рефераты скачать

МЕНЮ


Роль государства в экономике

| | |20,0 | |20,3 |

|Великобритани| 9,0 | 12,0| 17,0 | 12,7|

|я | | | | |

|Франция | 17,6 | 19,5| 34,9| |

| | | | |24,0 |

|Испания | 6,0 | 14,0| 21,0| |

| | | | |13,6 |

|Голландия | 6,3 | 11,0| 7,0 | |

| | | | |8,1 |

|Бельгия | 11,0| 8,3| 14,0| |

| | | | |11,1 |

|Люксембург | 5,0 | 3,5| 4,0| |

| | | | |4,2 |

|Португалия | 12,1| | | |

| | |21,0 |35,0 |22,7 |

|Греция | 10,0| | | |

| | |19,0 |40,6 |23,2 |

|Дания | 8,2 | | | |

| | |6,0 |20,0 |11,4 |

|Ирландия | 10,5| | | |

| | |14,7 |20,7 |15,3 |

Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала

реализовываться уникальная «демократическая система планирования»,

позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции

таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного

функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу»,

базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в

участие на равноправных началах представителей различных «группировок

интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей

и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате

многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были

заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись

директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических

индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до

сих пор небезосновательно считается одной из наиболее существенных среди

промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается

элементом государственного управления и регулирования французской

экономики. Есть сведения об 11 разрабатывавшихся среднесрочных индикативных

планах, охвативших все национальное хозяйство Франции (табл.2).

Табл.2. Хронология разработки индикативных планов во Франции.

|Номер плана | Период охвата, |

| |годы |

| 1 | 1947-53 |

| 2 | 54-57 |

| 3 | 57-61 |

| 4 | 62-65 |

| 5 | 66-70 |

| 6 | 70-75 |

| 7 | 76-81 |

| 8 | 81-85 |

| Промежуточный | 82-83 |

| 9 | 84-89 |

| 10 | 89-92 |

| 11 | 93-97 |

Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них фиксировались

общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом

решающую роль играет не сам план, а процесс (процедура) его составления. В

результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается

консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными

уровнями хозяйствования и управления.

Главное содержание плана составляло определение «актов

государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи

государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию

применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов

с указанием на источники финансирования капиталовложений и на

соответствующие государственные мероприятия. Иными словами, французское

индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную

деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом

государственного регулирования экономики: с его помощью государство не

только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития,

но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и

утверждается Парламентом Франции.

Самим планированием занимается Комитет по модернизации, куда входят

работники министерств и органов местной власти, представители

промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.).

Существенными распорядительными полномочиями располагает такой орган

французской системы планирования, как Фонд экономического и социального

развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование,

включаемое в индикативный план. Эффективность системы планирования можно

оценить по двум линиям. Во – первых, сравнивая плановые показатели с

фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные

сопоставления (были ли достигнуты большие темпы экономического роста и

более рациональное использование ресурсов и т. п.).

К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические

управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых

технологий экономические процессы становятся более комплексными, а

макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть «прозрачной» для

централизованного управления.

В целом же французская модель «планируемого капитализма» заслуживает

положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста:

в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 –

3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%.

В результате Франция сегодня находится в числе ведущих индустриальных

держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного

технологического развития.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики

цен.

Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной

экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены

являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы

производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и

союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают

интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и

парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на

международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного

регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе

с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках

и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной

экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,

отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже

экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с

другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели

государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций

экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности

идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь

вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если

абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на

протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие

государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа,

продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,

таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом

воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер

государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.

Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис

послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.

Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения

в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего

функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания

опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы

государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и

поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем

внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов

во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,

предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их

замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали

составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной

частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные

государственные органы осуществляют административную деятельность по

регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть

привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам,

вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или

правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен

осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде

стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также

оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х

годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-

совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют

экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых

заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,

предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны

консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое

мнение по поводу ценовых законопроектов.

Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и

логической последовательности.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось

государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами

служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой

области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические

управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-

исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям

руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а

также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и

национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие

на цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во

внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,

варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены

оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы

цели они не служили.

Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется

путем санкционированного правительственными органами завышения издержек

производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных

списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях

возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не

действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях

отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что

повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы

распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях

благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста

цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования

является государственная политика установления цен на так называемые

акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают

государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -

предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или

потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях,

где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в

военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками

определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по

договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем

базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную

стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и

дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно

воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является

государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное

поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов),

а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных

кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях

ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных

шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и

железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары

и услуги госсектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению

издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной

конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или

дефицитности этих объектов государственной собственности.

Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном

секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования.

Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства

является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте.

Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства

ослабления социальной напряженности.

Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется

национальными органами.

Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы

Европейским объединением угля и стали, ежегодное установление закупочных

цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участие

стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам

товаров, тарифам на воздушные перевозки.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

До недавнего времени государственный контроль за рынком ценных бумаг

практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер.

Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка,

придавало ему чисто спекулятивный характер.

Основным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности

рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

(ФКЦБ).

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от

1.07.96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие и

контролирующие функции:

1) осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных

бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти

по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии

ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих

эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок

регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления

профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты

страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;

4) установка единых обязательных требований к операциям с ценными

бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению,

котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5) установка единых требований к порядку ведений реестра именных ценных

бумаг;

6) установка порядка и осуществление лицензирования различных видов

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по

оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также

приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения

законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдача, приостановка или отзыв генеральных лицензий на осуществление

деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников

фондового рынка;

8) определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных

пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг

9) осуществление контроля за соблюдением участниками фондового рынка

российского законодательства о цененных бумагах;

10) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на

рынке ценных бумаг;

11) регулирование деятельности саморегулируемых организаций

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.