Рациональное распределение ресурсов как один из важнейших аспектов системы финансового менеджмента (на примере кредитно-инвестиционного обеспечения коммерческими банками и страховыми организациями ИНН
Рациональное распределение ресурсов как один из важнейших аспектов системы финансового менеджмента (на примере кредитно-инвестиционного обеспечения коммерческими банками и страховыми организациями ИНН
Российская Экономическая Академия имени Г.В.Плеханова
Кафедра Финансов и цен
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Рациональное распределение ресурсов как один из важнейших аспектов
системы финансового менеджмента (на примере кредитно-инвестиционного
обеспечения коммерческими банками и страховыми организациями
инновационных проектов).
Выполнил:
студент
4 курса
ИФБСД
гр. 2407
Лочан
Сергей
Москва, 1996 год.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ.
2.1. Инвестиции и инновации.
2.2. Инновационно-нвестиционная тактика организаций.
2.3. Инновационно-инвестиционный механизм.
2.4. Выработка инновационно-инвестиционной стратегической
политики.
2.5. Наиболее приоритетные направления урегулирования проблемм
инновационно-инвестиционной деятельности.
3. КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ
ПРОЕКТОВ.
3.1. Настоящее положение дел на кредитно-инвестиционном рынке.
3.2. Необходимость систематизации и комплексности решения
проблемм.
3.3. Система отбора наиболее эффективных и конкурентноспособных
нововведенний.
3.4. Мотивация коммерческих банков и страховых организаций (как
внутренних, так и внешних) к инвестированию.
3.5. Формирование рыночной инфраструктуры по отслеживанию
НИОКР.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
5. ЛИТЕРАТУРА.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Как известно из финансовой литературы, под финансовым менеджментом
подразумевается сочетание стратегических и тактических моментов финансового
обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять огромными денежными
потоками и находить оптимальные денежные решения. При этом, не удивительно,
что основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии
будет ее соотношение с прибылью этого предприятия.
Следует отметить, что прибыль выступает в данном случае в качестве
того изначального момента, от которого отталкивается любое руководство при
принятии решения о той или иной форме (структуре) финансового менеджмента
на своем предприятии, определяя тем самым значение, которое он будет играть
в жизни предприятия.
Это, в свою очередь, позволяет руководству вычленить факторы,
определяющие структуру прибыли предприятия, и поставить подчиненным задачу
по их детальной проработке и, как результат, формированию на предприятии
системы финансового менеджмента.
Таким образом, руководство, в зависимости от собственного осознания
существующих в фирме реалий и способностей к их анализу, вырабатывает
решение того или иного качества, а, следовательно, может отрегулировать
механизм планирования и распределения прибыли.
Именно поэтому для руководителя, принимающего решение о дальнейшем
развитии фирмы, наиболее важным аспектом жизнедеятельности предприятия
выступает определение источников возможной прибыли предприятия, выбонр
одного или нескольких из них, концентрация на них основных усилий, анализ
возможности их использования в ходе деятельности предприятия в той или иной
форме и, как результат, планирование данного использования.
При этом, руководство, на базе взаимоотношения с коллективом по
использованию выбранных источников прибыли,как правило, старается
выработать особый принцип построения прибыли на данном конкретном
предприятии. Чаще всего этим принципом является принцип финансового
самообеспечения.
В данной связи, наиболее значимым моментом для реализации решения
принятого, руководством в ходе его взаимоотношений с коллективом, является
рационализация распределения ресурсов предприятия, получаемых из заранее
определенных источников, оговоренных выше. При этом, инвестиции, основанные
на риске и планировании капиталовложений внутри предприятия и направленные
на ликвидность, доходность и рентабельность его деятельности на рынке,
выступают как один из важнейших механизмов управления возникающими во
внешней среде рисками и планирования нормы прибыли предприятия при помощи
анализа эффективности капиталовложений и, как результат, инвестиционного
проектирования.
Таким образом, мы можем выделить процесс инвестирования в рамках
деятельности системы финансового менеджмента на предприятии как основной
критерий рациональности распределения ресурсов предприятия в условиях риска
и неопределенности его деятельности на рынке, а также обозначить тему
данной курсовой работы.
2. ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ.
2.1. Инвестиции и инновации.
Инвестиции, как известно, являются одним из наиболее важных
показателей жизнедеятельности общества в целом. Поэтому, рассмотрение
данного момента с точки зрения комплексности и системности действия его
элементов в общей структуре рынка логичнее было бы начать с рассмотрений
инвестиций во взаимоотношении с какой-либо иной, но очень близкой им по
сути величиной.
В данном случае такой “величиной“ можно считать инновации. Инвестиции
и инновации очень близкие области рынка, а, следовательно, любая
инвестиционная тактика, которую преследует фирма, будет непосредственно
направлять инновационную деятельность данной организации в ту же целевую
область ее жизнедеятельности.
Не секрет при этом, что в качестве ресурсного обеспечения четкости
инвестиционно-инновационной тактики может выступать лишь создание
инвестиционно-инновационного механизма и его анализ с последующим
формированием страховой организацией или банком инвестиционно-инновационной
стратегической политики, что в конечном итоге длолжно будет превести к
урегулированию в той или иной степени проблемм инвестиционно-инновационной
деятельности в РФ, а также разрешению в должной мере инвестиционных
проблемм. встающих перед страховыми организациями или коммерческими банками
в ходе осуществления ими процесса инвестирования.
В данном реферате произведена попытка оценки рынка и придания на этой
основе ценностных и целевых ориентиров страховым организациям и
коммерческим банкам в условиях жесткой рыночной неопределенности.
Инвестиции и инновации - две неразрывно связанные сферы экономической
деятельности, которые в наибольшей мере были и остаются поражены кризисом.
Только за 1992 - 1993 гг. капиталовложения в них сократились на 49%, или в
1,7 раза больше, чем валовой внутренний продукт. Общая ситуация на рынкке
сложилась так, что инновации, прежде осуществлявшиеся за счет
централизованных источников, свелись к ничтожно малой величине, в то время,
как инвестиции, оболадавшие внутренней структурой, потеряли ее и стали
осуществляться беспорядочно и неорганизованно, стимулируя только
краткосрочные цели инвесторов.
Выход из данной ситуации видится только один : преодаление
сложившегося экономического кризиса невозможно без инновационно-
инвестиционного “бума”, обновления основного капитала на принципиально
новой, конкурентоспособной основе. Следовательно, капиталовложения без
инноваций не имеют смысла, поскольку нет смысла воспроизводить устаревшее
оборудование, не пользующееся спросом и к тому же ресурсорасточительное.
Однако, и инновации без капиталовложений нереальны.
Старые подходы уже отжили свое. Тогда научно-техннческая и
инвестиционная политика осуществлялись централизованно и главным образом за
счет бюджетных источников и фондов министерств, а предприятия выступали в
роли просителей и пользователей государственных средств и занимались
множеством мелких улучшающих инноваций. Сегодня же стало реальностью
разгосударствление, формирование инвестиционного и инновационного рынков,
что помогает ресурсно обеспечить решение все более насущных проблемм
инвестиционно-инновационной деятельности. Федеральные и местные бюджеты
выделяют минимум средств на техническое перевооружение производства. Центр
тяжести в принятии решений переместился к собственникам капитала и
товаропроизводителям, которые озабочены выживанием, и как результат, мало
внимания уделяют производственным инвестициям и нововведениям, цикл которых
выходит за границы краткосрочных интересов.
Процесс накопления капитала имеет своим главным источником
перераспределение в небывалых ранее масштабах ресурсов в пользу небольшого
числа новых предлринимателей, коммерческих банков и дельцов теневой
экономики в основном за счет обнищания и обесценения сбережений большинства
населения, расхищения государственного имущества. При этом, накопление
происходит преимущественно в сфере обращения и в малой степени затрагивает
производство, где собственно и лежит ключ к самовозрастанию капитала в
нормальной рыночной экономике.
Опираясь на это можно сделать вывод о необходимости новых подходов к
инновационно-инвестиционной политике и, как следствие, к механизму ее
реализации, а также формам воздействия государства на происходящие в этой
сфере процессы. Ростки данных подходов уже начали проявляться в ряде
изданных в последнее время нормативных актов, однако этого до сих пор
остается недостаточно. В качестве примеров нормативных актов здесь можно
выделить указы Президента РФ от 17 сентября 1994 г. “О частных инвестициях
в Российской Фелераиии” и “О развитии финансового лизинга в инвестиционной
деятельности”, которыми предусмотрены меры поощрения частных
капиталовложений, а также постановление Правительства от 29 сентября 1994
г. “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику
Российской Федерации”, содержащее ряд поручений по подготовке нормативных
актов, создающих благолриятный климат для зарубежных инвесторов. Кроме
того, был подготовлен проект федеральной инвестиционной программы на 1995
г. и последующие годы.
2.2. Инновационно-нвестиционная тактика организаций.
Наиболее ценным моментом в инвестиционно-инновационных
взаимоотношениях различноого рода компаний на рынке, в условиях риска и
неопределенности последнего, выступает перевод представленных выше
теоретических рассуждений на практическую основу. При этом особой
значимостью обладает профессиональность руководящего состава, то есть его
способность внедрить инвестииционно-инновационные отношения в конкретные
действия фирмы на рынке. Кроме того, практический опыт взаимоотношений на
рынке с применением такого рода тактического проектирования и планирования
деятельности фирмы, помогает в данном случае создать инновационно-
инвестиционный механизм, проявив его в конкретной форме для каждой
конкретно взятой организации. Причем, такая формализация инновационно-
инвестиционного механизма позволила бы как фирме, так и всему рынку в
целом, более жестко планировать необходимость собственных действий на
рынке, одновременно отслеживая их качество.
Таким образом, мы подошли к необходимости создания и последовательной
реализации инновационно-инвестиционного механизма, отвечающего новым
зкономическим и социально-политическим реалиям, а также обеспечиваюшего
крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Одним из
существенных элементов данного механизма является организационно-
экономический момент.
Для реализации любого проекта, а тем более совокупности проектов
инвестиционной программы, нужны целевые структуры, которые могли бы
максимально качественно осуществлять тактическое планирование деятельности
страховых организаций на инновационно-инвестиционном рынке. Их характер,
выбор наиболее подходящих форм зависит от уровня новизны и масштабности
проекта. Иногда за его выполнение могут взяться уже существующие
организации или выделяемые в их составе целевые структуры. Но
целесообразнее было бы создавать под каждый проект особо специализированную
структуру. Это может быть малое предприятие, акционерное обшество,
совместное предприятие и т. д.
Если реализуется группа взаимосвязанных проектов или целевая
инвестиционная программа, требующая крупных вложений на длительный срок и
объединяющая усилия десятков, а то и сотен предприятий, банков, фондов, то
возникает необходимость в формировании коорлинируюших структур более
высокого уровня, которые, в свою очередь, могут включать несколько
объединений по подпрограммам или блокам проектов. Наиболее подходящими
формами таких координирующих структур, не лишающих самостоятельности
добровольно объединяющих часть своих функций и средств первичных звеньев,
могут быть финансово-промышленные группы, консорциумы или холдинги.
Не менее важно следующее. Опыт показал, что полагаться на
государственные организации рискованно, они нелостаточно алаптированы к
рынку. Поэтому эффективнее ориентироваться на более инициативные, гибкие и
ответственные частные организации, акционерные обшества, холдинги и
консорциумы (в которых могут принимать участие и госпредприятия),
независимые компании с участием иностранного партнера, принимаюшего на
себя основное бремя работ по маркетингу, обеспечению конкурентоспособности
реализуемой по проекту продукции, а также услуги по страхованию данной
деятельности.
Эффективность и жизнеспособность инвестиционного проекта во многим
зависят от обоснованности цен. Обшеизвестно, что в начале жизненного цикла,
на стадии освоения новых изделий (особенно реализующих базисные инновации)
уровень издержек высок, а надежность изделия, отработанность конструкции
обычно еше недостаточны. Риск технологического прорыва исполъзуют не только
изготовители, но и первые потребители принципиально новых излелий. Если не
компенсировать эти издержки потребителю и попытаться покрывать повышенные
затраты производителя с помошью высокой цены, новый товар может быть
обречен на отторжение рынком, его не станут покупать. Поэтому наиболее
дальновидные фирмы на Западе, работающие с базисными инновациями, продают
первые партии изделий по цене ниже издержек, предоставляют разнообразные
скидки и гарантии, с тем чтобы с помощью такой “платы за вхождение на
рынок” сформировать достаточный спрос, расширить произволство, снизить
издержки и компенсировать дополнительной прибылью первоначальные убытки.
Необходимо также своевременно и ощутимо снижать цены на новые изделия, не
скупясь на рекламу, чтобы расширять рамки рынка и увеличивать массу
прибыли.
Таким образом, создание эффективного инновационно-инвестиционного
механизма не просто необходимо, оно неотложно. И начинать нужно не только
сверху, с формирования федеральной инвестиционной программы и разработки
мер по ее реализации, но и снизу, с отбора и быстрого воплощения в жизнь
конкретных инвестиционных проектов и региональных программ, с координацией
усилий дееспособности агентов и инновационно-инвестиционного рынка.
Также необходимо заметить, что отмеченные выше целевые структуры в
данном случае могут рассматриваться в качестве одного из элементов
эффективного инновационно-инвестиционного механизма.
2.3. Инновационно-инвестиционный механизм.
Вернемся к анализу инновационно-инвестиционного механизма. Важнейшим
его элементом наряду с названным выше является ресурсное обеспечение
проектов и программ - кадровое, финансовое и техническое.
Обычно, приступая к реализации инвестиционных проектов, основное
внимание уделяют поиску источников финансирования, рассуждая примерно так:
будут деньги - все остальное приложится. Однако, инвестиции, и немалые,
попадая в ненадежные или неумелые руки, сплошь и рядом не дают отдачи.
Любой западный инвестор, прежде чем пойти на прямые вложения или
предоставить кредит, всесторонне исследует - что за предприятие или лицо
делает заявку на инвестиции, насколько надежен партнер, имеет ли он
сплоченную команду, квалифицированных менеджеров и работников. И лишь при
положительном ответе на эти и другие вопросы рассматриваются содержание
проекта, бизнес-план, размеры и условия окупаемости инвестиций, возврата
кредита и т. п.
Такой подход вполне оправдан, особенно в условиях широко
распространенной профессиональной некомпетентности, многолетней привычки
получатьцентрализованные капиталовложения, не заботясь об их возврате,
неприспособленности к рыночной среде, незнакомства со многими современными
технологиями. Начинать осуществление приоритетных инновационно-
инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров
- от менеджеров до рабочих.
При этом, надежная кадровая база помогает более успешно решать
вопросы финансирования проектов и программ. Нужно смотреть правде в глаза,
основной капитал сейчас находится у коммерческих банков, частных
прелприятий, дельцов теневой экономики, а также иностранных инвесторов,
работающих преимущественно в сфере обращения, поскольку отпугивают
политическая нестабильыость, круговерть законов и большой коммерческий
риск. “Живые деньги” есть также у части населения, которое готово
вкладывать их в строительство жилых домов, надежные ценные бумаги, но
нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими лроектами.
Упомянутые выше, указы Президента и постановления Правительства направлены
на то, чтобы сломать этот порочный круг, создав благоприятный климат для
частных отечественных и зарубежных инвестиций.
После решения вопроса о финансировании проекта встает проблема
технологического оборудования. Сейчас много производственных помещений,
простаивающего оборудования. Но это обычно устаревшие машины, морально и
физически изношенная техника, не пригодная для производства
конкурентоспособной продукции. Помещения и производственную инфраструктуру
после некоторой реконструкции вполне можно использовать (что удешевляет
проект и сокращает сроки его реализации). Однако, как правило, приходится
приобретать технологическое оборчдование. Стремятся заказать его за
границей вместе с апробированной эффективной технологией. Это лишает
отечественное машиностроение заказов, усиливает безработицу в данной
отрасли и зависимость от внешних поставщиков.
Следовательно, нужно поддерживать ориентацию заказчиков на комплекты
современного отечественного оборудования, широко привлекая к проектам
конверсионыые предприятия. Но для этого необходимо, чтобы отечественная
техника не уступала импортной по своим параметрам, была дешевле и имела
налаженные обслуживание и ремонт.
2.4. Выработка инновационно-инвестиционной стратегической политики.
Страницы: 1, 2
|