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной
необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек
может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою
жизнь и свои желания". Так философ обозначил цель историка получать знания
ради знаний. Не даром девизом Бенедикта Спинозы стало "крылатое"
изречение: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать!".
Отражены в философии
Спинозы и основные принципы работы с историческими источниками. Подобный
источниковедческий анализ был предложен Декартом, чьим последователем и был
Спиноза. Здесь можно выделить четыре основных принципа:
1.
необходимо
охватить наибольшее количество исторических источников по интересующей
проблеме;
2. нужно разделить исследовательское
пространство на более простые для разрешения задачи;
3. руководствуйтесь принципом
восхождения от простого к сложному;
4. составлений записей, описаний, систематизация
материала.
Философ останавливает
своё внимание на проблеме источников. Спиноза считает, что важным является
привлечение наибольшего количества источников, причём историческим источником
могут послужить и различные маргинальные пометы на полях, которые он сам
использовал при изучении Священного Писания. Однако Спиноза повторяет
обозначенный Фукидидом принцип аутопсии. Такой вывод можно сделать исходя из выделения
четырёх вида познания:
1.
мнение
2.
чувственное
познание:
3.
рациональное
познание;
4.
интуитивное
познание.
В этом классификации
самой низкой степенью познанию отличается мнение – чужие рассуждения и мысли, в
том числе письменные источники. Бόльшую ценность для историка представляет
информация, полученная с помощью метода самоучастия, будь то чувственное,
рациональное или интуитивное познание.
Рассмотрим, как решает
Спиноза проблему времени. Вслед за Декартом он выделяет три понятия: время (tempus), длительность (duration) и вечность (aeternitas). Вечность – это способ бытия
божественного, а длительность – это бытие тварное. Отсюда вытекает различие
между вечностью божественного бытия и длительностью тварных вещей. Что качается
времени, то оно служит лишь средством измерения длительности: "Чтобы
определить длительность вещи, мы сравниваем её с длительностью вещей, имеющих
прочное и определённое движение, и это сравнение называется временем".
Длительность может быть длиннее или короче, она по своей природе делима и
значит, состоит из частей. В этом положении Спиноза соглашается с членением хода
человеческой истории на периоды: века, эпохи. Длительность, в которой живёт
человечество, полностью зависит от Бога. Бытие тварных вещей вечно потому, что
вечен Бог. Длительность, в свою очередь, - реальная, бытийная основа времени.
Длительность является посредником между вечностью как атрибутом Бога и временем
как субъективным способом измерять объективную длительность.
Таким образом,
общепринятое понятие о времени подменяется у Спинозы термином длительность,
которая совмещает в себе и само время существования вещи в тварном мире и её
развитие.
Согласно Бенедикту
Спинозе, все предметы земного мира могут существовать лишь в пространстве,
которое философ называет также протяжением. Пространство "есть то, что
состоит из трёх измерений, но мы под этим не понимаем ни акта распространения,
ни чего-либо, от величины". Божественная субстанция стремится заполнить
пространство. Природа тела или материи состоит только в протяжении. Пустота не
может существовать потому, что это небытие. Пустоты не ни в тварном, ни в
божественном мире. Как говорил сам Спиноза: "пустота сама по себе
противоречивое понятие". Историческое пространство остаётся само по себе
неизменным, а подвергают его трансформации различные вещи и материи,
исторические личности и события могут искажать пространство, ведь пространство
и тело в действительности не различаются и оказывают совместное влияние.
Хотя Бенедикт Спиноза не
являлся профессиональным историком и был далёк от исторической науки, он всё же
сумел привнести свои собственные принципы историзма. Изложил принципиально
новый взгляд на время, пространство и развитие, а также дополнил основные
положения касаемо источниковедческой критики.
Философия Спинозы оказала
влияние на развитие классической философии, на Лессинга, Гёте, Гердера, Шеллинга,
Гегеля и продолжает привлекать своей уникальностью и глубиной.
|