Бэкон и его теория индуктивности
Бэкон и его теория индуктивности
Бэкон и его индуктивный метод.
Введение.
Бэкон и его жизнь.
Научные труды.
Индуктивный метод.
Послесловие.
Литература
Введение
Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества,
которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания,
культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной
стране. Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что
касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной
людской молве, чужеземным народам и будущим векам".
К Бэкону полностью применима характеристика, данная Ф. Энгельсом
деятелям эпохи Возрождения, которые не стали еще рабами разделения труда:
"Что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в
самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в
практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии ... Отсюда
та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми".
Крупнейший политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист,
лелеявший идею реформы средневекового права, философ, социальный
мыслитель, историк, литератор, публицист - вот далеко не полный перечень
граней культурно-исторического феномена, имя которому - Бэкон.
И все же потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-
материалист и основоположник экспериментирующей науки. История, как это
часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете справедливый отбор,
высветив в творческом наследии мыслителя и политика непреходящее и
оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из которых
представлялись современникам (и действительно были) не менее важными.
Новая вспышка исследовательского интереса к Бэкону, и прежде всего к
Бэкону-философу, произошла в 60 - 70-х годах нашего века, после того как
в 1961 г. было отмечено 400-летие со дня его рождения. В 1968 г. в США
переиздано наиболее полное собрание сочинений Ф. Бэкона, впервые
опубликованное в 50 - 70-х годах прошлого века его соотечественниками Дж.
Спеддингом, Р. Эллисом и Д. Хитом. В СССР двумя изданиями вышел
двухтомник, включивший важнейшие философские труды Ф. Бэкона.Закономерен
интерес и к личности этого человека, жившего в эпоху перехода от
средневековья к новому времени.
Бэкон и его жизнь
Детство Бэкона - он родился 22 января 1561 г. - прошло в лондонской
резиденции отца Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с дворцом
королевы. Расположение Порк-хауза довольно точно отражало и то место,
которое занимала семья Бэконов в придворной иерархии Елизаветы Тюдор.
Отец Фрэнсиса Николас Бэкон являл собой типичный образец "новой
знати", пришедшей на смену старой родовитой аристократии и занявшей
ключевые позиции в политической жизни тюдоровской Англии. Н. Бэкон сумел
получить высокое по тому времени образование: он окончил колледж Корпус-
Кристи в Кембридже со степенью бакалавра искусств, изучал право в
лондонской юридической корпорации Грейз-Инн, а на досуге читал сочинения
древнегреческих философов. Благодаря природной сметке, профессиональной
хватке и умению держать себя с власть имущими, Н. Бэкон достиг весьма
высоких ступеней на поприще юридической и государственной карьеры. В
течение 20 лет он занимал должность лорда-хранителя печати, одну из
наиболее высоких при елизаветинском дворе. Н. Бэкон пользовался
расположением и дружбой всесильного советника королевы Уильяма Сесила,
будущего лорда Бэрли, с которым к тому же находился и в родственных
связях: оба были женаты на дочерях Энтонк Кука, бывшего при Генрихе VIII
воспитателем наследного принца Эдуарда.
Мать Фрэнсиса, урожденная Анна Кук, была образованнейшей женщиной
своей эпохи. Она в совершенстве владела латынью, древнегреческим,
итальянским и французским языками. Фанатичная пуританка, Анна Бэкон
поддерживала личные контакты и переписку с ведущими теологами-
кальвинистами Англии и континентальной Европы. Ей принадлежит перевод на
английский язык ряда богословских трактатов.
Атмосфера придворных интриг и политических схваток заполняла покои и
залы Йорк-хауза. Кухня "большой политики" составляла содержание домашних
бесед. Сопряженность личных дел, интересов, наклонностей с проблемами
общегосударственными была одной из наиболее отличительных черт жизненного
уклада Бэкона. "Бэкон изощрил свой ум общественными делами, - заметил А.
И. Герцен, - он на людях выучился мыслить".
Весной 1573 г., после завершения домашнего образования, 12-летний
Фрэнсис и его брат Энтони, которому исполнилось 15, были отправлены в
Кембридж, в Тринити-колледж. К этому времени твердыни средневековой
университетской схоластики были в значительной степени поколеблены двумя
поколениями английских гуманистов. Поколеблены, но не уничтожены.
Университетское образование продолжало оставаться оторванным от
действительных потребностей жизни. Много лет спустя Бэкон с горечью
писал, что в Англии нет учебного заведения, где бы давалось образование,
необходимое для государственной деятельности, где бы молодые люди "прежде
всего изучали (помимо других наук) историю, новые языки, политические
книги и трактаты, чтобы затем приступить к государственной службе более
подготовленными и сведущими".
Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые осознал
бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля,
причесанного в соответствии с философскими вкусами самих схоластов. Это
отрицательное отношение к средневековому аристотелизму Бэкон сохранил на
всю жизнь. И, может быть, именно в эти годы впервые посетила его
дерзновенная идея пересмотра всей системы человеческих знаний. Обучение в
Тринити-колледже пришлось прервать из-за чумы, свирепствовавшей в Англии
с лета 1574 г. В 1576 г. Фрэнсис и Энтони поступают в качестве студентов
в Грейз-Инн. Но уже через несколько месяцев отец добивается зачисления 15-
летнего Фрэнсиса в состав английского посольства во Франции. Жизнь в
Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье, непосредственное участие в
выполнении дипломатических поручений способствовали расширению кругозора
юного дипломата.
Внезапная смерть отца в феврале 1579 г. принуждает Бэкона вернуться на
родину. Младший сын, он получил весьма скромное наследство. Пришлось
всерьез задуматься о своем будущем. Без особого энтузиазма Фрэнсис вновь
поступает в Грейз-Инн, где тщательно штудирует "общее право". Юридическая
карьера его складывалась удачно. Уже в 1582 г. он получил адвокатский чин
барристера, а четыре года спустя, в возрасте 25 лет, стал одним из
руководителей коллегии барристеров.
В 1584 г. Бэкон был впервые избран в палату общин от Малкомба
(графство Дорсет) и потом заседал в ней регулярно. Начало его
парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против
католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла
характер борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом
европейской католической реакции. Угроза иностранного вторжения
способствовала временной консолидации разнородных социальных групп
английского общества. Сведения о парламентской деятельности Бэкона в этот
период крайне скудны. Его имя упоминается в парламентских документах 1584
г. и 1586 г. среди ораторов, выступавших по вопросу о суде над Марией
Стюарт, а также в числе членов специального комитета, созданного в связи
с обсуждением этого вопроса.
Научные труды
К религиозным проблемам Бэкон подходит с сугубо светской политической
меркой, заботясь прежде всего о стабильности государственных дел. Ему
чужды настроения пуритан, "движимых опрометчивой ненавистью ко всем
церемониям и порядкам времен римской церкви (как если бы все они без
различия были суеверными и грязными) и ведомых болезненным подражанием
некоторым протестантским церквам". В то же время он считает эти
настроения скорее обидными для церковных и светских властей, нежели
враждебными. В английской реформации Бэкон выделяет три важных момента:
"удержание внутри королевства значительных денежных средств, которые
прежде стягивались в Рим", закрытие монастырей, освобождение английских
королей от подчинения внешним политическим силам. Своеобразная
охранительная позиция в вопросах религии обусловила и его отношение к
правительственным преследованиям папистов и пуритан. Он рекомендует
прибегать к репрессиям против тех и других лишь в случае их публичных
выступлений или других действий, наносящих вред государству.
Гораздо больше, чем противоборство англичан, католиков и пуритан,
Бэкона привлекали занятия философией, историей, искусством. Мировоззрение
Бэкона изначально складывалось как светское в своей основе. Его молодость
совпала с порой бурного цветения английской гуманистической культуры.
Современниками Бэкона были выдающиеся поэты и драматурги, филологи и
антикварии, мореплаватели и пираты, люди холодного ума и горячих страстей
- Фрэнсис Дрейк и Уолтер Рэли, Томас Смит и Уильям Кемден, Джон Лили и
Томас Нэш, Эдмунд Спенсер и Филипп Сидни, Роберт Грин и Томас Кид,
Кристофер Марло и Уильям Шекспир...
В 80-е годы Бэкон написал первый и, к сожалению, несохранившийся
философский трактат "Величайшее порождение времени", где с молодой
энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого знания и
сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам
издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса,
"определило характер всех его теорий", оставаясь их душой, животворящим.
Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского
интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы "Нового
Органона", придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы
вышло из-под его пера.
В 1597 г. в жизни Бэкона происходит и еще одно событие - он выпускает
в свет свой первый литературный труд "Опыты и наставления нравственные и
политические". В последующие годы "Опыты" переиздавались неоднократно. От
издания к изданию увеличивалось их число, разнообразилась тематика,
заметнее становился политический акцент. Издание 1597 г. состояло всего
из 10 коротких эссе, которые, на первый взгляд, производят впечатление
случайного, аморфного собрания с хаотической композицией. Сам автор в
посвящении, адресованном брату, опасался, что "Опыты" "будут подобны...
новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно,
очень уж мелки".
Но действительно ли случайной была тематика "Опытов" 1597 г.?
Фактически Бэкон рассматривает в них те же вопросы, которые волновали его
все последние годы - пути и способы достижения высоких должностей,
правила поведения в обществе и др. Об этом идет речь в опытах "Об
искусстве беседы", "О мерах соблюдения приличий", "О приближенных и
друзьях", "О просителях и ходатаях", "О почестях и известности". Проза
жизни продиктовала и темы двух других опытов - "О расходах" и "О способах
сохранить здоровье".
"Опыты" - это маленький свод правил морали, почерпнутых "больше из опыта,
нежели из книг". В них отчетливо проявляется гуманистический ренессансный
характер этики Бэкона, отвергавшего пассивное созерцательное отношение к
окружающему миру и считавшего, что счастье и благополучие может быть
достигнуто благодаря собственной активности человека. Этот
основополагающий принцип его этической концепции получает развитие в
последующих изданиях "Опытов", в философских и политических трудах.
Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в духовную мощь
человека, способного одолеть все, даже страх смерти. Он считает, что
"столь же естественно умереть, как и родиться" .
Логически продолжая свое этическое учение, Бэкон выводит его за рамки
отношений отдельных индивидов и распространяет на общественную жизнь в
целом. Уже в издании 1597 г. появляются опыты "О партиях" и "Об искусстве
переговоров", в которых Бэкон затрагивает сугубо политические проблемы.
Число "политических" опытов резко увеличивается в издании 1612 г. Бэкон
был знаком с "Опытами" Монтеня, впервые опубликованными в 1580 г., и
испытал их влияние. Характер этого влияния, соотношение масштабов
сделанного Монтенем и Бэконом хорошо показал А. И. Герцен. Во Франции XVI
в., писал он, "образовалось особое, практически-философское воззрение на
вещи... воззрение свободное, основанное на жизни, на самомышлении и на
отчете о прожитых событиях, отчасти на усвоении, на долгом, живом
изучении древних писателей; воззрение это стало просто и прямо смотреть
на жизнь, из нее брало материалы и совет...Монтень был в некотором
отношении предшественник Бэкона, а Бэкон - гений этого воззрения" .
Мышление Бэкона отличала одна не так уж часто встречающаяся черта -
постоянство идей, выводов, концепций. Вглядываясь, скажем, в дополнения,
которые он делал к новым изданиям "Опытов", трудно обнаружить швы между
разновременными частями. В жизни дело обстояло иначе...
Бэкону, 42-летнему юристу, оглядывающемуся назад, в свое прошлое,
приходилось признать, что большинство его надежд не осуществилось, а
планы все еще оставались планами. В 1604 г., стремясь заручиться
расположением Якова I, Бэкон составляет так называемую "Апологию" -
документ, призванный реабилитировать автора перед королем и друзьями
казненного графа. "Все, что я сделал, - заявляет Бэкон, - ...было сделано
по соображениям долга и служения королеве и государству" .
В первые годы царствования Якова Бэкон стремится заинтересовать его
своими политическими и научными идеями. "Подобно тому как весна года -
лучшее время для очищения и лечения тела природы, - пишет он, - так и
весна королевского правления - наиболее подходящее время для очищения
политического тела" В 1605 г. Бэкон издал первое крупное философское
произведение "Две книги о восстановлении наук" - принципиальный набросок
завершенного 18 лет спустя труда "О достоинстве и приумножении наук".
Первая книга посвящалась обоснованию выдающейся роли знания и наук во
всех областях жизни, вторая содержала схему классификации наук и намечала
пути их дальнейшего развития.
Собственно философской части сочинения предшествовал обильный поток
славословий в адрес Якова I, завершающийся следующим пассажем: "Поистине
нелегко было бы найти за всю историю со времени рождения Христа хоть
одного государя, которого можно было бы сравнить с вашим величеством по
разнообразию и глубине познании в области наук как человеческих, так и
божественных". Нас не должны удивлять эти выдержанные в духе явного
сервилизма комплименты, имеющие длительную, идущую со времени античности
традицию и обычные для литературной практики гуманистов эпохи
Возрождения. Их смысл не сводился только к "домогательству
благосклонности", но и преследовал этические цели, метко вскрытые самим
Бэконом: "Когда говорят людям, каковы они есть, им показывают, какими они
должны быть".
Однако идеи реформатора науки не были поняты королем. Перелистав как-
то одно из сочинений Бэкона, Яков заметил, что оно, как Священное
писание, превосходит все доступное пониманию.
В первом парламенте Якова, созванном в 1604 г., имя Бэкона называлось
в числе имен возможных кандидатов на пост спикера палаты общин. По давней
традиции на этот пост избиралось лицо, предложенное короной, но в
парламенте 1604 г. отлаженный механизм забуксовал. Депутаты встретили в
штыки кандидатуру двора и назвали собственных кандидатов, среди которых
Бэкон представлялся фигурой компромиссной, способной удовлетворить и
палату, и королевский двор.
В отношениях короны и парламента начинался новый этап. Палата общин
все больше стремилась к положению действенного и постоянного фактора в
политической жизни страны, подчеркивая законность и незыблемость своих
прав. Этот мотив отчетливо прозвучал уже в самом начале работы первого
парламента Якова. 20 июня 1604 г. был выработан документ "Апология палаты
общин", который рассматривается советскими историками как программа
политических и экономических требований нового дворянства и буржуазии.
Авторы "Апологии" заявляли: "В нашей стране нет другого занимающего столь
высокое положение органа, который мог бы по положению и правам ставиться
наравне с этой высокой палатой парламента, которая с согласия вашего
величества издает законы для всех других органов государства, сама же не
получает ни от какого другого органа ни законов, ни приказов". "Апология"
фактически отрицала абсолютный и единоличный характер королевской власти
как в гражданской, так и в духовной сфере и намечала мероприятия,
долженствовавшие по своему объективному смыслу обеспечить право
собственности на землю и неприкосновенность доходов от торгово-
промышленной деятельности.
Сравнение текста "Апологии" с парламентскими речами, письмами и
политическими трактатами Бэкона этих лет позволяет предположить, что его
идеи нашли отражение главным образом в той части, где идет речь об
устранении разногласий в вопросах религии, а также в отдельных
положениях, касающихся отмены наиболее одиозных феодальных повинностей.
При обсуждении в палате вопроса об англо-шотландской унии, которой
добивался король, Бэкон выступил как убежденный сторонник объединения
двух королевств. Он видел в англо-шотландской унии единственную реальную
гарантию против многовековой вражды и кровавых междоусобиц двух стран. К
тому же, полагал Бэкон, Англия, объединившись с Шотландией и подчинив
Ирландию, превратилась бы в одну из сильнейших монархий мира. По его
мнению, к началу XVII в. уже можно было говорить о единстве территории
двух соседних стран, которые не были разделены естественными границами, о
близости языка и общности религиозной доктрины (при различиях в церковной
организации); с воцарением Якова Стюарта на английском престоле обе
страны имели к тому же одного суверена.
Бэкон включается и в обсуждение проблем, связанных с религиозными
распрями между официальной англиканской церковью и пуританами. Сохранился
его трактат 1603 г. "Об умиротворении и наставлении церкви", проникнутый
духом неприятия религиозного фанатизма. Бэкон-политик считал, что в делах
религии следует резко отличать разногласия в вопросах догматики от
разногласий в вопросах ритуала, церковной иерархии. Если в первом случае
Страницы: 1, 2
|