Астрология как социальный институт
Среди египетских
источников имеется астрологический папирус из Венской национальной библиотеки,
опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно Паркеру, текст, вероятно, был
написан в правление Дария (521-486 гг. до н. э.). В тексте обсуждается значение
солнечных и лунных затмений.[49]
Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями», которые
были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем
халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена
Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области.
Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне,
которые занимались астрономией и астрологией.
Халдеи проявляли активность в
астрологии уже при Персидских царях (539-331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что
халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и
Селевка Победителя.[51]
Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из
планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две
неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».[52]
Есть основания предполагать, что все
цитаты, приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе
сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были
изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было
написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.).
По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под
влиянием этой основополагающей книги.[53]
А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета
астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь
отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково…
Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим
почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. <…> Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских
астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и
окончательно оформившийся в V и IV
вв. до н. э.[54]
«…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке
накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее
развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах
все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об
основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»[55]
В Греции астрологическое учение стало
распространяться только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник
догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все
предметы и явления Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе
живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла
значительно содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии.
Учение Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной
из важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния»
Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от
другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим
принципом астрологии.[56]
Из Греции астрология проникает в Рим.
«Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были
для них не только знаками, по которым можно было судить о наступлении
благоприятного времени для того или иного дела, но они воздействовали и на
интимную жизнь человека, влияя на его душу и тело».[57]
Чижевский указывает на то, что в
астрологию верили Вергилий (70 до н. э. – 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15
до н. э.), Овидий (43 до н. э. – ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих
сочинениях; историк Тацит (54 – 130), полагавший, что в астрологии есть зерно
истины и что она уже дала явные доказательства своей правдивости в различные
времена; Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и
звезд на жизнь человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным
философом астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое
второе главное произведение, и другие.[58]
Влияние астрологии распространилось и
на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не
бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]
«За средневековый период астрология
создает ряд теорий – теорию жилищ, теорию зкзальтаций и депрессий, теорию
аспектов, теорию терминов и пр. Основное стремление их – найти регулятивы для
оценки влияния всех планет на человека и его дело…».[60] В продолжение всего
средневековья, пишет Чижевский, астрология своею практической стороной
поддерживала в обществе интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший
расцвет астрологии мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских государей
астрология процветает как самостоятельное научное знание, несмотря на оппозицию
многих просвещенных противников, например Савонаролы (1452 – 1498), Пико делла
Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих университетах астрологии отводили
почетное место, а в Болонье и Падуе существовали отдельные кафедры
астрологии(!).[61]
Увлечение астрологией охватило королей
и владетельных князей того времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV,
Фридриха II, Луизу Савойскую, Екатерину Медичи и многих
других. Много выдающихся людей в то время распространяли и проповедовали
астрологическое учение. Среди них Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано
(1501 – 1576), Нострадамус (1503 – 1566). Последним крупнейшим астрологом того
времени считается Жан Батист Морен (1583 – 1656).[62]
История астрологии, как пишет Дейн
Радьяр[63],
– это история трансформации отношения человека к Природе (как
внешне-чувственной, так и внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют
астрологией, есть порождение определенной фазы развертывания отношения
сознательного Эго человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание
нового смысла поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и
вместе с тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается
практическая жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и
человеке, то астрология во все века характеризует, прямо или косвенно,
глубочайшее качество того, как человек в действительности относится к жизни.
Астрология, получившая распространение
сейчас, почти полностью основывается на трактате александрийского астролога Клавдия
Птолемея – «Тетрабиблосе»[64].
Астрология Птолемея – это продукт восточно-средиземноморской культуры, поэтому
понять ее можно лишь в свете интеллектуализма этой культуры, который наложил
отпечаток почти на все стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять
живую сущность астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего
человечества.
1)
Анимистическая стадия.
Древнейший период становления
астрологии можно назвать анимистическим. Анимизм – это вера в
одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё в лоне природы.
Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и физиологический, ибо
он вряд ли способен отличить объективное от субъективного. Он настолько един с
природой, что остаётся постоянно погружённым в её явления. Леви-Брюль
использовал для описания подобного процесса психологического отождествления с
предметами термин «мистическая причастность».
«Наиболее непосредственным и наиболее
ярко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно
заключающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно
аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная. <…> Поклонение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень
этой первой теологической стадии…».[65]
Древние люди, как и современные дикари,
всегда рассматривали природу как часть общества, а общество - включённым в
природу и зависящим от космических сил. Для них природа и человек не
противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать два различных
способа познания.
Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что неразличимо для
первобытного человека), представляет собой хаос существ, которые действуют и
взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения. Скоро, однако, у человека
зарождается некое ощущение причинности; оказывается, определённые факты
всегда следуют один за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но
и отношениям между ними. Причём, единственное отношение, которое он знает по
личному опыту, - это отношение кровного родства. Так создаётся мифология,
в которой природные силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются
представления об иерархии этих сил.
На анимистической стадии развития человек всё
соотносит с собой, со своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он
проецирует на сами вещи, которые тем самым становятся овеществлёнными образами
его впечатлений. То, что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то;
что доставляет радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся
жизнь человека психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его
собственных переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и
биологичны.
Солнце и Луна.
Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь нераздельны, ведь
темнота и ночь очень часто несут с собой смерть. Солнечный свет разгоняет страх,
даёт возможность видеть вещи ясно. Таким образом, Солнце - великий источник
жизни; Луна же скрывает тайну. Она растёт и уменьшается, освещая землю своим
неверным светом, переменчивым и таинственным. Вместе с тем, скоро
обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам устанавливается чувствование
периодичности и времени. «Духов» лучше всего вызывать при её свете,
возбуждающем воображение. Луна становится магической силой, силой всех
таинственных ритуалов.
Тотемизм. По
отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек
на анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он
чувствует их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними,
стремится преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление
себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего
являются животные (медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже
облака или горы. Тотемические культуры ещё существуют у так называемых
примитивных племён Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними,
видимо, поможет лучше понять значения древней астрологии на анимистической
стадии развития.
В те времена главным было не движение
небесных тел, как позже, а особое жизненное качество, которым обладает каждое
из небесных тел.
Таким образом, уже на анимистической стадии
человек ощущает связь событий с небесными светилами, пронизанность мира единым
принципом жизни, что во многом связано с выделением циклов, общих для всего
живого. На основании противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о
глобальности действия принципа полярности мужского и женского начал.
Многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже
на этом этапе формируются представления о мистической значимости чисел и
магической силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие
индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической
системы. При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для
подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные
сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления
сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о
том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было «астрологичным»,
и представления современной науки о древнейшем происхождении «космического
мироощущения» вполне обоснованны.
2) Виталистическая стадия.
С точки зрения витализма, жизнь - это
всё, ею проникнута каждая сущность, любая субстанция. Это всеобъемлющий океан
энергии, в котором всё, что есть, движется и существует. Такое миропонимание
возникает, когда человечество до некоторой степени уже преодолело первобытный
страх перед природой, когда пройдено то, что Д. Радьяр символически
назвал «джунглями», и человек становится скотоводом или земледельцем.
«Материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически
переносимой на различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа,
беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым источником
всех внешних, а затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая
стадия приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом
доме жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и
спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.
Анимизм открывает человека как
существо, отчаянно пытающееся преодолеть страх путём отождествления с пугающим
объектом или с сохраняющими его жизнь огнём и светом, стремящееся умилостивить
зло, принося жертвы. В противоположность анимизму, витализм предполагает, что
хотя бы небольшая часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и
используется; что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.
Однако эту прирученную часть природы
нужно заботливо беречь, охранять от зла, делать плодородной. И нужно не только
охранять, но и производить. Враги ещё есть, но они нападают не столько на
самого человека, сколько на его собственность; вопрос собственности приобретает
главное значение. Жизнь человека зависит от сохранения собственности и
увеличения её плодородия. То же относится и к внутренней сущности человека.
Одна часть его существа – «душа» – культивирована, то есть взращена
сознательной, рождающей идеи и знания. И сознание следует беречь, охранять от
возможного вторжения злых сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних
джунглей».
Жизнь на этой стадии – это сила,
которая может быть и доброй и злой. Зная законы ее циклических приливов и
отливов, действуя с ними в гармонии, человек способен создать магические
орудия, привлекающие жизненную силу.
На этой стадии человеческого развития
астрология становится чрезвычайно важной. Она имеет теперь дело прежде всего с
периодичностью жизненных процессов. Она находит их в росте и гибели
растительности, природных существ и верит, что эти процессы управляются из
божественных источников, которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и
до некоторой степени со звездами.
Астрология становиться изучением
всемирной мистерии периодических динамических преобразований, которая кажется
самой сущностью жизни. Виталистическая астрология, как считает Радьяр,
появилась, вероятно, в древней Халдее, где первым делом были изучены все
небесные явления, связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало
основой астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные
явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и лунных
жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие, отдавали
предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют периодике в жизни
животных, полу и половому размножению. А земледельческие племена придавали
большее значение солнечным циклам, сочетающимся с периодами вегетации.
В древней Халдее, как и в древнем
Китае, астрология относилась к земле, к обществу и государству; государство,
племя, Земля – это микрокосм, а Вселенная – макрокосм. Астрология стала
индивидуалистичной только тогда, когда позже, в Александрии, и потом в средние
века микрокосмом выступил человек.
В виталистический период астрология
строилась на чисто биологических представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен
дуализму мужского и женского начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня,
Луна – светило ночи. Животное женского пола имеет периоды возбуждения и
безразличия, как Луна может быть светлой или темной. В астрологии, таким
образом, выясняются причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех
социальных).
«В халдейскую астрологию верило
большинство великих людей истории, например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых
лучшие друзья, Пигидий Фигул и Люций Таррутий, сами были астрологами, причем
первый прославился, как пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без
астролога, которого рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на
трон, начертил гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий
раскрыл претендентов на свой трон…».[67]
Древняя халдейская астрология основана
на принципе соответствия, на принципе чисто символическом. Символы
интерпретировались как боги, потому что человеческое сознание оставалось все
еще на физиологическом и биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного
различения между физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо
анимизм еще был крепко укоренен.
С течением веков на этой
виталистической основе возникла более рационально-сложная структура. К циклам
Солнца и Луны добавились циклы планет. Возникла идея «Небесного Порядка»,
которая стала опорой против хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных
числовых отношений» стала символом порядка в обществе. На передний план
выдвинулись две основные потребности: календарь и этический закон.
3) Перемены в VI столетии до н.
э.
Стремительная
архетипическая перемена произошла в течение VI столетия до н. э., во времена Гаутамы Будды, Лао-Цзы,
Конфуция, Зороастра, Пифагора, позже Платона, когда был намечен пересмотр всех
человеческих ценностей, который человечество до сих пор стремится осуществить.
Суть перемены состоит в том, что если раньше интерес сосредоточивался почти
целиком на физиологическом плане, то теперь он переходит на план
психологический. До того все связывалось с человеческим «телом», теперь
формируются новые основания для того, чтобы почти все собиралось вокруг
человеческой «души», т.е. внутренней природы человека: ума, чувств и их
различных действий и функций, сознательных и бессознательных.
После VI века до н. э.,
благодаря самостоятельному развитию мышления и стремлению его к абстракциям, в
Халдее мысль начала отделяться от своей конкретной жизненной основы, ценность
биологической «практической пользы» отошла на задний план, – и астрология
получила наименование «чистого знания», «чистой науки», что превратило ее в
астрономию. В Египте трансформация была связана с переходом от церемониальной
магии к духовно-этическим принципам. В Китае старое, земледельческое толкование
уступило место этико-социальному.
Вопрос о
древности Зодиака. В античные времена Зодиак обсуждался очень
интенсивно. Попытка отнести истоки Зодиака к периоду всего лишь нескольких
тысячелетий до христианской эры является колоссальной ошибкой тех, кто
стремится определить эту дату. Зодиак должен быть достаточно древним, столь
древним, что его знаки и символы должны в точности совпадать с созвездиями…
Один автор после многих лет изучения предмета пришел к мнению, что зодиаку
около пяти миллионов лет! По всей видимости зодиак является одной из многих
вещей, которые мы получили от цивилизаций Атлантиды или Лемурии.[68]
Ньютон полагал, что
изобретение Зодиака можно проследить в глубь, вплоть до экспедиции Аргонавтов;
Дюлор приурочил начало его к 6500 годам до Р. Хр., именно за 2496 лет до
сотворения мира по хронологии Библии.[69]
«Является ли начало
Зодиака арийского происхождения или же египетского, он все же должен быть
отнесен к огромной древности, – считает Е. П. Блаватская. – Симплиций в VI веке до н. э. пишет,
что он всегда слышал, что египтяне сохраняли астрономические наблюдения и
записи на протяжении периода в 630 000 лет(!)».[70] И даже если принять это число
за количество месяцев, то получится период времени, который все же даст
продолжительность двух циклов прецессий, т.е. 51 736 лет!
Диоген Лаэртский относил
астрономические вычисления египтян к 48 863 году до Александра Великого, что
подтверждал и Мартин Капелла, сообщая, что египтяне тайно изучали астрономию в
продолжение более, нежели 40 000 лет, прежде чем они выдали свое знание миру.[71]
В конце Ассирийского
периода вавилонские и ассирийские писцы не подразделяли еще зодиак на 12
знаков. Но в это время такое подразделение уже должно было «носиться в
воздухе». Вавилоняне делили год на 12 солнечных месяцев равной длины, и они же
делили зодиакальный круг на 4 части, соответствующие 4 сезонам по 3 месяца
каждый, так что Солнце находилось ровно в течение 3 месяцев в каждой части… Так
должны были возникнуть 12 частей зодиакального круга, соответствующие 12
месяцам солнечного года.[72]
Деление зодиака на 12
равных частей (знаков), по мнению Ван-дер-Вардена, должно было уже существовать
к 475 г. до н. э., поскольку недавно были обнаружены лунные таблицы,
вычисленные для этого года. Есть основания предполагать, пишет Ван-дер-Варден,
что такое деление было известно и использовалось для астрологических целей даже
раньше, в VI в. до н. э., во
времена Навуходоносора.[73]
* * *
Заключение
На самом деле заключение
писать еще рано, поскольку вся работа задумана в качестве введения к основной
теме курсовой, которую я собираюсь раскрыть в дальнейшем. Целью этой работы
было указать направление, в котором я намерена вести дальнейшее развитие темы,
а также привести некоторые существующие представления об астрологии и ее
историческом существовании.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Список использованной
литературы:
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Тома
1 и 3. – Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2000.
Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. – Москва: «Наука», 1991.
Герметизм, магия, натурфилософия в
европейской культуре XIII-XIX вв. –
Москва: «Канон+», 1999.
Знание за пределами науки. Мистицизм,
герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I – XIV вв./Сост. И общ. Ред. И. Т. Касавина. –
Москва: «Республика», 1996.
Истоки тайноведения. Заказное
справочное издание по оккультизму. – Симферополь: «Таврия», 1994.
Касавин И.Т. Миграция.
Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. – СПб: РХГИ,
1998.
Клизовский А.И. Основы
миропонимания Новой Эпохи. – Минск: ООО «Вида-Н» – ИП «Лотаць», 2000.
Конт О. Дух позитивной
философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Левин
М.Б. Лекции по астрологии. – Москва: ЦАИ, 1993.
Птолемей К. Тетрабиблос.
Радьяр Д.
Астрологическая психология. – Новосибирск: МП «Издательство «Гермес», 1994.
Радьяр Д. Планетаризация
сознания. – Москва: «REFL-book», Киев:
«Ваклер», 1995.
Радьяр Д. Двенадцать
домов гороскопа. – Москва: ЦАИ, 1995.
Хайдеггер М. Работы и
размышления разных лет./Сост. И перевод А.В. Михайлова. – Москва: «Гнозис»,
1993.
Холл М.П. Энциклопедическое изложение
масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической
философии. – Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН , 1997.
Чижевский А.Л.
Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. – Москва:
«Мысль», 1995.
Штайнер Р. Человек и звезды. Астрология в свете антропософии.
– Калуга: «Духовное познание», 1994.
Содержание
Вступление
-1-
Сущность астрологии: определение и
основные черты
-1-
Что известно из истории астрологии
-13-
Заключение
-21-
Список использованной литературы
-22-
[1] Истоки тайноведения. С.
270.
[2] Там же. С. 274.
[3] Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. С. 142-147.
[4] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 26-27.
[5] Истоки тайноведения. С. 274.
[6] Истоки тайноведения. С. 270.
[7] Там же. С. 272.
[8] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. С. 283–292.
[9] Истоки тайноведения. С. 277.
[10] Истоки тайноведения. С. 278.
[11] Левин М.Б. Лекции по астрологии. Часть 1. – Москва: ЦАИ, 1993.
[12] Истоки тайноведения. С. 274.
[13] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 11-12.
[14] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 505.
[15] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 12.
[16] Гарен Э. «Магия и астрология в культуре Возрождения».//Герметизм,
магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 23.
[17] Там же. С. 23-24.
[18] Истоки тайноведения. С. 326.
[19] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.21.
[20] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[21] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.176.
[22] Г.К. Агриппа фон Неттесхейм. Магические труды.//Герметизм, магия,
натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С.80.
[23] Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. С.220.
[24] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 501.
[25] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 3. С.
425. («Summa», Quest. XV, Art. V, об астрологах, и том
III, с. 29.)
[26] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[27] Там же. С. 500.
[28] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.13.
[29] Куталев Д. История астрологии.
[30] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 502.
[31] Хайдеггер М. Время картины мира.//Работы и размышления разных лет. С.
139.
[32] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 297.
[33] См., например, Эрих Фромм «Психоанализ и этика».
[34] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 176.
[35] Там же. С. 422.
[36] Радьяр Д. Планетаризация сознания. Приложение. С. 293.
[37] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 27.
[38] Штайнер Р. Человек и звезды. С. 50.
[39] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 7.
[40] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 9.
[41] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
[42] Там же. С. 141.
[43] Там же. С. 182.
[44] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С.
183.
[45] Там же. С. 56.
[46] Там же. С. 68.
[47] Там же. С. 57.
[48] Там же. С. 98-99.
[49] Там же. С. 40-41.
[50] Там же. С. 312.
[51] Там же. С. 314.
[52] Там же. С. 314.
[53] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С.
315.
[54] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 496-497.
[55] Там же. С. 504.
[56] Там же. С. 497.
[57] Там же. С. 497-498.
[58] Там же. С. 498.
[59] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 499.
[60] Там же. С. 501.
[61] Там же. С. 500.
[62] Там же. С. 501.
[63] В качестве основы взят текст Д. Радьяра «Астрология личности» в книге Астрологическая
психология.
[64] Математический трактат, или Четверокнижие, - четыре книги о влиянии
звезд.
[65] Конт О. Дух позитивной философии. С. 7-8.
[66] Конт О. Дух позитивной философии. С. 8.
[67] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. С.430.
[68] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической
и розенкрейцеровской символической философии. С.181.
[69] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 841.
[70] Там же. С. 838-839.
[71] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 839.
[72] Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. С. 137.
[73] Там же. С. 139.
Страницы: 1, 2, 3
|