рефераты скачать

МЕНЮ


Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве

данный товар в потреблении, изменение ожидания относительно будущих цен на

данный товар или степени его дефицитности, сезонные колебания, изменение

численности и состава населения. Спросы на различные товары отличаются

друг от друга по степени чувствительности к изменению факторов,

определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности

спроса (ED). Коэффициент эластичности проса по цене определяется как

отношение роста объема спроса или количества приобретаемого товара (в %) к

снижению цен (в %). Процент роста Q Процент падения Р Эластичность спроса

по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от

колебания рыночных цен (Р). Качественно можно выделить три варианта этой

зависимости. Когда снижение цены (Р) вызывает такое увеличение (Q), что

общая выручка (Р х Q) возрастает, то говорят об эластичном спросе, или —

эластичность спроса больше единицы. Когда же снижение цены (Р) в точности

компенсируется соответствующим рынком (Q) так, что общая выручка (Р х Q)

остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса, или —

эластичность спроса равна единице. И наконец, когда снижение цены (Р)

обусловливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (Р х Q)

падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом, или пластичность спроса

меньше единицы (но больше нуля). Эластичный спрос, неэластичный спрос,

единичная эластичность спроса выступают показателями относительной

зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность

спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому

изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение

величины спроса меньше процентного изменения цены. Эластичность спроса

зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, у которых

больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров

является соль, так как ее нельзя заменить другим товаром. Эластичность

спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его

использования. Чем насущнее потребность? удовлетворяемая товаром, тем ниже

эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывает влияние

возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже

эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на

товары с течением времени. Знание эластичности спроса по цене имеет важное

значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар

эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае

его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то

производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном

случае выручка может увеличиться. На эластичность спроса влияет не только

цена товара, но и другие факторы. Например, доходы покупателей. Поэтому

можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует

степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов

потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает? на

сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении)

доходов потребителя на 1 %. Предложение — это совокупность товаров с

определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые

могут или намерены продать производители-продавцы. Оно характеризует

экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. Объем предложения у

каждого производителя (продавца), как правило, меняется в зависимости от

цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров,

придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат

рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень

высокой, производители постараются увеличить предложение товара, попытаются

сбыть даже бракованные изделия. На рынке складывается определенное

соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое

производители желают предложить окупателям. Эту зависимость можно отразить

графически, применив систему координат (рис. 4.3).Пусть ось абсцисс (Q)

служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось

ординат обозначает движение цены (Р). Предложение при цене 5 долл. за

единицу товара составит 18 изделий, при цене 4 долл. — 16 изделий, при цене

3 долл. — 12 изделий, при цене 2 долл. — 7 изделий и при цене 1 долл. — ни

одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения S (от

слова supply —

предложение). Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем

количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения

(S) характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством

продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать.

При этом в отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается

вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению

предложения. Объективно существующая взаимосвязь между предложением и ценой

находит выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что

объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее

снижении. Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и

изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда

изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит,

когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные (рис.

4.4). Графически изменения объема предложения выражаются в «движении по

кривой предложения». Так, с изменением цены с Р( до Р2 это движение

происходит по кривой SS, что показывает увеличение объема предложения с Q1

до Q2. Такое движение происходит только в том случае, когда все факторы

кроме цены постоянны. Однако на предложение оказывают влияние помимо цены и

другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой

предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение

самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая

технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции.

Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1, двиг будет

означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество

товара. Так, при цене Р — Q2 > Q, а при цене Р2-Q3>Q2,,.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены

характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является

коэффициент эластичности предложения (Es), рассчитываемый как отношение

объема предложения (в %) к росту цен (в %).

ES= Относительное изменение Q/Относительное изменение Р

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения

предложения (Q) В соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара (Q) остается неизменным то мы имеем

дело с неэластичным предложением. Когда же малейшее уменьшение цены товара

(Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение (Р)

обусловливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно

эластичным предложением. Эластичность предложения обычно бывает выше на

протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано

приспособлением производителей к более высокой цене.

Эластичность предложения меняется под действием технического

прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых

ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве

того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности

предложения. По способности производителя реагировать на рыночную ситуацию

выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В

краткосрочный период фирма не в состоянии осуществить какие либо изменения

в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В

результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только

цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это

означает, что предложение в

краткосрочном периоде абсолютно неэластично. В среднесрочный период

предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие

резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования,

интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Кривая предложения в этом

случае отклоняется от строго вертикального положения в направлении,

определяемом законом предложения: Эластичность предложения становится

положительной, больше нуля. В долгосрочный период производители могут

перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое,

более производительное, расширить производственные мощности. В случае

повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный

товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в

двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины. Рассматривая

категории спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во

времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев

сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены

является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности,

вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить

предложение товара.

На рынке конкретное соотношение спроса и предложения может приобретать

три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения

товара над спросом покупателей. Такой

случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и

непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у

населения и других обстоятельств. Второй вариант отличается от первого

превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место

неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит

прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть

увеличение производства товаров, пользующихся спросом, уменьшение цен и

повышение роста денежных доходов населения.

Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется

соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной

стороны, и величины и структуры их предложения — с другой, равновесием

спроса и предложения.

Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос

совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя

цене. Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и

предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить

кривую спроса и кривую предложения на одном графике (рис. 4.5).

Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения

отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (точка

Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются

равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Точка

Е характеризует равенство QE = QS = QD, где Qs — объем предложения,

QD — объем спроса.

Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи

противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена

означает, что товаров произведено столько, сколько требуется

покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной

эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок

сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к

его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены

равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели и продавцы стремятся

изменить ситуацию на рынке.

Если реальная рыночная цена будет больше равновесной (Р1), то объем

спроса при такой цене Q1, будет меньше объема предложения Q2 В этом случае

производители предпочтут скорее снизить цену, чем продолжать выпуск

продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток

предложения (Q2~ Q1) будет оказывать понижающее давление на цену.

Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной (Р2), то объем

спроса Q4 окажется больше объема предложения Q3, товар станет дефицитным.

Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате

избытка спроса (Q4- Q3) будет оказывать давление на цену.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится

на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны.

Первую формулировку общего экономического равновесия дал Леон Вальрас

(1874 г.), который в отличие от категории средней цены по К. Марксу (цены

производства) пытался абстрагироваться от общественной системы производства

и опирался на полезность как исходную категорию. А. Маршалл сделал попытку

соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и

теорией издержек производства. Ему принадлежит первенство в исследовании

категорий «цена спроса» и «цена, предложения», что является дальнейшим

развитием теории трудовой стоимости. Цена спроса по А. Маршаллу — это цена,

по которой каждая от дельная порция товара способна привлечь покупателя в

течение определенного периода времени. Одновременно это и максимальная

цена, за которую

покупатели согласны купить товар или услугу. Выше ее рыночная цена

подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку. Цена же

предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный

рынок, или это предельно минимальные цены, по которым производители готовы

продать свою продукцию или услуги. Рыночная цена не может опуститься ниже

цены предложения, так как когда производство и сбыт становятся убыточными.

Равновесие называется устойчивым, если отклонения от него

сопровождаются возвращением к первоначальному состоянию. Изменение

рыночного равновесия в зависимости от характера спроса и характера

предложения позволяет установить четыре правила спроса и предложения:

1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так

и равновесного количества товара.

2. Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и

равновесного количества товара.

3. Рост предложения товара влечет за собой уменьшение

равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.

4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной

цены и уменьшению равновесного количества товара.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых

изменений спроса и предложения.

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения

устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого

конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке

поддерживается равновесие экономической системы в целом. Важно подчеркнуть,

что цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Однако

соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия

цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не

достигается. И все же на практике, согласно закону равновесия спроса и

предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к

конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного

вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного

равновесия.

b. Ценовой механизм рынка несовершенной конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции характеризуется различными рыночными

ситуациями, которые подробно описаны в табл. 4.1. Монопольное вмешательство

— это вмешательство в рыночный механизм конкурентного равновесия отдельных

лиц, товаропроизводителей, профсоюзов, разнообразных ассоциаций и

государства, которое способно изменить цену равновесия.

В условиях свободной конкуренции цены формируются преимущественно под

влиянием спроса и предложения. При монополистической конкуренции

ценообразование становится более сложным. В условиях преобладания монополий

наблюдается сочетание стихийного рыночного ценообразования с управлением

этим процессом, осуществляемым монополиями и государством. Если монополия

получает право на реализацию товаров, то она стремится как можно больше

продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако

продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворения спроса

приносит все меньше и меньше дохода. Для того чтобы продать эту

дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная

способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет

продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает

оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение

наивысшего общего объема прибыли.

Границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя

граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства,

которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на

примере, который дает общее представление об основных закономерностях

монополистического ценообразования.

Из табл. 4.2 видно, что при понижении цены и увеличении объема I

оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет

максимальной. В нашем примере такой партией является партия объемом в 200

изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. руб. При этом

цена за одно изделие в размере 35 тыс. руб. будет верхней границей

монопольных цен.

Нижняя граница монопольной цены — это низкая цена, при которой

дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной

прибыли в цене товара связна с величиной эластичности

спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом

Лернера. Он определяется по формуле:

[pic]

где Рm - монопольная цена;

Pck — цена совершенной конкуренции;

ED — эластичность спроса.

При анализе монополизированного рынка следует принимать во внимание

поведение только фирмы-монополиста, ибо ни отдельные потребители, ни

конкуренты-производители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные

цены. Механизм равновесия на таком рынке можно описать с помощью следующего

графика (рис. 4.6).

В условиях свободной конкуренции при пересечении кривой предложения S

и кривой спроса D рыночное равновесие наступает в точке пересечения А.

Если фирмы-производители договариваются между собой о проведении

единой политики при установлении цен и объемов производства, тогда эти

фирмы объединяются и выступают в виде картели или монополии. В этом случае

кривая спроса D потребителя превращается в кривую спроса AR монополии,

спрос потребителя подменяется как бы спросом монополии, монополия диктует

спрос потребителя.

|Таблица 4.1. |

|Сравнительная таблица рыночных ситуаций |

|Основные |Рынок несовершенной конкуренции |

|черты | |

|рыночной | |

|ситуации | |

| |Чистая |Олигополия |Монополистич|

| |монополия | |еская |

| | | |конкуренция |

|Количество|Одна |Несколько |Достаточно |

|фирм |крупная |крупных |много |

|производящ| | | |

|их | | | |

|продукцию | | | |

|Тип |Уникальный|Стандартизир|Дифференциро|

|продукта |, нет |ованный |ванный |

| |близких | | |

| |заменителе| | |

| |й | | |

|Контроль |Практическ|Существует |Влияние |

|над |и |влияние |ограничено |

|ценой |полный |ценового | |

| |контроль |лидера | |

|Степень |Очень |Трудный |Вход и выход|

|сложности |трудный | | |

|входа | | |возможны |

|в отрасль | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.