Специальные внебюджетные фонды в современной России
Специальные внебюджетные фонды в современной России
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Иркутская государственная экономическая академия
Факультет ускоренной подготовки
Кафедра «Финансы»
Специальность «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
[pic]
Исполнил: студентка Воропанова
Ольга Борисовна
Проверил: Жигас М.Г.
г.Иркутск
1997 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 2 стр.;
2. Источники формирования фондов 4 стр.;
3. Связи между внебюджетными фондами 5 стр.;
4. Внебюджетные фонды Российской Федерации 6 стр.;
5. Специальные внебюджетные фонды:
6. Пенсионный фонд Российской Федерации 7 стр.;
7. Фонд социального страхования Российской Федерации 13 стр.;
8. Государственный фонд занятости населения РФ 16 стр.;
9. Фонд обязательного медицинского страхования РФ 19 стр.;
10. Экономические внебюджетные фонды:
11. Российский фонд технологического развития
и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР 24 стр.;
2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы РФ 25 стр.;
3. Фонд инвестирования жилищного строительства 27 стр.;
4. Дорожный фонд РФ 28 стр.;
Список использованной литературы 31 стр..
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды
государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении
или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое
назначение. Порядок их образования и использования регламентируется
финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение
социальных услуг населения.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов
или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть
с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах,
требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в
особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили,
как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных
мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество
фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинается период
унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был
создан государственный бюджет.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение
внебюджетных фондов.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного
планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках
законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды,
обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от
бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования, определяются порядок и направленность
использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ,
обладают рядом особенностей:
. запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
. денежные средства фондов используются для финансирования государственных
расходов, не включенных в бюджет;
. формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и
физических лиц;
. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате,
имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и
являются обязательными;
. на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в
фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах
налоговой системы РФ»;
. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не
входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на
какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
. расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа ( Правление
фона ).
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования
финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не
включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно
расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с
целевыми назначениями фондов.
2. Источники формирования внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение
из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой -
формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для
определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.
Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в
процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги
и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и
региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме
безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов
бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть
использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме
дивидендов или процентов.
3. Связи между внебюджетными фондами
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные
многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой
системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые
связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении:
от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при
формировании фондов или использования ими средств.
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными
фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так
фонды социального страхования образуются не только за счет страховых
взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии
активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся
кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит
в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными
фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
4. Внебюджетные фонды Российской Федерации
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии
с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР» ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания -
необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и
обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов
Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в
собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,
строго целевое назначение.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего
фонда;
. отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
. средства бюджета;
. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как
юридическим лицом;
. займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;.
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух
десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. Пенсионный фонд
РФ относится к социальным внебюджетным фондам.
5. Социальные внебюджетные фонды
5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)
ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного
обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными
учреждением.
В основные задачи ПФР входят:
. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением ПФР;
. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм
государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья,
профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
. капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных
взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;
. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и
рациональным расходованием его средств;
. межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в
установленном законом порядке межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Средства фонда формируются за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному
обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в
возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а
также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций
гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по
доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в
связи с назначением досрочных пенсий и пособий;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления
регрессивных требований;
- добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от
капитализации средств ПФР и других поступлений.
Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов
пенсионного страхования, к которым относятся:
. работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и
совхозы;
. крестьянские хозяйства;
. родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся
традиционными отраслями хозяйствования;
. физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве
предпринимателей без образования юридического лица;
. физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
. частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от
своего имени, а не от имени работодателей;
. нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у
уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и
другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в
30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам
при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются
плательщиками внебюджетного фонда.
В 1996 г. тариф страховых взносов составлял:
= 28 % для работодателей - предприятий, учреждений, организаций от
начисленной оплаты труда ( вознаграждения за выполненную работу, в том
числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения);
= 20,6 % для работодателей - колхозов, совхозов и предприятий, занятых в
производстве сельскохозяйственной продукции - от начисленной оплаты по
всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и
поручения. К этой категории плательщиков отнесены с 1 января 1993 г.
садоводческие и садово-огороднические товарищества;
= 5 % для крестьянских ( фермерских ) хозяйств, предпринимателей без
образования юридического лица; частных детективов и охранников,
занимающихся этой деятельностью в частном порядке, а не от имени
работодателей; нотариусов, занимающихся частной практикой;
= 1% для граждан от их заработка;
= 28 % для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве
от начисленной оплаты труда по всем основаниям.
Некоторые работодатели, а именно общественные организации инвалидов и
пенсионеров, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия,
объединения и учреждения, освобождены от уплаты в ПФР страховых взносов за
своих работников. При этом не имеет значение тот факт, что деятельность
этих предприятий, объединений и учреждений должна быть направлена на
осуществление уставных целей собственников.
Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного
характера. Так, законодательством в выплатам единовременного характера
отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за
неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное
время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные
пособия в виде материальной помощи, командировочные выплаты, дотации на
обеды и др.
Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты:
оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения,
стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, компенсации женщинам,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выходные пособия по увольнению,
материальная помощь, студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями,
беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством,
пенсии, пособия по социальной защите, стоимость путевок на санаторно-
курортное лечение, оплата проезда к месту отдыха и обратно.
Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. отменены начисления
страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц,
привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ
проектов строительства, создания, строительства и содержания центров
профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и
безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными
организациями и правительствами иностранных государств, иностранными
юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и
межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по
поручению Правительства РФ уполномоченными им органам государственного
управления.
Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит
обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в
срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.
Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со
своих расчетных или текущих счетов на счет ПФР по месту регистрации в
качестве плательщиков взносов.
Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в
учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее
15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных
работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа
месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы.
Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также
выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции,
выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го
числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают
страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой
категории граждан. Крестьянские ( фермерские ) хозяйства уплачивают
страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год,
не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между
совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и
документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого
дохода.
При нарушении установленных сроков уплаты взносов ( независимо от
причин нарушения ) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается
отделением ПФР с начислением пеней.
Пеня начисляется с сумм недоимки за каждый день просрочки в следующих
размерах по взносам:
1 % - с работодателей, включая обязательные взносы с работников;
0,5 % - с граждан, применяющих труд наемных работников в личном
хозяйстве, и иных плательщиков.
Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций
взыскиваются отделениями ПФР с работодателей в бесспорном порядке,
определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов
и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке.
За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФР по
вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 1 % сумм взносов
взыскивается отделениями ПФР с банков.
Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных
финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счете ПФР
средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке,
а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на
основании инкассового поручения ( распоряжения ), составляемого отделением
ПФР.
Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а
также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный
порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в
течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.
Страницы: 1, 2
|