Занятость и безработица: проблемы и решения
территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной
занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача
государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости
определяет рациональную занятость.
Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых
ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.
Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:
1. По характеру деятельности:
. работа на предприятиях всех видов и общественных организациях;
. служба в армии;
. индивидуальная трудовая деятельность;
. личное подсобное хозяйство и т.д.
2. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою:
. рабочие;
. инженерно-технические работники и служащие;
. управленческий персонал;
. предприниматели;
. крестьяне.
3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении
трудовых ресурсов.
4. По территориальному признаку:
. по регионам;
. по областям;
. экономическим районам и т.д.
5. По уровню урбанизации.
6. По профессионально – квалификационному признаку:
. уровень образования;
. стаж работы;
. степень механизации труда и т.д.
7. По половозрастному признаку.
8. По формам организации труда:
. соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и
коллективной формами организации труда.
9. По видам собственности.
Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и
условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд
людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм,
различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего
дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом
выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности.
Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих
признаков:
1) Формы организации рабочего времени:
. полная (работа на условиях полного рабочего дня);
. неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей
недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе);
. надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не
могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в
домашних условиях).
2) Значимости для рабочего:
. первичная;
. вторичная.
3) Стабильности:
. постоянная (с относительно стабильным местом работы);
. временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером
работы).
4) Форм правового регулирования использования рабочей силы:
. основная (реализуется трудовым законодательством);
. специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании,
например, занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях
надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и
временной занятости).
В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно
существующий экономический предел. Достижение полной занятости может
являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при
этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной
организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для
трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность
предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом
на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может
удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях).
Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его
объективность.
2.2. Безработица, ее типы и формы
Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и
негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или
моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на
прямые и более “утончённые”, косвенные. К прямым негативным стимулам
относятся, например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще
теперь используется косвенное принуждение: работай как вздумается или как
сумеешь, но если появиться человек, способный работать лучше, то уступи
ему своё место и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот
негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные
стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок
труда.
Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в
середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных
“плохим поведением” самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о
“несовершенствах” и этим объясняли возникновение и существования
“избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы,
выставлявшая в качестве причин этого порока капитализма “фрикции” ( в
перев. трения, неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование
такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися
потребностями в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным
отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих,
привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее
развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в
безработицы будто бы повинны сами рабочие, так как они требуют повышения
заработной платы и не хотят работать за плату, соответствующую предельной
производительности. В месте с тем история данной проблемы показывает, что
люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и
существуют только из-за “неполадок” на рынке.
В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу
недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд
Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы
существует “недобровольная” или “вынужденная”.
Незанятость определенной части населения является результатом
действия объективных процессов:
* неравномерного развития производственных сил;
* противоречивого характера НТП;
* высоких темпов модернизации производства.
Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу
противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки,
обновления технологии.
По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г. “безработными
считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до
55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не
имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не
обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной
службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.
Согласно определению международных организаций – Международной
организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР), безработные – это люди, не имеющие работы, кто готов
приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель
[4.c.38]. Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица,
которые:
. не имели занятости в течении недели обследования;
. предпринимали усилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель
(обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной
службы занятости или к друзьям);
. лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу,
которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели
обследования им одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в
течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не моет
искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об
устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых
капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица,
проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных
рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и
предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в
странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу
и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе
относится прежде всего молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в
связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив
безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В
эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие
структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и
учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и
т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать
по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и
повысить свою квалификацию.
Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными
являются:
1. фрикционная – временная добровольная незанятость, связанная с переходом
с одной работы на другую. Она возникает из-за несовершенства в
техническом функционировании рынка труда, отсутствие информации о
наличии рабочих мест, стремление граждан лучше применить свои
способности и носит краткосрочный характер;
2. структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной
перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей, что изменяет,
в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в
профессиональном или региональном разрезе;
3. циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда
совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а безработица растет;
4. скрытая – излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя
производственный процесс требует меньшего числа работающих;
5. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности
армии и занятых в отраслях ВПК;
6. молодёжная безработица;
7. остаточная - безработица, вызванная ограничением работающих по
состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью
мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у
пожилых.
Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная,
застойная и другие виды безработицы.
Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и
вынужденную безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную.
В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне
безработицы при полной занятости. В настоящее время экономисты считают,
что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая
безработица значительно превышает естественную норму, то это
свидетельствует о вынужденной безработице.
Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем
экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия
приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации,
потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи,
самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает,
что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым
социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к
власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы
обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-
1999гг.
Численность экономически активного населения на конец июня 1999 года,
по оценке, составила 4,6 миллиона человек, или 45,4% от общей численности
населения республики. В их числе 4,5 миллиона человек (97,9%) заняты в
экономике. Официально зарегистрировано в государственной службе занятости в
качестве безработных 96,9 тысячи человек, или 2,1% экономически активного
населения. В январе-мае 1999г. 132,5 тыс. работников предприятий и
организаций, без малых предприятий негосударственной формы собственности
(3,4% среднемесячной численности работников) работали в режиме неполной
рабочей недели (дня), из них в мае – 61,8 тыс. человек (1,6%). Вынужденные
административные отпуска в январе-мае 1999г. имели 129,3 тыс. работников
(3,3%), из них в мае – 48,7 тыс. человек (1,3%). Численность работников,
работавших в режиме неполного рабочего времени, и численность работников,
имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, осталась на уровне
января-мая 1998г.
Более 53 тыс. человек, или 41,3% работников, имевших вынужденные
отпуска в январе – мае 1999г. не получали за период отпуска никой денежной
компенсации.
В январе-мае 1999г. на предприятия и в организации, кроме малых
предприятий негосударственной формы собственности, принято на работу 323,7
тыс. человек (8% среднемесячной численности), из них 16,2 тыс. человек – на
вновь введенные рабочие места. Уволено по различным причинам 338 тыс.
человек, или 8,3% среднемесячной численности работников, из них 253,9 тыс.
человек (75,1%) уволилось по собственному желанию и 7 тыс. человек – в
связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий, организаций (2,1%).
В январе-мае 1999г. выбытие работников на 95,8% компенсировалось
приемом новых кадров, в соответствующем периоде прошлого года прием на
работу превышал выбытие на 0,6%.
Большинство работников, принятых на предприятия и в организации, нашли
работу самостоятельно. При содействии государственной службы занятости на
предприятия и в организации различных отраслей экономики в январе-мае
1999г. трудоустроено 81,3 тыс. человек, или 25,1% к числу принятых на
работу на предприятия, в учреждения и организации, кроме малых предприятий
негосударственной формы собственности.
На конец июня 1999г. в государственной службе занятости было
зарегистрировано 96,9 тыс. безработных, в июне 1999 года получили статус
безработного 16,7 тысячи человек. Численность безработных по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на 7,7%, по сравнению с
маем 1999 года – на 2,8% (на 2,8 тысячи человек). Уровень безработицы в
июне 1999 года составил 2,1% от численности экономически активного
населения, в июне 1998 года он составлял 2,3%.
Динамика численности безработных
и потребности предприятий в работниках
(тысяч человек)
Численность трудоустроенных безработных в июне 1999 года была близка к
численности трудоустроенных в апреле, мае и составила 15 тысяч человек.
В январе-июне 1999 года трудоустроено 81,3 тысячи безработных, или 38,9%
общей их численности.
По данным предприятий и организаций число вакантных рабочих мест
увеличилось с 32,3 тысячи в январе до 53,1 тысячи в июне (на 64%). По
равнению с июнем 1998 года их число увеличилось на 3,1%. В июне 1999 года
на одну заявленную вакансию претендовало 1,8 безработных,
зарегистрированных в службе занятости, против 3,3 в январе и 2 человек в
мае 1999 года. В профессиональной структуре вакансий преобладают вакансии
рабочих (83,1%).
В январе-июне 1999 года профессиональное обучение по направлению служб
занятости прошло 15,4 тысячи безработных, из них трудоустроено более
половины. На общественные работы за этот период было направлено 34,3 тысячи
безработных.
Данные о численности безработных по областям приведены в таблице:
| |Численность безрабтных|Численность |Уровень |
| |на конец июня 1999г. |безработных на |безработицы|
| | |одну заявленную |на конец |
| | |вакансию на конец |июня |
| | |июня, человек |1999г.,% |
| |тыс. |в % к | | |
| |челове|июню | | |
| |к |маю | | |
| | | |1999г. | | | |
| | |1998г| | | | |
|Республик|96,9 |92,3 |97,2 |2,0 |1,8 |2,1 |
|а | | | | | | |
|Беларусь | | | | | | |
|Области: | | | | | | |
|Брестская|9,7 |81,9 |97,7 |2,6 |1,6 |1,5 |
|Витебская|16,3 |96,7 |97,4 |2,4 |2,5 |2,7 |
|Гомельска|17,6 |86,1 |97,0 |2,8 |2,5 |2,6 |
|я | | | | | | |
|Гродненск|13,5 |94,5 |98,0 |2,8 |2,0 |2,5 |
|ая | | | | | | |
|Г. Минск |12,3 |99,7 |100,3 |0,8 |1,0 |1,4 |
|Минская |12,5 |84,3 |95,1 |2,9 |1,9 |1,9 |
|Могилевск|15,0 |104,0|95,4 |2,3 |2,1 |2,7 |
|ая | | | | | | |
Пособие по безработице в июне было начислено 39,6 тысячи безработным и
на их выплату израсходовано 52,5 миллиарда рублей. Средний размер пособия
на одного безработного в июне составил 1326,9 тысячи рублей, или 7% от
средней заработной платы по республике.
3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда,
определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика
занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих
мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а
не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и
переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются
соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие
места.
В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию
и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию
роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе
созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить
значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание
рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении
темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса
новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового
роста ВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе –
2,0%).
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и
модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из
Страницы: 1, 2, 3
|