Влияние мировой валютной системы на национальную экономку России
экономической системы, началась эмиссия суррогатов денег без какого-либо их
обеспечения. Началось резкое ухудшение торгового баланса. Финансовая
система превратилась как бы в два потока денег ( приводятся вычисления по
данным платежных балансов за 1996-1997 годы). За два этих года
государственный сектор и сектор банков, финансовый сектор экономики вместе
заимствовали по различным статьям, включая и просрочку оплаты обязательств
около 50 миллиардов долларов. Это еще надо отработать. А частный сектор
экономики вывел из страны за это же время 70 миллиардов долларов. При
падающей экономике каждый год-минус 14 миллиардов долларов вывоза капитала.
Падение абсолютного размера бюджетной базы доходов привело к тому, что
в расходах бюджета затраты по обслуживанию долга возросли с 6% в 1995 году
до более чем 40% в 1998 году. Итогом стал типичный мексиканский синдром в
августе 1998 года.
Надо сказать, что это лишь иллюстрация процесса финансового кризиса,
но не его фундаментальные причины. Россия - участник системы международных
обменов товарами, услугами и капиталом. Наша экономика и финансы болеют
тем, чем больна вся мировая валютная система. Поэтому от российского
кризиса целесообразно перейти к тому общему процессу, в который встроены
российские и не только российские реформы и соответствующие кризисные
явления. Этот процесс называется «глобализация». И благополучие либо
социально-экономическая деградация тех или иных стран зависит от колебания
валютной системы мира, от состояния центральных финансовых рынков, от
избытка капитала в одних странах или катастрофической нехватки в других.
5.2 Финансовая система XXI века
Развитие мирохозяйственных связей и мировой валютной системы в 80-90-
е годы проходило под знаком усиления процесса глобализации. Несомненный
толчок этому процессу был дан еще в 70-е годы введением плавающих валютных
курсов валют. Важные условия для более интенсивного процесса глобализации
возникли в 90-е годы, когда большая часть стран отменила валютные
ограничения по международным текущим операциям, а развитые государства
Запада и некоторые развивающиеся страны устранили их и по операциям
движения капитала.
Эволюция мирового валютного порядка в 90-е годы соответствовала
неолиберальным идеям, которые получили концентрированное выражение в так
называемом "Вашингтонском консенсусе" (ВК). Он представлял собой концепцию
рыночного реформирования экономики, которая была в конце 80-х годов
предложена представителями академических кругов США. Основным ее
разработчиком стал сотрудник вашингтонского Института международной
экономики Дж. Вильямсон. В работах этого института концепция получила свое
конкретное завершение.
Идеи консенсуса были поддержаны МВФ, МБРР, МаБР, а также Казначейством
США и Агентством международного развития. Его теоретическую базу составила
концепция свободного рынка и экономического неолиберализма. В качестве
главного препятствия на пути стабильного экономического роста идеологи ВК
рассматривали активное вмешательство государства в экономику, а также
неэффективность предприятий государственного сектора несмотря на
предоставление им огромных субсидий. Предложенные в 1989 году Дж.
Вильямсоном десять направлений реформ для стран Латино-Карибской Америки, к
его собственному удивлению, стали через несколько лет рассматриваться как
своего рода манифест неолиберальной политики.
Структурные преобразования в духе ВК стали составной частью
"универсальных" рекомендаций МВФ и были включены при его содействии в
программы стабилизации экономики большинства развивающихся государств и
стран с переходной экономикой. К этим рекомендациям, приобретающим
императивный характер при предоставлении Фондом кредита, относятся
соблюдение фискальной дисциплины, сокращение государственных расходов,
прежде всего, на оборону и субсидирование предприятий, проведение налоговой
реформы, либерализация внешней торговли и движения иностранного капитала,
приватизация и т.д.
В действительности же курс МВФ на неолиберальную политику и
структурные преобразования получил ярко выраженные очертания еще в середине
70-х годов в связи с введением кредитов расширенного финансирования. С
крушением системы фиксированных курсов валют, введением плавающих валютных
курсов и подрывом "системной" функции Фонд ввел этот вид кредитов, который,
с одной стороны, соответствовал реалиям мирового валютного порядка, а, с
другой, стал основным средством претворения в жизнь тех его функций,
которые обуславливают политику либерализации экономики в странах-заемщиках.
Как ни парадоксально, содействуя глобализации через либерализацию, Фонд в
значительной мере способствовал тому, что мировая валютно-финансовая
система в 90-е годы стала менее стабильной и более уязвимой. Либерализация
движения капитала в развитых и многих развивающихся государствах сделала
мировой валютный порядок более хрупким: причиной кризисных потрясений стало
резкое изменение спроса и предложения не только на валюту, но и на ссудный,
в том числе, фиктивный капитал.
Возрастание масштабов финансовых кризисов в 90-е годы, сопровождаемое
затратными методами МВФ их урегулирования, заставило мировое финансовое
сообщество, прежде всего, страны "Группы 7" и МВФ, приступить к поискам
путей стабилизации дерегулируемой мировой валютно-финансовой системы.
Однако эти пути были сконцентрированы на принятии мер эволюционного
характера. Они не предусматривают пересмотра учредительного соглашения МВФ,
в котором закреплены все организационные принципы построения и
функционирования мировой валютной системы. К мерам перестроечного характера
относятся содействие прозрачности и отчетности в использовании бюджетных
средств, упрочение финансовых систем стран, в том числе посредством лучшего
надзора и соответствующих механизмов управления банкротством банков,
упорядоченная либерализация рынков капитала, более полное вовлечение
частного сектора в предупреждение и урегулирование финансовых кризисов,
обеспечение "адекватного" рассмотрения "системных" проблем, включая
соответствующие режимы валютных курсов и "адекватность" ресурсов Фонда.
Существенным элементом "новой архитектуры мировой валютной системы", по
мнению Директора МВФ, является упрочение финансовых систем стран и
либерализация движения капиталов. Термин "финансовая архитектура", то есть
устройство мировой финансовой системы был озвучен в выступлении президента
США Б. Клинтона в Нью-Йоркском совете по внешним связям (New York`s Council
on Foreign Relations) в сентябре 1998 года. Он назвал финансовый кризис
1997 - 1998 годов "крупнейшим финансовым вызовом, с которым мир столкнулся
за последние полвека" и призвал страны "семерки" "адаптировать
международную финансовую архитектуру к XXI столетию"
Старт для эволюционной направленности реформы ямайской системы был
акцептован США. Министр финансов этой страны заявил в апреле 1999 года, что
"реформа представляет собой не разовое драматическое объявление, а набор
действий во времени".
Следует отметить, что США не поддержали идею создания системы
"целевых зон", выдвинутую министром финансов Германии О. Лафонтеном и
поддержанную министрами финансов Японии и Франции. Такая система, по их
мнению, затрагивала бы свободу движения капиталов и осложняла процесс
введения свободной конверсии валют. Эволюционный характер перестройки
ямайского порядка соответствует сценарию министра финансов Великобритании
Г. Брауна, подвергшего критике Вашингтонский консенсус. Он стал реальным
после ослабления в 1999 году германским правительством своей позиции в
отношении создания мировой валютной системы "целевых зон".
Сценарий реформирования мирового валютного порядка был изложен Г. Брауном в
статьях "Новая глобальная финансовая архитектура" и "Строительство прочной
мировой финансовой системы", опубликованных, соответственно, в октябре 1998
и апреле 1999 года, а также в его речи в Школе управления им. Кеннеди
Гарвардского университета 15 декабря 1998 года. В течение 50 лет, утверждал
Г. Браун, вся политика регулирования, надзора и управления кризисами
формировалась без учета принципов глобализации, а с ориентацией на
независимые национальные экономики с отдельными национальными режимами
капиталов и ограниченным и медленным движением капитала. "Теперь мы, -
считает Г. Браун, - вступили в эру взаимозависимых и подвижных рынков
капитала. Отдельные экономики уже не могут быть в стороне от массивных
стремительных и иногда дестабилизирующих глобальных финансовых потоков.
Естественно, мы должны дать ответ этому новому вызову, нам нужна новая
финансовая архитектура и реформа как на национальном, так и на глобальном
уровнях: Новая финансовая архитектура, предлагаемая нами, - это кодексы
поведения, новый глобальный регулятор и международный меморандум понимания,
четко определяющий ответственность за предупреждение и урегулирование
кризисов: Речь не идет о новых институтах, а о том, как во взаимозависимом
мире мы ведем себя, соблюдаем дисциплину и достигаем решений более
координируемым образом. Ключевым вызовом, который стоит перед нами:,
является определение новых правил игры, которые посредством повышения
кредитоспособности и доверия инвесторов, способствуют стабильности и
процветанию".
В речи в Школе управления им. Кеннеди Гарвардского университета 15
декабря 1998 года Г. Браун подверг критике Вашингтонский консенсус 80-х
годов, охарактеризовав его как попытку возврата к политике "laisser-faire",
поскольку он предполагал минимум управления со стороны государства. К 1997
году неуправляемая мировая валютно-финансовая система и неадекватный надзор
привели к тому, что она угрожала создать бум и взрыв в глобальном масштабе.
"Нам нужно ответить, - утверждал Г. Браун, - на вызов нового глобального
хозяйства. Наша цель должна состоять в создании международной финансовой
системы XXI-го столетия, которая брала бы все блага глобальных рынков и
движения капиталов, но сводила бы к минимуму риск крушения, к максимуму
выгоды для всех и в наибольшей степени снижала уязвимость. Консенсус 80-х
годов с его узкими взглядами на: дерегулирование должен вылиться в новый
консенсус 90-х годов с новым и более широким акцентом на конкуренцию,
надзор и необходимые условия для роста и занятости".
Реформирование мировой валютной системы началось в конце 90-х годов и
включает принятие и внедрение согласованных на международном уровне
кодексов и стандартов, а также реформирование кредитной деятельности МВФ.
МВФ и МБРР должны обеспечивать соблюдение странами этих кодексов и
стандартов надлежащей практики в сфере валютно-финансовой политики стран. В
1998 году Временный комитет МВФ принял "Кодекс надлежащей практики по
обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере", "Кодекс надлежащей
практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой
политике: декларация принципов", в 1999 году - "Кодекс надлежащей практики
фискальной прозрачности: декларация принципов", а в рамках ОЭСР был
разработан кодекс корпоративного управления. В сентябре 1998 года был
создан совместный орган МВФ и МБРР - Комитет по связям финансовых секторов
(The Financial Sector Liason Committee), который должен стать ключевым
элементом упрочения финансовых систем стран.
Реформирование кредитной деятельности МВФ предусматривает превращение этой
организации в институт предотвращения, сдерживания и урегулирования
финансовых кризисов прежде всего в странах с нарождающимися рынками. Для
этих целей, согласно плана США, выдвинутого в декабре 1999 года, основное
место в кредитной деятельности Фонда должно занять превентивное
финансирование в виде краткосрочных кредитных линий для стран, которые
могут стать жертвой кризисной инфекции. Доступ к такому виду финансирования
должны иметь только те страны, которые следуют "надлежащей политике" и
выполняют согласованные на международном уровне кодексы. Упрочение ямайской
системы посредством кодексов и стандартов надлежащей практики стран в сфере
валютно-финансовой политики должно в итоге сместить акцент международного
финансового управления с урегулирования кризисов к их предотвращению и
сдерживанию.
Введенный МВФ механизм превентивного кредитования не всегда способен
оказывать стабилизирующее моральное воздействие на поведение глобальных
инвесторов и ссудных капиталистов. Массивные потоки спекулятивных капиталов
мирового денежного и валютного рынка с оборотом 1,5 трлн. долл. в день в
состоянии молниеносно поглотить такие кредиты через механизм интервенций.
Реформируемая посредством введения кодексов и стандартов ямайская
система не устраняет, однако, основные причины, вызывающие финансовые
кризисы. Свобода движения капиталов в глобализированном мировом хозяйстве
обеспечивает большие выгоды транснациональным банкам, корпорациям, которые
имеют возможность переводить их молниеносно с одного рынка на другой,
ввергая отдельные национальные экономики, прежде всего, со слабой
финансовой и денежно-кредитной системой в пучину финансовых кризисов. При
таком мировом порядке выгоды от обвалов курсов национальных валют и ценных
бумаг будут получать глобальные инвесторы, а объектами надзора и
регулирования должны быть по-прежнему страны со слабой экономикой.
Постъямайская система XXI-го века не устраняет причины, вызывающие
финансовые кризисы. Свобода конверсии ведущих валют и движения капиталов в
более прозрачных и дисциплинированных банковских и финансовых системах
стран - объектов регулирования МВФ и МБРР не может предполагать несвободы
глобальных инвесторов направлять свои свободные средства в ту страну,
которая в интересах национальной экономики решила повысить уровень
процентных ставок. Насыщенная кодексами и стандартами, она сохраняет
ассимметричный характер, поскольку объектом надзора, стандартов и кодексов
должны выступать прежде всего страны - заемщики МВФ и других международных
валютно-финансовых организаций. Это в равной степени относится к России,
поскольку ее правительство не ставит своей задачей прекращение в
среднесрочной перспективе привлечения кредитов МВФ. В апреле 2000 года
совместно с экспертами этой организации российское правительство приступило
к подготовке десятилетней программы сотрудничества с этой организацией.
Реформа кредитной деятельности МВФ, сопровождающаяся изъятием у него
фактически долгосрочных кредитов расширенного финансирования, которые
выдаются под программы структурного регулирования экономики, и передачей их
Мировому банку, прямо затрагивает интересы России. Такая передача будет
означать существенное повышение их стоимости, так как, в отличие от МВФ,
основу кредитных ресурсов МБРР составляют облигационные займы на частных
рынках, а не бюджетные ресурсы стран-членов.
Своеобразным субъектом регулирования в постъямайской валютной системе
XXI-го века призваны выступать, в дополнение к кодексам и стандартам,
международные, то есть глобальные, валютные и финансовые рынки с их
реакцией на опубликованные Фондом результаты надзора и консультаций с
правительством соответствующих стран о выполнении ею кодексов и стандартов.
В силу относительного равенства социально-политических и экономических
факторов, обуславливающих стабильность денежно-кредитной системы стран -
резервных центров, движение капиталов между этими странами по-прежнему
будет мотивироваться различием в уровнях процентных ставок. При этом
денежно-кредитные системы развитых стран неизменно будут продолжать
выступать в роли убежища для капиталов, поступающих из развивающихся стран
и стран с переходной экономикой.
В то же время развивающиеся страны и страны с переходной экономикой должны
по-прежнему выполнять функции объектов наиболее эффективного регулирования
МВФ, которое отличается императивным характером в силу его увязки с
предоставлением кредитов Фонда. Для таких стран, включая Россию,
опубликование Фондом своих результатов надзора и степени соблюдения
заемщиком кодексов и стандартов способно вызывать негативную реакцию
глобальных валютных и финансовых рынков со всеми вытекающими последствиями
для страны - объекта регулирования и становится дополнительным, не менее
эффективным, методом регулирующего воздействия МВФ.
5.2 Выводы и рекомендации
К концу XX века кредитная монополия доллара и свобода перемещения
капитала разделили мир на две части: на государства-олигархи и страны-
аутсайдеры, а финансовая система мира представляет сложную канализационную
сеть, засасывающую капиталы, вывозимые из стран-аутсайдеров в центр мировой
экономики во главе с США, и затем перераспределяющую новый капитал через
финансовые рынки снова на периферию, увеличивая долговые проблемы стран-
аутсайдеров.
Более жесткое описание этой системы дает Джордж Сорос в своей новой
книге «Кризис мирового капитализма»: «Систему капитализма можно сравнить с
империей, которая является более глобальной, чем какая-либо из
существовавших ранее империй. Она управляет всей цивилизацией, и все, кто
находится за ее стенами, - варвары. Империя почти невидима. Она имеет центр
и периферию, как настоящая империя, и центр получает выгоды за счет
периферии. Она одержима экспансией, она не может быть спокойна, пока
существуют какие-либо рынки или ресурсы, которые еще не вовлечены в ее
орбиту».
В заключении остановлюсь на нескольких принципиальных вопросах,
касающихся возможных действий и поведения нашей страны в сложившихся
условиях.
Во-первых, необходим глубокий анализ современных процессов в
международной валютной системе с тем, чтобы своевременно диагностировать и
предупреждать опасные процессы, ведущие к внутренним конфликтам, валютным и
социально-экономическим кризисам в каждой отдельной стране.
Для этого нужны и новые индикаторы экономики, и система их
отслеживания, и система реагирования на них официальной власти и
экономических структур. Также требуется создание новых механизмов и условий
в выравнивании диспропорций, в распределении капитала и поддержании
равновесия в мировой валютной системе. Альтернативой этому будет лишь
дальнейший рост международной напряженности.
Во-вторых, необходимо оценить тенденции, происходящие после августа
1998 года внутри российской экономики.
Мы наблюдаем, что реальная инфляция вырвалась далеко за рамки
прогноза Министерства экономики, определенного на 1999 год 30% барьером.
Она прошла планку по некоторым видам товаров 200-250%, и это еще не предел.
Если ВВП Российской Федерации, оценивается в 200 миллиардов долларов, то
куда, на какие полки экономики разместилась и будет размещаться дальнейшая
инфляция, измеряемая адекватными цифрами? В заработной плате, в
платежеспособном спросе населения, который может и должен возвращать деньги
в экономику? Его нет. В амортизации, в увеличении собственных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|