Рынок и его экономическое обоснование
Рынок и его экономическое обоснование
Рынок и его экономическое
обоснование.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свобод-
носкладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу
купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и
ценообразования,обеспечивающая эффективность реше-ния социально-
экономических проблем.
Классификация рынков:
1) По объектам приложения различают: рынок товаров, ры-нок услуг,
строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный
рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный,
национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой
рынки.
3) По механизму функционирования различают: свободный,
монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регули-руемый
рынки.
4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и
структуре), дефицитный и избыточный
В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет
шесть функций:
1) Информационная, т.е. распространение различной информации,
необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда эко-номически
обособленные производители могу обмениваться результа-тами своего
труда.
3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального
использования органических ресурсов человеком и обществом.
С помощью механизма равновесных цен:
а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем
производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических
произ-водственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические
способы производства и достегается минимизация издержек при высоком
качестве продукции.
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и об-мен между
группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению
соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы
происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
Социальное рыночное хозяйство.
Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах
свободной конкуренции, свободного выбора предметов пот-ребления, свободы
раскрытия и процветания личности. Оно обеспечи-вает стремление к
рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления.
Социальный смысл рыночного хозяйства зак-лючается в том, чтобы любой успех
экономики служит лучшему удов-летворению нужд и потребностей общества.
Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государс-тва нацелена
на свободное, экономически эффективное , прочное, социальное и
справедливое устройство экономики и общества.
Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу
регулирования и управления экономикой. В системе со-циального-рыночного
хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную
децентрализацию организации управления производством и потреблением через
рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.
Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентра-лизованном и
свободном выборе профессии, на возможности свободно-го принятия решений в
отношении потребления и производства това-ров, на самостоятельном принятии
решений об использовании доходов и собственности.
Открытость по отношению к нововведениям и эффективность инфор-мационной
системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конку-рентной борьбой,
быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также
обеспечить решения стратегических задач.
Координация отдельных решений осуществляется посредством регу-
лирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложе-
ния,
Механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координа-ции
управления. Расширение процесса принятия решений производите-лями в целях
приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно
мешает принятию крупномасштабных решений.
Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен явля-ется
конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по
своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях
централизованного управления.
Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.
Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты
экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком
долго.
Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.
Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые
технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пи-онеров, в ходе
конкурентной борьбы лишают пионеров их преиму-ществ. Поэтому прочная
прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится
к инновациям. Большой вред рыноч-ной экономике наносят ограничения
конкурентной борьбы.
В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.
Он состоит:
1. в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и
общество;
2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том чис-ле за
счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных
учебных заведениях;
3. в многочисленных правах населения в управлении различными ор-ганами
самоуправления;
4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на
производстве и в наличии трудового законодательства;
5. в выполнении государством социальных функций посредством обес-печения
деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного
страхования, страхования по болезни, а также сущест-вует множество мер в
пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.
Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, пос-кольку оно за
счет своей эффективности само по себе создает необ-ходимые предпосылки для
максимально возможного уровня общего бла-госостояния.
Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государс-тво проводит
политику его регулирования.
Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов.
1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно
принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование воз-
можностей вступления в договорные отношения и порядок распоряже-ния и
пользования собственностью.
2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.
3. Обеспечение стабильности национальной валюты.
4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования,
здравоохранения, науки, транспорта и т.д.
5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования кар-телей
власти на рынке сбыта.
6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права
для более слабых членов общества.
7. Разработка и реализация требований, запретов и использование
рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.
8. Определение общепризнанных правил в области налогового и соци-ального
права и внешнеэкономических отношений.
9. Макроэкономическое управление социально- экономическими про-цессами
в рамках возможностей рыночного хозяйства.
Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической
и социальной политики.
1. Повышение жизненного уровня населения.
2. Стабильный уровень цен.
3. Социальное обеспечение и справедливость.
Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:
а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы.
б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий
экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, ста-бильности
цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение
максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной
конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда
в экономике.
Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так
как, во-первых, человек стремится к более качест-венным решениям какой-
либо проблемы засчет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых,
экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический
рост облегчает структур-ные изменения в народном хозяйстве и содействует
НТП, в-четвер-тых, экономический рост служит гарантией социального
обеспечения.
Стабильный уровень цен.
Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основ-
ных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен
осуществляется за счет независимого от правительства цент-рального
эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за
счет обеспечения сбалансированности внешнеэконо-мических связей.
Стабильность денежной системы является предпо-сылкой функционирования
механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной
справедливости на практике.
Высокий уровень занятости.
Стремление к высокому уровню занятости существует не только
по экономическим причинам, но и по социальным и политическим при-чинам. В
результате каждый трудоспособный гражданин может всту-пить в трудовую
жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет
право требовать пособие по безработице.
Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией.
Тарифная автономия позволяет работодателям или проф-союзам и на основе
собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда.
Вместе с тем тарифная автономия тре-бует учета и общественного блага.
Социальное обеспечение и справедливость.
Цель социального обеспечения и справедливости и справедливо-
го распределения доходов и имущества достигается путем регулиро-вания
тарифных договоров и за счет системы социального законода-тельства.
Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по
социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного
налогового облажения или за счет распределе-ния дополнительных средств.
Однако речь идет не просто о выравни-вание доходов. В системе рыночного
хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие
доходов является сущест-венной движущей целью для экономической
динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех,
кто не в сос-тоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.
Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и
издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать
то, что в России никогда не было социаль-но-рыночного хозяйства. Для
формирования рыночной системы в Рос-сии необходим ряд условий и институтов:
1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой
системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм
собственности.
Этапы: а) ваучерная приватизация
б) денежная приватизация
2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводс-
твенного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономи-ческой
ответственностью.
3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике
договоров, сделок между равноправными партнерами.
4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует
диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена
реформа, и сейчас существует три вида цен:
а) устанавливаемые государством
б) регулируемые государством
в) цены свободного рынка
5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого
требуется использование в определенных сочетаниях экономи-ческих,
технических и социальных предпосылок.
. Экономические предпосылки.
На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов
и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок
считается монополизированным, если 4 фирмы контроли-руют 80% отрасли.
. Технические предпосылки.
Необходим определенный уровень специализации и концентрации про-изводства,
обеспечение технического превосходства изделий, их ка-чества.
. Социальная предпосылки.
Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг,
условий оплаты товаров (в том числе кредитных).
6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.
Необходимо проведение следующих мер:
а) увеличение доходной части бюджета
б) укрепление национальной валюты
в) сокращение расходов на управление
г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств
Лекция N3
7. Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:
. создание сильного рыночного законодательства;
. формирование банковской, страховой и биржевой системы.
8. Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему ми-
рохозяйственных связей.
Реализация этого условия предполагает предоставление права любой
экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с
инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с
остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но
существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы;
б) частичная конвертируемость рубля.
9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с
формированием рыночной экономики.
Рынок - это социальный институт, требующий от людей опреде-ленных норм
поведения. Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого
человека характерна привычка к жизни в струк-туре, где господствуют
связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному
послушанию, привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него
характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних, признают
социальное неравенство как норму. Предпринимательские установки
распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции.
Социальная справедливость - это равенство в потребление, но не в
возможностях.
Механизм управления и регулирования рыночной экономики.
Управление общством в целом, и в том числе социально-эконо-
мическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах:
. содержательном
. функциональном
. структурном
Управление в содержательном аспекте представляет собой сис-тему
целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом
управления, основанных на знании законов развития об-щества и
направленных на достижение поставленных обществом целей.
Управление в функциональном аспекте представляет собой сис-тему,
проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие
управленческих решений. б) Организация управления решений. в)
Стимулирование выполнения решений. г) Учет и анализ хода управления
решений. д) Контроль процесса выполнения принятого решения. е)
Оперативное управление процессом выполнения решений.
Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство
двух подсистем:
. подсистемы политики;
. подсистемы механизмов ее реализации.
Политика - это категория, которая характеризует отношения, возникающие
между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам
государственной власти, определения форм и методов госу-дарственного
руководства управления обществом.
Политика структурно делится на стратегию и тактику:
Стратегия - это долговременный курс, который предусматривает ре-шение
крупномасштабных задач.
Тактика - это разработка системы мероприятий по реализации стра-тегии.
Политику также можно рассматривать в содержательном, струк-турном и
функциональном аспектах.
Структурный аспект предполагает выделение индустриальной, аграрной,
структурно-инвестиционной, научно-технической и инф-раструктурной
политики. В основе структурного аспекта лежит об-щественное разделение
труда.
Функциональный аспект предполагает выделение экономической, социальной,
идеалогической, демографической, экологической, адми-нистративной,
национальной, региональной и внешнеэкономической политики. Он
предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы.
Структурный аспект отличается от функционального тем, что каждая
разновидность структурного аспекта является многогранной.
Поскольку общество представляет целостную систему, то и по-литика
выступает как целостное образование. Она должна быть еди-ной, органически
увязывающей все аспекты.
Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации.
Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную
систему организаций, инструментов, форм и методов осуществления
деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации
деятельности отдельных членов общества, соци-альных групп и институтов.
Структура механизма управления.
Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из
ряда элементов, имеет определенную структуру:
. прогнозирования и планирования протекания социально-экономичес-ких
процессов;
. организационные формы управления всеми процессами, происходящи-ми в
обществе, система органов, обеспечивающих подготовку и реа-лизацию
решений, воздействие на производственные процессы для достижения
поставленных целей;
. система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью
которых оказывается воздействие на социальные общности людей с целью
активизации общественно-полезной деятельности, по-вышения ее
результативности.
. разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общест-ва в
управление делами общества.
Для того чтобы общество смогло развиваться без антогонисти-ческих
противоречий, оно должно регулироваться государством.
Государственное регулирование экономических и социальных от-ношений - есть
целенаправленная деятельность государства по обес-печению стабильности и
желаемых темпов воспроизводства общих на-роднохозяйственных условий,
нормального функционирования товароп-роизводителей.
Эта деятельность осуществляется посредством использования правовых,
бюджетно-налоговых и других норм, а также различные формы планирования,
прогнозирования и проектирования.
1. Административно-правовое регулирование имеет целью организацию с
помощью норм права деятельности людей, организаций, определение
компетенций, объема полномочий и обязанностей государственных и
хозяйственных организаций, граждан. Механизм правового регулиро-вания
составляют различные нормативные акты.
Страницы: 1, 2
|