Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил
основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с
такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир
человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник
немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель
(1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг
пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в
качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на
объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.
Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839
году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией.
Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое
существо, абстрактный индивид.
2.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
В середине XIX века с острой критикой идеализма
выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм
есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по
самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе
религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление
раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые
составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу
идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в
действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных
заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и
притом наиболее совершенная - вечной природы.
2.1. Материализм
Фейербаха
существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от
последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и
рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное
понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как
психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания
человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек
рассматривается,прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в
его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное
начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны
той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким
образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид
для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в
развитии человеческого рода.
Началом нового, материалистического периода в
творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он
окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.
Критикуя идеалистическую трактовку
познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к
чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник
нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, -
обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем
как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не
признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто
отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.
Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства»,
написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической
философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к
антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество
Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и
последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный
человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То
есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека.
Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах
в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа
существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос
человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией
божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.
Такова основная идея этого произведения. Имя
Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и
деспотизмом.
После «Сущности
христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений: «Основные
положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и другие. В
этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих
материалистических взглядов.
Но труды
Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого
влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические
сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа в
этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическое
произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к
счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных
отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и
увидел свет лишь в 1874 году.
2.2. Антропологический
принцип
Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует
само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется
в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека -
это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к
признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования
вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве
любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха,
должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно
немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви
к другим людям.
Материализм
Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо
материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но
эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя
сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект
его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды
Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха
атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг
в друга вещи.
Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с
религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана
вся философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и
Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих
мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный
вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от
дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так,
как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже
внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности
в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще
полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным
бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта,
мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный
разум, мышление.
Следует
подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога.
Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Таким образом,
Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. Атеизм Фейербаха
требует положительного утверждения человека в противоположность его религиозному,
фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным,
но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что
немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если
«желудок не в порядке» и «основа человеческого существования повреждена. По
Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым он
относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Тем
самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так
как к материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта
критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его
материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические источники
атеизма и материализма Фейербаха?
Историко-философские
взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических
условиях на основе определенного историко-философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и
атеизма Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли
предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил
материализм и атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие
своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и
неглубоким.
Изучение
историко-философских сочинений Фейербаха показывает, что его путь к
материализму и атеизму не был, как выражался он, «случайным» и «произвольным»,
но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его сочинения 30-х годов.
Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной эволюции, а от
последнего из них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства»,
по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
1.Антропологизм-взгляд
на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы познания
которого дает ключ к ее тайнам,т.к. в органическом единстве
телесных отправлений человека участвуют все ее продуктивные силы.Подчеркивание единства человека и
природы было направленно против идеализма и против дуалистического разрыва души
и тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного обоснования буржуазной революции провозгласивший
несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека.
2.Атеизм-система взглядов отрицающих веру в сверхъестественное(духов, богов, загробную жизнь и т.д.)отрицание всякой религии.Атеизм неразрывно связан с
материалистическими воззрениями на природу.Атеизм возник в рабовладельческом обществе.Большое
значение в подрыве господства религии имел буржуазный атеизм представителями которого являются
Спиноза,Файербахи др.
3.Материализм-начальное философское направление противоположность идеализму
Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном
существование внешнего мира и как философское мировозрение, представляет собой
научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализм.Философский Материализм утверждает
первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность
его во времени и пространстве.Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как
отражение внешнего мира утверждая таким образом позноваемость природы.