рефераты скачать

МЕНЮ


Учет денежных средств

налогоплательщика.

Расход денег из кассы осуществляется посредством расходных кассовых

ордеров (приложение Д) .Прием и выдача наличных денег кассами предприятий

может производиться и по другим надлежащим документам (товарно-транспортным

накладным за отпущенные за наличный расчет товарно-материальные ценности и

т.д.). В этих случаях на таких документах накладывается штамп с реквизитами

кассового ордера. Когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам

документах (заявлениях, счетах и т.д.) имеется разрешительная надпись

руководителя предприятия, его подпись на расходных ордерах не обязательна.

При выдаче денег кассир требует у получателя предъявления документа,

удостоверяющего его личность, записывает наименование и номер документа,

кем и когда он выдан и берет расписку о получении денег. Деньги могут быть

выданы только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем

его документе, а также при соблюдении определенных условий через других лиц

по доверенности.

Все приходные и расходные кассовые документы должны быть заполнены

ответственными за это лицами четко и ясно. Выдавать приходные и расходные

документы на руки лицам, вносящим или получающим деньги не разрешается.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день

их составления. Приходные и расходные ордера или заменяющие их документы

сразу после их исполнения подписываются кассиром, а приложенные к ним

документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием числа,

месяца и года.

До передачи в кассу кассовые ордера и заменяющие их документы

регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных

ордеров с присвоением соответствующего номера. Исключение составляют

расходные кассовые ордера, оформленные на платежных ведомостях на выплату

заработной платы, которые регистрируются после их исполнения.

Сразу же после получения или выдачи денег, данные приходных и расходных

кассовых документов записываются кассиром в кассовую книгу, которая

пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной печатью, а количество

листов заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Кассовая книга является регистром аналитического учета к счету 50 «Касса».

На предприятии должна быть только одна книга, и записи в ней ведутся

кассиром в двух экземплярах через копировальную бумагу. Первые остаются в

кассовой книге, вторые служат в качестве отчета кассира.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за

день, выводит остаток денег на следующее число и передает в бухгалтерию

отчет вместе с приложенными к нему документами под расписку на первом

экземпляре кассовой книги (приложение Е). При совершении операции за день

на общую сумму, не превышающую двух минимальных заработных плат,

разрешается кассовые отчеты составлять не ежедневно, а за 5 дней с

выделением остатка денег на каждый день.

Полученные бухгалтерией кассовые отчеты и документы обрабатываются.

Каждая запись проверяется по существу, сверяется с первичным документом,

после чего проставляется в отчете шифр корреспондирующего со счетом 50

«Касса» синтетического счета и субсчета. Остаток денег на начало дня по

отчету кассира бухгалтер сверяет с остатком денег на конец дня, показанным

в предыдущем отчете, и проверяет правильность выведенных оборотов и

остатка. На основании обработанного отчета кассира в бухгалтерии ведется

учет кассовых операций в журнале-ордере 1 по кредиту счета 50 «Касса»

(приложение Ж) и в ведомости 1 по дебету счета 50 (приложение З). Счет 50

по дебету корреспондирует с кредитом счетов: 46 «Реализация» - на

поступившие в кассу наличные деньги за реализованную продукцию и

материальные ценности; 51 «Расчетный счет» - на суммы, полученные из

учреждений банка на различные цели; 80 «Прибыли и убытки» - на излишки

денег в кассе, выявленные инвентаризацией; 71 «Расчеты с подотчетными

лицами» - на возвращенные ими в кассу остатки неиспользованных авансов; 73

«Расчеты с персоналом по прочим операциям» - на внесенные в кассу платежи

за купленные товары в кредит, в счет повышения займов, в порядке погашения

долгов; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на поступление

денег от дебиторов; 96 «Целевые финансирования и поступления» - на взносы

родителей за содержание детей в детских учреждениях и рядом других счетов.

По кредиту счет 50 «Касса» корреспондирует с дебетом счетов: 51

«Расчетный счет» - на внесенные в банк наличные деньги; 69 «Расчеты по

социальному страхованию и обеспечению» - на выплаты из фонда социальной

защиты; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на выданную наличными

заработную плату, премию; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на выданные

авансы в подотчет; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на

выплаты наличными по исполнительным листам, депонентских сумм; 88 «Фонды

специального назначения - на выданные единовременные премии и т.д.

Текущие записи в журнале-ордере 1 и ведомости 1, как и в некоторых

других журналах-ордерах, влекут за собой составление листов-расшифровок для

переноса дебетовых и кредитовых оборотов по отдельным счетам в те журналы-

ордера или ведомости, в которых ведется аналитический учет по этим счетам.

Если в отчете кассира содержится очень большое число операций, тогда на

основании отчета кассира готовится сводка операций в разрезе

корреспондирующих счетов и в соответствии с нею заполняется журнал-ордер 1

и ведомость 1. В кассе хранятся бланки документов строгой отчетности:

квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы,

талоны, бланки товарно-сопроводительных документов и т.д. Перечень

документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место, порядок их

хранения и использования устанавливается предприятием. Для их учета

предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности».

Аналитический учет их ведения по каждому виду бланков и местам хранения.

1.3 Учет расчетов с подотчетными лицами

При невозможности произвести расчеты непосредственно из кассы или

расчетного счета, выдаются авансы наличными деньгами под отчет

соответствующим должностным лицам, которые и осуществляют платежи. Наличные

деньги выдаются из касс предприятий. При отсутствии касс разрешается

выдавать кассирам или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных

денег непосредственно из кассы банка. Чаще всего предприятие выдает

наличные деньги под отчет для служебных командировок. Служебной

командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя

предприятия на определенный срок для выполнения поручения вне места

постоянной работы. По возвращении из командировки, в течение 3 дней,

работник обязан в бухгалтерию предоставить утвержденный руководителем

письменный отчет о результатах командировки и авансовый отчет об

израсходованных в связи с командировкой суммах К авансовому отчету

прилагаются командировочное удостоверение с отметками о дате выбытия в

командировку, прибытия в пункт назначения, выбытия из него и прибытия к

месту работы, документы о найме жилого помещения и фактических расходах по

проезду. (приложение И) В бухгалтерии движение подотчетных сумм отражается

следующим образом.

На выданные суммы в подотчет на основании расходного кассового ордера

составляется бухгалтерская запись:

Д -т сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами» К -т сч.50 «Касса»

Эта проводка отражается в журналах-ордерах 1 и 7(приложение К,Л). На

расходованные суммы, согласно авансовым отчетам, составляются проводки:

Д -т сч.25 «Общепроизводственные расходы» - на расходы, произведенные для

нужд цехов

Д -т сч.26 «Общехозяйственные расходы» - на суммы расходов на

командировочные и другие общехозяйственные расходы

Д -т сч.10 «Материалы» или сч.12 Малоценные и быстроизнашивающиеся

предметы» - на суммы, уплаченные за приобретение, доставку, разгрузку и

хранение материальных ценностей

Д -т сч.31 «Расходы будущих периодов» - на суммы расходов, произведенных

в отчетном периоде, но подлежащих включению в затраты производства в

будущем

Д -т сч.43 «Коммерческие расходы» - на расходы по отгрузке продукции

К-т сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Оставшиеся неиспользованные суммы и суммы, за которые подотчетное лицо не

смогло отчитаться, должны быть внесены в кассу. Т1ри этом делается

проводка:

Д-т сч.50 «Касса» К-т сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами».

У лиц не представивших отчеты о расходе подотчетных сумм в установленные

сроки или не возвративших в кассу остатки неиспользованных авансов,

бухгалтерия удерживает из начисленной зарплаты данную задолженность в

порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Удержанные их зарплаты суммы относятся на следующие счета:

Д -т сч.70 «Расчеты по оплате труда» К-т сч.71 «Расчеты с подотчетными

лицами».

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете

71 «Расчеты с подотчетными лицами» в журнале ордере 7 (приложение Л), в

котором сосредоточен синтетический и аналитический учет. Ведется он линейно-

оппозиционным способом. На одной строке записывается за фамилией, именем и

отчеством подотчетного лица сумма выданного аванса и сумма расходов по

утвержденному отчету в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Суммы остатков, числящиеся за подотчетными лицами, берутся из журнала-

ордера7 за прошлый месяц, суммы выданных авансов записываются по

документам, отраженным в журнале-ордере 1. Суммы сданных в кассу остатков

неизрасходованных авансов записываются на основании приходных кассовых

документов, отраженных в ведомости 1 счета 50 «Касса», а записи по кредиту

счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на основании авансовых отчетов.

1.4 Учет расчетов с поставщиками и покупателями

В обеспечении правильного оборота хозяйственных средств большую роль

играет избранная система расчетов. Национальная их организация способствует

своевременной реализации продукции и бесперебойному возобновлению

кругооборота средств. Формы и порядок расчетов устанавливаются Нацбанком

РБ. Безналичные расчеты в зависимости от экономического содержания делятся

на две группы:

- по товарным операциям (около 75%);

- финансовым обязательствам (около 25%). К первой группе относятся

расчеты между предприятиями за товарно-материальные ценности (работы,

услуги), ко второй - платежи в бюджет (налог на недвижимость, налог на

прибыль, налог на добавленную стоимость, экономические санкции и другие

платежи), погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты по

социальной защите. По месту нахождения поставщика и покупателя безналичные

расчеты подразделяются на иногородние и одногородние.

В настоящее время расчеты осуществляются платежными поручениями,

требованиями-поручениями. Кроме того, могут производиться расчеты

аккредитивами, чеками, инкассовыми поручениями, в порядке плановых

платежей, зачетов взаимных требований, посредством векселей.

Платежное поручение - это указание обслуживающему предприятие банку о

перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого

предприятия, оформленное на специальном бланке. Поручения действительны в

течении десяти дней со дня их выписки.

Расчеты за продукцию и услуги, производимые платежными поручениями,

отражаются также как и при расчетах платежными требованиями-поручениями: у

плательщика дебетуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и

кредитуется счет 51 «Расчетный счет»; у поставщика дебетуется счет 51

«Расчетный счет» и кредитуется счет 46 «Реализация». Платежи, производимые

по нетоварным операциям, отражаются по дебету разных счетов в зависимости

от назначения платежа, указанного в поручении, например переводы через

предприятия министерства связи. Предприятия имеют право делать переводы на

сумму не ниже минимальной -1000руб. и т.д.

При расчете платежными требованиями-поручениями поставщик на отгруженную

продукцию оформляет платежное требование. Если в течение 3 рабочих дней

плательщик не отказался от оплаты, то банк оплачивает это требование. Банк

плательщика списывает деньги с его расчетного счета и переводит их в банк

поставщика для зачисления на счет поставщика. Бухгалтерские записи

списанных и зачисленных сумм производятся на основании выписок банка с

расчетного счета.

Аккредитивная форма расчетов применяется в случаях, когда предусмотрена

договором или когда поставщик переводит покупателя на эту форму. Для

открытия аккредитива покупатель отдает в банк заявления, в котором

указывается номер договора, наименование поставщика, срок и сумма

аккредитива. На основании этого заявления банк депонирует средства на счет

покупателя и сообщает об этом банку поставщика. Банк поставщика извещает

последнего об открытии на его имя аккредитива. Поставщик отгружает

продукцию покупателю и представляет в банк документы, подтверждающие

отгрузку или готовность товара к отгрузке согласно договору. На основании

этих документов при соблюдении всех условий банк зачисляет средства на счет

поставщика. Отгрузочные документы банк поставщика пересылает в банк

покупателя, который списывает деньги со счета депонированных сумм, т.е.

аккредитива. Аккредитивы открываются только на одного поставщика.

Аккредитивы могут открываться как за счет собственных средств путем

списания денег с расчетного счета, так и за счет ссуды банка. При открытии

аккредитива составляется проводка

Д55/1 К 51 - если за счет собственных средств,

Д55/1 К90 - если за счет средств банка.

По мере оплаты счетов поставщика составляется проводка Д60 К55/1.

По истечении определенного срока аккредитив закрывается. При зачислении

неиспользованной суммы или отзыва аккредитива составляется проводка Д51

К55/1 или Д90К55/1.

При истечении установленного срока неиспользованный аккредитив закрывается.

При этом в журнале-ордере №3 составляется проводка:

Д-т сч.51 «Расчетный счет» (или 90 «Краткосрочные кредиты») К-т сч.55

«Специальные счета банках» (субсчет 1 «Аккредитивы»).

При расчете чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение в

форме чека обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы с его

счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Чеки бывают: лимитированные, где указывается общая предельная сумма, на

которую могут быть выписаны чеки и не лимитированные, т.е. сумма платежей

не ограничена.

Для получения чековой книжки в банк представляется заявление. К нему

прикладывается платежное поручение для депонирования средств на лицевом

счете владельца лимитированной чековой книжки, подписанное лицами, которым

предоставлено право подписи документов для совершения операций по счету

предприятия с проставлением оттиска его печати.

Лимит чековой книжки обозначает общую предельную сумму, на которые могут

быть написаны чекодателем и подлежат оплате банком чеки. Он не должен быть

менее суммы, установленной банком, но не может превышать, как правило

месячной потребности в средствах для оплаты товаров и услуг.

При получении лимитированной чековой книжки на сумму указанного в ней

лимита, согласно выписке банка, по лицевому счету составляется запись:

Д-т сч.55 «Специальные счета в банках» (субсчет 2 «Чековые книжки») К-т

сч.51 «Расчетный счет» (или счет 90 «Краткосрочные кредиты банков», если

книжка получена за счет кредитов).

Оплата счетов поставщиков чеками из лимитированной книжки отражается у

плательщика на основании выписки по лицевому счету:

Д-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-ч сч.55 «Специальные

счета в банках» (субсчет 2 «Чековые книжки»).

Неиспользованный остаток лимита зачисляется на расчетный счет или

обращается на погашение краткосрочного кредита, что отражается в журнале-

ордере № 3 проводкой:

Д-т сч.51 «Расчетный счет» (или счет 90 «Краткосрочные кредиты банков»,

если книжка получена за счет кредитов)

К-ч сч.55 «Специальные счета в банках» (субсчет 2 «Чековые книжки»).

Получение нелимитированной книжки никаких записей в бухгалтерском учете не

требует. Суммы по оплаченным банкам чекам отражаются по дебету счета 6О

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета51 «Расчетный счет»

или 90 «Краткосрочные кредиты банков».

Учет при расчетах инкассовыми поручениями ( распоряжениями на бесспорное

списание средств). Эта форма расчетов применяется при списании средств со

счетов предприятия без их согласия (при взыскании недоимок по платежам в

бюджет,

штрафов и др.) в случаях, когда установлен бесспорный порядок списания

средств, по распоряжению взыскателен и т.п..

Списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании

распоряжения взыскания, представляемых на бланке платежного требования-

поручения.

На списанные таким образом суммы в журнале-ордере № 2 составляются

проводки:

Д-т сч.80 «Прибыли и убытки» - на суммы уплаченных штрафов Д-т сч.76

«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на суммы, перечисленные по

исполнительным листам

Д-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом» на суммы перечисленные в бюджет К-т сч.51

«Расчетный счет».

Расчеты в порядке плановых платежей. В тех случаях, когда между

предприятиями имеются постоянные взаиморасчеты, вытекающие из хозяйственных

операций по отпуску продукции или оказанию услуг, применяются расчеты в

порядке плановых платежей, например расчеты между мясокомбинатом и

пищеторгом.

Сущность этой формы заключается в том, что, исходя из договора поставки,

устанавливаются сроки и плановые суммы платежей, в пределах которой банк

оплачивает платежные требования-поручения с пометкой «Без акцепта»,

платежные поручения или чеки из лимитированных и нелимитированных чековых

книжек с пометкой «Плановый платеж (период) по соглашению от «_»

____19__г.».

Для учета таким способом применяется счет 62 «Расчеты с покупателями и

заказчиками», кредитовые обороты по которому отражаются в журнале-ордере

11. Поставщик по мере отпуска продукции дебетует счет 62 «Расчеты с

покупателями и заказчиками» и кредитует счет 46 «Реализация продукции» , а

при поступлении планового платежа дебетует счет 51 «Расчетный счет» и

кредитует счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет расчетов с покупателями ведется в ведомости 17 «Отгрузка

и реализация продукции в порядке плановых платежей».

Покупатель отражает расчеты в порядке плановых платежей на счете 60

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом на всю сумму,

причитающуюся поставщику, дебетуются соответствующие счета материальных

ценностей и кредитуется на счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Плановые платежи отражаются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и

подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетный счет» или других счетов банка.

Аналитический учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей

ведется в ведомости 5. Месячные итоги переносятся в журнал-ордер

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.