Этика делового общения
Этика делового общения
Реферат
на тему: Этика делового общения.
План
1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА 2
2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ 9
1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные,
функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения —
как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с
общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у
человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению
мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по
отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение,
убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли
и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же
должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ
взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания
морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в
период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено
древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности.
Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо
поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась
ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль — это нормы и правила,
которые предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный
характер.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от
латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших
предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или
иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и
обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы
поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они
составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей
данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать
не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные
для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная
кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их
связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно
обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит
могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы
становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень
медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют
различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь
те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к
поступкам и людей.
Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы
общества или определенной социальной группы, их требования к поведению
людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет
не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу
людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и
обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям,
существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой
отпечаток на всю частную жизнь человека.
Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее
изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает
положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной
ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.
Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры,
в том числе и нравственной
Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только
совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного
развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно
как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения
ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние
личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным
образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных
групповых и общественных интересов.
Нравственная культура общества усваивается личностью. Овладевая
моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и
представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает
нравственную культуру. Однако человек обретает нравственную культуру не
столько в процессе академического усвоения морального опыта общества,
сколько в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми
отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни
людей, о нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем
каждой личности. Между нравственной культурой и моральной ответственностью
существует определенная связь. Уровень образования человека, социальный
статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно и
наличие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие
моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем
выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной
культуры.
В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается
уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое
взаимоотношение между людьми. В условиях экономического, политического,
духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко
возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения Одна из наиболее
распространенных причин подобных отношений — низкая нравственная культура
общения.
Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать
конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении
людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений,
проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно
проявляется в состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического
состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей
достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека.
Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев,
агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же
формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и
агрессивность.Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут
привести к разрешению конфликта,
• Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения
конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.
Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов,
нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте.
Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная
ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из
конфликтных ситуаций.
• Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует
повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны
разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной
общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает
трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли
собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью
умело использовать в процессе общения качества своей личности'. Культура
общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и
овладение техникой общения.
• Реальный процесс общения — это общение реальных, живых людей,
обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и
желаниями. Уже в утилитарном общении выявляется общность человеческих
переживаний, потребностей и интересов. На этой основе возникают симпатии и
антипатии, дружеские и товарищеские связи — словом, все, что можно
объединить термином "личностные отношения". Общение не только сопутствует
трудовой, политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью
и
побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека
как общественного существа развивав специфически присущая только ему
нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной
среде. Потребность в общении — одна из сильнейших потребностей
общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой
человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя
с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него.
Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти.
Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него
потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время
все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее
становится удовлетворять их взаимные ожидания.
•Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие
личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка.
В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном
самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные
аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как
нормативность. Общение, в каких формах оно ни выступало, всегда существует
как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с
помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и
средств. Например, общения руководителей и подчиненных, продавцов и
покупателей, индивидуальные массовые коммуникации (собрания, митинги,
официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только
содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой
соответствующими нормами.
В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в личностном
общении, хотя и оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в
личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с
условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с
одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой
— программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во
взаимные контакты людей.
Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение.
Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются
непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно
на этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-
ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и
непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип
общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и,
следовательно, объектом моральной регуляции. Глубинные социально-
экономические факторы воздействуют на общение через тип духовной культуры и
ее неотъемлемую форму — мораль.
В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального
неравенства воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-
психологических преград, ограничивающих круг свободного общения, как
правило, социально-однородной средой. Они подчиняют личностные отношения
собственнической психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие
отношения.
•Общение выступает стороной более широкого явления — поведения людей,
одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок поведения.
Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных местах:
институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви, дипломатической
деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в соответствии с
нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования
отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции,
общественное мнение.
Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно
выразить признание значимости человека, с которым вступают в контакт,
уважение к нему. Если человек является представителем государства или
определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его
государству, его фирме и т.д. В этом случае этикет заключает в себе
политический смысл. Этикет обязывает признавать установленные государством
значимости, такие, как ранг, титул, чин и т. д. Военный этикет состоит в
поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности
беспрекословно выполнять приказы старших по званию.
Другими словами, форм этикета множество, но все они имеют одинаковую
направленность — признание и поддержание значимости, уважения человека, с
которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и
сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость
каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от
личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так
же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста.
Следует помнить и о том, что в процессе исторического развития общества
менялись смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание
значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме
вежливости, учтивости.
2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает
наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему
содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему.
Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения
предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество
выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил
делового этикета. А еще чаще их "подставляют" различные консультанты и
секретарши. У многих "новых русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах
поведения.
В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся
предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров.
Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи
прекращают все переговоры. А причиной тому — поведение "новых русских",
оценить которое можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни
ступить, ни молвить не умеет".
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В
старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ,
согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение
этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для
тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское
предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового
этикета.
Итак, знание делового этикета — основа предпринемательского успеха.
• Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на
единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона
— это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т.д.
Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм
поведения.
• Для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым) средством
"Здравствуйте!", "Добрый день", но и невербальными жестами: поклоном,
кивком, взмахом руки и т.п. Можно равнодушно сказать: "Здравствуйте",
кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе — сказать,
например: «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и
остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши
добрые чувства к этому человеку, он поймет, вы цените его, да и звучание
собственного имени — прият мелодия для любого человека.
• Обращение без имени — обращение формальное: будь то подчиненный или
начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном
транспорте. Обращение по имени, а еще лучше — по имени и отчеству — это
обращение личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение
человеческого достоинства, демонстрируем душевное положение. Такое
приветствие говорит о культуре человека и создает ему репутацию
деликатного, воспитанного, тактичного человека. Конечно, с подобными
качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в
привычку Чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше: скорее войдет в
привычку. Особенно тяжело дается формирование хороших привычек интеллигента
бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем
проб и ошибок. Недаром англичане говорят, чтобы стать джентльменом, надо
иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.
Этикет—явление историческое. Правила везения людей изменялись с
изменениями условий жизни вещества, конкретной социальной среды. Этикет
возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных
правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания
царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и
т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания
этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь
человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение
этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.
Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например,
разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному
положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в
странах Дальнего и Ближнего Востока.
В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На
русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За
соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в
столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь
Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование
Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали
требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как
евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А
этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и
сейчас. Р.Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не
встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет — черный, а в Китае —
белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных
народов значительно отличались.
Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил
поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного
обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый,
признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях.
Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на
деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и
т.д.
• Но кроме правил этикета для всех существует также профессиональный
этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают
Страницы: 1, 2
|