США в мировой экономике
Поэтому организационная структура национальной системы налично-денежного
обращения США и в дальнейшем останется в целом прежней. Ее развитие будет
происходить за счет внедрения новых форм и методов обработки денежной
наличности и внедрения в соответствующих подразделениях Федеральной
резервной системы (ФРС) передовых технических решений, позволяющих достичь
эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной
системы.
1.4 Бюджетная политика США
Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет
формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было
органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на
расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств
и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные
разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки полумеханически, без
какой-либо координации или общего волевого начала сводились в единый
документ, становившийся бюджетным проектом. Размеры бюджета были очень
невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые. года. составили 1,1
млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. - 15,5 млрд.
долл. (огромная часть была потрачена на Гражданскую войну), затем ежегодные
размеры расходов федерального уровня колебались между 525 млн. (1901
финансовый год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый год), и только в 1917
финансовый год, в связи с участием США в первой мировой войне, они
превысили 1 млрд. долл., увеличившись до 18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом
году.
По окончании войны расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году
колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия рузвельтовского
"нового курса" привели к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в
1936 финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их
резкого дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году.
С завершением войны расходы резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948
финансовом году.
Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная статистика,
начинается с периода корейской войны: после 1949 финансового года рост
бюджета (в текущих ценах) происходит практически непрерывно. Увеличение
расходов приобретает принципиально иную окраску: эта тенденция не
прекращается и в "мирные" годы.
Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование
госрасходов США, завершившееся только к 1998 финансовому году, когда
размеры федеральных расходов достигают 1,7 трлн. долл
До 50-х годов нашего века значительным дефицитом отмечены период
Гражданской войны в США, 1917—1919 гг. (в совокупности более 23 млрд.
долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946 гг. (около 194
млрд. долл.). После этого дефициты нарастают — с различной скоростью и с
отклонениями в размерах ежегодного прироста, начиная с 1952 по 1992
финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем
примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.
К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов,
особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных
факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов
США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов
на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы.
Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета
многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в
качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")
расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт -
сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на
социальное страхование).
В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и успехи
администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998
финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. Необходимо,
однако, отметить, что к настоящему времени не произошло ни массированного
сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов
социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно
значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.
Иными словами, существенных изменений в общей структуре федерального
бюджета, сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет
никаких оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах.
Поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием
каких факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и
качественные характеристики федеральный бюджет США.
В американской бюджетной практике за последние десятилетия трудно было бы
обнаружить сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного развития
событий. Все отклонения фактических показателей от программ и прогнозов,
как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей или же заранее
оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными сочетаниями
изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во
внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры
по конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми
показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между
предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали
несколько десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные
бюджетно-политические задачи выполнялись.
Как уже упоминалось выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет.
В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов
с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых
котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В
связи с этим мы можем выдвинуть предположение, а не повторится ли
экономический тайфун начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа успехи
федерального бюджета выглядят солидно и прочно. Главное событие в этой
сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного демократами, в
1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и составивший 69,2 млрд.
долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).
До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик их
пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической
проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. Разумеется,
нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими
показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это
улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по
времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов
есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но
давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд. долл.
- и ничего не давшее другому участнику противостояния — России); важную
роль сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла, и "длинной
волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как и
предсказывалось заранее, на середину 90-х годов. Кроме этих причин
правительственные экономисты упоминают также выгодное для США падение
мировых цен на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего роста
внутренних цен в стране, причем динамика цен на энергоносители помогла
ощутимо снизить темпы инфляции. Отмечается важная роль быстрого роста
спроса на персональные компьютеры для общих темпов экономического роста в
США.
К декабрю прошлого года бескризисное развитие американской экономики
продолжалось непрерывно 103 месяца. Но это не самый длительный пока период
непрерывного экономического роста в США после второй мировой войны.
Наиболее продолжительным был период 1961—1969 гг. (106 месяцев) — его
принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на экономику
и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в Юго-Восточной
Азии. Следующий период длительного экономического роста (92 месяца) падает
на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с "рейганомикой" и
частично ассоциировать с монетаристским подходом к экономической политике.
На деле, однако, основную роль в этот период сыграли чисто бюджетные
стимулы (в том числе связанные и с расширением военных расходов), причем
роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была сократиться
до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам федерального бюджета),
в реальности возросла - федеральные расходы увеличились до 23,6% ВВП при
возросшем дефиците бюджета.
Продолжение нынешнего экономического и бюджетного курса должно, по
расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл.
К 2003 финансовому году запроектировано возрастание положительного сальдо
до 83 млрд. долл. В настоящее время для администрации США и Федеральной
резервной системы необходимо найти возможности и экономические рычаги,
чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить
политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный
идеололгизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги
в своевременное действие.
Глава 2. США и окружающий мир.
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда.
При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в
мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно
изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием
стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых
стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как "мировая кузница",
лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической
продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве
автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной
техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и
общехимической переработки. Перечисленная продукция производится не менее,
а зачастую более качественно в других странах, причем нередко с более
низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность
рассматриваемых американских товаров не только на мировом, но и на
внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что отнюдь не все из утерянных
позиций в мировом производстве американские производители собираются
отвоевывать.
Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х годов
стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за пределы
страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального
общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически
освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных
богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и
с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия
государственной поддержки американские производители (во всяком случае на
территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск
автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое
производство достаточно технически сложной продукции оказалось более
рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.
Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла
пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в
конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской
по качеству. Законодательная отмена в стране специальных протекционистских
мер в отношении большинства номенклатуры серийной промышленной продукции
привела к перенасыщению внутреннего американского рынка импортными
товарами, и, соответственно, сворачиванию производства национальных
аналогов. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить только
те американские производители, которые выпускали либо продукцию нового, еще
не освоенного мировой практикой технического уровня, либо штучные
уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная
технологическая политика страны. И закономерно, что в мировом экспорте
продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал
неуклонно снижаться (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей
обрабатывающей промышленности, %[2]
| |1981-1985 |1991 г. |1994 г. |1995 г. |
| |гг.* | | | |
|Общее и транспортное |17,1 |15,1 |14,4 |13,5 |
|машиностроение | | | | |
|Химическая промышленность |15,0 |13,3 |13,2 |13,0 |
|в целом | | | | |
|Остальные базовые отрасли |8,5 |7,6 |7,9 |7,2 |
|переработки | | | | |
*B среднем за период.
Из таблицы видно, что это характерно почти для всех отраслей
обрабатывающей промышленности страны. Становится все более очевидным, что
отнюдь не развитие традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и не
экспорт готовых изделий соответствующих отраслей является стратегической
целью страны. США почти без сопротивления, а в некоторых традиционных
сферах производства и поощрительно, уступают другим странам мировое
первенство в ставших уже традиционными, хорошо технологически освоенных
отраслях обрабатывающей промышленности.
Но не только в мировом экспорте удельный вес страны падает, если
говорить о традиционных производствах современной обрабатывающей
промышленности. Даже в структуре внешнеторгового баланса самих США доля
импортируемой продукции традиционных промышленных отраслей заметно
превосходит показатели по экспорту из страны за рубеж сходной продукции.
Превышение объемов импорта над экспортом наблюдается с 1983 г. - до этого
объем ввозимой в США продукции традиционных отраслей обрабатывающей
промышленности всегда уступал объему вывозимой на зарубежные рынки и
произведенной в Америке. В 1996 г. объем импорта в США продукции всей
обрабатывающей промышленности превысил 728 928 млн. долл., тогда как
стоимость экспорта данной продукции из страны на мировые рынки оценивалась
лишь в 550 529 млн. долл.. Это объясняется тем, что, как уже отмечалось,
лидирующие позиции на внутреннем рынке бытовой и профессиональной аудио- и
видеотехники, точных измерительных и специальных приборов, часовых
механизмов, в значительной степени легковой автомобильной и домашней
техники в США занимают товары, ввезенные в страну иностранными
производителями. Если специально говорить об автомобилестроении (на него
приходится до 7% ВВП, произведенного в обрабатывающей промышленности
страны), то торговый баланс США уже давно неблагоприятен - из страны на
мировые рынки экспортируются в основном сравнительно недорогие автомобили,
ибо дорогостоящие марки не находят достаточного платежеспособного спроса в
других странах. В то же время США импортируют все больше дорогих (прежде
всего престижных и спортивных) автомобилей из Германии, Италии, Японии,
Великобритании. Приблизительно такое же положение складывается и в
станочном парке, на рынке персональных компьютеров и т.д. Однако положение
в указанных производствах скорее является особенностью данных отраслей,
нежели закономерностью. Закономерность заключается в преимущественном
количественном и, уже как следствие, в стоимостном превышении импорта над
экспортом.
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве
Традиционные, сравнительно старые, хорошо технологически освоенные
производства обработки перестают иметь для Америки первостепенное значение
не только в мировом разделении труда, но даже и в формировании структуры
внутреннего рынка, естественно, возникает вопрос, с какими же
производствами одна из наиболее развитых индустриальных стран выходит на
мировой рынок. За исключением лишь нескольких импортеров (прежде всего
России) американское продовольствие, т.е. продукция переработки аграрного
сектора, сейчас с трудом находит рынки оплаченного сбыта, и в основном
поступает за рубеж в виде безвозмездной гуманитарной помощи. Иными словами,
данное производство не может рассматриваться как значительный сегмент
американского экспорта за пределы страны. К тому же и во внешней торговле
продовольствием баланс США не в их пользу, т.е. страна ввозит больше
продуктов питания и сельхозсырья (преимущественно из экваториальных стран),
чем сама вывозит.
Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в целом
этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на протяжении
минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП в национальной
обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл. Прирост в
среднем за год составляет 2,8%. Среднестатистическая зарплата
производственных рабочих в рассматриваемом секторе экономики (с ростом
приблизительно на 3% в год), достигла к 1997 г. 13,2 долл. в час (см.
табл.2).
Таблица 2
Динамика ВВП в обрабатывающей промышленности США, млн. долл. в
текущих ценах[3]
| |1990 г. |1996 г. |
|Всего ВВП Соединенных Штатов |5743837 |7636036 |
|Всего ВВП в обрабатывающей промышленности |1031425 |1332093 |
|В том числе | | |
|- в производстве промышленного |114831 |150198 |
|оборудования | | |
|- в производстве электронного и |94926 |143753 |
|электротехнического оборудования | | |
|- в автомобилестроении |46102 |85054 |
|- в приборостроении |52212 |52280 |
При незначительном росте производства в традиционных отраслях и
сокращении экспорта соответствующей продукции из США на мировой рынок
должны существовать иные подразделения обрабатывающей промышленности
страны, которые развиваются опережающими темпами, для обеспечения в целом
повышательной тенденции в данном секторе национальной экономики и
сохранения американской гегемонии на мировом рынке промышленной продукции,
для сохранения профицита государственного бюджета, обозначившегося с 1998
г. И такие отрасли существуют.
Прежде всего к отраслям промышленности, развитие которых идет
опережающими темпами и которые уже сегодня доминируют в общем экспорте
американской промышленной продукции, относятся передовые наукоемкие и
сверхнаукоемкие производства. Именно степень технологической сложности и
Страницы: 1, 2, 3
|