Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь
Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь
Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
План.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
Введение.
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу
минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно
толкает производителя на сокращение издержек производства и цен,
стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров.
При этом, конкуренция является обязательным условием существования
рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок
как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции -
естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты
побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема
создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для
переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать
условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной
среды.
Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции
отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей,
получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции.Если
предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции,
рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою
работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не
на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач
(содержание социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т.д.).
Таким образом, Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый
потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к
серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к
потере экспортных рынков.
1 глава. Понятие конкуренции.
3 Сущность конкуренции и ее значение.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного
языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение»,
«состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных
направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные
группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим
благом».[14, c. 16]
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько
стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий
подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность
взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей,
которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более
выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом
конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для
неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали
конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги
потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании,
означает, что количество благ недостаточно в сравнении с по Наряду с
поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию
стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая
впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А.
Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной
западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция»
чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется
конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько
велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма
одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем
изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы
фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые
господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания
оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того,
кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или
невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое
воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в
противном случае — об одной из разновидностей конкуренции
несовершенной».[7, c. 38]
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее
определения в классической теории, не проводившей различия между
конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду
лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов
настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы
независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают
сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком
конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером
на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был
расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий
«конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин
«соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов,
направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на
рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов,
предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка.
Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики
модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в
экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а
также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с
именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического
развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу
ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые
пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача
предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной,
не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он
может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех
предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают
не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек
рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По
его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение
цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком
направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке
только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только
«процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве
необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40]
Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным
характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью
поступков людей. Более того, он пологает, что конкуренция ценна лишь
постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех
, которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя функциональный
понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей
“правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции,
они просто хотели заострить внимание на принципиальной важности
определенных последствий конкурентной борьбы.
[7, c. 40]
Cуществуют и другие определения конкуренции. Конкуренция – это
сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С
известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной
формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не уступить,
не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы
выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует
надежнее всех иных стимулов.[6, с. 238]
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства
за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между
обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение
своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ,
оказанием услуг одним и тем же потребителям.[12, с. 177]
Конкуренция — это экономический закон рыночного хозяйства. Она
происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди
покупателей.
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за
удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением
работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители
(продавцы) стремятся как можно дешевле производить товары и дороже их
продать. Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее
выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с.
144] и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования
пропорций общественного производства.[12, с. 178]
Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести
качественные товары, и как можно дешевле.
В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать
подороже, вторые — купить подешевле.
В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о
сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества
товаров и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно
согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся
на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно
конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке
используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке,
- тип производимой продукции,
- способность отдельного производителя и потребителя влиять на
рыночные цены,
- барьеры на пути вступления в отрасль,
- отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция существует там, где между субъектами возникает
соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон
конкуренция выражает причинно- следственную зависимость между интересами
субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии
экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Как живительная
сила рыночной экономики, она способствует развитию производства и повышению
его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие
товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей.
Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений
научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров,
вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и
реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества
товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей.
Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга.
Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек
производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического
прогресса.
Конкуренция имеет и негативные стороны:
1) обостряет противоречия экономических интересов,
2) чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе,
3) обусловливает рост непроизводительных издержек,
4) побуждает создание монополий,
5) отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
6) не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного
пользования (дороги, общественный транспорт),
7) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие
животные, полезные ископаемые).
С конкуренцией связываются также такие явления, как :
- ухудшение материального положения определенной части населения,
- безработица,
- социальная несправедливость.
- противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое
расслоение.
Без вмешательства государственных структур конкуренция может
превращаться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции
и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в
своих законах определяет ”правила игры” соперников. В этих законах
фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции,
устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
[13, c. 244]
Кроме этого, конкуренция выполняет следующие функции:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель
должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (
суверенитет потребителя ) . Отсюда и факторы производства под влиянием
цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая
потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск
одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или
производят ее с меньшими производственными затратами , получают
вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это
стимулирует технический прогресс;
- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или
нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке , получают
наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные
санкции ) .
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более
высокой продуктивности , но и позволяет распределять доход среди
предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным
вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу
вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В
то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора
среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция , тем
справедливее цена.[10, c. 123]
1.2 Виды конкуренции.
Исторически конкуренция возникала в условиях простого товарного
производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился
создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в
ущерб остальным участникам рыночного обмена . По мере усиления зависимости
мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на
производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась . появилась
возможность усиления хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации
их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь
конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она
выступает как важное средство развития производства и существует в
различных формах.[12, c. 178]
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям :
а) по масштабам развития,
б) по своему характеру,
в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место
под солнцем”- выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и
услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);
3) отраслевой ( в одной из отраслей рынка идет борьба за получение
наибольшего дохода);
4) межотраслевой ( соперничество представителей разных отраслей рынка
за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения
большего дохода);
5) национальной ( состязание отечественных товаровладельцев внутри
данной страны);
6) глобальной ( борьба предприятий ,хозяйственных объединений и
государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1) свободную
2) регулируемую.
По методам ведения конкуренция делится на :
- ценовая,
- неценовая.[11, c.112]
В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы.
Марксизм о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф.
Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в
современном гражданском обществе войны всех против всех.
Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на
разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две
формы капиталистической конкуренции:
- внутриотраслевую,
- межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями,
производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта,
за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно
необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[13,
c. 246] Общественная стоимость товаров, устанавливающуюся в результате
внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной
стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину
последней влияет спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения
рыночная цена устанавливается выше стоимости , а если предложение больше
спроса ,то рыночная цена ниже стоимости.[12, c. 179] Внутриотраслевая
конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости
и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли
предпринимателей различных отраслей производства.[13, с. 246] Стимулируя
технический процесс и повышение производительности труда на предприятиях,
она в то же время выступает как тормоз их развития , т. к. порождает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|