рефераты скачать

МЕНЮ


Возникновение и развитие Европейского союза

Возникновение и развитие Европейского союза

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Тема: Возникновение и развитие Европейского Союза.

.

Рязань 2004 г.

План

Введение 3

1. История возникновения Европейского союза 4

2. Деятельность и органы управления ЕЭС 8

3. Перспективы развития ЕЭС в связи с его расширением на Восток 10

Литература 14

Введение

В настоящее время в период быстрого развития научно – технического

прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия.

Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и

экономические отношения. Международные организации не только регулируют

межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным

вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и

наркоманией.

90-е годы прошлого столетия ознаменовались рядом событий, значение

которых трудно переоценить, - распадом Советского Союза, развалом мировой

социалистической системы, переориентацией европейских постсоциалистических

стран на западно-европейский вектор развития. На повестке дня расширение

Европейского Союза (ЕС), который уже сегодня является основной

экономической и политической силой на континенте.

Кроме того, в данной контрольной работе отражена история возникновения

и развития Европейского союза, для создания которого было необходимо, чтобы

в мире произошли определённые исторические события, которые привели

человечество к мысли о взаимодействии. Рассматривая вопрос с исторической

стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как

совершенствовались международные отношения, и к чему стремится

человечество.

В современном мире международные организации являются основным

организатором общения государств. Международная организация – это

объединение государств, образованная в соответствии с международным правом

и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в

политической, экономической, культурной, научно – технической, правовой и

иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и

обязанности производные от прав и обязанностей государств.

1. История возникновения Европейского союза

Европейский союз, насчитывающий ныне и своем сосгаве 15 государств-

членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее

развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было

обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй

мирон войны с наибольшей силой проявилось противоречие между

интернациональным характером современного производства и узкими национально-

государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до

начала 90-х гг. западно-европейская интеграция подталкивалась вперед

непосредственно конфронтацией на континенте двух противоположных

общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западно-

европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить

возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной

торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз

(становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь

и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные

названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

В мае 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил

создать Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В апреле 1951 года

шесть государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург)

подписали договор о создании ЕОУС, которое образовалось в следующее году.

Оно включало: Верховный орган в составе девяти членов, действовавший по

принципу большинства голосов и имевший полномочия принимать решения,

выносить рекомендации, взимать сборы с предприятий, налагать штрафы и в

целом контролировать производство и инвестиции в шести странах; суд,

уполномоченный определять правомерность решений и рекомендаций Верховного

органа; совет министров и ассамблею, имевшую право оценивать деятельность

Верховного органа и двумя тремя голосов отправлять в отставку совет

министров

К началу 50–х годов к Совету Европы присоединились на европейской арене

Объединение угля и стали и образованное вслед за ним Европейское

оборонительное сообщество, и в 1952 году было решено объединить эти три

органа.

К 1955 году все шесть членов ЕОУС созрели для созыва официального

совещания, обравшегося в Мессине, на котором они постановили создать

Европейское экономическое сообщество(ЕЭС) и Европейское сообщество по

атомной энергии (Евратом).

В марте 1957 года в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и

Евратома. С начала 1958 года обе организации были созданы, а ещё через год

начали функционировать. В 1967 году они были объединены с ЕОУС. Римский

договор учредил структуру из четырёх частей: совета министров, комиссии,

парламента и суда.

. Суду, состоявшему из семи членов, поручалось обеспечивать

соблюдение и толкование законов Сообщества.

. Однопалатный парламент был, прежде всего, дискуссионным органом.

Он обладал лишь зачатками тех полномочий, которые накопились с

течением времени у национальных парламентов. Он мог отклонять, но

не корректировать бюджет Сообщества и отправлять в отставку

комиссию целиком, но не частично; он принимал ограниченное

участие в выработке законодательства, но не контролировал совет

министров.

. Члены комиссии занимались исключительно делами Сообщества в штаб

– квартире в Брюсселе.

. Совет министров, представлял собой несколько государств – членов

Сообщества, целью которых было обеспечить то, чтобы Сообщество

было скорее коллективом наций, чем наднациональным образованием:

совет министров ЕЭС главенствовал над комиссией в Брюсселе. Самые

значительные прения и решения, касавшиеся развития ЕЭС, проходили

и принимались в совете министров и вращались не вокруг

распределения власти среди главных органов Сообщества, а вокруг

осуществления полномочий в самом совете – т.е. какие вопросы

могут решаться большинством, а какие единогласием.

На первом этапе экономической интеграции, который должен был занять и

занял 12 лет, были проведены мероприятия в области торговли: был создан

таможенный союз с единым внешним тарифом, внутри стран были отменены все

тарифы и квоты. На втором этапе планировалось создать более широкий

экономический союз, предполагавший единую сельскохозяйственную политику

(ЕСП), свободное движение рабочей силы и капитала, согласование социальной

политики, закона, стандартов в области здравоохранения и безопасности, а

также создание валютного союза с единой валютой и единым центральным

банком.

В 1973 году первым шести членам присоединилась Великобритания, Ирландия

и Дания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия, в 1995

году - Австрия, Швеция и Финляндия.

В первые году существования ЕЭС его неофициально называли «Общий

рынок», ибо процесс интеграции действительно начался с либерализации

внешней торговли. Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя па

своем пути одну веху за другой.

В 1958-1968 гг. («переходный период» становления общего рынка товаров,

услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и

количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри

ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и

установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и

сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный

тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского

хозяйства был введен общин режим регулировании цен и объемов производства

основных видов аграрной продукции умеренною пояса (мясо, зерно, масло и

др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать

модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению

фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция

капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.

В целом, к середине 1968 года в EЭC сложился развитый таможенный союз,

дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации)

экономической и валютной; а также (но в значительно меньшей степени)

внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и

двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества

по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка

стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским

сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный

факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту

западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув

политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем

странам - членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ

международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное начало

функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их

развития. Оно повлекло за собой ослабление национально-государственных

систем регулирования экономики, при этом не были созданы компенсирующие

межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования.

Отмеченные и другие не обстоятельства побудили страны - члены ЕС

принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного

союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего премьер-министра

Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), которая, однако,

потерпела провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий

внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому

положению и уровню хозяйственного развития (экономическая дивергенция) в

ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х и.

С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала

длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис.

Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два.

Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены ЕС окончательно передали свои

полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам.

Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние

торговые соглашения с третьими странами.

Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на

базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины

валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса

валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса

центральных банков этих стран, т.е. своею рода валютный коридор в ±2,25%,

названный в публицистике «валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не смогли

подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия

вошла в нее на особых условиях (± 6%).

С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных

процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы

сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими

обстоятельствами, среди которых выделим два.

Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для

противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и

новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки

хозяйства и решения задач полого этапа научно-технической революции.

Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно

от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно

протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х

гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно

противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной (например, в 1966 г.

она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и нe участвовала в их

деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и

претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы.

Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно

осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой

высокий статус только как одна п.) ведущих стран - членов ЕС и один из

главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление ето

наднационального характера.

Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (иступил в силу с 1

июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью

интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно-

технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских

программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике,

телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более

тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов блока,

усиление наднациональных механизмов ЕС.

Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя,

что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз.

Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам.

Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим

видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого

конкурентного рынка государственных заказов.

В то же время не осталось искусственных препятствий па пути свободной

миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя

фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае

бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский

договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса

Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в

декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к

нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в

действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных

момента:

. во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется

перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с

национальным гражданством стран - членов ЕС;

. во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает

проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку

внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью),

сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

. в-третьих, формирование экономического и валютного союза

(ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро).

К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты

стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не

просто расчетной единицей, по и полноценной валютой,

функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот

и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный

банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран

- членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и

прекратят свое существование.

Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально

она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1

января 1999 г. не все страны — члены ЕС смогли начать переход к евро,

поскольку часть из них не выполнила необходимых для итого требований

(дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг —

максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь

Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной

валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она

принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и

росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор

физические и юридические липа стран — членов ЕС при обмене их валют друг на

друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд.

долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.

2. Деятельность и органы управления ЕЭС

Европейский союз представляет собой классический вариант региональной

социально – экономической интеграции в составе 15 (по состоянию на конец

1998г.) западноевропейских государств: Франции, Германии, Италии, Бельгии,

Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании,

Португалии, Швеции, Финляндии и Австрии.

Официально провозглашённые цели ЕС – постепенное устранение всех

ограничений в торговле между странами – участницами, установление общего

таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений

для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей

политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного

союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка

принципов согласованной экономической политики.

Деятельность Союза предусматривает:

. отмену таможенных пошлин и квот, а также другие меры, имеющие

аналогичный эффект;

. общую торговую политику;

. создание внутреннего рынка со свободным движением товаров, людей, услуг

и капиталов;

. проведение общей политики в области рыболовства, сельского хозяйства и

транспорта;

. формирование режима, обеспечивающего защиту от недобросовестной

конкуренции на внутреннем рынке;

. сближение законодательств стран-членов;

. проведение общей политики в социальной сфере, в области охраны

окружающей среды и помощи развитию;

. укрепление экономического и социального единения;

. повышение конкурентоспособности промышленности стран Европейского союза;

. осуществление научных исследований, совершенствование технологий,

создание трансевропейских сетей;

. содействие достижению высокого уровня здравоохранения, обеспечению

образования и профессиональной подготовки высокого качества, улучшению

защиты потребителей;

. меры в области энергетики, туризма и защиты гражданского населения при

чрезвычайных ситуациях.

Деятельность Европейского союза основана на принципах уважения

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.