рефераты скачать

МЕНЮ


Математическое моделирование лизинга в условиях инфляции

мае 1988 г. в г. Оттаве (Канада). Целью заключения Конвенции является

уточнение основной терминологии по финансовой аренде (лизингу), а также

разработка норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех сторон

лизинговой сделки.

Конвенция уточняет и ограничивает сделки, подпадающие под определение

лизинговых. Она трактует классический лизинг, который носит трехсторонний

характер. Конвенция не регулирует двухсторонние сделки, которые в России

получили название "возвратный лизинг", а также и потребительские сделки,

т.е. аренду для удовлетворения личных потребностей. В Конвенции произведено

уточнение объема имущественной ответственности Лизингодателя,

Лизингополучателя и Поставщика - изготовителя.

Заслуживают внимания, зафиксированные в Конвенции правила о

взаимоотношениях между партнерами по сделке в случае признания

несостоятельности Лизингополучателя.

Несмотря на то, что Россия пока не является членом Конвенции, но

существующие правовые отношения позволяют в какой то мере проводить и

международные лизинговые сделки. Однако всеобъемлющее правовое обеспечение

лизингового механизма необходимо создавать.

Наиболее эффективное управление лизингом обеспечивается, в основном,

путем создания специализирующихся на проведении лизинговых операций

Компаний, которые сосредотачивают воедино все операции, связанные с

предоставлением оборудования (имущества) в лизинг. Компания организует

лизинговый процесс, документооборот, рекламу, обеспечивает техническое

обслуживание лизингового оборудования (имущества), его ремонт, мобилизацию

дополнительных денежных ресурсов и др.

Опыт свидетельствует, что успешное развитие лизингового механизма и

расширение его масштабов возможны только при наличии конкурирующих между

собой и борющихся за клиентуру Компаний.

В России существует законодательная база для осуществления Банками

лизинговых операций. В соответствии с п. "М" статьи 5 Закона РФ "О банках и

банковской деятельности" Банкам разрешено наряду с другими, проводить и

лизинговые операции. При этом Банк может участвовать в лизинговом процессе

не как ссудодатель лизинговой компании, но и непосредственно как

Лизингодатель, т.е. напрямую участвовать в лизинговом процессе.

По сравнению с вновь организуемыми лизинговыми Компаниями такое участие

Банков дает им преимущество, поскольку они уже организационно оформлены и

для осуществления ими лизинговых операций необходимо лишь создание в их

структуре подразделения специалистов с определенным опытом банковской

работы и знающих специфику лизингового процесса.

Учитывая обострение конкуренции банковских услуг в условиях рынка,

наиболее целесообразным является проведение таких услуг коммерческими

Банками, поскольку это позволит наиболее эффективно расширить сферу

банковского влияния.

Лизинговый процесс осуществляется, как правило, в три этапа. Сначала

проводится подготовительная работа по заключению юридических соглашений

(договоров). Этому предшествует подробное изучение всех условий и

особенностей каждой сделки. После чего оформляются: заявка, получаемая

Лизингодателем от будущего Лизингополучателя, заключение о

платежеспособности Лизингополучателя и эффективности лизингового проекта,

заказ-наряд, направляемый Поставщику оборудования Лизингодателем, кредитный

договор, заключаемый Лизингодателем (лизинговой компанией) с Банком о

предоставлении ссуды для проведения лизинговых сделок.

На втором этапе лизингового процесса в трех- и двухсторонних договорах

производится юридическое закрепление лизинговой сделки. При этом

оформляются: договор купли-продажи оборудования (имущества) в лизинг, акт

приемки его в эксплуатацию, лизинговое соглашение, договор на техническое

обслуживание передаваемого в лизинг оборудования (имущества).

Третий этап лизингового процесса охватывает период использования

оборудования (имущества). При этом ведется бухгалтерский учет и отчетность

по всем лизинговым операциям, осуществляется выплата Лизингодателю

лизинговых платежей, а по истечению срока лизинга оформляется дальнейшее

использование оборудования (имущества).

Основным документом лизинговой сделки, в котором отражаются основные

отношения, является лизинговое соглашение. Оно заключается между

Лизингодателем и Лизингополучателем, где указывается, что Лизингополучателю

предоставляется в пользование для производственной эксплуатации

оборудование (имущество). Лизинговое соглашение вступает в силу с момента

подписания акта приемки оборудования (имущества), как объекта сделки в

эксплуатацию и действует в течение оговоренного в нем срока. Акт приемки

оформляется Лизингополучателем, а подписывается всеми сторонами,

участниками лизинговой сделки, т.е. Лизингодателем, Лизингополучателем и

Поставщиком - изготовителем.

После оформления акта приемки оборудования (имущества) в эксплуатацию

Лизингодатель не несет ответственности перед Лизингополучателем, поскольку

последний выбор оборудования (имущества) осуществлял самостоятельно.

В процессе эксплуатации оборудования (имущества) Лизингополучатель

призван использовать его в соответствии с рекомендациями и техническими

инструкциями Поставщика, содержать его в работоспособном состоянии,

производить необходимое обслуживание, текущий ремонт и все это за свой

счет.

Все риски, возникающие в процессе эксплуатации оборудования (имущества)

и связанные с разрушением, потерей, преждевременным износом, порчей или

повреждением независимо от причиненного ущерба, Лизингополучатель принимает

на себя.

Как правило, общая сумма лизинговых платежей включает: сумму,

возмещающую стоимость лизингового оборудования (имущества), плату

Лизингодателю за использование, кредитные ресурсы на его приобретение по

лизинговому договору, комиссионное вознаграждение Лизингодателю, плату за

страхование лизингового оборудования (имущества), если оно было

застраховано Лизингодателем, плату за дополнительные услуги Лизингодателю,

предусмотренные договором, сумму налога на лизинговое оборудование

(имущество), на приобретение автотранспортных средств, являющихся предметом

лизингового договора, иные затраты Лизингодателя, предусмотренные

договором.

Вся сумма лизинговых платежей у Лизингополучателя относится на

себестоимость производимой им продукции (работ, услуг). Сумма затрат за

пользование кредитами, используемыми на финансирование лизинговых сделок,

относится у Лизингодателя на себестоимость лизинговых услуг. Лизинговое

оборудование (имущество) учитывается на балансе Лизингодателя по стоимости,

им же начисляется и амортизация лизингового оборудования (имущества) в

пределах коэффициентов, установленных действующим законодательством РФ.

Сравнение вариантов получения кредита напрямую и через лизинг

показывает, что очевидна и финансовая выгодна. Кроме того, поскольку

средства по лизингу находятся на балансе у Лизингодателя, у

Лизингополучателя появляются дополнительные возможности к привлечению

заемных средств.

Лизинговые расчеты производятся: денежными платежами, компенсационными

товарами, услугами и др., а также смешанными, когда с денежными выплатами

допускаются платежи товарами и услугами. Используются платежи с авансом

(депозитом), когда лизингополучатель вносит аванс Лизингодателю в момент

оформления соглашения, а затем после ввода оборудования (имущества) в

эксплуатацию выплачивает согласованными долями оставшуюся сумму лизингового

платежа.

Можно использовать также вариант расчетов, который базируется на

некотором установленном в соглашении проценте от объема реализации

продукции, произведенной на лизинговом оборудовании, от суммы полученной

прибыли.

Операции по лизингу (финансовому) могут осуществляться только при

наличии соответствующей лицензии у Лизингодателя. При отсутствии ее,

указанные операции подлежат отражению в учете в порядке, предусмотренном

действующим законодательством РФ, исходя из содержания договора (сделки по

сдаче в аренду имущества, сделки купли-продажи).

При финансовом лизинге лизинговое оборудование учитывается у

Лизингополучателя - в бухгалтерском учете отражается на счете – 03

"Долгосрочно арендуемые основные средства". У Лизингодателя же отражается

на счете 09 "Арендные обязательства к поступлению". При этом приобретенное

по лизинговому договору оборудование приходуется на счете 09 "Арендные

обязательства к поступлению" субсчет "Арендные обязательства не

размещенные" с отнесением на указанный счет помимо договорной стоимости

оборудования, соответствующих таможенных пошлин, сборов налога на

добавленную стоимость, а также иных затрат, увеличивающих балансовую

стоимость основных средств, в соответствии с "Положением по бухгалтерскому

учету долгосрочных инвестиций" от 30 декабря 1993 г. №160.

Стратегия и тактика планирования деятельности предприятия в условиях

рынка строится на основе бизнес-плана, представляющего собой комплексное

технико-экономическое и организационное обоснование путей достижения

поставленных целей. Как правило, бизнес-план формируется с участием

специалистов по маркетингу, сбыту, снабжению, организации производства,

юриста и экономиста-финансиста. Последний на основе информации,

содержащейся во всех разделах бизнес-плана, оценивает необходимые ресурсы,

затраты, ожидаемые финансовые результаты и эффективность деятельности

предприятия при выбранной финансовой стратегии.

Учитывая позитивные особенности лизингового механизма, Правительство

Российской Федерации приняло ряд постановлений, активизирующих роль лизинга

в экономике России.

Во исполнение этих постановлений, в том числе Постановления

Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в

инвестиционной деятельности", разработана "Федеральная программа развития

лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 г.", которая призвана

способствовать решению важнейших задач, стоящих перед экономикой страны:

структурная перестройка, конверсия, обновление основных производственных

фондов, повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование внедрения

научно-технических достижений.

Целью "Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на

1996-2000 г." является создание благоприятных правовых, экономических,

организационных и методических условий для развития лизинга, включая

создание нормативно-законодательной базы, совершенствование

налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым

операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организация фонда

содействия развитию лизинга в Российской Федерации и другие мероприятия.

Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования

состоят в том, что предприниматель может начать дело, располагая лишь

частью (примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и

оборудования (имущества).

Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за

обоснованным расходом которых не всегда возможен, а непосредственно

средства производства, необходимые для обновления и расширения

производственного аппарата. При этом лизинг стимулирует аккумулирование

средств частных инвесторов, в том числе населения

Однако успешному развитию лизинга в России препятствует ряд

обстоятельств: не хватает стартового капитала для организации лизинговых

компаний, поскольку они должны приобрести оборудование (имущество) у

производителя за полную стоимость и передать его Лизингополучателю; двойное

обложение налогом на добавленную стоимость, который взимается за

приобретенное Лизингодателем оборудование (имущество). При этом его

величина, равно как и выплаты процентов за взятый Лизингодателем для

покупки оборудования (имущества) кредит, переносится на лизинговые платежи.

Согласно существующему порядку налог на добавленную стоимость дополнительно

начисляется на лизинговые платежи, т.е. на один и тот же продукт он

начисляется дважды (в проекте федерального закона о лизинге предусмотрено

единожды);

В России в настоящее время основными нормативными документами,

создающими правовые предпосылки развития лизинговой деятельности,

являются:

Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. №1929 "О

развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности";

Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии

лизинга в инвестиционной деятельности" и утвержденное им "Временное

положение о лизинге";

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. №1133 "О внесении

дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации

продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,

услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при

налогообложении прибыли;

Федеральный закон РФ от 26 января 1996 г. №l5-ФЗ " О введении в

действие второй части Гражданского кодекса РФ;

Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №336-Р о проведении

Международной конференции по развитию лизинга в РФ;

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. №167 "Об

утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ".

В стадии разработки находится Закон РФ "О лизинге" и проект

постановления Правительства РФ "О фонде содействию развития лизинга в РФ".

Формирование налогового режима, приемлемого для Лизингодателей, определяют

в основном:

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. №746 "О

первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской

Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г.

№633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности";

Приказ Минфина России от 25 сентября 1995 г. №105 "Об отражении в

бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций.

При этом в Постановлении №633 предусматривается выполнение некоторых

положений о налоговых льготах: освобождение хозяйствующих субъектов -

Лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации

договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;

освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на

прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более

для реализации операций финансового лизинга; освобождение хозяйствующих

субъектов - Лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при

выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего - уплаты налога на

добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом

финансового лизинга.

Для ограждения лизингового рынка от случайных и ненадежных участников

предусмотрено лицензирование деятельности лизинговых компаний. В

соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24

декабря 1994 г. №1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Министерство экономики РФ разработало Положение о лицензировании

деятельности лизинговых компаний, которое утверждено Постановлением

Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. №167. Этим

Положением предусмотрена выдача Министерством экономики Российской

Федерации лицензий лизинговым компаниям и другим организациям на срок до 5

лет.

Лизинг в период становления и развития нуждается в государственной

поддержке, необходимость которой обусловлена экономической ситуацией в

стране - инфляцией, высокими ставками рефинансирования, низкой

платежеспособностью потенциальных Лизингополучателей.

"Федеральной программой развития лизинга в Российской Федерации на 1996-

2000 гг." предусматривается инвестирование за счет государственного бюджета

около 8 млрд. руб., а также привлечение капитальных вложений за счет

негосударственных источников инвестирования до 30 млрд. руб. При этом, как

правило, государственная поддержка (в размере 20-50% от стоимости проекта)

будет осуществляться на конкурсной основе среди коммерческих инновационно-

инвестиционных проектов с использованием лизинга.

С учетом существующей в настоящее время в Российской Федерации

нормативно-правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития

предусматривается увеличение доли лизинга к 2000 г. в общем объеме

инвестиций до 20% со следующей разбивкой по годам:

1996 г. - 1%, 1997 г. - 5%,

1998 г. - 12%, 1999 г. - 19%,

2000 г. - 20%.

В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в

настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем объеме инвестиций

составляет более 30 - 40%. В обозримом будущем лизинг внесет необходимый

вклад в Российскую экономику. Правовое регулирование является важным

условием любой хозяйственной, в том числе и агропромышленной деятельности в

условиях рыночной экономики.

Анализ функционирования АПК в зарубежных странах с развитой рыночной

экономикой показывает, что главная роль в правовом обеспечении отводится

законодательству о государственном регулировании рынков

сельскохозяйственной продукции, доходов товаропроизводителей всех форм

собственности, кредитной, налоговой, инфраструктурной и научно-технической

политики, преобразованию аграрных структур, проблемам социального

обеспечения работников АПК.

Агропромышленное законодательство в этих странах представляет собой

разветвленную систему национальных законов, юридических норм, правил и

предписаний. В частности, рубрикатор агропромышленного законодательства,

принятой в ФАО, содержит 20 разделов, охватывающих широкий спектр проблем

правового обеспечения сельского хозяйства, других отраслей АПК.

Характерной тенденцией нормативно-правового регулирования является то,

что через них осуществляется государственное управление научно-

инновационными процессами за счет участия товаропроизводителя в освоении

научно-технических достижений. Механизм стимулирования освоения научных

достижений включает целую систему прямых и косвенных методов воздействия. В

последние годы за рубежом отмечался бурный процесс развития административно-

правового законодательства, определяющего организацию и регулирующего

научную деятельность в АПК. Правовое регулирование научной деятельности

осуществляется как с помощью системы общеправовых норм для сферы научной

деятельности, так и специальных нормативных актов, регулирующих область

аграрной науки с включением их в общеаграрное законодательство.

В США широкий круг вопросов государственного вмешательства в сельское

хозяйство охватывается принимаемым с периодичностью в 5 лет

сельскохозяйственным законом, в рамках которого отводится специальный

раздел, касающийся регулирования сферы научного обеспечения. Юридическую

основу для правового обеспечения деятельности в области государственного

регулирования и стимулирования научного обеспечения АПК США в современных

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.