рефераты скачать

МЕНЮ


Атлантида Платона и Атлантида современности

Атлантида Платона и Атлантида современности

Самарский Государственный Технический Университет

Кафедра Философии

Реферат на тему :

«Атлантида Платона и Атлантида современности»

Выполнил студент III-АИТ-3 :

Бочкарёв Д.Н.

Принял :

Рыловников В.М.

Самара 1997

1.(Платон.

Платон (((((((((р(дился 27 мая 427 года до н. э. Его отец,(Аристон,(вел род

от царя Погра,(а мать,(Перектиона,(- от Солона. При рождении его назвали

Аристоклом. Платоном его назвал учитель гимнастики,(что значит

«широкоплечий».(Его учителями были лучшие учителя Эллады.(Он увлекался

многоборьем и получил приз на Эстмийских играх.(Сначала Платон писал стихи

и эпиграммы,(но после встречи с Сократом в(407 году сжигает все свои стихи

и становится верным учеником Сократа.(После смерти переезжает в

Мегеры.(Платон как честный гражданин Афин участвовал в военных действиях и

отличался смелостью и решительностью.(Потом он отправляется в путешествия,

в которых проводит 12 лет.(За это время Платон посещает

Италию,(Египет,(город Кирену и другие. С 389 по 387 годы - на Сицилии, в

Сиракузах. Там он беседовал с местным правителем Дионисием. Платон не

льстил ему, как тот привык, а говорил о всех его недостатках.(После ссоры

был отдан спартанскому послу и тот продал его в рабство за 30 мин на

острове Эгея. В то время Платон был уже широко известен и был куплен купцом

Аникеридом и отпущен на волю. По возвращении в Афины покупает участок

рядом с рощей((посаженной в честь аттического героя Академа. Здесь он

основывает школу-Академию, названную так из-за места расположения. Школа

просуществовала более 900 лет. Из нее вышло много знаменитых учеников,

такие как Аристотель.

Второй раз Платон находится в Сиракузах с 357 года. Родственник Дионисия

обвиняет Платона в заговоре и тот поспешно уезжает. Была еще и третья

поездка на Сицилию, где он опять был взят под стражу, но вызволен

математиком Архипом.

(Умер Платон в возрасте 80 лет (7 ноября 347 года) на свадебном пиру.

За свою жизнь Платон написал 34 произведения, которые почти полностью

сохранились и дошли до наших дней. 23 из них бес(порно принадлежат Платону,

авторство же остальных у историков философии вызывает дискусии. В данной

работе будут рассмотрены два из них: «Тимей» и «Критий».

2. Атлантида Платона.

2.1. Природа мира атлантов.

За удивительно короткий период-всего за 2-3 тысячи лет - и в то самое

время, о котором пишет Платон, на нашей планете произошли удивительные

изменения. Достаточно сказать, что в Европе в среднем температура января

повысилась на 30 градусов.

До этого ледник занимал огромные пространства. Он буквально высасывал

влагу из атмосферы, и уровень океана был намного ниже, чем сейчас.

География суши так же была совсем иной, чем в наши дни.

Не было проливов, разделяющих Францию, Ирландию и Англию, Данию и Швецию,

не было ни Азовского, ни Балтийского, ни Северного, ни Черного морей.

Вместо Черного моря было пресноводное озеро, остальные упомянутые моря были

сушей, частично или полностью покрытой льдом. Корсика и Сардиния были одним

островом, многие острова Эгейского моря также сливались тогда воедино;

Балеарские острова и Азорские острова занимали гораздо большую площадь, и

многих проливов между ними не было. Даже без указаний на катастрофу,

поглотившую Атлантиду, или на всемирный потоп ясно, что площадь суши в

Атлантике тогда была такой значительной, что и без Платона, и без

катастрофических возможных изменений можно считать эту сушу своего рода

Атлантидой - большими островами в Атлантике того периода.

В ту эпоху очень ощущалась разница между теплым югом и студеным севером -

ведь Гольфстрим еще не существовал. Вообще, карта морских течений была тоже

другой, не такой, как в наши дни. Вместо Гольфстрима у Америки начиналось

теплое течение, довольно скромное по своей мощности, и сил у него хватало

лишь на то, чтобы пересечь Атлантику по широте, достичь Гибралтара и

уткнуться своей стрелой в побережье. Это означает, что теплое течение

омывало с юга гипотетическую Атлантиду Платона, которая занимала обширный

архипелаг, существовавший на месте нынешних Азорских островов. Современный

же Гольфстрим несет теплые воды севернее Азор, направляясь к берегам

Скандинавии.

Проследим, что происходило тогда в Атлантиде и Европе.

2.2.(История Атлантиды.

Вот что пишет Платон, (пирающийся на авторитет египетских жрецов, о ранней

Атлантиде:

«Боги по жребию разделили всю землю на владения - одни побольше, другие

поменьше - и учреждали для себя святилища и жертвоприношения.

Так и Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими

детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте этой

земли: на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова б(ла

равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма

плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидести

стадиях от ее краев, стояла гора, со всех невысокая. На этой горе жил один

из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор,

и с ним жена Левкиппа, их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка

уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон,

воспылав вожделением, соединяется с ней; тот холм, на котором она обитала,

он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно

водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных - три) большей

или меньшей велечины, проведенными на равном расстоянии от центра острова

словно циркулем. Это заграждение было для людей непреодолимым, ибо судов и

судоходства тогда еще не существовало. А островок в середине Посейдон без

труда, как и подобает богу, привел в благоустроенный вид, источил из земли

два родника - один теплый, а другой холодный - и заставил землю давать

разнообразную и достаточную для жизни снедь.

Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон

взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому

из старшей четы кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные

владения, как наибольшую и наилучшую долю, и поставил его царем над

остальными, а этих остальных сделал архонтами, каждому из которых он дал

власть над многолюдным народом и обширной страной. Имена же всем дал вот

такие: старшему и царю - то имя, по которому назван((( остров, и море, что

именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым получил тогда царство,

было Атлант. Близнецу, родившемуся вслед за ним и получившему в удел

окраинные земли острова со стороны Геракловых столпов вплоть до нынешней

страны гадиритов, называемой по этому уделу, было дано имя, которое можно

было бы передать по-эллински как Евмел, а на туземном наречии - как Гадир.

Из второй четы близнецов он одного назвал Амфереем, а другого - Евемоном,

из третей - старшего Месеем, а младшего - Автохтоном, из четвертой -

Еласиппом старшего и Мнестором младшего и, наконец, из пятой четы старшего

он нарек Азаэс, а младшего - Диапреп. Все они и их потомки жили там,

властвуя над многими другими островами этого моря, и, как уже было сказано

ранее, власть их простиралась по(((( сторону Геракловых столпов, вплоть до

Египта и Тиррении».

Далее Платон говорит, что от Атланта произошел многочисленный род,

царское звание передавалось старейшему из сыновей. Этот род скопил

богатства, каких «не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли

будет когда-нибудь еще, ибо в их распоряжении было все, что приготовлялось

как в городе, так и по всей стране».Многое ввозилось из других земель, но

большую часть необходимого давала все же Атлантида: любые виды твердых и

плавких металлов, прежде всего легендарный металл орихалк, добывающийся из

недр.

3. Столица и страна атлантов.

«Лес в изобилии давал все, что нужно для работы строителям, а ровно и для

прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось

великое множество, ибо корма хватало не только для всех прочих живых

существ, населяющих болота, озера, реки, горы и равнины, но и для этого

зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого. Далее все благовония,

которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в

сочащихся смолах, в цветах или плодах, - все это рождала там и отлично

взращивала... Всякий пестуемый человеком плод и злак, который мы

употребляем в пищу или из которого готовим хлеб, и разного рода овощи, а

равно и всякое дерево, приносящее яства, напитки или умащения, всякий

непригодный для хранения и служащий для забавы и лакомства древесный плод,

который мы предлагаем на закуску пресытившемуся обедом, - все это тогдашний

священный остров под действием солнца порождал прекрасным, изумительным и

изобильным. Пользуясь этими дарами земли, цари устроили святилища, дворцы,

гавани и верфи и привели в порядок всю страну, придав ей следующий вид.

Прежде всего, они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие

древнюю метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. Дворец они с

самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и

затем, принимая его в наследство, один за другим все более его украшали,

всякий раз силясь превзойти предшественника, пока в конце концов не создали

поразительное по величине и красоте сооружение. От моря они провели канал

в три плетра шириной... в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из

водных колец - так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань,

приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. Что касается

земляных колец, разделявших водные кольца, то они прорыли каналы,

смыкавшиеся с мостами, такой ширины, чтобы от одного водного кольца к

другому могла пройти одна триера, сверху же они настлали перекрытия, под

которыми должно было совершаться плавание: высота земляных колец над

поверхностью моря была для этого достаточной. Самое большое по окружности

водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море, имело в ширину

три стадия, и следовавшее за ним земляное кольцо было равно ему по ширине;

из двух следующих колец водное было в два стадия шириной и земляное опять-

таки было равно водному; наконец, водное кольцо, опоясывавшее остров в

самой середине, было в стадий шириной.

Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного

и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где

оставались двойные углублениям, перекрытые сверху тем же камнем,

устраивались стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали

простыми, то в других они забавно сочетали камни разного цвета, сообщая им

естественную прелесть. Стены вокруг наружного земляного кольца они по всей

окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену

внутри вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя - орихалком,

испускавшим огнистое блистание.

Обиталище царей внутри акрополя было устроено следующим образом. В самом

средоточии стоял недоступный святой храм Клейто и Посейдона, обнесенный

золотой стеной, и это было то самое место, где они некогда зачали и

породили поколение десяти царей; в честь этого ежегодно каждому из них изо

всех десяти уделов доставляли сюда дары. Был и храм, посвященный одному

Посейдону, который имел стадий в длину, три плерта в ширину и

соответственную этому высоту; в облике же постройки было нечто варварское.

Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром,

акротерии же - золотом; внутри взгляду является потолок из слоновой кости,

весь испещренный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы

сплошь были выложены орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог

на колеснице, правящий шестью крылатыми конями, вокруг него - сто нерид на

дельфинах... а также много статуй, пожертвованных частными лицами. Снаружи

вокруг храма стояли золотые изображения жен и всех тех, кто произошел от

десяти царей, а также множество дорогих приношений от царей и от частных

лиц этого города и других городов, которые были ему подвластны. Алтарь по

величине и отделке был соразмерен этому богатству; равным образом и царский

дворец находился в надлежащей соразмерности как с величием державы, так и с

убранством святилищ».

На острове били два источника - холодный и горячий, сообщает Платон.

Вода их обладала целительной силой. Источники обвели стенами, насадили

подле деревья. Были купальни с теплой водой - зимние, отдельно для простых

людей, отдельно для женщин и отдельно для коней. Водовод поил священную

рощу Посейдона, где росли высокие деревья небывалой красоты. На внешних

кольцах атланты соорудили святилища, разбили сады и парки, построили

гимнасии для упражнений, ипподром, помещения для царских копьеносцев:

верные копьеносцы были размещены на меньшем кольце, ближе к акрополю, а

самым верным из них были отданы помещения акрополя. От моря начиналась

стена, которая отстояла от большого водного кольца (и от гавани) на

пятьдесят стадиев. Она смыкалась около канала, входившего в море.

Пространство возле нее было застроено, а канал гавани и сама гавань были

заполнены кораблями.

«...Весь этот край, - пишет Платон, - лежал очень высоко и круто

обрывалась к морю. Но вся равнина, окружавшая город и сама окруженная

горами, которые тянулись до самого моря, являла собой ровную гладь; в длину

она имела три тысячи стадиев, а в направлении от моря к середине - две

тысячи. Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера

закрыта горами. Эти горы восхваляются преданием за то, что они по

множеству, величине и красоте превосходили все нынешние: там было большое

количество многолюдных селений, были реки, озера и луга, доставляющие

пропитание родам ручных и диких животных, а равно и леса, огромные и

разнообразные, доставлявшие дерево для любого дела. Такова была упомянутая

равнина от природы, а над устроением ее потрудилось много царей на

протяжении многих поколений. Она являла собой продолговатый

четырехугольник, по большей части прямолинейный, а там, где его форма

нарушалась, ее выправили, окопав со всех сторон каналом. Если сказать,

каковы были глубина, ширина и длина канала, никто не поверит, что возможно

было такое творение рук человеческих, выполненное впридачу к другим

работам, но мы обязаны передать то, что слышали: он был прорыт в глубину на

плерт, ширина на всем протяжении имела стадий, длина же по периметру вокруг

всей равнины была десять тысяч стадиев. Принимая в себя потоки, стекавшие с

гор, и огибая равнину, через которую он в различных местах пересекался с

городом, канал изливался в море. Выше по течению от него были прорыты

прямые каналы, которые шли по равнине и затем снова стекали в канал, шедший

к морю, причем они отстояли друг от друга на сто стадиев. Они соединялись

между собой и с городом протоками, по ним переправляли к городу лес с гор и

разнообразные плоды. Урожай снимали по два раза в год, зимой получая

орошение от Зевса, а летом отводя из каналов воды, источаемые землей».

Платон рассказывает и о военной организации атлантов. Численность армии

атлантов превосходит, по-видимому, все, что известно седой древности.

«...Каждый участок равнины должен был поставлять одного воина-

предводителя, причем величина каждого участка была десять на десять

стадиев, а всего участков насчитывалось шестьдесят тысяч; а то несчетное

число простых ратников, которое набиралось из гор и из остальной страны,

сообразно числу участков распределялось между предводителями. В случае

войны каждый предводитель обязан был поставить шестую часть боевой

колесницы, так, чтобы всего колесниц было десять тысяч, а сверх того, двух

верховых коней с двумя всадниками, двухлошадную упряжку без колесницы,

воина с малым щитом, способного сойти с коня и биться в пешем бою, возницу,

который бы правил обеими конями упряжки, двух гоплитов, по два лучника и

пращника, по трое камнеметателей и копейщиков».

Вот такой мы видим Атлантиду сквозь тысячелетия глазами Платона.

Но что же случилось с благодатным островом?

Предлагаю Вашему вниманию следующую главу.

4. Гибель Атлантиды.

«В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от

бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со

сродным им божественным началом: они блюли истинный и высокий строй мыслей,

относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной

терпеливостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили

богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота

и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власть над собой и

здравого рассудка... но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что все это

обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью.

Когда же это становится предметом забот и оказывается в чести, то все идет

прахом, а вместе с тем гибнет добродетель. Пока они так рассуждали и пока

божественная природа (т. е. происхождение) сохраняла в них свою силу - все

их состояние, вкратце описанное, возрастало. Но когда унаследованная от

бога доля ослабла, многократно растворясь в примеси смертных, и когда

возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее

выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет

видеть, они являли собой постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную

из своих ценностей. Неспособные усмотреть, в чем состоит истинно счастливая

жизнь, они казались себе прекраснее и счастливее как раз тогда, когда в них

кипели безудержная жадность и сила».

Этот интересный диалог остался недописанным. Платон не успел

сформулировать последнюю мысль. Можно лишь гадать о причинах.

«И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о

чем мы говорили, помыслив о славном роде, впавшем в столь жалкую

развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды,

научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих

обителей, утвержденную в средоточии мира, из которой можно лицезреть все

причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами...»

Таковы последние слова Платона о судьбе атлантов в диалоге «Критий».

Но эти строки «Крития» возвращают пас снова к истории Атлантиды,

рассказанной Платоном же в другом его диалоге - «Тимей». Из него ясно

решение Зевса.

Вся сплоченная мощь атлантов и их колоний была направлено на то, чтобы

одним ударом ввергнуть в рабство еще свободные страны по сторону пролива

Гибралтар. «Именно тогда, - утверждается в «Тимее» устами жрецов, -

государство и город Афины явило всему миру блистательное доказательство

своей доблести и силы; всех превосходя твердостью духа и опытностью в

военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены

союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось

с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло победные

трофеи. Тех, кто еще не был порабощен, оно спало от угрозы рабства; всех же

остальных, сколько ни обитало нас по ту сторону Геракловых столпов, оно

великодушно сделало свободными. Но позднее, когда пришел срок для

невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся воинская

сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида

исчезла, погрузившись в пучину».

Эти строки диалога Платона «Тимей» свидетельствуют о внезапности

катастрофы, о ее космических масштабах.

Теперь известно то, чего не знал Платон и чем умолчали египетские

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.