Пути повышения эффективности производства
изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при
экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли
по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все
основные пути повышения эффективности в виде схемы:
Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства,
обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический
прогресс. До последнего времени НТП проистекал эволюционно. Преимущество
отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной
модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но
незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения
мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных
отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к
принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное
перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших
достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП:
широкое освоение прогрессивных технологий
автоматизация производства
создание использование новых видов материалов
В условиях перехода к рыночной экономике, ее начального этапа очень
важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их
руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда.
Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления.
Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений
предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства на
перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику,
обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.
Помимо того, необходимо создать организационные предпосылки,
экономические и социальные мотивации для творческого труда ученых,
конструкторов, инженеров, рабочих. Коренные преобразования в технике и
технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных,
экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного
повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение
новейшей техники и технологии, широко применять на производстве
прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его
нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепление порядка и
дисциплины, стабильность трудовых коллективов. Хотя, все выше сказанное
крайне важно и необходимо для современных предприятий, но нужно учитывать
реалии сегодняшней жизни. Подобные меры смогут внедрить, наверное, очень
нескоро и очень немногие предприятия из-за сложившегося и недавно
обострившегося экономического, социального кризиса.
Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности
производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться
в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии,
сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит
промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами,
оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования
конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических
ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и
безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация
отечественного машиностроения - решающее условие ускорения НТП,
реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании
вторичных ресурсов.
В условиях перехода от командно- административной к рыночной экономике
основными направлениями повышения экономической эффективности производства
остаются разгосударствление и приватизация. Рыночная экономика не
совместима с преобладанием одной—государственной формы собственности. Она
требует множественности субъектов и форм собственности. В государственной
экономике ни один производитель не имеет права полновластно распоряжаться
средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует
того, чтобы предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования несли
полную ответственность за конечные результаты деятельности. В
огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом
соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной
работы перекладываются на общество. Кроме того, рыночная и
огосударствленная экономика базируется на разных мотивах и стимулах
деятельности. В первом случае движущим мотивом являются экономические
интересы субъектов, реализующиеся через механизмы конкуренции и
ценообразования. Во втором - собственность функционирует через
административное принуждение приказными методами.
В Республике Беларусь согласно замыслам инициаторов рыночных
преобразований, решение задачи подъёма национальной экономики должно было
произойти автоматически, при переходе от социалистической, государственной
формы собственности к капиталистической, частной форме. Предполагалось, что
”крах коммунистической системы” приведет к быстрому улучшению экономических
показателей и повышению уровня жизни.
Однако ожидающегося чуда не произошло. В ходе реформ выяснилось
беспочвенность надежд на автоматическое решение вопросов оживления
производства. Больше того, кампания по разгосударствлению и приватизации
государственной собственности во многих случаях обернулась прямым
разрушением производительных сил, сокращением выпуска продукции, хищениями
государственного (общенационального) достояния. Таким образом, проблема
реформирования отношений собственности не столь проста, как казалось, и ее
результаты не столь очевидны. Объяснение этому надо искать в том, что
рассматриваемая проблема включает два раздельных, хотя и тесно
взаимоувязанных аспекта:
. во-первых, это перевод отношений собственности, унаследованных от
централизованно планируемой экономики, на либерально- рыночное
рельсы;
. во-вторых, это решение вопроса о повышении общей эффективности
национальной экономики, обеспечении ее конкурентоспособности,
достижении мировых показателей в производительности и качестве
продукции.
Что касается первого аспекта (рыночно- капиталистическое
реформирование отношений собственности), то здесь все достаточно ясно. На
этот счет имеется множество рекомендаций, исходящих как от международных
организаций, так и от правительственных экспертов и предпринимательских
кругов. Все сходятся на том, что есть незыблемые общие закономерности и
принципы политики реформ, пренебрежение которыми означает лишь повторение
чужих и собственных ошибок и что существует так называемый порядок мирового
рынка, который заставляет все страны подтягивать свою экономику до мировых
стандартов.
Существует консенсус и относительно механизма реформирования. В основу
его положено радикальное преобразование отношений собственности –
разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и
муниципальной) собственности, поддержка частного предпринимательства,
создание ”настоящего” (”ответственного”) собственника-хозяина. Если
говорить о подъеме национального производства, выводе его на мировые
рубежи, то, несмотря на принимаемые меры, частую корректировку курса
реформ, заметных сдвигов в этом направлении нет.
Бесчисленные рекомендации международных финансово- банковских
организаций в части реформирования собственности, а также законодательные
акты Беларуси по вопросам разгосударствления и приватизации при неизбежных
различиях объединяет одно общее свойство: как правило, их предельными
целевыми ориентирами являются закрепление приоритетности приватизации,
определение условий и механизмов ее проведения, выработка мер по поддержке
частного предпринимательства. Как свидетельствует анализ подобных
документов, довлеет формальная- административно- правовая сторона дела.
Однако главное даже не в этом, а в том, что реформирование отношений
собственности, реструктуризация экономики мыслятся и осуществляются
исключительно на уровне отдельных предприятий. Парадоксально, но в принятом
подходе совершенно упускается из вида аспект повышения эффективности
национального производства в целом – в его государственном, национальном
масштабе. Решение этой ключевой задачи как бы переносится ”на потом”,
связывается с бесконечной цепочкой банкротств, санаций, разукрупнения
промышленных ”гигантов”, демонополизацией и прямой ликвидацией предприятий.
Повышение эффективности производства рассматривается только применительно к
отдельным предприятиям. Причем под эффективностью подразумевается
достижение достаточной прибыльности производства безотносительно к сфере
деятельности и производимой продукции.
Вполне очевидно, что такой подход к реформированию отношений
собственности идет вразрез с потребностями обеспечения бесперебойного и
устойчивого хода общественного воспроизводства, игнорирует сложившиеся
кооперационные связи между предприятиями, затрудняет рациональное
использование ресурсного потенциала республики и ослабляет хозяйственную
систему в целом. Вместо ожидаемых ”точек роста” сплошь и рядом появляются
очаги нестабильности.
Для иллюстрации сошлемся на два случая, получивших особо широкую
огласку. Первый касается преобразования знаменитого некогда колхоза
”Рассвет” в АО ”Агропромышленное объединение ”Рассвет” Кировского района”.
Дробление хозяйства на ряд самостоятельных ”фирм”, переориентация на
прибыльные сферы активности – торгово-посредническую деятельность,
транспортные услуги, банковские операции и т.п. – дали с точки зрения
рыночной логики определенный эффект. Однако одновременно (и это более
существенно) пришла в упадок основная сфера деятельности предприятия –
производство сельскохозяйственной продукции. Вдвое сократились сбор
зерновых и поголовье скота, не обновлялся машинно-тракторный парк,
разрушались хозяйственные постройки и т.п.
Второй пример связан с ПО ”Коралл”. Это госпредприятие выпускало
кинескопы для телевизоров (полный цикл производства – от литья экранного
стекла до сборки). В 1996г. предприятие акционировано, а в январе 1997г.
фактически отдано под обещанные 24 млн. долл. Американской фирме ”Вестрей
Инк” (67% акций). Как вскоре выяснилось, фирма была не в состоянии
осуществить модернизацию производства. Договор с ней расторгнут. В итоге
мощное и передовое предприятие оказалось ”у разбитого корыта”. Сейчас здесь
осталась лишь ограниченная сборка кинескопов из комплектующих, поступающих
из Югославии. Проводится разукрупнение. Выделены в самостоятельные субъекты
завод ”Модуль”, инструментальное производство, транспортное хозяйство. К
освобождающимся производственным площадям присматривается бельгийская
компания. Канадская фирма намерена на базе стекловарочных печей
организовать выпуск стеклотары (”евробанки”) до 200 млн. штук в год.[1]
Приведенные примеры, хотя и не типичны, но показывают
несостоятельность попыток реформирования государственной и колхозно-
кооперативной собственности, ориентированного главным образом на отдельные
предприятия и строящегося без учета глобальных интересов. В национальном
хозяйстве в принципе недопустимо решать частные вопросы в ущерб целому.
Отношения собственности общенационального уровня охватывают всю
совокупность наличных условий и факторов производства и включают всю массу
действующих субъектов хозяйствования. Следовательно, чтобы быть
эффективными, отношения собственности должны строится таким образом, чтобы,
с одной стороны, обеспечивать всесторонний охват и максимальное
использование имеющихся в обществе производственных ресурсов и, с другой –
гарантировать расширенное воспроизводство и качественное обновление этих
ресурсов путем интенсивного взаимодействия предприятий в производственной
активности. Более конкретно, эффективность отношений собственности
определяется уровнем их организации, т.е. тем простором, который эта
организация дает для свободного перемещения материальных и нематериальных
ресурсов между предприятиями.
А теперь попытаемся выяснить кто работает эффективнее: государственные
или негосударственные предприятия? Для этого воспользуемся данными,
полученными Центром изучения переходной экономики ИМЭМО Российской Академии
Наук в результате долгосрочного исследования российских предприятий.
Одной из основных целей приватизации в России (как и в Беларуси) было
повышение эффективности предприятий. Однако проведенные исследования, как
правило, не позволяют сделать вывод о том, что перелом в эффективности уже
наступил и предприятия негосударственного сектора работают лучше
государственных. Не подтверждают эти ожидания и исследования, данные по
которым указаны в таблицах 1 и 2[2].
Таблица 1. Доля финансово благополучных предприятий
(месячные данные, усредненные за год, %)
| |1994г. |1995г. |1996г. |1997г. |Среднее |
| | | | | |значение |
| | | | | |за период |
|Негосударственные |25 |28 |17 |22 |23 |
|Государственные |19 |30 |17 |22 |22 |
Таблица 2. Распределение предприятий различных секторов в зависимости от
результатов хозяйственной деятельности за полугодие (квартальные данные,
усредненные за год, % от числа предприятий в секторе)
| |1994г. |1995г. |1996г. |1997г. |Среднее |
| | | | | |значение за|
| | | | | |период |
|Прибыльные | | | | | |
|Негосударственные |60 |59 |45 |34 |50 |
|Государственные |45 |48 |43 |32 |42 |
|Доходы = издержкам | | | | | |
|Негосударственные |22 |32 |24 |22 |25 |
|Государственные |30 |25 |25 |30 |28 |
|Убыточные | | | | | |
|Негосударственные |17 |17 |31 |43 |27 |
|Государственные |25 |27 |32 |38 |31 |
Однако следует заметить, что результаты получены путем прямого
сопоставления показателей хозяйственной деятельности предприятия двух
секторов и в этом отношении являются достаточно грубыми. Хотя и по ним
можно сказать, что предприятия негосударственной сферы немного обгоняют
государственные. А если учесть тот факт, что условия спроса на продукцию
последних в данном периоде были значительно благоприятнее, то можно
заметить, что, если бы у негосударственных предприятий они были такими же,
то их эффективность была бы заметно выше, чем у государственных
предприятий.
Далее в ходе исследования приватизированные предприятия были
дифференцированы на две группы по глубине приватизации: предприятия с долей
государства в акционерном капитале от 25 до 50% (группа А) и с долей
государства менее 25% (группа Б). Эти две группы предприятий сравнивались с
государственными предприятиями – с долей государства в акционерном капитале
более 50%.
Приватизированные предприятия в 1996г., как и в предыдущие периоды
(1993-1995гг.), характеризуются более высоким уровнем экономической
эффективности по сравнению с государственным сектором. Их преимущество по
общему показателю экономической эффективности обусловлено относительно
высоким уровнем средних индивидуальных показателей производительности
труда, рентабельности продукции, фондоотдачи и оборачиваемости оборотных
средств. По коэффициенту оборачиваемости оборотных средств группа А
”просела”. Этот показатель является сравнительно специфическим, поскольку
его дифференциация в большей мере прослеживается не столько по формам
собственности, сколько в отраслевом разрезе, точнее, по видам продукции (в
зависимости от длительности производственного цикла). В основном отставание
предприятий группы А наблюдалось в отраслях со сравнительно коротким циклом
(пищевая и промышленность строительных материалов). В отраслях же с более
длительным циклом ( например, в машиностроении и химии) коэффициент
оборачиваемости на предприятиях этой группы наиболее высокий.
По показателю рентабельности средние характеристики по трем группам
предприятий довольно близки– они составляют –7,8 и –6,5%. При этом если в
1995г. приватизированные предприятия были прибыльными, а государственные -
убыточными, то в 1996г. все предприятия стали убыточными, что
свидетельствует об усилении тенденции к снижению рентабельности продукции
независимо от форм собственности. Можно выделить как объективный фактор
такого снижения – значительное налоговое бремя на фоне усиления конкуренции
(особенно с импортными товарами), так и субъективный – стремление
предприятий скрыть налогооблагаемую прибыль. То, что на приватизированных
предприятиях убытки меньше, чем на государственных, свидетельствует как о
более высокой эффективности частных предприятий, так и о больших их
возможностях разрабатывать адекватный с точки зрения предпринимателя
балансовый отчет.
Как видим, по двум показателям (производительности труда и
рентабельности) наблюдается монотонное повышение эффективности производства
по мере уменьшения доли государства в уставном капитале; по двум другим
(фондоотдачи и коэффициенту оборачиваемости оборотных средств) –
предприятия группы А оказались на последнем месте.
Из-за разницы в оценках по тем или иным показателям невозможно
определить общие результаты работы выделенных групп предприятий. В этой
связи авторами был применен новый подход, позволяющий интегрировать
различные показатели. Значения каждого из рассмотренных четырех показателей
эффективности производства были нормированы от 0 до 1. Затем нормированные
показатели эффективности суммировались с учетом веса каждого показателя,
определенного экспертным путем. В итоге был получен общий показатель
экономической эффективности (рис.5), учитывающий оценки уровня
производительности труда, рентабельности продукции, фондоотдачи и
оборачиваемости оборотных средств.
Общий показатель экономической эффективности составил в 1996г. на
государственных предприятиях 0,094, на предприятиях группы А – 0,184,
группы Б – 0,417. При этом, как видно из рис.5, преимущество
приватизированных предприятий по показателям экономической эффективности
наблюдалось в течение 1993-1996 гг.
Заключение.
В условиях формирования рыночных отношений существенно расширяются
возможности действия всех факторов повышения эффективности производства.
Осуществляются структурная перестройка народного хозяйства, переориентация
его на потребителя; модернизация важнейших отраслей народного хозяйства-
промышленности, строительства, транспорта и связи на основе высоких
технологий; преодоление отставания от мирового научно-технического уровня;
продуманная конверсия военного производства; переход к смешанной
экономике, в которой создаются на равных правах различные формы
собственности; свободное развитие всех коллективных и частных форм
хозяйствования; финансовое оздоровление экономики; органичное включение
страны в глобальные хозяйственные связи. В результате этого сформируется
регулируемое, цивилизованное рыночное хозяйство, которое явится действенным
средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение
эффективности всего общественного производства, приумножение общественного
богатства в интересах повышения благосостояния народа.
Однако все не так просто. И не так легко выполнить все поставленные
здесь задачи. Причины могут быть разного характера - от общего кризиса до
закостенелого сознания руководителей предприятий и фирм. Но нужно двигаться
вперед и находить все новые пути повышения экономической эффективности
производства. Без этого Республике Беларусь нет места среди развитых стран
мира.
Список литературы.
1. Лисицин Н.А. ”Экономика, организация и
планирование промышленного производства”, Минск, ”Вышэйшая школа”,
1990г.
2. Петухов Р.М. ”Оценка эффективности промышленного производства: Методы и
показатели”, Москва, ”Экономика”, 1990г.
3. Руденко А.И. ’’Экономика промышленного производства в условиях рынка’’
Учебное пособие, Минск, 1992г.
4. Руденко А.И. ”Экономика предприятия”, Минск, 1993г.
5. Чумаченко Н.Г. ”Повышение эффективности производства”, Киев, ”Науковая
думка”, 1990г.
6. ”Экономика и организация промышленного производства”,
выпуск 6 – ”Проблемы экономики качества в промышленности”,
Минск, ”Вышэйшая школа”, 1977г.
7. Белорусский экономический журнал №2, 1999г.
8. Вопросы экономики №6, 1998г.
9. Мировая экономика и международные отношения №3, 1999г.
10. Нацыянальная эканамiчная газета №18 (май), 1996г.
11. Экономист №9, 1999г.
12. Экономист №10, 1997г.
13. Экономист №4, 1996г.
14. Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета №3,
1998г.
-----------------------
[1] Белорусский экономический журнал №2, 1999г.
[2] Мировая экономика и международные отношения №3, 1999г.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3
|