Япония
Япония
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
на тему:
ЯПОНИЯ
Сдал:
Студентка НЭ 2 – 4
Кощеева Мария
Проверил:
———————-
Г. Москва
1998г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Политические партии и важнейшие общественные организации. 3
Краткая историческая справка 4
Япония в мировом хозяйстве 5
Этапы развития японской экономики 6
Япония в международных экономических отношениях 13
Экономические отношения между Японией и Россией 19
Заключение 21
Литература 23
Введение
Япония - государство в Восточной Азии, расположено на островах
Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных примыкающих к ним мелких
островах. Территория Японии составляет 372,2 тыс. км. Столица - Токио,
другие крупные города с населением свыше 1 млн. человек - Иокогама, Осака,
Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Китакюсю. Административно-
территориальное деление - 47 префектур.
Население Японии составляет 124,1 млн. человек (1992г.); 99,4% -
японцы, остальное население - это корейцы, китайцы, американцы, айны (
потомки древнего населения страны) и т.д. Официальный язык - японский.
Основные религии - синтоизм и буддизм. Денежная единица - иена=100
сенам.Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены
с СССР 20.01.1925г., прерваны 9.08.1945г., восстановлены 19.10.1956г.).
Национальный праздник - 23 декабря - День рождения императора.
Япония - конституционная монархия. Согласно действующей с 1947г.
конституции император является “символом государства и единства народа”,
его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная
власть.
Высший орган государственной власти и единственный законодательный
орган - парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512
депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов
палаты представителей - 4 года, палаты советников - 6 лет ( с переизбранием
половины состава каждые три года).
Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе с
премьер-министром.
Политические партии и важнейшие общественные организации.
Либерально-демократическая партия (ЛДП) - создана в 1955г. и до июля
1993г. бессменно находилась у власти (2,2 млн. членов). Пользуется
поддержкой крупного бизнеса, тесно связана с верхним слоем государственного
и муниципального аппарата, имеет значительное влияние в городских средних
слоях и среди сельского населения. ЛДП имеет 223 места в палате
представителей и 108 - в палате советников.
Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ) - создана в 1945г., (около
95 тыс. членов), опирается на часть наемных рабочих и средних слоев. СДПЯ
имеет 70 мест в палате представителей и 71- в палате советников.
Партия обновления - образована в июне 1993г. группой депутатов
парламента, вышедших из ЛДП. Имеет 53 места в палате представителей.
Комэйто (Партия чистой политики) - создана в 1964г. религиозно-
общественной буддийской организацией Сока гаккай (190 тыс. членов). Ее
влияние распространяется в основном на мелких предпринимателей и
неорганизованных трудящихся в городах. Комэйто имеет 51 место в палате
представителей и 24 - в палате советников.
Новая партия Японии - cоздана в 1992г. Имеет 35 мест в палате
представителей и 4 - в палате советников.
Коммунистическая партия Японии (КПЯ) - основана в 1922г., до 1945г.
находилась на нелегалном положении (около 300 тыс. членов). Пользуется
поддержкой части государственных и муниципальных служащих и рабочих мелких
предприятий. КПЯ имеет 15 мест в палате представителй и 11 - в палате
советников.
Партия демократического социализма (ПДС) - образована в 1960г.
вышедшими из СПДЯ группировками (90 тыс. членов). Опирается на часть
средних слоев и рабочих крупных предприятий. ПДС имеет 15 мест в палате
представителей и 7 - в палате советников.
Новая партия (предвестник) - образована в июне 1993г. группой
депутатов, вышедших из ЛДП. Имеет 13 мест в палате представителей.
Социал-демократический союз (СДС) - образован группой деятелей,
вышедших из СДПЯ в 1978 году. Имеет 4 места в палате представителей.
Важную роль играют организации частных предпринимателей, в первую
очередь так называемая большая четверка - Федерация экономических
организаций (Кэйданрэн), объединяющая практически все основные группы
японского делового мира. В нее входят на персональной основе около 80
ведущих представителей финансово-промышленных кругов и на коллективной -
около 940 компаний и 120 финансово-промышленных ассоциаций.
Японская торгово-промышленная палата (Ниссе), в которую входят 1,2
млн. фирм-членов, преимущественно мелких и средних (но отчасти и крупных),
объединенных в 489 местных торгово-промышленных палатах.
Федерация предпринимательских организаций (Никкэйрэн), занимающаяся в
основном вопросами взаимоотношений труда и капитала. Она объединяет 47
региональных и 55 отраслевых организаций предпринимателей. Ассоциация
экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай), объединяющая около 1000
бизнесменов на индивидуальной основе.
Заметное влияние на общественные процессы в стране сохраняют
профсоюзы, которые объединяют 12,3 млн. человек, или 24,5 % экономически
активного населения.
Японская конфедерация профсоюзов (Рэнго), созданная в 1989г. в
процессе прегруппировки профсоюзного движения ( свыше 7,6 млн. членов, или
62,1 % всех организованных трудящихся). Выступает за формирование новой
политической силы, прежде всего из социал-демократических партий, которая
могла бы составить альтернативу ЛДП. Рэнго принимает участие в
парламентских выборах и имеет 12 мест в палате советников. Другие
профобъединения: Национальная федерация профсоюзов (Дзэнрорэн, 1,4 млн.
членов) и Национальный совет связи профсоюзов (Дзэнроке, около 400 тыс.
членов).
Краткая историческая справка
Первое раннеклассовое государство на территории Японии образовалось в
IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX
в. (с некоторыми промежутками) государственная власть находилась в руках
военно-феодальных правителей – сегунов (император оставался религиозным
главой государства).
Сначала XVII в., с установлением сегуната Токугава, Япония оказалась
закрытой для внешнего мира. Самоизоляция Японии была прервана в 1853г.,
когда Япония подписала с США договор, открыв для американских кораблей ряд
портов. Аналогичные договоры были заключены с некоторыми другими странами,
в том числе с Россией (трактат о торговле, 1885г.).
По первому российско-японскому договору граница между двумя странами
была проведена между островами Уруп и Итуруп. Сахалин остался в совместном
владении (Россия получила его в полное владение по договору с Японией через
20 лет, уступив взамен Японии все Курильские острова).
Ликвидация режима сегуната и восстановление власти императора после
революции 1867 - 1868гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь для
капиталистического развития Японии. С конца XIX в. Япония встала на путь
войн и территориальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла
Тайвань, после русско-японской войны 1904 -1905гг. - Южный Сахалин.
Японская интервенция на российский Дальний Восток 1918 - 1922гг.
закончилась неудачей, но в 1931г. японские войска оккупировали Маньчжурию,
в 1937г. начали войну против Китая.
Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941г.
широкомасштабную войну на Тихом океане, но в конечном счете потерпела
поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который по
договоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе
1945г. В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США,
Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Юж.
Сахалин и переданы Курильские острова.
В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла
25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетия
назад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Япония
получила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации,
которая была эффективно использована.
Конституция 1947г. провозгласила суверенную власть народа,
демократические права и свободы. Император лишался властных функций. Япония
отказывалась от применения вооруженной силы как средства решения
международных споров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого
экономического развития страны, выведшего ее в число ведущих государств
мира, для формирования своеобразной системы социальной и политической
стабильности.
В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война в Корее
1950 - 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование
внешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене.
Одновременно с подписанным в сентябре 1951г. Сан-Францисским мирным
договором был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности,
в соответствии с которым США получили право держать на территории Японии
свои вооруженные силы и создавать военные базы.
В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимном
сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматически
продлевается.
Японское руководство последовательно осуществляет программный курс на
усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ее
экономической мощи. Важное значение придается активизации деятельности в
ООН[1], участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередь
камбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействии
миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой
моровой войны были направлены за пределы страны.
Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политики Японии.
Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой,
налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более
весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи
ведущих развитых стран мира.
Большое значение придает Япония развитию отношений с азиатскими
странами, особенно со странами АСЕАН[2], с которыми стремится укрепить как
экономические, так и политические связи. В системе внешнеполитических
приоритетов Японии видное место занимают отношения с КНР. В октябре 1992г.
состоялся первый визит императора Японии в КНР.
Япония в мировом хозяйстве
В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих
экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической
силой в мире. Население Японии составляет примерно 2, 3% общемировой
численности, но создает оно около 16% ВМП[3], исчисленного по текущим
валютным курсам, и 7, 7% — по покупательной способности иены. Ее
экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю
производства на душу населения она превышает американский уровень. На
Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП[4],
подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП
Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в
отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в
Мировом хозяйстве — результат ее экономического развития во второй половине
текущего столетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% ВМП.
Этапы развития японской экономики
В период после Второй мировой войны Япония выделялась среди всех
промышленно развитых стран высокими темпами прироста производства и
производительности труда. За 50—80-е годы она превосходила их в два раза.
Японский ВВП на душу населения. увеличился в 19,5 раза. Среднегодовой темп
прироста равнялся 7,7%, или был в 4 раза выше, чем в США, и в 7,7 раза
выше, чем в Британии. Японская экономика только дважды — в 1975 и 1993гг.
испытала сокращение производства валового продукта, обычно в низшей фазе
экономических циклов происходило лишь снижение темпов его роста. Важной
причиной устойчивых темпов экономического роста выступала своевременная
структурная перестройка экономики, которая обусловливала нивелировку
процесса перенакопления капитала. Длительное превосходство в темпах роста
связано с большими масштабами обновления производственного аппарата. Данные
процессы сопровождались глубокими сдвигами в социально-экономической
структуре.
Период 40—60-х годов. Условия и факторы развития. После поражения
Японии во Второй мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс
проведения экономических реформ. Согласно линии Доджа (экономический
советник американской администрации) в первые послевоенные годы была
установлена система приоритетных производств, необходимых для
восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные
отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность,
электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. Для их развития
использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен,
компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование
импортных товаров.
В первой половине 50-х годов проводилась политика рационализации
производства, в рамках которой обновлялось оборудование базовых отраслей.
Во второй половине 50-х годов к ним добавились новые отрасли — производство
синтетических волокон, нефтехимия, электротехника. В качестве главных
инструментов этой политики использовались кредиты правительственных
финансовых институтов, а также различные налоговые льготы. В этот период
были разработаны и последовательно претворены в жизнь мероприятия по
комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание
специальных организаций для предоставления кредитов, страхования
внешнеторговых операций. Осуществление этой политики укрепило
внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию
внешнеэкономических связей.
Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-
экономической и политической сферах. Преобразования послевоенных лет
легализовали организации трудящихся, покончили с феодальными пережитками в
отношениях между трудом и капиталом. Аграрная реформа практически
ликвидировала феодальное землевладение. Антимонополистические мероприятия
дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению
методов руководства производством. При этом во время деконцентрации
экономической власти и демонополизации не было допущено ослабления
промышленного потенциала. В 1949г. под действие закона о деконцентрации не
попали банки, а число распускаемых компаний было ограниченным. Оставшиеся
крупные компании должны были участвовать в восстановлении экономики.
Отказ от войны, зафиксированный в ст. 9 конституции 1947г.,
предопределил то, что Япония имела наименьшее по сравнению с другими
ведущими западными странами бремя военных расходов — менее 1% ВВП. Эти и
другие специфические для Японии условия придали ускорение процессам
экономической перестройки и развитию.
Обеспечение быстрых темпов экономического роста требовало высокого
уровня накопления. Оно почти полностью обеспечивалось внутренними
сбережениями, каждый компонент которых был крупным по международным
стандартам. В связи с этим реальные учетные ставки были ниже, чем в других
странах, что создавало условия для роста инвестиций (табл. 1).
Таблица 1. Норма сбережений, %
| | | |1950-1959 |1960-1984 |1990-1995|
|Япония |11, |(1869-1938) |30,2 |32,5 |32,5 |
| |7 | | | | |
|Британия |12, |(1860-1929) |16,2 |18,2 |- |
| |3 | | | | |
|Германия |20, |(1851-1928) |26,8 |23,7 |23,7 |
| |9 | | | | |
|Италия |12, |(1861-1930) |19,8 |21,0 |- |
| |9 | | | | |
|США |18, |(1869-1938) |18,4 |18,0 |15,9 |
| |7 | | | | |
Источник: Balassa В., Noland M. Japan in the World Economy. W., 1988,
p. 83; World Economic and Social Survey. UN., 1997, p. 237.
Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений,
который повышался многие годы, дойдя до огромной величины для промышленно
развитых стран в 39% в первой половине 70-х годов (1985г. — 28,5%, 1995г. —
28,7%). Основные капиталовложения направлялись в активные элементы
основного капитала. Их норма в 1,5—2 раза превосходила cоответствующий
уровень других ведущих индустриальных cтран, составляя 16—19, 4% ВВП.
Высокая норма накопления отражала гигантский размах нового
строительства и переоборудования существовавшего производственного
аппарата. Основные средства шли на создание новых производственных
мощностей. Это обеспечивало высокую степень новизны оборудования — на
уровне 5,5-6 лет поддерживался его средний возраст (США — 9 лет).
Организация серийного производства обеспечивала высокую эффективность
капитальных вложений. В короткие сроки в стране были созданы развитые
комплексы отраслей обрабатывающей промышленности.
Экономическое развитие в первые послевоенные десятилетия происходило в
условиях стабильно низких цен на минеральное сырье. Это позволило Японии,
базируясь на импорте, создать мощные энерго- и ресурсоемкие и капиталоемкие
производства: черную и цветную металлургию, нефтепереработку, судостроение
и т. д.
За 1953—1971гг. производство в обрабатывающей промышленности выросло в
10,6 раза, наибольшими темпами увеличивался выпуск продукции машиностроения
(24,9 раза), нефтепродуктов и каменного угля (19,3 раза), химии (12 раз),
стали (10,6 раза). Хотя казалось, что капиталоемкое направление развития
противоречит теории конкурентных преимуществ, оно создало потенциал для
быстрых технологических преобразований, обеспечения занятости и повышения
уровня жизни.
Параллельно развивались трудоемкие отрасли промышленности, такие, как
Страницы: 1, 2, 3, 4
|