Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью
Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том
случае, если они используются в равной степени в отношении всех стран.
Выборочное использование количественных ограничений в отношении отдельных
стран разрешается ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться
равновесия платежного баланса или по соображениям государственной
безопасности.
Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению
"добровольного" количественного ограничения, которое принимает на себя
экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано
долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в
многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное"
ограничение экспорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно"
ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изделий из
него, также некоторых других видов продукции. В случае отказа экспортера
сократить объем вывоза продукции страна-импортер может осуществить более
жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза.
Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения
экспорта. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в течение
четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также
устанавливает порядок проведения расследований, предваряющих введение
защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия
"серьезного ущерба", причиняемого национальной промышленности, отсутствие
которых в прошлом часто способствовало неоправданному введению подобных
мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в
течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и
повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной
промышленности.
Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии
с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими
товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.
5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по классификации ГАТТ
- это ограничения, связанные с механизмом платежей: импортные депозиты -
средства, вносимые в банк импортером как гарантия последующей оплаты, что
приводит к замораживанию денежных средств: налоги и налоговые льготы.
Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошлины
регулируются на международном уровне, и государства вынуждены с этим
считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные
налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело
государства. В стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, налоги
иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в
стране происхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить
двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние
соглашения.
Среди соглашений ГАТТ важными являются договоренности по мировой торговле
отдельными группами товаров, например молочными продуктами и говядиной, в
соответствии с которыми вводятся некоторые ограничения на государственное
регулирование цен на них, их производство и экспорт. В результате
переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошлины на некоторые
виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное
оборудование, офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для
российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм
регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных
тарифов.
На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно-
правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации -
Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные
соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО.
ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее
либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении
тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого
товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением
подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-
политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и
доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей
информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО
создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой
торговле товарами и услугами.
Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной
регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением
международных правил торговли.
3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности в РФ.
Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности используется в настоящее время в России. Новое в
государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в
самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет
содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается,
содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые
задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования
ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных
экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД
и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со
стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего
законодательства, обеспечения национальной безопасности.
В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм
и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях
административно-командной экономики, принципах. Эти принципы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в
ст. 4 Закона. Среди них:
- равенство участников ВЭД и их недискриминация;
- защита государством прав и интересов участников ВЭД;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во
внешнеторговую деятельность предприятий.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное,
кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение
экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в
связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются
на действующем законодательстве.
Одной из важнейших функций государства является разработка концепции
внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе
которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России
господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой
выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и
идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание
во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать
конкурентные преимущества России, анализировать состояние
внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.
В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в
указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:
- рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в
МРТ;
- повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;
- расширение рынков сбыта и изменение их географии;
- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;
- развитие инфраструктуры ВЭД.
Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими
странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или
"конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к
мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права
самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению
стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.
Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в
современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию
России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую
экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика
представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место
в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта,
повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие
прогрессивных форм международной производственной и научно-технической
кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации
инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель -
производственно-инвестиционная, или стратегическая.
Главными признаками этой модели являются:
- охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество
может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и
инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):
- расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе
взаимных экономических интересов;
- совпадение с мирохозяйственной сферой.
Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-
импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным
кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые
технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех
стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и ее переработке,
при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда
вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки.
Международная кооперация способствует повышению эффективности как добычи,
так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и
готовая продукция. Например, эффективность экспорта круглого леса
составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов
- 169%.
Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при помощи
использования отработанных мировой практикой приемов и средств
государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в
Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых,
предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно-
технические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений;
во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих,
направления создания модели:
- расширение иностранного инвестирования;
- установление прямых производственных связей между предприятиями;
- совместное предпринимательство;
- интеграция отраслей;
- налаживание сотрудничества между территориально - производственными
структурами;
- совершенствование структуры внешнеэкономического комплекса.
Целью государственного регулирования является создание правовых,
экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную
внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе
государство должно создавать условия реализации стратегической цели,
определенной в Федеральной программе развития экспорта: "совершенствование
структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный
процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на
основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой
продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта,
использования прогрессивных форм международного торгово-экономического
сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса
задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во
внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При
решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше,
должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы:
1. Учет требований международных организаций, например:
- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования;
- Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их
унификации:
- Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных
видов товаров, например, текстильных;
- специализированных организаций ООН;
- МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому
требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и
оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в
военных целях.
2. Либерализация внешней торговли.
3. Торговля по мировым ценам.
4. Введение реального валютного рынка.
5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами.
В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в
области внешней политики, которые будут способствовать реализации
стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во
Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая
политика России с любым государством превращается в многостороннюю с
возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложнением
процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с
согласованием встречных требований и многим другим.
Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными странами,
предусматривающих либерализацию взаимной торговли, решение на уровне
межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству
проблем структуры и динамики торговых потоков между заинтересованными
странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве
способствует продвижению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на
его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и
стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на
территорию ФРГ.
В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование
торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному
протекционизму стран - участниц региональных группировок.
Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения
двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций
российских торговых представительств за рубежом по консультированию и
информированию участников ВЭД, а также государственных органов и
общественных объединений.
Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к
государствам - членам СНГ. Экономические интересы России во многом
определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимосвязью
государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в
отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Реформы и
развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на:
- развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в
масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение
(прежде всего продовольственное) населения;
- сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта
российской готовой продукции;
- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие
союзные республики;
- гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций,
обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;
- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных
преобразованиях производства, в оптимизации размещения производственных
сил.
Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья
рассматривается правительством как один из рычагов оздоровления российской
экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения
полноправного членства России в мировом сообществе. В этой связи предметом
первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ
должны стать:
- выполнение обязательств по взаимным поставкам;
- ликвидация задолженности по товарным поставкам;
- возврат ранее предоставленных кредитов;
- недискриминационный режим транзита российских товаров
по территориям этих стран.
В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет
осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания
Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и
механизме поддержки производственной кооперации предприятий и отраслей
государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В
соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной
кооперации и специализации производства не применяются:
- ввозные и вывозные пошлины;
- налоги;
- акцизы;
- количественные ограничения.
Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет
перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают
контракты с предприятиями- партнерами других государств.
В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Беларусь,
Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией "Об углублении
интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей
интеграции - формирование единого экономического пространства.
Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и
стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов,
обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер
следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими
экспортерами правил международной торговли, например, связанных с
ценообразованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г.
№ 1248 предусмотрены санкции к российским предприятиям, прибегающим к
методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники
ВЭД должны получать квалифицированные консультации по мировым ценам на
продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень
организаций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов
цен.
Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1
июля были временно введены антидемпинговые пошлины на ввоз бесшовных труб
из железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от
таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие
уральские заводы, а также Таганрогский металлургический завод, который
поставлял в Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам
ниже мировых. Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в
ЕЭК с требованием начать процедуру антидемпингового расследования, так как
из-за экспансии на итальянский рынок бесшовных труб Таганрогского
металлургического завода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре
Страницы: 1, 2, 3
|