рефераты скачать

МЕНЮ


Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

центра и отраслевым знаком Прогресса за техническое перевооружение

предприятия, разработку и производство высококачественных ликеро-водочных

изделий.

Мордовская водка успешно конкурирует как на общероссийском, так и на

региональных рынках. Только по межрегиональным договорам в текущем году АО

"Мордовспирт" отгружено продукции на 180 млрд рублей, с том числе на 52

млрд в Удмуртию, на 32 млрд в Астраханскую область, на 26 млрд в

Свердловскую и в другие. Не случайно на предприятиях акционерного общества

размещен заказ на производство водки "Довгань". Между корпорацией "Довгань"

и АО "Мордовспирт" заключен контракт на 150 тысяч декалитров, в том числе

"Славянская", "Минная", "Можжевеловая", "Апельсиновая", "Кофейная". И на

каждой бутылке, кроме довганевской этикетки, будет стоять товарный знак АО

"Мордовспирт" - произведено в Мордовии. [25, с. 39-43]

Трудно не согласиться с тем, что электроэнергетика является стержнем

экономики любого государства. Однако ситуация в данной отрасли экономики

России приближается к катастрофе: 40% из всех работающих в стране

энергетических мощностей сегодня уже исчерпали свой физический ресурс.

Немало проблем у этой отрасли и в Мордовии. Особую организационную и

финансовую поддержку со стороны правительства Республики Мордовия проект

Мордовской ГРЭС получает в последние два года.

К реализации проекта Мордовской ГРЭС, кроме РАО "ЕЭС России",

проектных и научно-исследовательских институтов нашей страны была

подключена энергетическая корпорация Великобритании "ПАУЭР-ДЖЕН", которая

оказывает технологическую поддержку по экологической части проекта, по

подготовке пакета-заявки в Европейский банк реконструкции и развития

(ЕБРР), а также по другим направлениям.

Агропромышленный комплекс - крупнейший сектор народного хозяйства

республики, от состояния дел в котором во многом зависит экономическая и

социальная обстановка на ее территории. Одной из основных задач развития

агропромышленного комплекса Республики Мордовия на 1996-2000 годы является

приоритетное направление инвестиций в наращивание производственного

потенциала перерабатывающей промышленности, реконструкцию и техническое

перевооружение предприятий, переориентация в инвестиционной политике на

сочетание крупнотоварных современных предприятий с предприятиями средней

мощности, а также строительство перерабатывающих цехов в отдельных сельских

районах республики для использования сырья, не требующего глубокой

переработки.

Проектом "Производство экологически чистых овощей" предусматривается:

9. Реконструкция цеха по производству консервов в ТОО "Тепличное".

10. Строительство цеха по производству плодоовощных консервов в совхозе

"Мордовский" Ардатовского района.

11. Реконструкция кондитерского цеха на овощесушильном госпредприятии

"Темниковскпй".

Источниками финансирования этих объектов будут собственные средства,

республиканский и муниципальный бюджеты, кредиты на конкурсной основе и

другие источники. А значит, прежде всего, - это широкое поле деятельности

для инвесторов. [3, с. 12-15]

"Островом процветания" в Мордовии журналисты назвали Саранскую

пивоваренную компанию. Сейчас оно вошло в состав российско-джерсийской

фирмы "САН групп офкомпаниз", учрежденной в Англии и имеющей

представительства в Нью-Йорке, Лондоне и Москве. Образовалось совместное

предприятие, в котором объединились, наряду с саранским, еще четыре

российских пивоваренных заводов из Перми, Курска, Екатеринбурга и Иванова.

Мордовский "Пивовар" стал АО закрытого типа "Саранская пивоваренная

компания". Эта группа российских производителей изготовляет солод,

различные виды пива и безалкогольных напитков. Саранский пивзавод вошел в

компанию САН в 1993 году. Его проектная мощность составляет 7,2 млн тонн

пива и 20 тыс. тонн солода в год. САН произвела значительные

капиталовложения в развитие и модернизацию производства. Это позволило

увеличить объемы производства, улучшить качество и увеличить сроки годности

продукции. Результат: на последней выставке "Пивоиндустрия-97" в Москве

саранское пиво "Толстяк" завоевало три золотые медали. [3, с. 19]

Основным конкурентным преимуществом мордовских предприятий является

наличие свободных производственных площадей, незаконченных объектов с

высокой строительной готовностью, а также высококвалифицированной и

относительно дешевой рабочей силы. Поэтому наиболее предпочтительным

является привлечение иностранных инвестиций для развертывания на территории

Республики Мордовия производств на базе импортного оборудования и

комплектующих с использованием передовых технологий.

Заключение

Анализ, проведенный В.В. Поповым относительно состояния российской

экономики в начале 90-х годов. позволяет судить о том, что в этот период

экономика России, как и других стран СНГ, оказалась в худшем состоянии, чем

большинство стран Восточной Европы и Балтии, не говоря уже о Китае. Реформы

России пошли по “третьему пути”, отличному как от шоковой терапии, так и от

китайского постепенного перехода. Мгновенная (а не постепенная)

либерализация цен, введение конвертируемости национальной валюты, попытки

быстрых структурных реформ (приватизация) и, конечно, демократический

политический режим - все это роднит российские реформы с

восточноевропейской и балтийской моделью, тогда как сохранение заниженных

цен на топливо и энергию, открытого и скрытого субсидирования многих

предприятий и целых отраслей, низкая безработица позволяют проводить

параллели с Китаем. [21, с. 3-15]

Издержки российского “третьего пути” оказались очень высокими –

падение производства в России оказалось намного выше, чем в Китае и в

большинстве стран Восточной Европы и Балтии. В то время как в странах

Восточной Европы, наиболее последовательно осуществлявших радикальные

реформы, падение производства продолжалось 2-3 года и составило 25-30% в

год, в России, как показывает анализ, объем выпуска в промышленности за 2

года (с1992 по 1994) снизился на 70%. На 60% упал выпуск продукции в

машиностроении и металлообработке. Наиболее сильный спад произошел в легкой

промышленности, где объем выпуска снизился на 42%. В электроэнергетике

выпуск продукции в 1994 г. по сравнению с 1990 г. составил 87%

А.С. Зелтынь также согласен с тем, что преодоление негативных

тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для его

роста и необходимых изменений в отраслевой и технологической структуре вряд

ли возможна без разработки базирующейся на цивилизованном партнерстве

государства и бизнеса, стратегии промышленного развития страны и

государственной промышленной политики как одного из инструментов реализации

такой стратегии. [11, с. 59-62]

Стратегия промышленного развития страны, по его мнению, предполагает

определение основных целей в более или менее долгосрочной перспективе

основных препятствий на пути реализации этих целей и средств преодоления

этих препятствий и достижения поставленных целей.

К важнейшим стратегическим целям развития промышленности России А.С.

Зелтынь относит сохранение и усовершенствование основных элементов

инфраструктуры жизнеобеспечения; повышение качества жизни (физическое и

психическое здоровье нации, экология, образование и жилье); поддержание

достаточного уровня обороноспособности страны.

Основные препятствия на пути реализации этих целей заключаются в

продолжающемся развитии глубокого и затяжного общеэкономического и

промышленного кризиса, не сопровождающегося позитивными сдвигами в

технологической структуре промышленного производства, отсутствие

критической массы способных к саморазвитию промышленных фирм, дефиците

инвестиционных ресурсов.

Государственная промышленная политика России должна быть

ориентирована на преодоление этих препятствий и носить инициативный

характер, опираясь на видение желательного образа ее структуры в более или

менее долгосрочной перспективе. Важным направлением государственной

промышленной политики должно стать смягчение негативных социальных

последствий изменений в структуре промышленных производств.

Необходимо также активная деятельность по повышению эффективности

управления промышленными предприятиями, остающимися в собственности

государства. Дополняя и обобщая сказанное выше, отметим, что комплекс мер,

определяющих суть и эффективность промышленной политики в России должен

включать:

1) стратегическое целеполагание;

2) мобилизацию инвестиционных ресурсов;

3) макроэкономическую политику;

4) формирование эффективной организационной структуры промышленности;

5) арсенала конкретных инструментов. [4, с. 10-11]

Стратегическое целеполагание включает, во-первых, определение

стратегических приоритетов промышленной политики. Важнейшими критериями

здесь должны, думается, стать имеющиеся конкурентные преимущества на

мировом рынке, воплощенные в первую очередь в высоких технологиях. В этой

связи фундаментальной целью промышленной политики становится эффективная

интеграция в мирохозяйственные связи; во-вторых, – формирование действенной

концепции реструктурирования секторов промышленности, в особенности

отнесенных к стратегическим приоритетам (оборонная, аэрокосмическая и

автомобильная отрасли; судостроение; производство оборудования для

финансовой сферы, образования, здравоохранения, информатики и для

телекоммуникаций; новые технологии, материалы и лекарства;

электроэнергетика, информационно-телекоммуникационная и торгово-

транспортная инфраструктура промышленности; и т.д.). Концепция должна дать

четкие ответы на вопросы: какие секторы (и с использованием каких

инструментов) государство собирается поддерживать, а какие производства

ликвидируется; какие модели организации отраслей будут реализовываться

(ограничения на вертикальную интеграцию, границы допустимой горизонтальной

диверсификации и т.д.).

Мобилизация инвестиционных ресурсов предполагает, во-первых,

реформирование банковской системы, нацеленное на "связывание" избыточных

сбережений и повышение эффективности управления инвестиционным процессом.

Во-вторых, – аккумулирование бюджетных средств, резервных фондов

предприятий и средств населения, гарантированных государством, на счетах в

уполномоченных банках, обеспечивающих их использование для предоставления

долгосрочных инвестиционных кредитов или размещающих в государственные

облигации.

В случае успешного продвижения по указанным приоритетным направлениям

будут существенно упрочены предпосылки изменения объектной направленности

промышленной политики. Речь идет о перспективе ее переориентации на

непосредственное решение задач научно-технического прогресса, освоения на

конкурентоспособном (по меркам мирового рынка) уровне наукоемких

производств, поэтапной модернизации материально-технической базы всего

народного хозяйства.

Но к такому повороту необходимо готовиться, и в рамках этой подготовки

важно развернуть на государственном уровне соответствующие исследования,

включая разработку перспективного прогноза основных линий научно-

технического прогресса. Опыт широкомасштабной прогнозной деятельности у нас

имеется: с 70-х годов под руководством Президиума АН СССР и

Государственного комитета СССР по науке и технике разрабатывалась

"Комплексная программа научно-технического прогресса СССР" на 20 лет – по

пятилетиям программируемого периода (в частности, в 1982 г. – на 1986-2005

гг., а в 1988 г. – на 1991-2010 гг.). В исследованиях участвовали сотни

академических и ведомственных институтов, объединенных общими целями,

программой и методикой формирования итоговых материалов. Институты

естественного и технического профиля определяли наиболее значимые

направления научно-технического прогресса в соответствующих областях, а

институты экономические создавали на базе этих данных прогностическую

модель динамики и структуры народного хозяйства – с учетом изменения в

различные периоды ресурсных возможностей, необходимости постоянного

обеспечения сбалансированности экономики и достижения высоких показателей

народнохозяйственной эффективности, императивности улучшения качества жизни

населения страны и социальной ситуации в целом. [27, с. 12-14] Проведение

аналогичного рода исследовательской работы, пусть в меньших масштабах, но с

учетом принципиально новых реальностей в хозяйственной эволюции, помогло бы

сформировать широкую научную базу государственной промышленной политики

России на долгосрочную перспективу

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев А.В., Н.Н.Кузнецова. Дожить до подъема: ситуация в

российской промышленности // ЭКО.-1998.-№5.-С.37.

2. Аукуционек С.П.Опросы промышленных предприятий//ЭКО.-1996.-№6.-

С.10-12.

3. Булатов А.С “Экономика”, изд. “Бек” М.-1997

4. Батчиковым С., Петровым Ю. в статье «Промышленная политика в

реформационном выборе России» // «РЭЖ».-1997.-№10.-С.10,11

5. Василевский З. “Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-

1997 годы” // Эксперт 1997 г. №47, 8 декабря.

6. Дробышева И. “Иностранные инвесторы предпочитают 100% -контроля”.,

// Золотой рог. 1998 г. 24 февраля.

7. Дробышева И. “Сибирь и ДВ: “Дайва-фонд” набирает темп”., //

Золотой Рог. 1998 г. 24 марта.

8. Дробышева И. “Приморье - Республика Корея: Пока будет только

торговать”., // Золотой Рог . 1998 г. 7 апреля.

9. Журнал Маркетинг. № 2 / 1999 год.

10. Журнал Консультант. № 8, 9 / 1999 год.

11. Зелтынь А.С. Трансформация российской промышленности и направления

государственной промышленной политики // ЭКО. – 1999. – № 5. – С.

59-62.

12. Крецу Н., Коротченков А. “Инвестиционная деятельность в Приморском

крае”, // Проблемы Дальнего Востока 1998 г. № 1.

13. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики //

Российский экономический журнал.–1998.-№9-10.-С.10-18;

14. Курьеров В.Г. Экономика России в 1995-1996 гг.: тенденции года

(1995) // ЭКО.-1996.-№6.-С.3-10

15. Кушлин В. Проблемы реальной экономики на фоне финансовых кризисов

// Экономист.-1999.-№3.-С.3

16. Липсиц И.В. “Экономика”. Москва. “Вита-Пресс”. - 1996г.

17. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты

экономической безопасности России// Внешнеэкономический бюллетень

1998 № 4.

18. MATTHEW KAMINSKI “Прямые иностранные инвестиции”, // Финансы и

кредит. № 5 (29) , 7. 97 май.

19. Основы экономики. Ростов-на-Дону, “Феникс”. - 1996г. под редакцией

О.Ю. Мамедов.

20. Петрова И. “Подписан еще один меморандум”. // Золотой Рог 1998 г.

24 марта.

21. Попов В.В. Экономика России в 1992-1994 гг.: общие тенденции //

ЭКО.-1995.-№ 2.-С.3-15.

22. Российский статистический ежегодник : статистический сборник //

Госкомстат России.-Москва.,1997.-749с.

23. Свириденко В. “В ожидании иностранных капиталовложений”, //

Экономика и жизнь 1998 г. № 13 март.

24. Свиридонова Е. “Лекарство для пугливого инвестора”, // Экономика

и жизнь 1998 г. № 13 март.

25. Смирнов В. “К задействованию внебюджетных источников

финансирования”// Российский экономический журнал.-1997 г. - №5-6.

26. “Иностранные инвестиции в России современное состояние и

перспективы” Москва “Международные отношения” 1995 г., под ред.

Фаминского И.П.

27. Фальцман В. Как разрабатывалась Комплексная программа Научно-

технического прогресса (из воспоминаний участника) // Российский

экономический журнал. – 1994. – №11.

28. Филатов К. “Иностранные инвестиции в экономику России”, //

Статистическое обозрение 1998 г. № 2.

29. Экономика России в 1996 г. // ЭКО.-1997.-№5.-С.27-35

Приложение 1

Распределение по отраслям иностранных инвестиций на 01.01.97 г. [7, с.

43]

|Отрасли |Удельный вес инвестиций |

|Финансы, кредит, страхование и пенс. |18,9% |

|обеспечение | |

|Топливная промышленность |12,9% |

|Пищевая промышленность |12,4% |

|Общая коммерческая деятельность по |13,7% |

|функционированию рынка | |

|Транспорт и связь |5,2% |

|Лесная, деревообрабатывающая и |5,3% |

|целлюлозно-бумажная промышленность. | |

|Машиностроение и металлообработка |6,2% |

|Торговля и общепит |6,5% |

|Другие отрасли |18,9% |

Приложение 2

Прямые иностранные капиталовложения по регионам России

(нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.)

|Всего |4250951,4 |

|Северный район |952109,2 |

|В том числе Республика Коми |490,266,2 |

|Архангельская область |440593,7 |

|Северо-западный район |228589,9 |

|в том числе г. Санкт-Петербург |224611,4 |

|Центральный район |1426712,5 |

|в том числе г. Москва |1283194,0 |

|Волго-Вятский район |234534,7 |

|Центрально-Черноземный район |17126,5 |

|Поволжский район |143341,9 |

|Северо-Кавказский район |85455,5 |

|Уральский район |82386,6 |

|Западно-Сибирский район |625409,1 |

|В том числе Тюменская область |484817,2 |

|Ханты-Мансийский округ |244603,9 |

|Восточно-Сибирский район |64886,6 |

|Дальневосточный регион |374535,9 |

|Калининградская область |15863,0 |

По материалам Российского статистического ежегодника

Приложение 3

Инвестиционная деятельность в Мордовии (на 1 января 1992 г)

|Наименование предприятия |Сумма, тыс. |Доля зарубежных |

| |долл. |партнеров в |

| | |уставном |

| | |капитале, % |

|АО "Лисма" |1074397,1 |18,9% |

|АО "Резинотехника" |37389,8 |12,9% |

|АО "Сарансккабель" |102348,0 |12,4% |

|АО "Биохимик", |391843,9 |13,7% |

|АО "Электровыпрямитель" |202731,3 |5,2% |

|ОАО"Ламзурь", |23393,0 |5,3% |

|"Мордовцемент" |23080,3 |6,2% |

|"Связьинформ" |326126,8 |6,5% |

|"Саранский приборостроительный завод" |25924,7 |18,9% |

|"Центролит" |20520,4 |4,8 |

|"Рузхиммаш", |138570,9 |5,2 |

|ГП "Саранский аэропорт" |221195,9 |0,5 |

|АО "Сарэкс" |649152,0 |7,7 |

|АО "Мордовспирт" |9417,2 |15,3 |

|ОАО "Мордовэнерго" |238352,5 |3,6 |

|Всего |Более 924, 3 |56, 6 |

| |млн | |

По материалам Российского статистического ежегодника

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.