Артур Шопенгауэр (доклад)
Артур Шопенгауэр (доклад)
Сообщение
ученика 10 класса Алещенко Дмитрия
Артур Шопенгауэр.
Под философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала
XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья
гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде
всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были
против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они
считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в
своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то
есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.
С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь
понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к
материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни:
1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
2. Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).
Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур
Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на
кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель
- профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою
философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои
лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без
слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила
славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра,
поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её
порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным
было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим
абсурд и недостатки гегелевской системы.
Основное произведение Шопенгауэра - «Мир как
воля и представление» (1819). Названия этого произведения отражает
основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет
собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том
числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек
наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к
жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди
существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма
человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его
интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как
совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство -
каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг
друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в
сфере искусства и морали.
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с
идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру,
высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не
присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически
относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и
счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра
называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов,
который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных
импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи
были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения
Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним
из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что
любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его
только поэтам. В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов,
вытекающих из его системы, например, любовь - это
сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола.
Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых - это
проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка -
то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с
биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное
потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих
организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма,
подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль
разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников
некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное явление.
Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил
основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.
|