Трагическое и комическое их проявление в жизни и искусстве
философии и трагизма. Заканчивается симфония стихами Рильке:
Всевластна смерть.
Она на страже
И в счастья час.
В миг высшей жизни она в нас страждет,
Ждет нас и жаждет –
И плачет в нас.
Используя в качестве контраста образ смерти, композитор утверждает
красоту жизни.
4. Трагическое в жизни.
Проявления трагического в жизни многообразны: от смерти ребенка
или смерти человека, полного творческой энергии – до поражения
национально – освободительного движения; от трагедии отдельного
человека – до трагедии целого народа. Трагическое может быть заключено
и в борьбе человека с силами природы. Но главный источник данной
категории – борьба между добром и злом, смертью и бессмертием, где
смерть утверждает жизненные ценности, раскрывает смысл существования
человека, где происходит философское осмысление мира.
Первая мировая война, например, вошла в историю как одна из самых
кровопролитных и жестоких войн. Никогда (до 1914 г.) противоборствующие
стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения.
Все достижения науки и техники были направлены на истребление людей. За
годы войны было убито 10 млн. человек, ранено 20 млн. человек. Кроме
того, значительные людские потери понесло мирное население, погибавшее
не только в результате боевых действий, но и от голода и болезней,
свирепствовавших в военное лихолетье.
Война повлекла за собой колоссальные материальные потери. С лица
земли стирались города и селения, железные дороги и мосты, фабрики и
заводы. Налоги, дороговизна, безработица тяжким бременем ложились на
трудящихся воевавших стран. Война породила массовое революционное и
демократическое движение, участники которого требовали коренного
обновления жизни.
Затем пришла к власти в Германии в январе 1933 г. фашистская
национал-социалистская рабочая партия, партия реванша и войны. Уже к
лету 1941 г. Германия и Италия оккупировали 12 европейских стран и
распространили свое господство на значительную часть Европы. В
оккупированных странах они установили фашистский оккупационный режим,
названный ими «новым порядком»: ликвидировали демократические свободы,
распустили политические партии и профсоюзы, запретили стачки и
демонстрации. Экономика порабощенных стран использовалась в интересах
оккупантов. Промышленность работала по их заказам, сельское хозяйство
снабжало их сырьем и продовольствием, рабочая сила использовалась на
строительстве военных объектов. Все это привело ко Второй мировой
войне, в результате которой фашизм потерпел полное поражение. Но какой
ценой это все обошлось? Вторая мировая война наложила печать на всю
историю мира второй половины 20 в.
В отличие от первой мировой войны во второй мировой войне
большинство людских потерь пришлось на гражданское население. Только в
СССР погибшие составили не менее 27 млн. человек. В Германии в
концентрационных лагерях было уничтожено 12 млн. человек. Жертвами
войны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн. человек. На
каждого убитого в военных действиях приходилось два раненых или
попавших в плен. К этим 60 млн. погубленных жизней в Европе следует
добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском и других
театрах второй мировой войны.
Не успел народ оправиться от одной мировой трагедии, как 6 августа
1945 г. американский самолет сбросил атомную бомбу на японский город
Хиросиму. Атомный взрыв причинил ужасные бедствия: 90% зданий сгорело,
остальные обратились в развалины. Из 306 тыс. жителей Хиросимы сразу
погибло более 90 тыс. человек. Десятки тысяч людей погибли позднее от
ран, ожогов и радиоактивного облучения. Со взрывом первой атомной бомбы
человечество вступило в «атомную эру». Оно получило в свое распоряжение
неисчерпаемый источник энергии и в то же время страшное оружие,
способное уничтожить все живое.
Не успело человечество вступить в 21 в., как новая волна
трагических событий захлестнула всю планету. Это и активизация
террористических акций, и природные катаклизмы, и экологические
проблемы. Так, например, хозяйственная деятельность в ряде государств
сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую
обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее
границами.
Характерные примеры.
- Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.
- 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное
происхождение.
- От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных
массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их
площадей.
- В США не хватает того кислорода, который естественно
воспроизводится на их территории.
- Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно
загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран,
использующих их водные ресурсы.
- С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с
13,5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3
прироста сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование
химических удобрений, а также различных химических средств защиты
растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения
окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния,
они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося
нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма
характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода
экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.
Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных
минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных
странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.
На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования
потенциала биосферы. Это подтверждается следующими факторами:
- Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения
сельского хозяйства;
- Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года
она возрастает на 20%;
- Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С
1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это
легкие всей Земли;
- Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана,
осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести
то, что забирает человек.
Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства
и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все
возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате
интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение
климата.
По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в
атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30
лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому
эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей
планеты.
Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше
время. В результате человеческой деятельности произошло потепление в
пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в
атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху,
т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в
жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов
повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые
процессы:
- таяние льдов;
- поднятие уровня мирового океана на один метр;
- затопление многих прибрежных районов;
- изменение влагообмена на поверхности Земли;
- сокращение количества осадков;
- изменение направления ветра.
Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные
проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых
условий их жизни.
Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский,
человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что
оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.
Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за
собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного
и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на
весь ее облик. А это трагедия всего человечества в целом.
5. Сущность трагического.
Трагедия – суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе
холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно тому
как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными, сознание
смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю
радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой
«пограничной» ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое
богатство, его чувственная прелесть, величие привычного, отчетливей
проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого
существования.
Трагедия – всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть
служит жизни.
Итак, трагическое раскрывает:
1. гибель или тяжкие страдания личности;
2. невосполнимость для людей ее утраты;
3. бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой
индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;
4. высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;
5. активность трагического характера по отношению к
обстоятельствам;
6. философски осмысленное состояние мира;
7. исторически, временно неразрешимые противоречия;
8. трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее
воздействие на людей.
Большое искусство всегда нетерпеливо к грядущему. Оно торопит
жизнь. То, что Гегель называл трагической виной героя, есть
удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству
мира, а исходя из представлений о жизни, какой она должна быть. Такое
несогласие с окружающей средой чревато пагубными последствиями для
личности: над ней нависают грозовые тучи, из которых, в конце концов,
ударяет молния смерти. Однако именно не желающая ни с чем
сообразовываться личность прокладывает путь к более совершенному
состоянию мира, страданием и гибелью открывает новые горизонты
человеческого бытия.
Центральная проблема трагедийного произведения – расширение
возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически
сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей,
одухотворенных высокими идеалами. Трагический герой прокладывает путь к
будущему, он взрывает устоявшиеся границы, он всегда на переднем крае
борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности.
Трагедия дает концепцию жизни, она раскрывает ее общественный смысл.
Суть и цель человеческого бытия невозможно найти ни в жизни для себя,
ни в жизни, отрешенной от себя: развитие личности должно идти не за
счет, а во имя всего общества, во имя человечества. С другой стороны,
все общество должно развиваться в человеке и через человека, а не
вопреки ему и не за счет его. Таков высший эстетический идеал, таков
путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, таков
концептуальный вывод, предлагаемый всемирной историей трагедийного
искусства.
6. Комическое – социокультурная реальность.
«Толковый словарь русского языка» поясняет: «Смех – короткие и
сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся
характерными прерывистыми звуками». Все верно. Но если бы в смехе было
лишь это, то он годился бы только на то, чтобы рушить карточные домики,
и никогда не стал бы предметом эстетического рассмотрения.
На деле смех, как отметил Салтыков – Щедрин, оружие очень сильное,
ибо ничто как не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и
что по поводу его уже раздался смех. (Салтыков – Щедрин. Полн. Собр.
Соч., том 13. Л., 1936, стр. 270). Герцен писал, что «смех одно из
самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От
смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается
почернелой и дурно нарисованной картинкой». (А. И. Герцен. Собр. Соч. в
тридцати томах, том 14. М., 1958, стр. 117). Для В. Маяковского острота
– «оружия любимейшего род».
Можно было бы бесконечно продолжить восторги и славословия в честь
смеха. И это не плохой объем поклонения. Во всяком случае, лучше
поклонение юмору, чем обожествленной личности. В известном смысле смех
и обожествленная личность – соперники, взаимоисключающие друг друга.
Победа одного почти исключает бытие второго.
Все панегирики в честь смеха утверждают за ним славу мощнейшего
оружия. В век атомной бомбы славить оружие было бы негуманно, однако, в
отличие от всякого другого оружия, смех обладает колоссальной
избирательностью. «Пуля – дура», не разбирает, в кого летит, ей это
безразлично. Смех всегда «метит шельму». Он может попасть только в
уязвимое место личность или в уязвимую личность. Смех – могучее
средство общественного воздействия, грозное и гуманное оружие.
Комическое – реальность. Идеалисты отрицают объективную основу
комического. Вот так, например, немецкий писатель и эстетик Жан Поль
рассматривает природу комизма на материале одного из эпизодов «Дон –
Кихота» Сервантеса. Когда Санчо Панса висит всю ночь в воздухе над
мелкой канавой, считая, что под ним зияет пропасть, то при данном
предположении его действия вполне понятны. Он был бы глупцом, решившись
спрыгнуть и разбиться. Почему же мы смеемся? Суть комического для Жана
Поля в «подстановке»: «Мы ссужаем его (Санчо Панса) стремлению наше
понимание дела и взгляд на вещи и извлекаем из такого противоречия
бесконечную несообразность…комическое…всегда обитает не в объекте
смеха, а в субъекте». (Жан Поль. «Дошкольная эстетика». Гамбург, 1804,
стр. 104).
Однако, в эпизоде с Санчо Панса дело не в том, что мы подставляем
под чужое стремление противоположное понимание обстоятельств.
Комическое заключено в самом объекте. Комичен сам Санчо Панса, так как
при всей трезвости мышления он оказался трусоват и не смог разобраться
в реальной обстановке. Эти качества противоположны идеалу, и потому,
естественно, они служат объектом осмеяния.
Человеческое общество – истинное царство комедии, так же как и
трагедии. Человек – единственное существо, которое может и смеяться, и
вызывать смех, или, точнее, человеческое, общественное содержание есть
во всех объектах комедийного смеха. Порою исследователи ошибочно ищут
источник комизма в естественных особенностях явлений природы: в
причудливости облаков, утесов, минералов (например, сталактитов), в
необычности облика и поведения обезьян, медведей, лис, в странном виде
кактусов. Немецкий философ А. Цейзинг говорит, что в одной из сцен
«Гамлета» Шекспир смеется над комичными метаморфозами облаков. Но так
ли это?
Гамлет. Вы видите вот то облако, почти что вроде верблюда?
Полоний. Ей – богу, оно действительно похоже на верблюда.
Гамлет. По-моему, оно похоже на ласточку.
Полоний. У него спина, как у ласточки.
Гамлет. Или как у кита?
Полоний. Совсем как у кита.
Однако Шекспир здесь осмеивает не «метаморфозы облаков», а
метаморфозы беспринципного, угодливого Полония.
Некоторые теоретики приводят на первый взгляд более убедительные
примеры природного комизма – животное в басне. Однако еще эстетика 18
в. доказала, что животные в баснях олицетворяют те или иные
человеческие характеры. Комическое всегда объективная общественная
ценность явления. Естественные свойства животных (подвижность и
гримасничанье обезьяны, развитые инстинкты лисы, помогающие ей
обманывать врагов, неповоротливость медведя и т. д.) ассоциативно
сближаются с человеческими привычками, поступками, манерами и
становятся объектом эстетической оценки на основе общественной
практики. Они предстают в своем комизме лишь тогда, когда через их
природную форму просматривается социальное содержание – человеческие
характеры, отношения людей и т. д. Через природные явления
осуществляется осмеяние человеческих недостатков: суетливости,
хитрости, неуклюжести, медлительности, тугодумия.
Смех могут вызвать разные явления: и щекотание, и горячительные
напитки, и веселящий газ. В Африке отмечены случаи инфекционно –
эпидемического заболевания, выражающегося в долгом, изнурительном
смехе. Скупой Рыцарь улыбается своим сокровищам, а Чичиков – по поводу
счастливого исхода своего бесчестного дела.
Однако не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно.
Комическое – прекрасная сестра смешного, порождающая социально
значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех,
отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и
утверждающий другие. В зависимости от обстоятельств явление может быть
или смешно, или комично. Когда у человека неожиданно падают брюки,
окружающие могут рассмеяться. Однако здесь нет истинного комизма. Но
вот в короткометражном венгерском фильме «Месть брака» изображен
нерадивый работник пошивочной мастерской, надевший брюки собственного
производства. Когда падают брюки с этого виновника собственных
злоключений, смех обретает комедийный характер.
Комизм социален своей объективной (особенности предмета) и своей
субъективной (характер восприятия) стороной. Восприятие комического
всегда социально обусловлено. То, что смешно одному, другому может
представляться печальным. Историческое, национальное, классовое и
общечеловеческое находятся в комическом в сложном диалектическом
единстве.
7. Выражение и восприятие комизма.
Смех заразителен и тяготеет к коллективности, на людях он более
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|