Современные тенденции в мировой экономике
на общие процессы в Сообществе и проводить свои решения. EFTA в свою
очередь, была не совсем удобным средством, с помощью которого можно было
осуществлять деятельность, но только пока это касалось экономических
аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в определенной степени
политическими. Существовало даже мнение, что Великобритания изолирует себя
политически, оставаясь в стороне от Сообщества. И, наконец, принимая во
внимание изменяющуюся реальность мировой торговли, как и большинство
остальных торговых стран, Великобритания довольно сильно начала ощущать
проблемы с защитой уже освоенных экспортных рынков, и с освоением новых.
Быстро расширяющийся рынок Сообщества дал хорошую возможность
оздоровления национальной экономики в целом, заставив компании мобилизовать
имеющиеся средства для выживания в условиях конкуренции на рынке
Сообщества. Поэтому в августе 1961 года Великобритания официально заявила
о своем желании вступить в Сообщество. Остальные страны EFTA — Дания и
Норвегия, и Ирландия — последовали ее примеру. Скандинавские страны
членство в Сообществе привлекало потому, что они могли больше выиграть,
вступив в него, чем потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял
на вступление Дании в Сообщество, была перспектива свободного доступа на
единый рынок. Пищевая промышленность Дании была в состоянии накормить 15
миллионов людей — в три раза больше, чем население страны. Поэтому нет
ничего удивительного, что возникла заинтересованность в свободном экспорте
своей продукции по гарантированным ценам. На этот фактор в большой степени
повлияла Великобритания своим заявлением о вступлении в Сообщество, так как
она являлась для Дании крупнейшим рынком экспорта. Другим важным фактором
явились перспективы открытия датских промышленных товаров. Одного года
членства в EFTA для Дании было достаточно, чтобы понять, как можно
использовать те или иные возможности в промышленных целях. Все эти факторы
оказались весомее сомнений и страхов по поводу издержек интеграции и потери
национального контроля над большинством аспектов экономической политики. У
Ирландия традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные
взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к
процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также
увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной
продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году торговля
сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от
рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для
раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое
значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят
каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,
а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех
промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х
г.г., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал
освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность
позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий
торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным
фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало
создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить
вполне конкретные экономические выгоды.
Несмотря на все это, процесс объединения был заблокирован в 1963 году,
когда Генерал Де Голль прервал переговоры, не доверяя намерениям
Великобритании. Второе заявление Великобритании о вступлении — опять с
Ирландией, Данией и Норвегией — опять потерпело неудачу по похожим
причинам. И только когда в 1969 году Де Голль ушел в отставку, на Саммите в
Гааге годом позже в этом вопросе наметился прорыв. И в завершение
затянувшихся переговоров 22 января 1972 года были подписаны Соглашения по
объединению. И 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов
в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами,
Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне
Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в
Сообщества проголосовало 53,49 %.
3 Другие страны Европы и Европейское Сообщество.
Во время переговоров, безусловно возникал вопрос об остальных странах-
членах EFTA (Швеция, Швейцария, Австрия, Португалия, Финляндия и Исландия).
Некоторые из них не хотели входить в Сообщество по причине своего
нейтрального статуса, некоторые не могли быть приняты из-за правящих
антидемократических режимов. Решением проблемы для них стало подписание
Соглашений с Сообществом о свободной торговле, что и было сделано в 1972
году. Норвегия также была включена в эту зону свободной торговли, следуя
решению референдума о неприсоединении.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о своем
желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977 году
Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь
установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на
международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе
могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность,
следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко
распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный
суверенитет и вызвать иностранную интервенцию, отступили перед интересами
экономики, и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.
Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но все
они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года
соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными
парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.
Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,
несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В
экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было
получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития
уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также
помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания
надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества
будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе
предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,
будет, несомненно, полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет
значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех
колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество
предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны —
наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало
всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее
время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во
многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на
Сообщество в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в
реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.
Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР
становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это было принято 28
апреля 1990 года в Дублине, где Главы государств и правительств решили, что
присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только
некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.
Привлеченные в Сообщество выгодами единого рынка и подталкиваемые к
политическому объединению в Европейский Союз, многие европейские страны
почувствовали, что процесс интеграции пришел в движение, и поэтому гораздо
выгоднее принимать активное участие в построении нового порядка в
качестве равноправного партнера, чем на более поздних стадиях
присоединяться к этому процессу. После введения в действие Маастрихтского
Соглашения, новые страны-участницы в любом случае предпочтут Европейский
Союз Европейскому Сообществу.
Подобное предположение подтвердилось, когда Австрия, Финляндия, Швеция и
Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились в
1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы,
которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в
то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972
году, большинством в 52,4 %. С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции
количество стран-участниц достигло 15. Норвегия со своей стороны, будет
продолжать отстаивать свои интересы в рамках ЕЕА (Европейского
экономического пространства).
Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано
экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и
перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны
и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было
желание более тесной экономической интеграции, но не формального
объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о
своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета.
Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными по
причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о
членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в
Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом
Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,
что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали
прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.
Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в
установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену
Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и
социальное сотрудничество.
Исходя из своего географического положения и исторического опыта, Финляндия
после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на
западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт
между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком
давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия пробовала установить
дружественные отношения с СССР, что выразилось в Соглашении от 1948 года,
которое действовало вплоть до 1992 года, когда устанавливались формальные
отношения между Финляндией и Россией. Как и в Швеции, изменение
географических границ Европы заставило финнов пересмотреть свои позиции, и
18 марта 1992 года Финляндия официально заявила о своем желании вступить в
Европейское Сообщество. В заявлении Парламента 27 февраля 1992 года очень
подробно были описаны причины, по которым страна желает вступить в
Европейское Сообщество, и эти причины не были чисто экономическими.
Правительство считало само собой разумеющимся дать доступ своему бизнесу
действовать на равных условиях со своими конкурентами в свободном рыночном
пространстве в Европе, а также дать своим гражданам возможность участвовать
в сотрудничестве — и в исследованиях, в образовании, искусстве и любой
другой сфере. Финляндия хотела участвовать во всех начинаниях Сообщества.
В конечном итоге, с присоединением этих стран был положен конец холодной
войне на континенте, и Европейское Сообщество стало тем образованием,
которое оказалось способным подобрать ключ к экономическому и политическому
развитию Европы в целом.
Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта (1990
г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и разделительные
процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для сотрудничества и
расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и Румыния заявили о
своем желании наладить более тесные связи, и может быть, получить членство.
Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут войти в Европейский
Союз, так как их уровень экономического развития должен быть подведен под
европейские стандарты. Для того чтобы помочь им в этом, Союзом было
подписано серию ассоциативных соглашений с этими странами в период между
1991 и 1993 годами.
Видя довольно успешную историю Европейского Сообщества по объединению,
трудно предположить, что она претерпела одно отсоединение. Гренландия
принадлежала Дании и стала частью Сообщества в 1973 году. В феврале 1982
года на референдуме абсолютным большинством было проголосовано против
продолжения членства. Несмотря на то, что в Соглашениях ничего не сказано
об отсоединении, в феврале 1984 года Сообщество по согласованию с Датским
парламентом разрешило Гренландии отсоединиться от Европейского Сообщества 1
января1985 года с присвоением статуса ассоциированной иностранной
территории.
Элементы экономической интеграции.
1 Цели интеграции.
1 Сохранение мира.
План Шумана по созданию ECSC, который явился предпосылкой франко-
германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в
Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только
неприемлемыми, но и невозможными. И Содружество, и Союз преуспели в том,
что этот идеал стал реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе
представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.
Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит сам
собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей мира за
пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может помочь
общая внешняя политика стран Союза.
К сожалению, эта основная цель создания Европейского Союза стала забываться
как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании. В
основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с негативными
моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных реках и масляных
горах они должны платить за все это очень высокие по их мнению цены. В
прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в Сообществе, о
бесполезных встречах глав государств, то ли национальные издания
перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не
способствует освещению и решению экономических, политических и социальных
проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то
есть действия Совета Министров, Комиссии — все это представляется весьма
туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который
регулирует никому не нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который
в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.
На самом же деле Европейский Союз — это больше чем просто бюрократия,
масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и
проверенная гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать во
внимания другие положительные стороны — ценность Союза для людей
неизмерима.
2 Экономическая интеграция.
Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой
объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно
выделить:
гармоническое развитие экономических институтов;
стабильное и сбалансированное экономическое
взаимопроникновение;
повышение уровня жизни;
высокий уровень занятости;
экономическая и валютная стабильность.
Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений внутри
Союза.
Европейское Объединение по углю и стали ответственно за регулирование этих
двух ключевых секторов экономики стран-участниц. Помимо всего прочего, это
включает в себя гарантированный рынок угля и стали, регулирование цен,
улучшение жизни рабочих и условий работы, продвижение торговли и
инвестирования и помощь для этих сфер промышленности в структурных
изменениях, которые неизбежно возникают в изменяющемся мире экономики.
Европейская Комиссия по атомной энергии, так же как и ECSC, действует в
четко ограниченной сфере экономики. Она ответственна за совместные
исследования и действия в области использования атомной энергии. В
частности, ее задача заключается в распространении и развитии атомной
промышленности в странах-участницах, а также в гарантировании безопасности
при использовании расщепляемых материалов.
Европейское Экономическое Сообщество — переименованное в Европейское
Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем
остальные два Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор
экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает
такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы,
свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное
движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая
или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта,
экологии, исследований, технологий и промышленности.
Соглашение по Европейскому Союзу вводит в силу экономическую и валютную
политику, которая направлена на ввод единой евровалюты.
3 Политический союз.
Создатели Сообщества верили, что экономическая интеграция, в конце концов,
приведет к политическому объединению Европы. В то время как экономическая
интеграция стала первым практическим шагом, она никогда не рассматривалась
как конечное явление, а только как ступень на пути к политическому
объединению. Поэтому, когда в начале 1960-х провалились планы Фуше,
стало очевидным, что успешное экономическое сообщество не обязательно может
привести к политическому объединению. Несмотря на это, лидеры Сообщества,
свято веря в то, что “политическая окраска Сообщества наполнит его новым
смыслом”, продолжали провозглашать создание Евросоюза целью 1980-х годов.
Эта идея повторно всплыла в 1987 году в Едином Европейском Акте, в
Преамбуле которого Главы государств (сейчас 12 государств) выражали желание
преобразовать отношения между странами в Европейский Союз.
С подписанием Соглашения по Европейскому Союзу в Маастрихте 7 февраля 1992
года, после ратификации его национальными парламентами, этот Евросоюз стал
реальностью. Евросоюз является новой ступенью в процессе создания самого
тесного союза между народами Европы, в котором решения принимаются при
максимальном участии всех граждан, как гласит Статья А, 2-й абзац. Задание
Союза заключается в организации отношений между странами и народами этих
стран (Статья А, третий абзац, второе предложение).
4 Социальная стабильность.
В европейской интеграции также присутствует социальный компонент. Одним из
главных моментов, определяющих деятельность Сообществ, является повышение
уровня жизни и условий работы, укрепление базы социальной защиты. Несмотря
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|