рефераты скачать

МЕНЮ


Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона

Технологии обслуживания инвестиций. Все исследуемые агентства

рассматривали технологии обслуживания инвестиций, такие как предоставление

инвестиционных консультаций, оказание помощи в составлении заявок и

получении разрешений на инвестиционную деятельность, оказание услуг

постинвестиционного обслуживания (технологии 10-12) в качестве необходимых

компонентов инвестиционного промоушна. Агентства использовали несколько

или, по крайней мере, одну из упомянутых технологий. Однако, трудно с

уверенностью сказать, что эта деятельность вызовет новый инвестиционный

интерес или приведет к изменению имиджа страны. Скорее, по заявлению самих

агентств, применение технологий обслуживания инвестиций способствует

удержанию инвесторов, уже оперирующих на территории страны, стимулирует их

реинвестировать в уже организованный бизнес.

Использование вех трех типов технологий, тем не менее, в конечном

итоге имеет общей целью привлечение инвестиций. Степень, в которой

предпочтение отдается одному из указанных типов технологий в отношении

других двух, зависит от используемой маркетинговой стратегии.

Не все агентства использовали имиджевые технологии в первую очередь,

не все делали переход от создания положительного образа страны в сознании

потенциальных инвесторов к непосредственной генерации инвестиций. Одни

пытались начать с генерации инвестиций, другие сначала активизировали

усилия по созданию определенного имиджа страны, а затем, параллельно, не

переставая использовать имиджевые технологии, запускали механизмы

непосредственного привлечения инвестиций.

Значительным влияющим фактором в этой ситуации является вступление

страны в определенный экономический цикл развития, имеющиеся ресурсы и

отношение органов власти к привлекаемым инвестициям. Более того, совсем не

обязательно, чтобы страна, которая имеет положительную репутацию как места

вложения инвестиций, преимущества инвестирования на территории которой

известны и позитивно воспринимаются потенциальными инвесторами, нуждалась в

крупномасштабной кампании по построению положительного имиджа, выстраивания

стратегий, характерных для начального этапа продвижения инвестиционной

привлекательности территории.

Информационный маркетинг - важный фактор экономического развития

региона. В исследовании “Маркетинг страны: промоушн как средство

привлечения иностранных инвестиций” Льюис Уэлс и Элвин Уинт доказывают, что

промоушн территории имеет статистически значимое влияние на приток

иностранных инвестиций. Причем для стран с развивающейся экономикой

промоушн имеет наиболее значимое влияние (до 40%) среди других переменных

(эффективный спрос (ВНП на душу населения), рост рынка (динамика ВНП),

баланс платежей, инфляция, политическая стабильность).

По результатам инвестиционного рейтинга российских регионов в журнале

Эксперт №39 от 19 октября 1998 года сделано важное заключение: “пропаганда

инвестиционной привлекательности региона может привести к полутократному

росту инвестиций”. В пример приводится активный промоушн Саратовской

области, в результате которого объем иностранных инвестиций в область

увеличился в полтора раза, причем объем отечественных капиталовложений

вырос за два года в сопоставимых ценах на 40% (при общероссийском снижении

на 5%).

Эта зависимость, можно предположить, наблюдается не только в

привлечении инвесторов и привлечении других покупателей услуг территории.

Таким образом, информационный маркетинг региона – стратегия развития

территории, имеющая значимое влияние на привлечение покупателей услуг

региона.

Законодательство, регулирующее вопросы осуществления маркетинга региона

Регулирование вопросов сбора и распространения информации о регионе

разными методами и способами. При осуществлении деятельности по созданию и

распространению информационных продуктов о регионе разными методами и

способами необходимо иметь в виду права и ограничения, указанные в

нормативно-правовых актах российского и регионального законодательств.

Статья 29 Конституция РФ определяет право каждого свободно искать,

получать, передавать, производить и распространять информацию любым

законным способом. Это право на свободу информации, гарантируемое ч. 4

комментируемой статьи, может осуществляться различными способами -

посредством межличностного общения, средств массовой информации (СМИ),

материальных носителей информации, учебных заведений, через различного рода

клубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы по

собственному выбору.

Свобода информации выражается прежде всего в праве каждого искать и

получать информацию. Применительно к СМИ это право конкретизировано в ст.

38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой

информации". Более широко право на доступ к информации определено в

Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и

защите информации", хотя он и касается главным образом документированной

информации. Этот федеральный закон также регулирует отношения, возникающие

при формировании и использовании информационных ресурсов на основе

создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и

предоставления потребителю документированной информации и защите

информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и

информатизации. Средства распространения информации могут быть как

государственными, так и общественными, частными. Согласно ст. 6 Закона "Об

информации, информатизации и защите информации" гарантируется право

собственности граждан на информационные ресурсы и распоряжения ими.

Специально вопросу получения информации о деятельности органов

государственной власти посвящен Федеральный закон от 13 января 1995 г. "О

порядке освещения деятельности органов государственной власти в

государственных средствах массовой информации", а также Указ Президента РФ

от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на

информацию" (с изменениями от 17 января 1997 г.), которым установлено, что

деятельность государственных органов, организаций и предприятий,

общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах

информационной открытости.

При проведении рекламных кампаний необходимо руководствоваться

Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ “О рекламе”, регулирующий

отношения, возникающие в процессе производства, размещения и

распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг РФ.

Создание и распространение информационных продуктов должно

соответствовать положениям Закона РФ об авторском праве и смежных правах 9

июля 1993 года n 5351-1 (в ред. Федерального закона от 19.07.95 n 110-ФЗ),

регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм,

исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания

(смежные права). Например, даже при создании и распространении справочной

информации о регионе необходимо помнить, что согласно статье 7

комментируемого Закона “сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и

другие составные произведения, представляющие собой по подбору или

расположению материалов результат творческого труда также относятся к

объектам авторского права. Не являются объектами авторского права

официальные документы, государственные символы и знаки, произведения

народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный

характер.

Продвижение информации о регионе не может быть эффективным без

использования PR-технологий, предусматривающих, в том числе, тесное

взаимодействие со СМИ. В этом случае необходимо руководствоваться Законом

РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с

изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998

г.). Статья 4 комментируемого закона, например, предусматривает

недопустимость злоупотребления свободой массовой информации: не допускается

использование средств массовой информации в целях совершения уголовно

наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную

или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти,

насильственному изменению конституционного строя и целостности государства,

разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости

или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач,

пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Необходимость соблюдения ограничений к доступу информации. Право на

распространение информации законными способами означает и необходимость

соблюдения определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к

государственной тайне или к конфиденциальной. Законодательство о

государственной тайне основывается на Конституции, Законе Российской

Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" и включает Закон Российской

Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", ряд других актов.

Закон "О государственной тайне" определяет перечень сведений в

военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики и

внешнеэкономической деятельности, разведывательной, контрразведывательной и

оперативно-розыскной деятельности, которые могут быть отнесены к

государственной тайне (ст. 5). На основе этих положений и в соответствии со

ст. 4 данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября

1995 г. утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а

также перечень государственных органов, наделенных полномочиями по

распоряжению этими сведениями. За разглашение государственной тайны

установлена ответственность вплоть до уголовной (ст. 75, 76 УК). В то же

время Закон "О государственной тайне" определяет перечень сведений, не

подлежащих засекречиванию, например о состоянии экологии, здравоохранения,

санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о

состоянии преступности, фактах нарушения прав и свобод личности и др. (ст.

7).

Межгосударственный и межрегиональный обмен информацией. При

осуществлении информационного маркетинга территории необходимо учитывать

имеющиеся договоры, концепции, протоколы о намерениях и другие документы в

области межгосударственного и межрегионального обмена информацией. Этому

вопросу, например, посвящена Концепция формирования информационного

пространства Содружества Независимых Государств (утв. Решением СГП СНГ о

Концепции формирования информационного пространства СНГ от 18 октября 1996

г.). Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств -

участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде

всего в сфере обмена информацией.

Положением о Межгосударственном совете по выставочно-ярмарочной

деятельности Содружества Независимых Государств (Приложение к Соглашению о

развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ от 26 мая 1995 года),

например, предусмотрена выработка и реализация современной концепции

выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, проведение в рамках СНГ выставок

и ярмарок, мероприятий, направленных на рациональное развитие

интеграционных процессов в Содружестве, взаимного инвестирования,

международных контактов, обмена передовым опытом и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об

участии в международном информационном обмене" органы государственной

власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов

Российской Федерации, в том числе, стимулируют расширение взаимовыгодного

международного информационного обмена документированной информацией и

создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев

документированной информации, информационных ресурсов, информационных

продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от

некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной

конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств

в информационной сфере, а также способствуют развитию товарных отношений

при международном информационном обмене.

При этом необходимо помнить, что все контакты с органами

исполнительной власти иностранных государств, в том числе и с органами

государств ближнего зарубежья, осуществляются, в соответствии с Письмом

Минюста РФ от 8 апреля 1998 г. N 2305-ПК, только через Министерство

иностранных дел Российской Федерации и его органы, за исключением случаев,

когда иной порядок установлен законом или международным договором.

Региональное законодательство, регулирующее вопросы осуществления

информационного маркетинга региона. На региональном уровне принимаются

конкретизирующие и дополняемые вышеупомянутые федеральные законы нормативно-

правовые акты. Например, Постановление администрации Красноярского края от

27 июня 2001 г. N 468-П “Об утверждении концепции социально-экономического

развития Красноярского края на период до 2010 года” намечает основные

действия по маркетинговому продвижению Красноярского края как внутри

страны, так и за ее пределами. Так, среди основных стратегических целей,

поставленных в этом документе, одно из важнейших мест занимает «обеспечение

взаимовыгодной интеграции края в российскую и мировую экономику,

рационализация его роли в системе территориального разделения труда». Кроме

того, настоящая концепция развития края предполагает «информационное

сопровождение и продвижение инвестиционных проектов путем издания краевых

каталогов инвестиционных проектов, проведения выставок инвестиционных

проектов, организации конкурсов бизнес - планов и т.д.» с целью привлечения

инвестиций в регион.

Основными законодательными актами, регулирующими осуществления

маркетинга региона на территории Красноярского края являются:

Закон Красноярского края об инвестиционной деятельности в Красноярском крае

(в редакции Закона Красноярского края от 26 июня 2001 № 15-1385);

Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Активизация

инновационной деятельности в Красноярском крае» (от 12 февраля 1999 № 5-

503);

Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Новые технологии для

управления и развития региона» (от 12 февраля 1999 № 5-302);

Опыт осуществления информационного маркетинга регионами РФ. В

настоящее время многие российские регионы приходят к пониманию

необходимости маркетинга территорий и информационного маркетинга. Однако, в

настоящее время усилия регионов в этом направлении крайне незначительны, за

небольшим исключением. Как показал анкетный опрос руководителей

подразделений органов исполнительной власти 12 субъектов РФ (Астраханская,

Белгородская, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Курская,

Магаданская, Орловская, Саратовская области, Хабаровский край, Удмуртская

Республика) и органов местного самоуправления (администрации гг. Великого

Новгорода, Перми, Твери), функции информационного маркетинга региона

практически во всех анкетируемых регионах выполнялись лишь частично, в

большинстве регионов не создано специальных структур, занимающихся

информационным маркетингом территории. Показателен тот факт, что в регионах

на сегодняшний день практически отсутствует какая-либо оценка эффективности

информационного маркетинга.

Часть руководителей видит оптимальную структуру организации

маркетинга региона в форме подразделения администраций/правительств

региона, большинство же считают, что лучше всего с функцией информационного

маркетинга региона справится ассоциированное агентство:

“Концептуальные основы должна разрабатывать аналитическая служба

исполнительного органа власти, практическую работу ведет ассоциированное

агентство, замкнутое на аналитическую службу” (Васильев Д.В., зам.

председателя комитета по информатизации и связи администрации Астраханской

области).

“Ассоциированное агентство больше подходит для организации информационного

маркетинга территории, т.к. такая организация более демократична по сути,

позволяет привлекать большее количество заинтересованных физических и

юридических лиц” (Левченко А.А., начальник управления инвестиций и

внешнеэкономической деятельности администрации Белгородской области).

“… в форме информационного агентства “под крышей” администрации области”

(Каштанов Ю.Б., зам. председателя информационно-аналитического комитета

администрации области, Емеленко Н.П., начальник аналитического отдела

министерства экономики Удмуртской Республики).

“В рамках Ассоциации “Сибирское соглашение” предпринимается попытка создать

Межрегиональный конъюнктурный центр в целях формирования единого рыночного

и информационного пространства Сибири. Кемеровская область будет

участвовать в создании этого центра” (Козлов В.П., руководитель центра

информатизации и компьютерного обеспечения администрации Кемеровской

области).

Оптимальная форма - “Центр регионального маркетинга, в рамках которого

можно было бы создать банк данных о предприятиях региона и инвестиционных

предложениях предприятий, проводить постоянную работу в области оказания

маркетинговых услуг предприятиям” (Первый зам. начальника управления

экономического анализа и прогнозирования администрации Орловской области).

Интересен опыт Читинской области: там, как считают в администрации

области, создана организация, идеально подходящая для выполнения функций

информационного маркетинга, с которыми она справляется. Это государственное

унитарное предприятие "Информационно-аналитическое агентство Читинской

области" под руководством В. Кальченко. Цель работы предприятия:

целенаправленное и планомерное продвижение в общественное сознание нового

взгляда на Забайкалье как на регион с высоким экономическим и культурным

потенциалом. Занимаясь издательской деятельностью, представляя

информационные и консультационные услуги в области маркетинга, менеджмента

и бизнес-планирования, агентство за короткий срок приобрело известность не

только в своем регионе, но и за его пределами. Власти области пришли к

выводу, что необходимо не только работать над собственным имиджем, но и

формировать привлекательный образ Читинской области в целом еще в 1996

году. Возникла идея создать некую специализированную структуру, которая бы

этим занялась, так было создано Информационно-аналитическое агентство.

Сегодня оно имеет в своей структуре отдел информации, издательский и

коммерческий отделы. Интеллектуальный потенциал агентства опирается на

серьезные технические ресурсы. Здесь имеются комплекс допечатной подготовки

изданий, лицензионное программное обеспечение, рабочая станция для создания

электронных информационных продуктов. Агентство создало и поддерживает

страничку Читинской области в глобальной сети Интернета. Она содержит

разнообразную и постоянно обновляемую информацию о различных сторонах жизни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.