Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов
экспорт мазута был ограничен 10% от общего объема производства этого вида
топлива - остальные 90% были направлены на внутренний рынок. В целом же в
2000 г. объем нефтепереработки возрастет с 164 до 182 млн. т в год, а
экспорт нефти сократился на 12 млн. т по сравнению с 1999 г.
По оценке первого замминистра топлива и энергетики Александра Кочнева,
балансовые задания позволили обеспечить накопления бензина и дизтоплива в 1-
м квартале с.г. на 50-60% больше, чем за аналогичный период 1999 года.
Сегодня на согласовании в МАПе и Минюсте находится проект постановления
правительства о продлении балансовых заданий компаниям по поставке
нефтепродуктов и этот проект получил поддержку вице-премьера Виктора
Христенко.
Далеко идущая цель, которую Минтопэнерго связывает с балансовыми
заданиями, состоит в формировании Энергетического союза России, Казахстана,
Туркмении и Белоруссии. Инструментом его создания рассматривается
разработка и принятие консолидированного четырехстороннего баланса ТЭР. По
итогам визита Калюжного в Казахстан в феврале 2000 г. уже принято решение о
начала работы двухсторонней группы по формированию российско-казахстанского
баланса ТЭР. В рамках договоренностей предполагалось, что снижение экспорта
российской нефти в 2000 г. на 12 млн. т будет скомпенсировано иностранным
потребителям за счет экспорта по российским магистралям казахстанской
нефти.
Совместно с Минэкономики и Федеральной энергетической комиссией
Минтопэнерго работает над составлением поэтапной Программы формирования
оптимального соотношения цен на различные виды энергоносителей (уголь, газ
и мазут). Идея, положенная в основу проекта программы - повышение тарифов
на природный газ до уровня, в два раза превышающего цены на уголь. Это
соотношение, отражающее мировую тенденцию, должно привести к росту
потребления угля электростанциями (в 1991 г. газ обеспечивал 40%
потребностей электростанций в топливе, в 1998 г. – уже 60%). Дискуссионными
остаются сроки и темпы такого повышения: если угольщики и газовики
выступают за ускоренное повышение цен, то ФЭК и, отчасти, Минтопэнерго
заинтересованы в их более плавном и постепенном подъеме.
Непременно в задачи государственного регулирования входит координация
внешнеэкономической деятельности нефтегазовых компаний. В феврале 2000года
первый замминистра топлива и энергетики Гурами Авалишвили направил письмо
руководителям крупных нефтяных компаний и РАО “ЕЭС России”, в котором
выразил озабоченность министерства тем, что “руководителями компаний
ведутся переговоры напрямую с правительствами СНГ по различным вопросам”.
Министерство предложило привлекать к такого рода переговорам своих
специалистов и предупредило, что “долгосрочные соглашения или контракты на
поставку энергоресурсов без экспертного согласования с министерством будут
рассматриваться как действия, могущие нарушить энергетическую безопасность
России” и даже “как действия, могущие нанести экономический ущерб стране”.
В качестве примеров деятельности частных нефтяных компаний и
энергетиков приведено заключение крупных контрактов на поставку нефти в
Литву и Монголию компаниями “ЛУКойл” и “ЮКОС”. Кроме того, министерство
высказалось против “передачи собственности РАО “ЕЭС России” иностранной
фирме в республике Казахстан”, а также самостоятельных переговоров
энергетиков с Грузией о реструктуризации задолженности без предварительного
рассмотрения проекта в министерстве и правительстве. Претензии Минтопэнерго
относятся прежде всего к конкретным компаниям, упомянутым в письме. Так,
существуют серьезные разногласия между министерством и НК ЮКОС по вопросу о
строительстве нефтепровода и экспорта нефти в Китай. В министерстве
считают, что вместо строительства экспортной трубы ЮКОС должен уделять
больше внимания снабжению нефтью российские НПЗ на Дальнем Востоке.
Минтопэнерго выступает также против монополизации ЮКОСом поставок
российской нефти в КНР, предлагая привлечь к ним и другие компании.
Кроме того, Минтопэнерго принципиально настаивает на информировании
госорганов о всех значимых внешнеэкономических договоренностях и
контрактах, заключаемых российскими нефтегазовыми компаниями. Ибо, как
объяснил Виктор Калюжный на пресс-конференции 24 февраля 2000 года, “мы
столкнулись с таким фактом, что "Газпром", например, заключает контракты на
20 и 30 лет. Это нормальное в принципе явление для того, чтобы спланировать
работу на перспективу. Но вместе с тем мы должны себе задать вопрос: а
насколько это увязано на сегодняшний день с развитием народно-
хозяйственного плана внутри России? Возникла проблема - начали падать
объемы добычи газа, и тогда встал вопрос: за счет чего падение идет -
пропорционально контрактным обязательствам, либо по внутреннему рынку?
Выясняем, что это за счет внутреннего рынка. Я думаю, что это
несправедливо”.[13]
Понимания со стороны компаний по вопросу координации
внешнеэкономической деятельности Минтопэнерго пока удалось достичь лишь
частично. Так, в РАО “ЕЭС” продолжали настаивать на своем праве вести
переговоры и достигать договоренности без учета мнения Минтопэнерго,
согласуя вопросы через голову Калюжного, напрямую –премьером Михаилом
Касьяновым и президентом Владимиром Путиным (пользуясь высоким авторитетом
и влиянием на них Анатолия Чубайса). С другой стороны, в течение марта 2000
года Минтопу удалось согласовать позиции с ЮКОСом на китайском направлении,
в результате чего очередной раунд российско-китайских переговоров в Пекине
прошел успешно.
Одной из важнейших задач на данном этапе является регулирование
условий доступа нефтегазовых компаний к магистральным трубопроводам АК
“Транснефть” и РАО “Газпром”. Распоряжением правительства РФ от 16 марта
2000 года предусматривается, что Минтопэнерго совместно с Минэкономики и
"Газпромом" должны подготовить и во 2-м квартале 2000 г. представить на
рассмотрение правительства Предложения, обеспечивающие равный доступ
производителей газа к газотранспортным системам. В эти же сроки при участии
Минтопа и Минэкономики Федеральная энергетическая комиссия должна
разработать и утвердить Методологию расчета тарифов на транспортировку газа
по магистральным газопроводам, предусмотрев их введение в действие с 1
января 2001 г.
Позиция Минтопа по вопросам обеспечения равного доступа к газопроводам
выражает корпоративную точку зрения нефтяников и, в этом качестве, резко
контрастирует с позицией самого “Газпрома”. Министерство предлагает
реализовать в газотранспортной сфере схему, аналогичную схеме работы АК
“Транснефть”. По оценке Виктора Калюжного, “есть проблемы понимания этого
вопроса со стороны “Газпрома”, но работа в этом направлении нами ведется.
Мы пытаемся доказать руководству, что это необходимо. Я все-таки считаю,
что понимание есть, потому что система подготовки для попутного газа в
системе “СИБУР” (а это монопольное хозяйство газобензиновых заводов)
находится на сегодняшний день в структуре “Газпрома”, а следовательно, есть
определенные монополистические взгляды и позиции. Но я думаю, что жизнь все
равно заставит эту проблему решить в рамках равнодоступности, будет ли это
разделением или нет”.
По моему мнению, целесообразно несколько конкретизироваться и
рассмотреть более подробно механизм регулирования экспорта ТЭР на примере
нефти.
На сегодня рыночная экономика предлагает нам две альтернативы
регулирования экспорта – квоты и налоги (акцизы).
Рассмотрим каждую из альтернатив детально и оценим выгоды от каждой и
на основе анализа примем решение.
Начнем с квотного регулирования. Что такое квота? Это показатель,
определяющий, сколько нефти будет продано за текущий временной отрезок, и
сколько достанется каждой компании.
Минэнерго лишилось одного из главных своих полномочий - распределять
квоты на экспорт нефти. Эту ответственную задачу передали новой комиссии
вице-премьера Виктора Христенко. Она же будет следить за работой нефтяных
компаний на внутреннем рынке. А Минэнерго остается сбор информации и
подготовка аналитических материалов. Межведомственная комиссия по доступу к
экспортным нефтепроводам, определяющая объемы экспорта нефти для компаний,
была создана при Минтопэнерго еще в 1995 г. Монополии Минэнерго на
регулирование экспорта нефти приходит конец. По итогам совещания у вице-
премьера Виктора Христенко аппарату правительства было дано поручение
подготовить постановление, фактически означающее ликвидацию МВК. Об этом
пишут "Ведомости". Согласно проекту постановления все функции комиссии,
включая назначение координаторов по экспортным направлениям и право
ограничивать экспорт, перейдут к новой структуре - комиссии по проведению
единой политики на рынках газа, нефти и нефтепродуктов. Как предполагается,
возглавит ее вице-премьер Виктор Христенко. Если это произойдет, фактически
Минэнерго будет устранено от какого бы то ни было влияния на ситуацию с
экспортом нефти. Как пояснил "Ведомостям" источник в аппарате Христенко,
это ведомство будет лишь готовить документы, на основе которых новая
комиссия будет принимать решения, поскольку только Минэнерго имеет для
этого кадровый потенциал. Министерство будет по-прежнему составлять балансы
по поставкам нефти, нефтепродуктов и газа на внутренний рынок, но
контролировать их исполнение будет уже комиссия Христенко. Постановление о
создании новой комиссии противоречит выпущенным ранее правительственным
документам. Поэтому, чтобы не возникало юридических коллизий,
предполагается признать утратившими силу ряд постановлений правительства, в
частности: о вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной
территории; о межведомственной комиссии по вопросам регулирования экспорта
нефти по магистральным нефтепроводам; о составе межведомственной комиссии
по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к
газотранспортной системе "Газпрома" и несколько других постановлений.
Чем же хороши квоты, если их до сих пор не отменили, и в чем проблема,
если управление ими переходит из рук в руки. Квоты хороши тем, что, являясь
нерыночным инструментом регулирования, они позволяют государству более
четко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, хотя любая
реакция по своей природе запаздывает. Еще один плюс такого решения в том,
что квоты позволяют координировать российский экспорт с экспортными квотами
ОПЕК, что позволяет, в свою, очередь, избегать резких падений цен.
Отрицательный аспект квот состоит в том, что любое решение принимаемое
органом государственной власти становится объектом постоянного
лоббирования. Рынок нефти – один из наиболее капитализированных рынков.
Соответственно, интересы компаний постоянно лоббируются в соответствующих
государственных структурах. Раньше это было Министерство Топлива и
Энергетики, сегодня создана комиссия под руководством Христенко. Это было
сделано для снижения давления лобби. Далеко не всем под силу лоббировать
решения вице-премьера, тогда как с чиновниками министерства все обстояло
гораздо проще.
Вторая альтернатива – налоговое регулирование. Здесь гораздо меньше
возможностей для нечистых на руку чиновников. Да и с точки зрения
соответствия ценностям и стандартам рыночной экономики налоговое
регулирование предпочтительнее. Сразу хочу пояснить, что налоги существуют
всегда, просто они могут выступать не только как механизм пополнения
бюджета, эту роль они играют и при квотном регулировании, но налоговое
регулирование может осуществляться путем прогрессивного налогообложения,
когда ставка зависит от объема экспорта, путем акцизов и т.д.
Правительство приняло решение об увеличении с 1 августа 2000 года
экспортной пошлины на нефть марки Urals с 20 до 27 евро/т. Одновременно
было заявлено, что в случае, если цена нефти Urals на мировых рынках
превысит уровень 29 долл./барр., возможно увеличение экспортной пошлины до
34 долл./т.
C одной стороны, эти решения отражают стремление правительства
адаптировать экспортные пошлины к тенденциям мировых цен на нефть. За
последние три года эти цены то падали, как в 1998 году, то поднимались, как
во второй половине 1999 года и в первой половине 2000 года, то оставались
относительно стабильными, как во второй половине 1997 года. Поскольку цены
на нефть в 1999 году поднимались, увеличивались (см. таблицу 1.6) и ставки
экспортных пошлин.
Таблица 1.6. Ставки экспортных пошлин на
нефть[14]
|Время введения ставки |22.05.99|23.09.99|08.12.99|01.04.00|01.08.00|
|Ставка пошлины, евро/т |5 |7.5 |15 |20 |27 |
С другой стороны, вводимая с 1 августа 2000 года ставка экспортной
пошлины корреспондирует со ступенчатой шкалой ставок пошлины на нефть,
утвержденной Правительственной комиссией по защитным мерам и таможенно-
тарифной политике в марте 2000 г. Ставки этой шкалы в зависимости от цены
нефти, а также доля экспортной пошлины в цене приведены в таблице 1.7.
Таблица 1.7. Зависимость ставок экспортной пошлины от цены нефти на
мировых рынках[15]
|100% |39,9% |28% |22,8% |6,8% |2,5% |
Европа не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в природном
газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции,
Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками
ОАО «Газпром». Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48
трлн. куб. м., имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и
Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном
состоянии танкерами. В целом около 40% потребностей Западной Европы
покрывается за счет импорта. Доля России (ОАО «Газпром») в
западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29 %[19]. Самый серьезный
потенциальный конкурент России в торговле газом на континенте – Норвегия.
Крупнейшим на сегодняшний момент проектом «Газпрома» по увеличению поставок
газа за рубеж является строительство трубопроводной системы «Ямал-Европа».
Страны Восточной и Центральной Европы являются для России также важными
рынками сбыта энергоносителей и источниками получения свободно
конвертируемой валюты. На долю топливно-энергетических ресурсов приходиться
78% российского экспорта в этот регион, здесь потребляется около 35%
экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа. В наибольшей степени
от ввоза энергоносителей зависят Словакия, Болгария, Венгрия. По объему
экспорта газа в страны ЦВЕ Россия превысила максимальный уровень
докризисных лет. Более 30% общего объема газа экспортируется из России в
счет участия стран ЦВЕ в освоении и обустройстве газовых месторождений на
территории бывшего Советского Союза, а так же для оплаты транзита по их
территории в Западную Европу, Грецию, Турцию, государства бывшей Югославии.
Поставки российского газа по существу являлись безальтернативными для всех
стран ЦВЕ.
Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия
(четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в
импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%),
Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны»
Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия,
Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.
95% процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам
компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной
дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По
нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию,
Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР
осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков
для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь
договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы
загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась
возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в
Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия
предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С
распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на
Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти.
Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В
результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях
других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно.
Страны ЦВЕ и Западной Европы принимают меры по уменьшению доли России в
импорте энергоносителей. Стремление этих стран диверсифицировать импорт
топлива по политическим соображениям продиктовано и желанием усилить
надежность своего энергообеспечения, дистанцироваться от политически и
экономически нестабильных партнеров в лице России и Украины. Практикуемые
последней «заимствования» нефти и газа из трубопроводов, проходящих по ее
территории, неоднократно приводили к перебоям российских поставок
нефтегазового сырья.
Емкость мирового рынка каменного угля приближается сейчас к 500 млн. т.
Основными импортерами выступают страны Западной Европы (около 160 млн. т )
и АТР (более 200 млн. т, в т.ч. Япония - 130 млн. т, Южная Корея - около 50
млн. т и Тайвань - около 20 млн. т). Ведущими экспортерами выступают
Австралия, США, ЮАР, Колумбия, Венесуэла, Индонезия, Канада, Китай, Польша
и Россия. Поставками из этих государств обеспечивается сейчас более 90%
мировых импортных потребностей.
По прогнозам Министерства энергетики США мировая торговля углем в
предстоящие 20 лет увеличится примерно на 25%, однако конкуренция на данном
рынке останется достаточно острой. Емкость мирового рынка энергетического
угля за 1990-2010 гг. может возрасти в два раза, тогда как общие импортные
потребности рынка коксующегося угля увеличатся не более, чем на 5%.
Импорт каменного угля в регион ЕС на протяжении 90-х годов устойчиво
возрастал. Доля импорта в потреблении за 1990-1998 гг. возросла с 45% до
57%. Импортный уголь рассматривается в Европе, прежде всего, как заменитель
другим завозимым энергоносителям. Поэтому государства ЕС стремятся
разнообразить источники получения угля и увеличивают число основных
поставщиков, последовательно подключая к рынку новых экспортеров. В 90-е
годы эта тенденция стимулировала увеличение импорта в Европу
высококачественного колумбийского, индонезийского, венесуэльского и
канадского угля.
На трех основных поставщиков - США, Австралия, ЮАР - сейчас приходится
примерно половина европейского импорта. Однако корпорации США, из-за
высоких производственных и транспортных издержек постепенно уступают свою
долю на данном рынке другим экспортерам. Австралийские поставщики
предпочитают работать в первую очередь на динамично развивающемся рынке
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|