рефераты скачать

МЕНЮ


Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран

временных потребностей в заемных средствах. Как и учетные кредиты,

ломбардные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в

целях регулирования банковской ликвидности.

В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские

векселя, государственные облигации и другие обязательства, то есть

практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном

банке разработан перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка.

Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных

кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные

в центральном банке ценные бумаги, однако если кредиты не погашаются в

срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации

ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с

начисленными процентами.

Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Например, в

Германии под те виды ценных бумаг, которые включены в Перечень ценных

бумаг, принимаемых в залог федеральным банком (Ломбардный перечень).

Бундесбанк предоставляет ломбардные кредиты в размере до 9/10 номинальной

стоимости указанных ценных бумаг, а под все прочие – до ѕ их курсовой или

номинальной стоимости.

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Взимаемая за них

процентная ставка, как правило, на 1% превышает официальную учетную ставку

центрального банка и изменяется одновременно с ней. Вместе с тем в Германии

разница между учетной и ломбардной ставками в отдельные периоды достигала

4% и более, а в США составляла лишь 0,55. Однако в любом случае ломбардная

ставка превышает учетную.

Ломбардные кредиты могут быть предоставлены на срок от 1 дня до 4

месяцев. В Италии, например, ломбардные кредиты выдаются сроком на 4

месяца, а по договоренности этот срок может быть продлен. В случае

необходимости приостановить предоставление этих кредитов на неограниченный

срок Банк Италии обязан за 2 дня до замораживания кредита известить

кредитополучателя о своем намерении.

5.3. Краткосрочные (корректирующие) и среднесрочные кредиты.

Исходя из критерия срочности кредиты рефинансирования центрального

банка разделяются на краткосрочные (сроком на 1 или несколько дней) и

среднесрочные (на 3-4 месяца).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют

краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки

предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать

кредиты на межбанковском рынке, тем самым вынуждая их приспосабливаться к

экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к

регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты

получили название корректирующих.

Корректирующие кредиты становятся наиболее распространенными в периоды

кредитного «голода». Они предоставляются, как правило, для корректировки

финансового положения банка, ухудшение которого было обусловлено резким,

непредсказуемым уменьшением депозитов, либо возникновением временных

трудностей при получении кредитов из обычных источников, а также (в

отдельных случаях) для удовлетворения повышенного спроса на банковские

кредиты. Корректирующие кредиты не могут быть использованы в спекулятивных

операций или финансирования сомнительных инвестиций. Например, в США они не

могут направляться на финансирования ссуд на федеральном фондовом рынке,

приобретение ценных бумаг, погашение задолженности частным кредиторам или

использоваться во избежание приобретения средств на более дорогостоящем

денежном рынке.

При предоставлении корректирующих кредитов принимаются во внимание

такие факторы, как задолженность данного кредитного учреждения по отношению

к его суммарным депозитам, особые обстоятельства, оказывающие влияние на

его нынешнее финансовое состояние, а также конкретные действия,

предпринимавшиеся им с целью получения средств из других источников.

Корректирующие кредиты центральных банков, как правило, доступны

прежде всего для банковских институтов. Однако, в США, например, активными

получателями корректирующих кредитов помимо депозитных банков являются

ссудосберегательные ассоциации и сберегательные банки – члены Федеральной

системы банков по кредитованию жилищного строительства. Многие кредитные

союзы также имеют право прибегать к заимствованиям у ФРС, однако они должны

сначала обратиться за кредитами в «свои» соответствующие кредитные системы.

Краткосрочные корректирующие кредиты предоставляются под гарантию

ценных бумаг, преимущественно государственных. В Италии, где они получили

название «кредиты на оговоренный срок», они предоставляются на период от 1

до 22 дней при максимальном сроке 32 дня. Погашение данного вида кредитов

может осуществляться либо по частям, либо полностью по истечении срока их

действия. В Италии данный вид кредитов является наиболее распространенным и

используется только для покрытия непредвиденных потребностей коммерческих

банков в финансовых средств.

Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные

однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских

балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку

однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

Кредиты более длительного срока пользования выдаются центральными

банками кредитным учреждениям, которые не имеют прямого выхода на

национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых

средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие

долгосрочного характера своих активов.

В случае использования сезонных кредитов центрального банка

потенциальный заемщик обязан представить доказательства сезонного характера

потребности в кредитах. При этом часть своих сезонных потребностей он

должен покрыть за счет собственных ресурсов.

К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального

банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего

сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных

кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.

Кредиты более длительного срока использования выдаются кредитным

институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных

обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет

зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности

возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие

банкротства данного учреждения.

Этими видами кредита пользуются кредитные учреждения, испытывающие

проблемы с ликвидностью продолжительного характера, которые возникают

вследствие ухудшения состояния денежного рынка. К ним относятся кредитные

институты, в структуре активов которых преобладают долгосрочные требования

и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды повышения

процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.

6. Выполнение функции финансового агента правительства.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства,

центральные банки осуществляют операции по размещению и погашению

государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведение текущих

счетов правительства, надзор за хранением, выпуском и изъятием из обращения

монет и казначейских билетов, а также перевод валютных средств при

осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Оказывая подобного рода услуги правительству, центральные банки

получают доходы, однако большая их часть подлежит отчислению в

государственную казну.

6.1. Кредитование государства.

В условиях ограниченности финансовой базы, несбалансированности

финансовых потребностей государства возникает необходимость изыскания

внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных

расходов и дефицита государственного бюджета, что определяет большую роль

центрального банка в решении этих проблем. Основной формой государственных

заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов

и государственного бюджета, являются государственные займы. По срокам

погашения различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и

долгосрочные (свыше 5 лет) государственные займы.

В зависимости от места размещения государственные займы разделяют на

внутренние, то есть размещаемые внутри страны, и внешние, реализуемые на

иностранных денежных рынках в валюте либо страны-кредитора, либо

государства-заемщика, либо в валюте третьей страны.

По способу размещения внутренних государственных займов выделяют

свободно обращаемые, реализуемые по подписке и принудительные займы; по

видам доходности – процентные государственные займы, по которым ежегодно

выплачивается равными долями твердый доход, и выигрышные, или лотерейные,

доход по которым может быть получен в случае выхода облигации в тираж

погашения или тираж выигрышей.

Развитые страны наиболее активно прибегают к государственным займам в

период экономических кризисов. Для развивающихся государств данная практика

привлечения займов и кредитов стала типичной. Наибольшее распространение

получила такая форма заимствований, как финансирование дефицита

государственного бюджета.

Широкое использование государственных займов и кредитов неизбежно

влечет за собой быстрый рост государственной задолженности, что, в свою

очередь, порождает новые трудноразрешимые проблемы. Государственный долг

отдельных стран достиг такого уровня, при котором они не в состоянии

своевременно выполнять свои долговые обязательства и вынуждены прибегать к

их пролонгации, то есть удлинению сроков погашения или конверсии –

уменьшению размеров выплачиваемых процентов.

Государственный долг представляет собой совокупные обязательства

центрального правительства, местных органов власти, государственных

предприятий и организаций.

В общей сумме задолженностей преобладают займы центрального

правительства, несмотря на более быстрые темпы роста заимствований местных

органов власти. В отдельных государствах по займам центрального

правительства установлен лимит задолженности.

Государственная задолженность может выступать в двух формах: прямая

задолженность, возникающая в результате использования различными

государственными структурами заимствований, и косвенная, появляющаяся

вследствие гарантирования правительством частных займов и кредитов.

В зависимости от источников заимствований государственный долг

разделяется на внутренний и внешний. В государствах с развитой рыночной

экономикой внутренняя задолженность составляет основную часть

государственного совокупного долга – в Великобритании, например, ее

удельный вес составляет около 90%, а в США – около 80%. Внешние источники

заимствования еще более широко используются в развивающихся странах.

Как уже отмечалось, государственные займы и кредиты предоставляются на

различные сроки, в связи с чем государственная задолженность подразделяется

на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Соотношение между ними

имеет большое значение. Так, в условиях усиления инфляции и общей

неустойчивости денежного обращения повышается удельный вес краткосрочной

задолженности в совокупных заимствованиях, поскольку инвесторы избегают

вкладывать свои средства в долгосрочные правительственные обязательства.

Кредиторы предпочитают краткосрочные государственные обязательства, которые

в меньшей степени связаны с риском обесценения под влиянием инфляционных

процессов.

Использование государством внутренних заимствований по своей сути

является перераспределительной операцией, в ходе которой часть

национального дохода переходит от других экономических субъектов к

государству. При погашении использованных государством внешних займов и

кредитов неизбежна утечка части национального дохода за границу, что

негативно сказывается на экономическом положении страны.

Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно

сложной структуры управления государственным долгом. К числу важнейших

мероприятий в этой области относятся определение источников новых займов и

кредитов, их размеров и условий привлечения, способов размещения.

6.2. Кассовое исполнение бюджета.

Кассовое исполнение бюджета – это организация приема, хранения и

выдачи государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности.

Согласно сложившейся мировой практике существуют казначейская,

банковская и смешанная системы кассового исполнения бюджета. При

казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные

органы министерства финансов – приписные кассы; при банковской – на

центральный банк; при смешанной – на казначейские кассы и на центральный

банк. на ранних этапах развития кредитно-финансовой системы практиковалась

система казначейского кассового исполнения бюджета. по мере развития

банковской системы функция кассового исполнения бюджета постепенно перешла

к банкам, в основном к центральному банку. В Японии кассовое исполнение

бюджета возложено на Банк Японии, являющийся центральным банком, в США – на

банки ФРС.

В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы.

это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на

единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются

средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк

выступает кассиром правительства.

Единство кассы дает возможность министерству финансов осуществлять

постоянный контроль за поступлением средств на счет, за движением кассовой

наличности, своевременно предотвращать кассовые разрывы. оно обеспечивает

централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и

расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в

совокупности бюджетную систему страны, позволяет проводить операции по

кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление

кассового исполнения бюджета единым органом – центральным банком – дает

возможность разделить функции распоряжения бюджетными средствами и

распорядителя кредитов, которые выполняют финансовые органы и распорядители

кредитов, и функции выдачи, хранения этих средств, которые входят в

компетенцию центрального банка. В результате создаются необходимые условия

для контроля за целевым использованием бюджетных средств.

В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют

бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета

федерального и местного бюджетов, ведут учет поступлений и платежей

федерального и местных бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о

кассовом исполнении этих бюджетов, а также осуществляют целый ряд других

операций.

В отдельных странах денежная наличность государственной казны

депонируется не только в центральном банке, но и в коммерческих банках.

Весьма своеобразным является порядок движения бюджетных средств в США, где

они размещаются не только на счетах федеральных резервных банков, но и на

специально открытых правительственных счетах в крупнейших коммерческих

банках. Текущие платежи Казначейства осуществляются главным образом со

счетов, открытых в федеральных резервных банках, получивших название

«чековые счета». на них размещены крупные суммы, позволяющие обеспечить

потребности правительства в текущих платежах. Правительственные счета в

коммерческих банках используются для размещения налоговых доходов и

средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг. В связи с

этим данные счета получили название «налоговые и займовые». Между

государственными депозитами в коммерческих банках и федеральных резервных

банках существует тесная функциональная взаимосвязь. Аккумулированные на

правительственных счетах в коммерческих банках налоговые доходы и

заимствования затем переводятся на «чековые счета» в банках ФРС. Если же

суммы на «чековых счетах» превышают текущие потребности Казначейства, то

излишки, как правило, переводятся на «налоговые и займовые» счета в

коммерческие банки.

7. Проведение валютной политики.

Центральный банк в большинстве стран является проводником

государственной валютной политики, хотя, например, в Италии валютную

политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально

созданное ведомство – Итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий,

направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства,

прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса

национальной валюты.

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих

элементов:

- регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки

уровня);

- управление официальными валютными резервами;

- валютное регулирование и контроль;

- международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-

финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики

являются валютные интервенции в той или иной степени практически все

инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на

открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким

образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной

политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической

политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним

и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не

делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их

обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

На различных этапах экономического развития направления валютной

политики определяются экономической и политической ситуацией в стране,

состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними

обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных

кредитно-финансовых организациях.

8. Регулирование банковской деятельности и контроль.

Банковское регулирование – это система мер, посредством которых

государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное

функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в

банковском секторе.

Термины «регулирование банковской деятельности» и «контроль за

банковской деятельностью» зачастую употребляются в качестве синонимов, хотя

относятся к разным, пусть и взаимодополняющим, видам деятельности. Под

регулированием банковской деятельности подразумеваются разработка и издание

уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся

на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.