рефераты скачать

МЕНЮ


Этика делового общения

Этика делового общения

Реферат

на тему: Этика делового общения.

План

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА 2

2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ 9

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные,

функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения —

как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с

общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у

человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению

мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по

отношению к людям...».

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение,

убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли

и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же

должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ

взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания

морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в

период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено

древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности.

Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо

поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась

ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль — это нормы и правила,

которые предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный

характер.

Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от

латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших

предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или

иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и

обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы

поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они

составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей

данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать

не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные

для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная

кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их

связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно

обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит

могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы

становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень

медленно именно потому, что за ними сила традиций.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют

различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь

те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к

поступкам и людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы

общества или определенной социальной группы, их требования к поведению

людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет

не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу

людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и

обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям,

существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой

отпечаток на всю частную жизнь человека.

Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее

изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает

положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной

ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры,

в том числе и нравственной

Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только

совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного

развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно

как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения

ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние

личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным

образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных

групповых и общественных интересов.

Нравственная культура общества усваивается личностью. Овладевая

моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и

представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает

нравственную культуру. Однако человек обретает нравственную культуру не

столько в процессе академического усвоения морального опыта общества,

сколько в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми

отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни

людей, о нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем

каждой личности. Между нравственной культурой и моральной ответственностью

существует определенная связь. Уровень образования человека, социальный

статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно и

наличие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие

моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем

выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной

культуры.

В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается

уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое

взаимоотношение между людьми. В условиях экономического, политического,

духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко

возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения Одна из наиболее

распространенных причин подобных отношений — низкая нравственная культура

общения.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать

конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении

людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений,

проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно

проявляется в состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического

состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей

достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека.

Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев,

агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же

формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и

агрессивность.Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут

привести к разрешению конфликта,

• Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения

конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.

Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов,

нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте.

Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная

ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из

конфликтных ситуаций.

• Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует

повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны

разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной

общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает

трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли

собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью

умело использовать в процессе общения качества своей личности'. Культура

общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и

овладение техникой общения.

• Реальный процесс общения — это общение реальных, живых людей,

обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и

желаниями. Уже в утилитарном общении выявляется общность человеческих

переживаний, потребностей и интересов. На этой основе возникают симпатии и

антипатии, дружеские и товарищеские связи — словом, все, что можно

объединить термином "личностные отношения". Общение не только сопутствует

трудовой, политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью

и

побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека

как общественного существа развивав специфически присущая только ему

нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной

среде. Потребность в общении — одна из сильнейших потребностей

общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой

человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя

с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него.

Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти.

Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него

потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время

все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее

становится удовлетворять их взаимные ожидания.

•Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие

личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка.

В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном

самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные

аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как

нормативность. Общение, в каких формах оно ни выступало, всегда существует

как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с

помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и

средств. Например, общения руководителей и подчиненных, продавцов и

покупателей, индивидуальные массовые коммуникации (собрания, митинги,

официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только

содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой

соответствующими нормами.

В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в личностном

общении, хотя и оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в

личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с

условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с

одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой

— программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во

взаимные контакты людей.

Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение.

Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются

непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно

на этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-

ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и

непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип

общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и,

следовательно, объектом моральной регуляции. Глубинные социально-

экономические факторы воздействуют на общение через тип духовной культуры и

ее неотъемлемую форму — мораль.

В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального

неравенства воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-

психологических преград, ограничивающих круг свободного общения, как

правило, социально-однородной средой. Они подчиняют личностные отношения

собственнической психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие

отношения.

•Общение выступает стороной более широкого явления — поведения людей,

одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок поведения.

Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных местах:

институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви, дипломатической

деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в соответствии с

нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования

отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции,

общественное мнение.

Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно

выразить признание значимости человека, с которым вступают в контакт,

уважение к нему. Если человек является представителем государства или

определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его

государству, его фирме и т.д. В этом случае этикет заключает в себе

политический смысл. Этикет обязывает признавать установленные государством

значимости, такие, как ранг, титул, чин и т. д. Военный этикет состоит в

поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности

беспрекословно выполнять приказы старших по званию.

Другими словами, форм этикета множество, но все они имеют одинаковую

направленность — признание и поддержание значимости, уважения человека, с

которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и

сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость

каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от

личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так

же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста.

Следует помнить и о том, что в процессе исторического развития общества

менялись смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание

значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме

вежливости, учтивости.

2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает

наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему

содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему.

Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения

предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество

выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил

делового этикета. А еще чаще их "подставляют" различные консультанты и

секретарши. У многих "новых русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах

поведения.

В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся

предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров.

Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи

прекращают все переговоры. А причиной тому — поведение "новых русских",

оценить которое можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни

ступить, ни молвить не умеет".

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В

старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ,

согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение

этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для

тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское

предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового

этикета.

Итак, знание делового этикета — основа предпринемательского успеха.

• Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на

единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона

— это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т.д.

Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм

поведения.

• Для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым) средством

"Здравствуйте!", "Добрый день", но и невербальными жестами: поклоном,

кивком, взмахом руки и т.п. Можно равнодушно сказать: "Здравствуйте",

кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе — сказать,

например: «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и

остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши

добрые чувства к этому человеку, он поймет, вы цените его, да и звучание

собственного имени — прият мелодия для любого человека.

• Обращение без имени — обращение формальное: будь то подчиненный или

начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном

транспорте. Обращение по имени, а еще лучше — по имени и отчеству — это

обращение личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение

человеческого достоинства, демонстрируем душевное положение. Такое

приветствие говорит о культуре человека и создает ему репутацию

деликатного, воспитанного, тактичного человека. Конечно, с подобными

качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в

привычку Чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше: скорее войдет в

привычку. Особенно тяжело дается формирование хороших привычек интеллигента

бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем

проб и ошибок. Недаром англичане говорят, чтобы стать джентльменом, надо

иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.

Этикет—явление историческое. Правила везения людей изменялись с

изменениями условий жизни вещества, конкретной социальной среды. Этикет

возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных

правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания

царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и

т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания

этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь

человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение

этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например,

разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному

положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в

странах Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На

русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За

соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в

столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь

Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование

Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали

требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как

евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А

этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и

сейчас. Р.Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не

встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет — черный, а в Китае —

белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных

народов значительно отличались.

Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил

поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного

обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый,

признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях.

Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на

деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и

т.д.

• Но кроме правил этикета для всех существует также профессиональный

этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.