Александр Иванович Герцен
Александр Иванович Герцен
А. И. Герцен
Биографические сведенья. Александр Иванович Герцен (1812-1870) —
писатель, революционер, философ. Незаконный сын богатого русского помещика
И.Я.Яковлева, он рано осознал несправедливость этой жизни и, в частности,
крепостного права. Уже в 14-летнем возрасте, после казни декабристов, вместе со
своим другом Н.П.Огаревым поклялся отомстить за казненных и вести борьбу с
царизмом. В 1829-1833г. Учился на физико-математическом отделении московского
университета, где познакомился с учениями социалистов. Вокруг Герцена и Огарева
образовался кружок революционно настроенных студентов. В 1834г. Герцен вместе с
Огаревым был арестован и отправлен в ссылку в Пермь потом в Вятку, а затем во
Владимир. В 1840г. Вернулся в Москву, затем поехал в Петербург. В 1841г. новая
ссылка в Новгород. В 1842-1847г. жил и работал в Москве, где написал целый ряд
острых публицистических статей, художественных и философских произведений. В
это время сблизился, особенно с Белинским и Грановским, участвовал в спорах со славянофилами.
В1847г. уехал за границу, где решил остаться для
борьбы с царским правительством с помощью «вольного» слова. В 1853г. в Лондоне
основал «Вольную русскую типографию», в которой в 1855-1869г. издавал обозрение
«Полярная звезда», а в 1857-1867г. в сотрудничестве с Огаревым — политическую
газету «Колокол», сыгравшую огромную роль в развитии революционных идей в
России. Первый номер, которого, вышел 1.07. 1857г., а последний — 244-245-й
номер — 1. 07. 1867г.; в 1868г. выходило продолжение «Колокола» на французском
языке. В начале 1860-х г. участвовал в создании революционной организации
«Земля и воля».
Основные труды: «Дилетантизм в науке» (1843); «Письма об изучении
природы» (1844-1846); «С того берега» (1848-1849); «Опыт бесед с молодыми
людьми» (1858)
Философские воззрения. Воззрения на природу и историю. Философские
воззрения Герцена на природу могут быть охарактеризованы как материализм с
элементами диалектики. Познакомившись с учением Гегеля (еще в период 1-ой
ссылки), Герцен попытался «прочитать» Гегеля с материалистической позиций.
Высоко оценивая гегелевскую диалектику как «алгебру революции», как философское
обоснование необходимости революционного преобразования жизни, он критиковал
Гегеля за идеализм, за то, что мысль или идея становится над природой и
историей.
Герцен считал, что философия призвана играть роль
гармонизирующего начала жизни, но это возможно только в том случае, если она
опирается на данные естествознания. В свою очередь, естественные науки, если не
хотят, основываются набором разрозненных фактов, должны опираться на философию
как свою методологическую и мировоззренческую основу.
Вслед за Гегелем историю философии Герцен
рассматривал, по своим социально-политическим воззрениям был близок к
западникам, считал, что Россия идет по тому же общему пути развития, что и
Европа. Но в годы эмиграции близкое знакомство с реальным положением дел на западе,
с ужасами капиталистического пути развития, изменило его точку зрения. Особое
влияние оказало при этом положение революции в Европе 1848г. Герцен пришел к
выводу, что для России не обязателен капиталистический путь развития, да и не
имеет смысла преследовать все трудности этого пути для того, чтобы, прийти к
тем уродливым формам общественной жизни, которые воцарились на Западе.
Он считал, что Россия может миновать эти трудности и
прямо прийти к социализму — благодаря тому, что в России в народном быту сохранилась
больше черт, соответствующих социалистическим идеалам, чем в Европе. И самое
главное, в России сохранилась крестьянская община и, соответственно, общинное
землевладение. Если устроить государственный гнет над ней и помещичье
землевладение, община получит свободное развитие, ведущее к справедливому
устройству жизни, воплощающие социалистические взгляды, идеалы «крестьянский
социализм». В таком переустройстве русской жизни важную роль может сыграть
социалистическая идеология, получившая глубокую философскую разработку у
мыслителей Запада.
Герцен допускал, что социалистические преобразования
могут раньше произойти на Западе, и только вслед за этим — и под их влиянием в
России. Но все-таки наиболее вероятным полагал, что они сначала произойдут в
России.
Судьба учения. Революционная деятельность и
социалистически-политические учение Герцена оказали значительное влияние на
воззрения всей русской интеллигенции второй половины -началав.. и особенно на формирование всех русских
революционеров, даже тех, кто не принял его концепцию «крестьянского
социализма» .
Литература
1.
Г.В.
Гринетка: «История философии»-2006г.
2.
В. Воднев,
М.Громов, О. Аранская, Б. Кочергин:
«Большая энциклопедия»-2000г.
ПЛАН
1.
Биографические
сведенья.
2.
Основные
труды.
3.
Философские
воззрения.
4.
Судьба
учения.
|