Астрология как социальный институт
гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые
играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще
в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями,
представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой
урожай, войну или мир).[44]
На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака,
но гороскопы еще не составляются.
Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает
существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как
Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя
Греция.
Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не
ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес
сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и
урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда
отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская
астрология была сильно связана с астральной религией.[46]
Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы
компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума
Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в
совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]
Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно
упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и
других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений
попали в руки Птолемея.[48]
Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской
национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно
Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н.
э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]
Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями»,
которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и
племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива.
Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой
южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов,
живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.
Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-
331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания
для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка
Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи
заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две
благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение
к обоим свойствам».[52]
Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям»,
восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески,
где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и
астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале
эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие
более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой
основополагающей книги.[53]
А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета
астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления
лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю
неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью,
с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях
халдеев. Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости
халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой
философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более
увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается
фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и
поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все
большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об
основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма
Космоса!»[55]
В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен
Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» -
основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной.
Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же
огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно
содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение
Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из
важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния»
Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях
один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила
руководящим принципом астрологии.[56]
Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах
римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками,
по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того
или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя
на его душу и тело».[57]
Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э.
– 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. –
ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 –
130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала
явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4
до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь
человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом
астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе
главное произведение, и другие.[58]
Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так,
Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами
человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]
«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ,
теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр.
Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на
человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет
Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе
интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы
видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских
государей астрология процветает как самостоятельное научное знание,
несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы
(1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих
университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе
существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]
Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того
времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу
Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то
время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них
Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503
– 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист
Морен (1583 – 1656).[62]
История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история
трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и
внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть
порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго
человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла
поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с
тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая
жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то
астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее
качество того, как человек в действительности относится к жизни.
Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью
основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея –
«Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-
средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете
интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все
стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность
астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.
1) Анимистическая стадия.
Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим.
Анимизм – это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё
в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и
физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от
субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно
погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного
процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая
причастность».
«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является
собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним
телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда
более энергичная. Поклонение небесным светилам характеризует наиболее
возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]
Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как
часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от
космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а
потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.
Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что
неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ,
которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения.
Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности;
оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он
даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём,
единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение
кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы
сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об
иерархии этих сил.
На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со
своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи,
которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То,
что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет
радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека
психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных
переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.
Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь
нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть.
Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким
образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она
растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и
таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам
устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего
вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической
силой, силой всех таинственных ритуалов.
Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым
ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную
тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё
большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это
почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами)
соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные
(медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы.
Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён
Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет
лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.
В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое
жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.
Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий
с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во
многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании
противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности
действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие
проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом
этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической
силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную
мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы.
При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для
подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные
сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления
сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод
о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было
«астрологичным», и представления современной науки о древнейшем
происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.
2) Виталистическая стадия.
С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность,
любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть,
движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до
некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда
пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал «джунглями», и человек
становится скотоводом или земледельцем. «Материальные предметы, наконец,
лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные
вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное
вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а
затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая стадия
приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом доме
жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и
спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.
Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть
страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь
огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В
противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая
часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется;
что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.
Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от
зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить.
Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на
его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь
человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То
же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа –
«душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и
знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых
сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».
Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная
законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии,
человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу.
На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно
важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных
процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных
существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников,
которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени
со звездами.
Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических
динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни.
Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в
древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления,
связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой
астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные
явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и
лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие,
отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют
периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие
племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с
периодами вегетации.
В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к
обществу и государству; государство, племя, Земля – это микрокосм, а
Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда,
когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил
человек.
В виталистический период астрология строилась на чисто биологических
представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского
начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило ночи.
Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна
может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются
причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).
«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории,
например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и
Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как
пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого
рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил
гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл
претендентов на свой трон…».[67]
Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на
принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому
что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и
биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между
физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был
крепко укоренен.
С течением веков на этой виталистической основе возникла более
рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы
планет. Возникла идея «Небесного Порядка», которая стала опорой против
хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала
символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные
потребности: календарь и этический закон.
3) Перемены в VI столетии до н. э.
Стремительная архетипическая перемена произошла в течение VI столетия до
н. э., во времена Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Пифагора,
позже Платона, когда был намечен пересмотр всех человеческих ценностей,
который человечество до сих пор стремится осуществить. Суть перемены
состоит в том, что если раньше интерес сосредоточивался почти целиком на
физиологическом плане, то теперь он переходит на план психологический. До
того все связывалось с человеческим «телом», теперь формируются новые
основания для того, чтобы почти все собиралось вокруг человеческой «души»,
т.е. внутренней природы человека: ума, чувств и их различных действий и
функций, сознательных и бессознательных.
После VI века до н. э., благодаря самостоятельному развитию мышления и
стремлению его к абстракциям, в Халдее мысль начала отделяться от своей
конкретной жизненной основы, ценность биологической «практической пользы»
отошла на задний план, – и астрология получила наименование «чистого
знания», «чистой науки», что превратило ее в астрономию. В Египте
трансформация была связана с переходом от церемониальной магии к духовно-
этическим принципам. В Китае старое, земледельческое толкование уступило
место этико-социальному.
Вопрос о древности Зодиака. В античные времена Зодиак обсуждался очень
интенсивно. Попытка отнести истоки Зодиака к периоду всего лишь нескольких
тысячелетий до христианской эры является колоссальной ошибкой тех, кто
стремится определить эту дату. Зодиак должен быть достаточно древним, столь
древним, что его знаки и символы должны в точности совпадать с созвездиями…
Один автор после многих лет изучения предмета пришел к мнению, что зодиаку
около пяти миллионов лет! По всей видимости зодиак является одной из многих
вещей, которые мы получили от цивилизаций Атлантиды или Лемурии.[68]
Ньютон полагал, что изобретение Зодиака можно проследить в глубь, вплоть
до экспедиции Аргонавтов; Дюлор приурочил начало его к 6500 годам до Р.
Хр., именно за 2496 лет до сотворения мира по хронологии Библии.[69]
«Является ли начало Зодиака арийского происхождения или же египетского,
он все же должен быть отнесен к огромной древности, – считает Е. П.
Блаватская. – Симплиций в VI веке до н. э. пишет, что он всегда слышал, что
египтяне сохраняли астрономические наблюдения и записи на протяжении
периода в 630 000 лет(!)».[70] И даже если принять это число за количество
месяцев, то получится период времени, который все же даст продолжительность
двух циклов прецессий, т.е. 51 736 лет!
Диоген Лаэртский относил астрономические вычисления египтян к 48 863 году
до Александра Великого, что подтверждал и Мартин Капелла, сообщая, что
египтяне тайно изучали астрономию в продолжение более, нежели 40 000 лет,
прежде чем они выдали свое знание миру.[71]
В конце Ассирийского периода вавилонские и ассирийские писцы не
подразделяли еще зодиак на 12 знаков. Но в это время такое подразделение
уже должно было «носиться в воздухе». Вавилоняне делили год на 12 солнечных
месяцев равной длины, и они же делили зодиакальный круг на 4 части,
соответствующие 4 сезонам по 3 месяца каждый, так что Солнце находилось
ровно в течение 3 месяцев в каждой части… Так должны были возникнуть 12
частей зодиакального круга, соответствующие 12 месяцам солнечного года.[72]
Деление зодиака на 12 равных частей (знаков), по мнению Ван-дер-Вардена,
должно было уже существовать к 475 г. до н. э., поскольку недавно были
обнаружены лунные таблицы, вычисленные для этого года. Есть основания
предполагать, пишет Ван-дер-Варден, что такое деление было известно и
использовалось для астрологических целей даже раньше, в VI в. до н. э., во
времена Навуходоносора.[73]
* * *
Заключение
На самом деле заключение писать еще рано, поскольку вся работа задумана в
качестве введения к основной теме курсовой, которую я собираюсь раскрыть в
дальнейшем. Целью этой работы было указать направление, в котором я
намерена вести дальнейшее развитие темы, а также привести некоторые
существующие представления об астрологии и ее историческом существовании.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * *
Список использованной литературы:
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Тома 1 и 3. – Москва: «ЭКСМО-Пресс»,
2000.
Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. – Москва:
«Наука», 1991.
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. –
Москва: «Канон+», 1999.
Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия,
магия в интеллектуальных традициях I – XIV вв./Сост. И общ. Ред. И. Т.
Касавина. – Москва: «Республика», 1996.
Истоки тайноведения. Заказное справочное издание по оккультизму. –
Симферополь: «Таврия», 1994.
Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической
теории познания. – СПб: РХГИ, 1998.
Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – Минск: ООО «Вида-Н» –
ИП «Лотаць», 2000.
Конт О. Дух позитивной философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское
общество, 2001.
Левин М.Б. Лекции по астрологии. – Москва: ЦАИ, 1993.
Птолемей К. Тетрабиблос.
Радьяр Д. Астрологическая психология. – Новосибирск: МП «Издательство
«Гермес», 1994.
Радьяр Д. Планетаризация сознания. – Москва: «REFL-book», Киев: «Ваклер»,
1995.
Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. – Москва: ЦАИ, 1995.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет./Сост. И перевод А.В.
Михайлова. – Москва: «Гнозис», 1993.
Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. –
Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН , 1997.
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца.
Гелиотараксия. – Москва: «Мысль», 1995.
Штайнер Р. Человек и звезды. Астрология в свете антропософии. – Калуга:
«Духовное познание», 1994.
Содержание
Вступление
-1-
Сущность астрологии: определение и основные черты
-1-
Что известно из истории астрологии
-13-
Заключение
-21-
Список использованной литературы
-22-
-----------------------
[1] Истоки тайноведения. С. 270.
[2] Там же. С. 274.
[3] Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. С. 142-147.
[4] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 26-27.
[5] Истоки тайноведения. С. 274.
[6] Истоки тайноведения. С. 270.
[7] Там же. С. 272.
[8] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. С. 283–292.
[9] Истоки тайноведения. С. 277.
[10] Истоки тайноведения. С. 278.
[11] Левин М.Б. Лекции по астрологии. Часть 1. – Москва: ЦАИ, 1993.
[12] Истоки тайноведения. С. 274.
[13] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв.
С. 11-12.
[14] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 505.
[15] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв.
С. 12.
[16] Гарен Э. «Магия и астрология в культуре Возрождения».//Герметизм,
магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 23.
[17] Там же. С. 23-24.
[18] Истоки тайноведения. С. 326.
[19] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.21.
[20] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[21] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.176.
[22] Г.К. Агриппа фон Неттесхейм. Магические труды.//Герметизм, магия,
натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С.80.
[23] Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. С.220.
[24] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 501.
[25] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 3. С. 425. («Summa», Quest. XV,
Art. V, об астрологах, и том III, с. 29.)
[26] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[27] Там же. С. 500.
[28] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.13.
[29] Куталев Д. История астрологии.
[30] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 502.
[31] Хайдеггер М. Время картины мира.//Работы и размышления разных лет. С.
139.
[32] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 297.
[33] См., например, Эрих Фромм «Психоанализ и этика».
[34] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 176.
[35] Там же. С. 422.
[36] Радьяр Д. Планетаризация сознания. Приложение. С. 293.
[37] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 27.
[38] Штайнер Р. Человек и звезды. С. 50.
[39] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 7.
[40] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 9.
[41] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
[42] Там же. С. 141.
[43] Там же. С. 182.
[44] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 183.
[45] Там же. С. 56.
[46] Там же. С. 68.
[47] Там же. С. 57.
[48] Там же. С. 98-99.
[49] Там же. С. 40-41.
[50] Там же. С. 312.
[51] Там же. С. 314.
[52] Там же. С. 314.
[53] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 315.
[54] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 496-497.
[55] Там же. С. 504.
[56] Там же. С. 497.
[57] Там же. С. 497-498.
[58] Там же. С. 498.
[59] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 499.
[60] Там же. С. 501.
[61] Там же. С. 500.
[62] Там же. С. 501.
[63] В качестве основы взят текст Д. Радьяра «Астрология личности» в книге
Астрологическая психология.
[64] Математический трактат, или Четверокнижие, - четыре книги о влиянии
звезд.
[65] Конт О. Дух позитивной философии. С. 7-8.
[66] Конт О. Дух позитивной философии. С. 8.
[67] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. С.430.
[68] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.181.
[69] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 841.
[70] Там же. С. 838-839.
[71] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 839.
[72] Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. С. 137.
[73] Там же. С. 139.
Страницы: 1, 2, 3
|