Транснациональные корпорации
транснациональных объединений”[13]
Документ имеет пятилетний срок действия и носит откровенно “рамочный”
характер. В силу ряда причин заключение “Соглашения” не преследовало цели
установления какого-то универсального алгоритма развертывания механизма
создания и обеспечения деятельности разнообразных транснациональных
структур в различных сферах хозяйствования и областях экономического и
научно-технического сотрудничества.
Попытка выработки общего инструментария , который удовлетворял бы
всех участников “Соглашения”, вряд ли имела шанс на успех прежде всего в
силу существенных различий законодательств. Поэтому в настоящее время
практика учреждения и функционирования транснациональных структур
базируется на законодательстве государств, юридическими лицами которых они
являются, с некоторыми оговорками, предусмотренными в межгосударственных
договорах.
Еще одним препятствием в деятельности по формированию и обеспечению
функционирования транснациональных объединений является неурегулированный
комплекс общих вопросов экономического развития Содружества
(налогообложение, цен, таможенных пошлин, системы расчетов и
взаимоотношений банков, вопросы собственности).
Исключительно существенными представляются положения “Соглашения”,
предусматривающие: а) условие, согласно которому деятельность
транснациональных объединений не может противоречить антимонопольному
национальному законодательству; б) участие в создании таких объединений в
качестве учредителей государственных органов; в)возможность предоставления
этим объединениям квот, лицензий, в том числе для реализации
межправительственных обязательств по поставкам товаров для государственных
нужд, по кооперации и для экспорта на рынки третьих стран; г)
сотрудничество в рамках транснациональных объединений, предприятий
различных форм собственности; д) выпуск и размещение ими акций и других
ценных бумаг, участие в совместных инвестиционных проектах.
Документом конституирована совокупность устраивающих все стороны форм
транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях
деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных
разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы;
международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании;
ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические
организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные
коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании.
Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов
деятельности.
Принципиально важны и следующие, установленные «Соглашением»,
правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских
объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами
по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов
(отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в
учредительных документах в соответствии с законодательством государства
местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки
финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в
уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по
согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений
формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем
объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия
распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений
определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий,
входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом
государства их местонахождения, определяются законодательством этого
государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений,
в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран,
осуществляется в соответствии с законодательством государства, на
территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами,
заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной
деятельности и о взаимной защите инвестиций.
Охарактеризованное “Соглашение” положило начало формированию
международно-правовой базы учреждения и функционирования транснациональных
экономических структур в рамках Содружества. В этой связи можно
констатировать следующее.[14]
Во-первых, после появления документа заметно усилилось внимание к
проблеме интеграции стран Содружества. “Соглашение” переводится в
практическую плоскость путем заключения более конкретных
межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного
характера и оформления на их основе договорных отношений между
непосредственными участниками создаваемых транснациональных экономических
структур.
Однако практическое создание транснациональных объединений идет
крайне медленно; принимаемые в этой области межгосударственные решения не
реализуются или реализуются крайне плохо. Вопросы создания и
функционирования транснациональных объединений нуждаются в дополнительной
законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так и на
национальных уровнях. Чтобы эффективно перейти от общих рамочных соглашений
к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих
объединений, необходимо более энергичное сближение соответствующих
национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы
разработка странами СНГ совместных проектов приватизации взаимосвязанных
производств и развитие перекрестного акционирования смежных предприятий.
Ускорение процесса создания российских транснациональных структур
сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов
хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с
решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников,
расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и
налогообложения (в частности на кооперируемую продукцию), других проблем
обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для
эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран.
Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца
линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на
пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего
спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и
формирует главные задачи системной государственной поддержки российских
транснациональных структур.
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что только
транснационализация процессов интеграции, идущая “снизу” и поддерживаемая
“сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся
центр мировой экономики.[15]
7.2 Иностранные инвестиции в России.
Мировой опыт доказал, что прямые инвестиции имеют ряд существенных
преимуществ перед другими формами экономического содействия реформам: во-
первых, они служат источником капитала для финансирования производства
товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых
методов управления и маркетинга; во-вторых, в отличие от иностранных займов
и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют
его погашению; в-третьих, обеспечивают наиболее эффективную интеграцию
национальной экономики в мировую. Исходя из этого основными задачами
политики России, связанной с привлечением иностранных капиталов, являются:
становление эффективно хозяйствующих единиц; стабилизация хозяйственного и
финансового положения; подъем отраслей и секторов, важных для
жизнеобеспечения страны в целом; ускорение структурной перестройки;
формирование конкурентной рыночной среды и эффективная борьба с
монополизмом; расширение экспорта и сдерживание импорта.[16]
В нынешний переходный период для России наиболее эффективным является
использование следующей отраслевой схемы, отражающей роль иностранного
капитала в экономике: а) отрасли, приоритетные для привлечения иностранного
капитала; б) отрасли, где участия иностранного капитала ограничиваются; в)
небольшое число отраслей, закрытых для иностранного капитала по
соображениям национальной безопасности, защиты национальных интересов и
сохранения достояния, важного для жизнеобеспечения страны.
Конкуренция на рынке капиталов имеет сегодня глобальный характер. В
тех случаях, когда инвесторы имеют выбор для вложений в страны со схожими
природными условиями, географическим положением и человеческим капиталом,
они обращают внимание на факторы риска и экономическую мотивацию
инвестиций. С этой точки зрения некоторые отрасли (например, алмазная или
золотодобывающая) имеют мало конкурентов, тогда как в обрабатывающей
промышленности и сфере услуг размеры потенциального рынка, квалификация
рабочей силы при относительно низкой ее цене уже не являются достаточно
сильными преимуществами. Государственная политика в отношении иностранных
инвестиций, какой бы либеральной она не была, оказывается успешной только в
том случае, если иностранные инвесторы уверены в последовательности и
необратимости системных преобразований, в стабильности страны, приемщика
инвестиций.
Исходя из нынешних условий инвестирования и финансовых ресурсов
России, экономисты предлагают сосредоточиться на следующих мерах
стимулирования иностранных инвесторов, которые могут применяться в
различных сочетаниях: освобождение вновь создаваемых совместных и
иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на период от
трех до десяти лет после объявления ими прибыли; вычет убытков первых лет
финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли; снижение
ставок налога на прибыль и подоходного налога; уменьшение или отмена налога
на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу;
освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;
специальные гарантии правительства о сохранении налогового режима по
конкретным проектам на срок их окупаемости; меры по защите внутреннего
рынка посредством импортных пошлин и налогов в рамках структурной и
промышленной политики; сокращение или освобождение от экспортных и/или
импортных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые иностранными
инвесторами; освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта
товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на
территории свободных экономических зон; предоставление права ускоренной
амортизации; субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию
зданий, покрытие транспортных расходов.
Для наиболее важных и эффективных проектов целесообразны стимулы
нефинансового характера, которые могут быть связаны: а) С улучшением
условий для новых инвесторов - выделение земли, поддержка при сооружении
предприятий, предоставление необходимой информации и услуг по изучению
российского рынка, подготовке бизнес-плана, выбору удобного местоположения;
б) с государственными расходами на развитие инфраструктуры - связи,
транспорта, дорог, портов и обеспечением иностранным инвесторам права их
льготного использования.[17]
Согласно расчетам ученых, для удовлетворения наиболее неотложных
инвестиционных потребностей России необходимо примерно 9-10 млрд. долл.;
для осуществления задачи технического перевооружения устаревших производств
- как минимум 50-60 млрд.; на конверсию оборонных отраслей - 25-30 млрд., в
том числе в первые два-три года - 8-12 млрд. долл. В ближайшей перспективе
следует ожидать вложений иностранного капитала прежде всего в отрасли,
обеспечивающие доступ к использованию природных ресурсов. Возможно также
размещение на территории России трудоемких и энергоемких производств
иностранных фирм.
Характеризуя административный режим, сложившийся в России для
иностранных инвесторов, можно отметить излишнюю забюрократизованность
принятия решений по поводу инвестиционных проектов, что дезориентирует и
отпугивает иностранных инвесторов.
Основные барьеры, стоящие на пути иностранных инвестиций в Россию,
рассматриваются на примере нефтяной промышленности. Ких числу относятся
барьеры: а) юридического характера: отсутствие законодательства о нефти,
неэффективное законодательство о недрах, частые изменения налоговых
режимов; б) административного характера: нерегламентированная процедура
утверждения контрактов и проведения конкурсов, неурегулированность
процедуры взаимодействия местной администрации с правительством и
госпредприятиями; в) экономического характера: нестабильная налоговая
система, жесткое валютное регулирование, трудности открытия счетов за
рубежом; г) внешние факторы, связанные с получением кредитов для
иностранных и российских предприятий.
В России длительные бюрократические процедуры проведения переговоров
(один-два года), подписания и утверждения контрактов (еще два-три месяца),
согласования и получения лицензии (два-три месяца) столь сложны и
запутанны, что можно всерьез говорить о новом типе риска - “бюрократическом
риске”. Необходима строгая регламентация этих процедур.[18]
8.Взаимоотношения ТНК с правительствами.
Современное развитие мировой экономики осуществляется в условиях
усиления взаимозависимости ведущих стран в области торговли, инвестиций,
допускающей лишь незначительные ограничения или дискриминацию в отношении
иностранных фирм. Растущая взаимозависимость проявляется в том, что темпы
роста мировой торговли превышают темпы роста мирового ВВП, а темпы роста
прямых зарубежных инвестиций в 4 раза превышают темпы роста мировой
торговли, а также в увеличении международных потоков финансового капитала,
вызванном дерегулированием рынков капитала.[19]
Центральную роль в процессе глобализации экономики играют ТНК, что
проявляется в следующем: 1. Уже в 70-е годы объем производства иностранных
филиалов ТНК превысил объем мировой торговли. Зарубежное производство ТНК
имеет высокую концентрацию: более 50% его величины приходится на долю 420
из 37 тыс. крупнейших ТНК. 2. Рост доли ТНК в экспорте как из страны
происхождения, так и из стран размещения зарубежных филиалов. Объем
экспорта американских зарубежных филиалов более чем в 2 раза превышает
объем всего американского экспорта. 3. На долю ТНК приходится основной
объем научных исследований и разработок, финансируемых частным капиталом.
4. Увеличение численности стратегических альянсов между ТНК и развитие
различных форм межфирменного сотрудничества.
За последние 20 лет произошли значительные изменения в отношении к
международным инвестициям как со стороны правительств принимающих стран,
так и со стороны ТНК. Если во второй половине 70-х и в 80-х годах отношение
правительств принимающих стран к прямым иностранным инвестициям часто
носило враждебный характер, то с начала 90-х годов это отношение стало
одобрительным. Такое изменение объясняется следующими обстоятельствами:
возрождением рыночной системы; глобализацией экономической активности;
ростом мобильности активов, создающих богатство; увеличением числа стран,
достигших достаточно высокого уровня развития; сближением экономических
структур промышленно развитых стран и новых индустриальных стран;
разработкой критериев оценки прямых инвестиций со стороны правительств
принимающих стран.
В 90-х годах ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого
производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном
масштабе.
Проводя политику привлечения иностранных инвестиций, правительства
принимающих стран должны изучить предыдущий опыт, успехи и неудачи в этой
области в разных странах и разработать макроорганизационную стратегию, в
наибольшей степени соответствующую условиям и потребностям своей страны. Не
следует ожидать общего благоприятного экономического эффекта от иностранных
инвестиций, поскольку такой эффект зависит и от экономической политики
принимающей страны и от возможных альтернатив.
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций.
Главной целью правительств, привлекающих прямые инвестиции в 90-х
годах, является повышение с их помощью конкурентоспособности страны или
производительности ресурсов и создание активов в сфере юрисдикции этих
стран. Принимающие страны могут повысить конкурентоспособность и укрепить
сравнительные преимущества путем: 1) повышение эффективности использования
существующих активов за счет применения более эффективных процедур контроля
за качеством и использования более дешевых ресурсов, создания сети
межфирменных связей; 2) создания новых продуктов, процессов и
организационных структур, благодаря усовершенствованию национальной
инновационной системы, лучшему использованию экономии на масштабах; 3)
совершенствования размещения ресурсов и мощностей с целью повышения
сравнительных преимуществ страны; 4) завоевания новых рынков в результате
развития систем маркетинга и техники распределения; 5) ускорения процесса
структурной перестройки и сокращение расходов на ее осуществление.
Однако деятельность ТНК не только дает принимающей стране
преимущества, но и вызывает определенные расходы, которые могут быть
разделены на две группы.
1. Различные платежи (прибыль, проценты, дивиденды, заработная плата
управляющих), величина которых зависит от умения правительств принимающих
стран вести переговоры с ТНК и от прочности их позиций на переговорах. В 60-
70-х годах правительства принимающих стран опасались, что монопольная
власть ТНК позволит им получать чрезмерно высокую долю стоимости,
добавленной производством в их зарубежных филиалах. В настоящее время
главная забота принимающих стран состоит в том, чтобы не лишиться
возможности интегрироваться в мировую систему производства и маркетинга.
2. Расходы, связанные с деятельностью ТНК, включающие различные
ограничения, налагаемые на деятельность зарубежных филиалов (использование
определенных источников сырья и компонентов производственных процессов,
производство конкретных видов продуктов, ограничение рынков и т.д.), а
также трансфертные цены, с помощью которых доход, созданный в стране
размещения, может быть переведен в материнскую фирму или другой зарубежный
филиал.
Иностранные инвестиции могут отрицательно влиять на результаты
внешней торговли принимающей страны. Многие иностранные филиалы импортируют
больше продуктов, чем местные фирмы. В целом выгода, которую принимающие
страны получают от иностранных инвестиций, зависит от типа и возраста
последних, экономических характеристик принимающей страны,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|