рефераты скачать

МЕНЮ


Методология и методы принятия решения

Методология и методы принятия решения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Методология и методы принятия решения

1.1. Процесс и процедура принятия решений

1.2. Методы и модели оптимизации решений

1.3. Модели и методы принятия решений

1.3.1. Модели принятия решений.

1.3.2. Методы принятия решений.

2. Моделирование как метод научного познания.

3. Социально – экономические системы

3.1. Экономико–математическое моделирование

3.2. Этапы экономико-математического моделирования

3.2.1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ.

3.2.2. Построение математической модели.

3.2.3. Математический анализ модели.

3.2.4. Подготовка исходной информации.

3.2.5. Численное решение.

3.2.6. Анализ численных результатов и их применение.

3.3. Классификация экономико-математических методов и моделей

4. Метод линейного программирования в задачах оптимизации плана

производства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена

любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия

решений в различных условиях, знание и применение различных методов и

моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности

работы управленческого персонала.

Для принятия оптимальных решений необходимо использовать научный

метод. В науке управления научный метод подразумевает наличие определенной

структуры процесса принятия решений и использование различных методов и

моделей принятия решений.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих

факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их

практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение

было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные

методологические основы.

1. Методология и методы принятия решения

1.1. Процесс и процедура принятия решений

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен

хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно

квалифицированно при этом применять на практике:

. методологию управленческого решения;

. методы разработки управленческих решений;

. организацию разработки управленческого решения;

. оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую

организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую

формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев

оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и

приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих

решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора

вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает

упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в

процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством

регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций,

ответственности.

Технология разработки управленческого решения - вариант

последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям

рациональности их осуществления, использования специальной техники,

квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми

обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере

потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность,

адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность

предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом

принятия решения являются следующие виды деятельности:

. техническое развитие;

. организация основного и вспомогательного производства;

. маркетинговая деятельность;

. экономическое и финансовое развитие;

. организация заработной платы и премирования;

. социальное развитие;

. управление;

. бухгалтерская деятельность;

. кадровое обеспечение;

. прочие виды деятельности.

Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и

представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта

или плана работы.

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется

качеством экономической, организационной, социальной и других видов

информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии

решения, можно подразделить:

. на входящую и исходящую;

. обрабатываемую и необрабатываемую;

. текстовую и графическую;

. постоянную и переменную;

. нормативную, аналитическую, статистическую;

. первичную и вторичную;

. директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как

правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной

информации для принятия решения.

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может

зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего

народа определенного государства. С экономической и управленческой точек

зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения

эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в

каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно

классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия;

прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает

наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь

поставленной задачи.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия,

и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив,

то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера

большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности

менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию решения предшествуют несколько этапов:

. возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

. выбор критериев, по которым будет принято решение;

. разработка и формулировка альтернатив;

. выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

. утверждение (принятие) решения;

. организация работ по реализации решения - обратная связь

Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления

1. Определение степени способности применяемой организационной структуры

управления обеспечить получение нормы прибыли.

2. Степень способности существующей структуры управления создавать условия

для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.

3. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в

соответствии с этим осуществлять действия.

4. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост

производительности труда за счет по детальной специализации

общественного труда и производства.

5. Степень эффективности системы производственного контроля при данной

организационной структуре управления.

Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели

деятельности предприятия (организации).

Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:

. общие;

. организационные;

. запрограммированные;

. незапрограммированные;

. рациональные;

. нерациональные;

. вероятностные;

. решения в условиях неопределенности;

. интуитивные;

. на основе компромисса;

. альтернативные.

Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения.

Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной

ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение.

Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое

решение.

Управленческое решение устанавливает переход оттого, что имеется, к тому,

что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки

решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка

решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.

Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные,

коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие),

оперативные.

Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются

одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение

поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и

незапрограммированными.

Запрограммированное решение - это результат реализации определенной

последовательности этапов или действий и принимается на основе

ограниченного количества альтернатив.

Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен

стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а

должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения

проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.

1.2. Методы и модели оптимизации решений

Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов,

влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо

критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов

решение.

Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно

применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные

задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических

методов.

Методы оптимизации:

- анализ;

- прогнозирование;

- моделирование.

Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме

отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением

конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях

определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.

Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток

прямого воздействия с реальным миром:

- сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и

фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме,

значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно

упростив реальный мир с помощью моделирования);

- экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в

которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные

варианты решения проблемы определенные эксперименты в условиях реального

мира могут и должны быть выполнены. Но прямое экспериментирование такого

типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические

ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в

реальной жизни);

- ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое

еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить

прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать

только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете, должно выразиться в

их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему

времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить

потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их

объективно сравнивать.).

Прежде чем рассмотреть широко используемые современными организациями

модели необходимо описать три базовых типа моделей:

1) физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью

увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная

характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле

она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его

уменьшенная фактическая модель, такая физическая модель упрощает

визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное

оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него

места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и

авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии

новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики.

Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично

разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она

много меньше настоящей);

2) аналоговая модель (представляет исследуемый объект аналогом, который

ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример

аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в

состоянии представить себе цепи прохождения команд и формальную

зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель

явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных

взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление

перечня взаимосвязи всех работников);

3) математическая модель (в этой модели, называемой также символической,

используются символы для описания свойств или характеристик объекта или

события).

Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса –

постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и

обновление модели.

Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели,

способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в

постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не

принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована.

Правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Для нахождения

приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она

состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие

специалисты игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на

поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные

вопросы. Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии

проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы.

Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.

Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом

процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить

главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию

предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству

разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая

информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и

выдающей на выходе нужные сведения.

Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует

проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в

определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке

управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной

ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала,

что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных.

Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал

как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если

предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект

проверки модели связан с установлением степени, в которой информация,

получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с

проблемой.

Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к

использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно

выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике.

Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных

моментов построения.

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной,

почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что

форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если

цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие

решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать.

Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении – например, появление

новых потребителей, поставщиков или технологий – может обесценить допущение

исходную информацию, на которых основывалась модель при построении.

Как все средства и методы, модели могут привести к ошибкам.

Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных

погрешностей:

- недостоверные исходные допущения (любая модель опирается на некоторые

исходные допущения и предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке

предпосылки, которые можно объективно проверить и просчитать. Некоторые

предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены.

Никто не знает наверняка, произойдет ли это действительно. Поскольку

такие предпосылки являются основой модели, то точность последней зависит

от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования,

например, потребности в запасы, если неточны прогнозы сбыта на

предстоящий период).

- информационные ограничения (основная причина недостоверности предпосылок

и других затруднений – это ограниченные возможности в получении нужной

информации, которые влияют и на построение и на использование моделей.

Точность моделей определяется точностью информации по проблеме.

Построение модели наиболее затруднительно в условиях неопределенности.

Когда необходимая информация настолько неопределенна, что ее трудно

получить, исходя из критерия объективности, руководителю, возможно,

целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию

и помощь консультантов).

- страх пользователей (модель нельзя считать эффективной, если ею не

пользуются. Основная причина не использования модели заключается в том,

что руководители, которым она предназначена, могут не вполне понимать

получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять).

- слабое использование на практике (согласно ряду исследований уровень

методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень

использования модели. Одна из причин такого положения дел – страх. Другие

причины – это недостаток знаний и сопротивление переменам. Данная

проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения

модели штабные специалисты привлекали к этому делу пользователей. Когда

люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или

предполагаемое изменение, их сопротивление обычно снижается).

- чрезмерная стоимость (выгоды от использования модели должны с избытком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.