СЭЗ в России
| |агропромышленного комплекса, |морепродуктов, производство |
| |в перспективе - легкая |товаров народного потребления,|
| |промышленность. |международный туризм. |
| | | |
| | | |
|Преимущества|1. Выгодное |1. Выгодное |
|региона для |экономико-географическое |экономико-географическое |
|создания |положение: близость от |положение на пересечении |
|свободной |крупнейших центров АТР, |торговых путей между Евразией |
|экономическо|фактически сложившаяся |и Европой. |
|й зоны |"монополия" Находки на |2. Наличие незамерзающего |
| |внешнюю торговлю России со |морского порта. |
| |странами региона. |3. Уникальные залежи |
| |2. Развитая транспортная |янтаря (до 90% мировых |
| |инфраструктура - крупные |запасов). |
| |незамерзающие порты, |4. Высококвалифицированная |
| |оконечный пункт |рабочая сила, высокая |
| |Транссибирской магистрали. |концентрация учебных |
| |3. Наличие некоторого |заведений. |
| |промышленного потенциала |5. Наличие |
| |города. |машиностроительных производств|
| |4. Хорошие климатические |высоких технологий (в составе |
| |условия для сельского |ВПК). |
| |хозяйства. |6. Наличие предпосылок для |
| |5. Опыт внешнеторговой |создания |
| |деятельности. |курортно-туристического |
| | |комплекса международного |
| | |значения (район Куршской |
| | |косы). |
| | |7. Наличие некоторого |
| | |опыта внешнеэкономической |
| | |деятельности (в качестве СЭЗ |
| | |"Янтарь"). |
| | | |
|Недостатки |1. Недостаточная степень |1. Использование для военных |
|региона для |развития транспортно-дорожной |нужд большей части |
|создания |инфраструктуры (необходимость |территории, высокая степень |
|свободной |реконструкции портов и |милитаризованности |
|экономическо|железной дороги от Хабаровска |промышленности. |
|й зоны |до Находки). |3. Узкая специализация на |
| |2. Удаленность от |рыбной промышленности (40% |
| |центральных районов России, |объема производства), большая |
| |высокие транспортные издержки|доля ресурсоемких производств |
| |на доставку экспортных и |(переработка древесины, |
| |импортных грузов. |целлюлозно-бумажная |
| |3. Неразвитость АПК и |промышленность), неразвитость|
| |легкой промышленности. |АПК и легкой промышлен- |
| |4. Наличие в регионе уже |ности. |
| |действующих СЭЗ (Китай, |4. Изношенный и |
| |Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, |технологически устаревший |
| |Сингапур), привлекательных |парк промышленного |
| |для потенциальных инвесторов.|оборудования, повышенная |
| | |энергоемкость хозяйства. |
| |5. В перспективе возможна |5. Повышенная |
| |конкуренция местным портам |транспортоемкость хозяйства |
| |со стороны модернизируемого |из-за зависимости области от|
| |порта Зарубино, |удаленных регионов России и |
| |предоставляющего выход к |стран СНГ по снабжению сырьем |
| |морю, в том числе, |и комплектующими (до 90% |
| |севеверо-восточным провинциям|ввоза) и по сбыту |
| |Китая. |продукции |
| | |(более 70% вывоза). |
| | |6. Неразвитость |
| | |транспортно-дорожной, жилищной|
| | |инфраструктуры. |
| | |7. Дефицит электроэнергии, |
| | |зависимость от Литвы в |
| | |сфере энерго- (80%) и |
| | |газоснабжения (100%). |
| | |8. Наличие сильных |
| | |конкурентов местному порту |
| | |(страны Балтии, в перспективе |
| | |- новый российский порт в |
| | |Финском заливе) для |
| | |обслуживания |
| | |экспортно-импортных потоков |
| | |грузов. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос:
есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть
положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой
формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться
при соблюдении следующих обязательных условий:
формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ,
учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы,
регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа
единого экономического пространства страны;
взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных
органов в создании свободных зон;
возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные
бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того,
что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
создания на федеральном уровне специального органа управления,
координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за
выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству,
включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ,
лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые
они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется,
чтопроблемы свободных экономических зон могут быть решены при
согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из
эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором
развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для
этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.
Список литературы
1. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон
свободного предпринимательства".
2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон
свободного предпринимательства".
3. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в
районе г. Находка свободной экономической зоны".
4. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки
Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N
540.
5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области
(СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N
497.
6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в
РСФСР".
7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации
внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".
8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию
свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
9. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной
торговли "Шереметьево".
10. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах
"Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".
11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от
25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в
свободных экономических зонах".
12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений
в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации
"О таможенном тарифе".
13. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых
мерах по развитию СЭЗ "Находка".
14. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с
иностранными инвестициями".
15. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской
области".
16. Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление
Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 "О зоне экономического
благоприятствования на территории Ингушской Республики".
17. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой
экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного
региона - Кавказских Минеральных Вод".
18. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и
об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных
льгот"
19. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах
предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".
20. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт
и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.
21. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994,
N 3, c.44-46.
22. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N
3, c.48-50.
23. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди,
1994, N 3, c.53-54.
24. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58.
25. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ,
1994, N 28, с.40-45.
26. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
1995.
27. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский
экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44.
28. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N
1-2, с.8.
29. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.
30. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России.
- Бизнес, 1996, N 7, с.38-39.
31. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. -
Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.
32. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47.
33. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей
находкой. - Рынок ЦБ, 1996, N 4, с.20-25.
34. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-
правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические
материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3.
35. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь,
1997, N 12, с.1.
Приложение 1
Мировое "семейство" свободных экономических зон
В соответствии с хозяйственной специализацией
-------T---------------T---------------T---------------T---------------T----
---¬
¦г=====¦======¬ г=====¦======¬ г=====¦======¬ г=====¦======¬
г=====¦======¬¦
¦¦ Зоны ¦ ¦Промышленно-¦ ¦ Технико- ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦
¦¦ свободной ¦ ¦ производ- ¦ ¦ внедрен- ¦ ¦ Сервисные ¦
¦Комплексные ¦¦
¦¦ торговли ¦ ¦ ственные ¦ ¦ ческие ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦
¦LT=T=========- LT=T=T=======- L==T=T=T=====- L====T=T=====-
L===========T-¦
¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦ -----------------
¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ Торгово- ¦¦ ¦ ¦¦ Научно- ¦¦ ¦ ¦¦ Иннова- ¦¦ ¦ ¦Зоны
свободного¦ ¦ ¦
¦ ¦ L+ производ- +- ¦ L+ промыш- +- ¦ L+ ционные +- ¦ ¦предприниматель-
+-+ ¦
¦ ¦ ¦ ственные ¦ ¦ ¦ ленные ¦ ¦ ¦ центры ¦ ¦ ¦ства (Зап. Евро-
¦ ¦ ¦
¦ ¦ L------------ ¦ L------------ ¦ L------------ ¦ ¦ па, Канада)
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ------------¬ ¦ L-----------------
¦ ¦
¦ ¦ ¦ L-+Технополисы¦ ¦ -----------------
¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L------------ ¦ ¦Специальные эко-
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ------------¬ ------------¬ ¦ ¦номические
зоны+-+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Импортные и¦ ¦ Зоны бан- ¦ ¦ ¦ (Китай)
¦ ¦ ¦
¦ ¦ -----------¬ +-+импортоза- ¦ ¦ ковских и +-+ L-----------------
¦ ¦
¦ ¦ ¦Свободные ¦ ¦ ¦меняющие ¦ ¦ страховых ¦ ¦ -----------------
¬ ¦ ¦
¦ +-+таможенные¦ ¦ L------------ ¦ услуг ¦ ¦ ¦Территории осо-
¦ ¦ ¦
¦ ¦ L----------- ¦ ------------¬ L------------ ¦ ¦бого режима (Ар-
+-+ ¦
¦ ¦ -----------¬ ¦ ¦Экспортно- ¦ ------------¬ ¦
¦гентина,Бразилия) ¦ ¦
¦ ¦ ¦Свободные ¦ +-+импортоза- ¦ ¦ Оффшорные +-+ L-----------------
¦ ¦
¦ +-+порты ¦ ¦ ¦мещающие ¦ L------------ ¦ - - - - - - - -
¬ ¦ ¦
¦ ¦ L----------- ¦ L------------ ------------¬ ¦ |Особые экономи-
| ¦ ¦
¦ ¦ -----------¬ ¦ ------------¬ ¦ Рекреа- +-- | ческие зоны
+-- ¦
¦ L-+Транзитные¦ L-+Экспортные ¦ ¦ ционные ¦ | (Россия)
| ¦
¦ L----------- L------------ L------------ L - - - - - - -
- ¦
¦
¦
¦
¦
¦ В соответствии с размером и способом организации
¦
+-- - - - - - T - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - T - - - - - -
---+
¦ г========¦========¬ г===============¦===========¬
¦
¦ ¦ Территориальные ¦ ¦ Функциональные (режимные) ¦
¦
¦ L===T==========T==- L===============T========T==-
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦ --------------------------------------¬ ¦ ¦
¦
¦--------+--------¬ ¦ ¦-------------T-----------T----------¬¦ ¦ -------+----
--¬¦
¦¦Административно-¦ ¦ ¦¦ Промышлен- ¦ Торгово- ¦ Финансо- ¦¦ ¦ ¦ "Точки"
¦¦
¦¦территориальные ¦ L-+¦ ные и науч-¦ складские ¦ вые ¦+--
¦(предприятия)¦¦
¦¦образования ¦ ¦¦ ные парки ¦ комплексы ¦ центры ¦¦ ¦
¦¦
¦L----------------- ¦L------------+-----------+-----------¦ L-----------
---¦
¦ L--------------------------------------
¦
L---------------------------------------------------------------------------
----
Источник: Смородинская Н., Капустин А. "Свободные экономические зоны:
мировой
опыт и российские перспективы". - Вопросы экономики. М., 1994, N 12,
с.127
Приложение 2
Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот
|Виды |Размеры (кв.|Наличие |Базовые |Основные |
|свободных зон|км) |таможенной |льготы (1)|регионы/страны |
| | |границы | |распространения |
|Зоны |до 3-5 |обязательно |таможенные|Крупные |
|свободной | | | |транспортные узлы в|
|торговли | | | |развивающихся и |
| | | | |развитых странах |
|Промышленно-п| | | | |
|роизводствен-| | | | |
|ные: | | | | |
|а) точечные |до 1-2 |отсутствует |таможенные|Бразилия, Мексика, |
| | | | |Пуэрто-Рико, |
| | | | |Филиппины, |
| | | | |Карибский бассейн |
|б) промпарки |0,1-0,5 |не |таможенные|ЮВА, Мексика |
| |1-20 |обязательно | | |
|Торгово-произ|1-4 |обязательно |таможенные|США |
|водствен-ные | | | | |
|Зоны малого |0,01-3 |отсутствует |финансовые|Индия, Ближний |
|бизнеса | | |, |Восток, Аргентина, |
| | | |налоговые |Франция |
|Технико-внедр|2-20 |не |налоговые |НИС Юго-Восточной |
|енческие | |обязательно | |Азии |
|(научно-произ| | | | |
|водствен-ные)| | | | |
|Оффшорные |0,05-0,1 |отсутствует |налоговые |Карибский бассейн, |
|финансовые | | | |Гонконг, Сингапур |
|центры | | | | |
|Комплексные: | | | | |
|а) |16-330 |обязательно |таможенные|КНР |
|специальные | | |, | |
|экономические| | |налоговые,| |
| | | |финансовые| |
|б) территории|2 200 000 |обязательно |таможенные|Бразилия |
|особого |(льготируетс|для части |, |("Манаус"), |
|режима типа |я до 10 000)|зоны |налоговые,|Аргентина |
|зоны "Манаус"| | |финансовые|("Огненная земля") |
|в) особые |в пределах |обязательно |налоговые,|Россия |
|экономические|адм.-терри-т|для |таможенные|(Калининградская |
|зоны |ориальных |отдельных |, |обл., проекты для |
| |образований |локальных |финансовые|других территорий) |
| |(город, |зон, | | |
| |район) |находящихся | |(2) |
| | |на | | |
| | |территории | | |
| | |особой зоны | | |
(1) Административные льготы являются базовым для всех видов зон.
(2) Идея создания особых экономических зон содержится в одном из вариантов
проекта Закона РФ "0 свободных экономических зонах".
Источник: Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ
политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-
аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, выпуск 3.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|