Регулирование заработной платы
Регулирование заработной платы
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине:
политика доходов и заработной платы.
Тема: Регулирование заработной платы и политика доходов
Студентка: Кощеева М.А.
Специальность: НЭ
Курс: 2
Группа: 4
Руководитель работы:
Балашова Н.В.
Оценка работы
——————————/ Н.В.Балашова/
«_____» декабрь 1998 год
г. Москва
1998г.
Оглавление
Введение 3
Политика доходов 8
Доходы населения 8
Распределение доходов 9
Неравенство доходов 10
Перераспределение доходов 12
Мрачная картина бедности 12
Особенности распределения доходов в России 13
Регулирование заработной платы 13
Сущность заработной платы 14
Прожиточный минимум 17
Минимальный размер оплаты труда 18
Единая тарифная сетка 18
Заработная плата при переходе к рыночной экономике 19
Основные принципы регулирования заработной платы 23
Государственное регулирование заработной платы 25
Программа социальных реформ 25
Заключение 29
Литература 30
Введение
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и
противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии.
Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в
большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства?
Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций.
Сторонники одной из крайних позиций доказывают нам, что большее равенство
является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы
противоположной точки зрения предупреждают нас о том, что "стремление к
равенству" подорвет систему и приведет ее к гибели.
Для измерения неравенства в доходах широко используется статистический
прием деления населения на равные доли — децили и квинтели (1/10 и 1/5
части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление между
собой доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по
децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни
концентрации покупательной способности населения.
В 80-е годы произошли изменения в распределении доходов по группам
мирового населения. Нижние пять децилей повысили свою долю в доходах,
главным образом, благодаря быстрому росту доходов в КНР и Индии, учитывая
их место в мировом населении. По мере того как КНР переходила из первой
децили в более высокую, темпы роста доходов в первой децили замедлились. В
начале 90-х годов эта дециль определялась населением Тропической Африки и
Бангладеш. Верхний дециль мирового населения увеличил свою долю в доходе в
связи с относительно высокими темпами экономического роста в США и Японии.
В связи с уменьшением доходов на душу населения шестая-девятая децили
уменьшили свою долю примерно на 5 пунктов. Седьмая дециль, включающая
население стран со средним уровнем дохода, главным образом страны Латинской
Америки, потеряла примерно 1 пункт. В девятой дециле сосредоточено
население нефтеэкспортирующих стран, их доля в мировом доходе сократилась
на три пункта — с 27 до 24%.
В целом верхние и нижние децили увеличили свою долю, а средние группы
сократили. Различия между децилями остаются существенными. Несмотря на
существенный рост в пяти нижних группах мирового населения доход на душу
населения там не превышает 10% от среднемирового уровня, но только 1, 25%
дохода на душу населения в верхней группе.
По другим подсчетам, при делении мирового населения на пять групп по
20% доля мирового дохода, приходящаяся на богатейший квинтель, увеличилась
с 1965 по 1990 гг. на 14 процентных пунктов и достигла 83% в 1990 г. В 1965
г. средний доход на душу населения в богатейшем квинтиле был в 31 раз
больше дохода в низшем квинтеле, а в 1990 г. уже стал в 60 раз больше. Доля
других квинтелей сократилась.
Градация получателей доходов показывает значительно более глубокое
имущественное неравенство в развивающихся, чем в западных странах. Разрыв
между беднейшими и богатейшими 20% населения составлял почти 7 раз, а в
развивающихся странах — 10, 6 раза. В начале 90-х годов разрыв между
беднейшими и богатейшими группами несколько сократился в промышленно
развитых странах, а в развивающихся странах остался на прежнем уровне. Доля
беднейшего квинтеля населения в богатейших странах ненамного превосходила
подобную группу в беднейших странах.
Таблица 1.
Распределение дохода семей, в %
| |20% беднейшего населения |20% богатейшего населения |
| |60—70-е|80-е |90-е |60-70-е |80-е |90-е |
| | |годы |годы |годы |годы |годы |
| |годы | | | | | |
|Наименее | | | | | | |
|Развитые |2,6-10,|4,8-9,3 |2,1-9,7 |42,2-60,|39,0-56,|39,3-62,|
|Страны |4 | | |4 |1 |3 |
|Страны со | | | | | | |
|Средним |1,9-6,6|2,4-9,8 |2,1-8,7 |49,4-66,|39,4-62,|35,4-67,|
|Доходом | | | |6 |6 |5 |
|Промыш-ленн| | | | | | |
|ые |3,8-8,7|5,1-8,7 |5,1-8,7 |37,0—50,|36,0-44,|36,0-47,|
|Страны | | | |3 |7 |0 |
Источник: World Development Report. 1984, 1990, 1997.
Если неравенство доходов в промышленно развитых странах Запада имеет в
основном двухполюсный характер, то в развивающихся странах существует
многочисленная социальная стратификация. Она проявляется по многим линиям,
включая социальные слои, город и сельскую местность, современные и
традиционные секторы производства, этнические группы, отсталые и развитые
районы. Внутренний состав различных по уровню дохода групп, особенно с
низкими доходами, в развивающихся странах в отличие от промышленно развитых
государств практически не меняется. Бедность там оказывается застойной.
В развитых странах Запада в течение длительного исторического периода
произошло снижение уровней неравенства. В развивающихся странах по мере
увеличения дохода на душу населения происходило усиление неравенства в
распределении богатства. В странах Латинской Америки неравенство в
распределении доходов на нижних и верхних этажах пирамиды в 60— 70-х годах
было более глубоким, чем во всех развивающихся странах. На долю самых
бедных 20% населения приходилось 3—2, 5% доходов, а самых богатых 5%
населения — 30—33% доходов, т. е. разрыв составлял 11—12 раз. В 90-е годы
во многих странах Латинской Америки доходы 20% богатого населения в 15 раз
превышали доходы низшего квинтеля, а в Бразилии — в 31 раз (1992 г.). Такие
же тенденции отмечались в странах с относительно низким уровнем дохода. В
целом, общие направления изменений в распределении доходов в странах
Третьего мира не подтверждают тезис С. Кузнеца о том, что неравенство в
распределении доходов на ранних стадиях развития увеличивается, а затем
начинает сглаживаться.
Сохранение, а в целом ряде стран углубление неравенства не меняет
имущественного положения значительной части населения. Неизменная или
понижающая доля низших групп в доходах иногда сопровождается сокращением их
доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения доходов как между
странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из
острых противоречий в мире.
Необходимо также отметить, что заработная плата является самой важной
ценой в экономике; это единственный (или главный) источник дохода. В самом
деле, около 75% национального дохода составляет заработная плата и
жалованье. Так же как и политика доходов регулирование оплаты труда имеет
свои противоречия. Так, например, заработная плата имеет тенденцию к
дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности, условиям
труда и самим индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в США,
чем в Китае или России; они в целом выше на севере и на западе России, чем
на юге страны; шахтеры в целом получают больше, чем трактористы; учителя
государственных школ имеют заработную плату ниже, чем учителя частных
заведений; бухгалтер одного предприятия может зарабатывать больше, чем
бухгалтер другого предприятия. Ставки заработной платы дифференцируются
также по полу и расовым признакам.
Таким образом, вопрос регулирования заработной платы в странах с
рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на
макроуровне, так и на хозяйственном уровне.
На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста
жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в
конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества
жизни в целом.
На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции
хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации
заработной платы.
Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости
проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов
регулирования заработной платы.
В нашей стране эти вопросы особенно актуальны в связи с переходом к
рыночной экономике. Экономический кризис, начавшийся в России в августе
нынешнего года, резко обострил вышеуказанные противоречия в области
регулирования заработной платы и политики доходов
Так, по статистическим данным (Экономической экспертной группы при
Департаменте макроэкономической политики МФ РФ), приведенным в Диаграмме 1,
в сентябре реальная заработная плата уменьшилась (по сравнению с июлем)
более чем в три раза. Правда, в октябре наблюдалось частичное
восстановление реальных доходов населения после их обвала на 23% в
сентябре. Среднедушевой денежный доход повысился с 973 руб. в сентябре до
1093 руб. в октябре (т.е. на 12,4%). Таким образом, рост доходов опережал
темпы инфляции, что обеспечило рост реальных располагаемых доходов на 7,4%
по сравнению с уровнем сентября. Тем не менее, сохраняется значительное
отставание реальных располагаемых доходов от соответствующего периода
прошлого года. Такое отставание составило 26,9% для октября и 14,0% в целом
за десять месяцев.
С другой стороны, размер средней зарплаты уменьшилась в октябре даже в
номинальном выражении. Начисленная месячная зарплата составила 1065 руб.,
снизившись на 3,0% по отношению к сентябрю. С учетом инфляции это
соответствует падению зарплаты в реальном выражении еще на 7,2% от уровня
сентября; ее реальное снижение по сравнению с октябрем 1997г. составило
34,1%.
В использовании доходов населения произошло частичное восстановление
прежней (докризисной) структуры. Доля расходов на покупку товаров и оплату
услуг, достигавшая в сентябре 95%, снизилась до 82,4% (в первом полугодии
эта доля составляла 76%). После наблюдавшегося в августе-сентябре
крупномасштабного “проедания” сбережений доля доходов, направляемых на
организованные сбережения, вновь стала положительной, хотя и оставалась
очень низкой (1,0%). Практически не изменилась по сравнению с сентябрем
доля средств, использованных на покупку валюты (6,1%). Несколько возросла
доля доходов, использованных на прирост денег на руках у населения (4,8%).
Это говорит о некотором восстановлении доверия к рублю в условиях
снизившейся инфляции.
Диаграмма 1.
[pic]
Источник: Обзор экономических показателей от 15 декабря 1998 года.
Экономическая экспертная группа департамента макроэкономической политики МФ
РФ.
В октябре остановился процесс резкого падения остатков вкладов
населения в банках. Сумма рублевых вкладов, по предварительным данным,
выросла на 0,5% (после падения на 15,5% за два предыдущих месяца). При этом
продолжился интенсивный отток вкладов из коммерческих банков (остатки
сократились на 13,0%), тогда как в Сбербанке сумма на счетах увеличилась на
4,2 млрд. руб. (3,8%).
В реальном выражении (с учетом инфляции) остатки рублевых сбережений
населения продолжали сокращаться: их реальный уровень в целом по всем
банкам уменьшился за октябрь на 3,8%.
На нынешней стадии кризиса оказались затронуты все слои населения.
Причем Индекс Потребительских Настроений (данные подготовлены группой “ИПН-
Россия” при Министерстве Финансов РФ и Казначействе США по мониторингу,
заказанному ВЦИОМу) снизился во всех доходных группах примерно в равной
степени. Это явилось, прежде всего, результатом роста цен на
потребительском рынке. Но в высокодоходных и среднедоходных группах по
сравнению с низкодоходной группой усиливается пессимизм в оценках
общеэкономических перспектив (Индекс Экономических Ожиданий в
высокодоходной и среднедоходной группах снизились на 18% и на 23%
соответственно, по сравнению с июльским замером). Возможно, из
предположения, что развитие кризисных процессов, прежде всего, затронет
сферу экономической деятельности в этих группах здесь также в большей
степени снизились оценки материального положения в ближайшие 12 месяцев.
Рисунок.1. Индекс потребительских настроений по доходным группам
респондентов в 1996- 1998 гг.
Аналогичные тенденции наблюдаются в группе респондентов моложе 30 лет
и средневозрастной группе. Менее остро воспринимают перспективы развития
ситуации в старшей возрастной группе, хотя именно в этой группе отмечается
наибольшее снижение Индекса Текущего Материального Положения (эта группа
населения более всего пострадала от роста цен на потребительском рынке).
Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить
сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования
заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного
решения.
Политика доходов
Как направление государственного регулирования в экономике – политика
доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и
распределение вновь созданной стоимости.
Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении
государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной
платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации
приоритетов, стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных
странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных
вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах
проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются
особенности, определяемые:
социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
степенью и характером вмешательства государства в вопросы
регулирования заработной платы;
традициями заключения коллективных договоров;
социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок
рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных,
социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило,
политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное
регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе
личного и производственного потребления.
Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение
только заработной платы.
Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в
Великобритании, т.к. британское государство пыталось добиться согласованных
действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех
капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические
итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом
политика доходов не проявила себя в качестве эффективного инструмента
экономического управления.
Доходы населения
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и
материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за
определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень
потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Условно, можно провести следующую классификацию доходов:
|По форме |По отношению к |По факторам |По способам получения |
|получения|налогообложению|производства | |
| |и ценам | | |
|Денежные |Номинальные |Заработная плата |Доход от |Доход от |
| | |(номинальная, |формальной |неформальной |
| | |реальная) |экономики |экономики |
|Натуральн|Располагаемые | | | |
|ые | | | | |
| |Реальные |Рента (природные | |Фиктивная |
| | |ресурсы, земля) | |экономика |
| | | | |Вторая |
| | | | |экономика |
| | |Наука | |“Черная” |
| | | | |экономика |
| | |Процент / капитал | | |
| | |(ссудный доход на | | |
| | |собственную прибыль | | |
| | |корпораций: | | |
| | |-номинальная ставка | | |
| | | | | |
| | |- реальная ставка) | | |
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде
оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности,
пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде
процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
Натуральный доход включает прежде всего продукцию, произведенную
домашним хозяйством для собственного потребления.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо
от налогообложения и цен.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|