Планирование на предприятии
нашу продукцию доступны широкому потребителю города.
В дальнейшем планируется регистрация собственного торгового знака
«Грант».
IV раздел: Рынок и маркетинг
В этом разделе следует определить и оценить рыночные возможности
бизнеса. Оценить существующие и потенциальные потребности продукции или
услугах. Дается точная и реалистическая оценка состояния конкуренции,
сильных и слабых сторон фирмы по сравнению с другими предприятиями.
Характер используемого материала и методы его подачи существенно зависят от
специфики рынка, продукции и предприятия.
Анализ внешней среды является важным и необходимым для принятия верных
управленческих решений. Обычно процесс исследования рынка включает в себя:
- составление конкуренции на рынке;
- основные потребители;
- тенденция изменения рынка;
- организация сбыта.
Используя данные анализа, освещаются следующие вопросы:
- потенциальные потребители продукции (фирмы, индивидуальные
потребители), их территориальная принадлежность, численность
будущих клиентов; мотивы покупок;
- особенности сегмента рынка, на который ориентируется фирма (степень
удовлетворения потребностей, демографические особенности,
географические границы, тенденции развития);
- емкость рынка и перспективы его развития;
- характер спроса: постоянный, сезонный, циклический;
- характеристика конкурентов. Конкурентная стратегия: потеснить
конкурентов, занять свою нишу;
- конкурентные преимущества фирмы;
- трудности входа на рынок (нехватка средств, времени,
технологические ограничения, инерция спроса, большая себестоимость,
отсутствие сбытовой сети и т.д.).
Наша фирма имеет очень хорошее представление о потенциальных
конкурентах. Самыми серьезными из них являются: «Академия», «Эльдорадо»,
«Северный блок», которые торгуют в основном импортной техникой, имеющей
высокую цену доступную узкому кругу потребителей, и не занимаются ее
выпуском.
Основные потребители нашей продукции семьи города Томска со средним
уровнем дохода.
Рынок сбыта имеет тенденции к умеренным колебаниям.
Сбыт своей продукции мы планируем расширять через сеть фирменных
магазинов, мастерских по обслуживанию и ремонту нашей продукции, а также
через рекламу на телевидении и средствах массовой информации.
Потенциальными потребителями продукции являются: население г. Томска,
в дальнейшем соседних регионов, рестораны, гостиницы, прачечные и т.д.
Возможности развития местного производства велики, т.к. потребность в
такой продукции не удовлетворена полностью в связи с тем, что рынок
наполнен дорогостоящей импортной продукцией, а покупательская способность
населения низкая. Характер спроса на данную продукцию постоянный, не
подвержен сезонным и циклическим колебаниям.
Фирмы-конкуренты имеют хорошо оборудованные торговые площади, широкую
рекламную компанию, ремонтные мастерские, поэтому сбыт бытовой техники у
них организован на высоком уровне, но они не производят собственной
продукции, которая подразумевает более низкие цены, поэтому конкурентная
стратегия нашей фирмы – «занять свою нишу».
Трудности входа на рынок города заключаются в нехватке средств и
отсутствии сбытовой сети.
V раздел: Стратегия маркетинга
В этом разделе описываются основные составляющие маркетинга:
ценообразование, сбыт, система продвижения товара на рынке. Цель – описать
стратегию маркетинга, которая позволит выйти на уровень продаж и прибыли,
которые указываются в финансовом плане.
В этом разделе описывается:
- подход в системе ценообразования. Предполагается система скидок.
Сравнение с существующим уровнем цен;
- организация сбыта продукции. Внутренняя служба сбыта. Каналы сбыта.
Оптовики и розничные торговые фирмы. Дается описание каналов сбыта
с указанием фирм (штатных и внештатных сотрудников), привлекаемых к
реализации продукции;
- система продвижения товаров на рынке. Примерный объем затрат.
Организация рекламы. Стимулирующие мероприятия. Паблисити;
- стратегия роста. Выход на другие сегменты рынка, дифференциация
продукции.
Наша фирма принимает стратегию рынка – «совершенствование рынка». Эта
стратегия эффективна при растущем или насыщенном рынке. Она предполагает
деятельность, направленную на расширение рынка сбыта через снижение
себестоимости и цен, предоставление дополнительных услуг, модернизацию
товара.
На местном рынке сформировалась довольно высокая цена на аналогичную
продукцию, т.к. фирмы-конкуренты продают дорогостоящую импортную продукцию,
не производя своей. Мы же планируем достигнуть более низкой цены за счет
использования материалов и комплектующих местных производителей: ТНХК, ЗАО
«Контур», ЗАО «Сибэлектромотор» и других. Также планируется установить
гибкую систему скидок: предпраздничные дни, при покупке товара на крупную
сумму, при выпуске новых более усовершенствованных моделей на выпускаемые
ранее. Учитывая вышеизложенное, цена на нашу продукцию окажется более
низкой по сравнению с существующей и доступной потребителю с невысоким
достатком.
Фирма планирует открыть сеть фирменных магазинов, с комплексом услуг
(по установке, доставке, подключению нашей продукции), также планируется
сотрудничество с оптовыми фирмами, используя при этом широкую рекламную
компанию, через средства массовой информации, телевидение, щитовую рекламу,
а также организацию презентаций и ярмарок.
В дальнейшем при расширении ассортимента продукции мы будем привлекать
большее количество потребителей, и планируем выход на региональный рынок,
т.к. в регионе также отсутствуют конкурентные фирмы производящие крупную
бытовую технику.
VI раздел: Производственная деятельность
В этом разделе следует указать потребность в помещении, оборудовании и
трудовых ресурсах, необходимых для достижения целей, описать систему
снабжения. Демонстрируется высокий уровень продуманности технологического
процесса и механизм контроля качества продукции.
Отражается следующее:
- расположение помещений, потребность в ремонте;
- схема производственного процесса;
- состав необходимого оборудования, его поставщики, условия поставок,
стоимость;
- сырье и материалы – поставщики, ориентировочные цены, норма запаса;
- наличие альтернативных источников снабжения сырьем и материалами;
- экологичность и техническая безопасность производства. Контроль
качества;
- требования в отношении трудовых ресурсов;
- возможности снижения прямых и накладных расходов;
- система обслуживания и сервиса.
Фирма планирует арендовать помещение, которое находится в Южном округе
г. Томска. Некоторые помещения требуют незначительного ремонта, в связи с
этим удалось добиться снижения арендной платы.
Производственный процесс будет заключаться от выпуска пластиковых
корпусов, до окончательной сборки агрегатов.
Сырье и материалы будут закупаться у местных производителей, норма
запаса – 2-3 недели бесперебойной работы предприятия. На случай срыва
имеется договоренность с поставщиками из соседних регионов.
Особенное внимание обращено на экологичность и качество закупаемых
сырья и материалов, а также техническая безопасность производства. Контроль
качества ведется на всех уровнях производства.
За счет того, что на предприятие принимаются только квалифицированные
рабочие, проходящие постоянную переподготовку и повышение квалификации,
планируется увеличение производительности труда, при остающемся высоком
качестве продукции и снижение прямых и накладных расходов.
При фирме будет открыт ряд мастерских по ремонту и обслуживанию
выпускаемой продукции.
VII раздел: Управление и право собственности
Данный раздел представляет особый интерес, так как средства обычно
вкладываются в людей, а не в идеи. Следует показать, что менеджеры и
персонал предприятия отличаются компетентностью и могут успешно заниматься
бизнесом.
В этом разделе указывается:
- организационно-правовая форма бизнеса. По товариществам указываются
условия создания и партнерства, по акционерным обществам – основные
пайщики и принадлежащие им доли, количество привилегированных и
обыкновенных акций. Указывается доля государственной собственности
в уставном фонде;
- для акционерных обществ: состав совета директоров, краткие
биографические справки, телефоны, степень вовлеченности в
деятельность предприятия;
- для открытых акционерных обществ: сколько акций уже выпущено,
возможность дополнительной эмиссии;
- организационная структура управления предприятием, команда
управляющих, распределение обязанностей между ними, формы и условия
оплаты труда;
- предполагаемые изменения в структуре управления в соответствии с
требованиями проекта, в том числе планируемое пополнение команды
менеджеров;
- заинтересованность местной администрации в проекте;
- консультанты, аудитора фирмы.
Организационно-правовая форма фирмы акционерное общество. Структура
управления включает в себя: генерального директора; заместителя
генерального директора по производству, в его непосредственном подчинении
находится: производственный отдел, цеха, персонал, ОТК, ОМТС; заместителя
генерального директора по экономике: ему подчиняются бухгалтерия, плановый
отдел, ОТиЗ, отдел маркетинга; заместитель генерального директора по общим
вопросам: отдел кадров, охрана, юридическая служба.
Оплата труда – сдельно-премиальная, при условии выполнения плана
производства и продаж, и соблюдения качества работы, а также внедрению
рацпредложений по экономии материала и повышению объема производства.
Фирма организует регулярное обучение персонала с целью повышения
квалификации. Также доставка сотрудников на работу и с работы, возможна
разовая оплата части путевок в дома отдыха и санатории, разовые выплаты
материальной помощи, а также возможна продажа выпускаемой продукции
сотрудникам предприятия с минимальной долей прибыли.
VIII раздел: Стратегия финансирования
Данный раздел содержит финансовые показатели, подкрепляющие всю
информацию, содержащуюся в других разделах, т.е. по сути, приводится
обоснование всего бизнес-плана. Этот раздел является ключевым с точки
зрения эффективности проекта и сроков возврата заемных средств. Четко
показываются перспективы для инвестора и «пути выхода», т.е. меры,
позволяющие инвесторам вернуть свои деньги.
Даются ответы на следующие вопросы:
- потребность в финансовых средствах. Метод расчета потребности.
Возможные источники получения средств;
- использование финансовых средств (капвложения, пополнение оборотных
средств, выплата долга, приобретение других фирм);
- долговременные финансовые стратегии (возможности изменения
организационных форм бизнеса, изменение позиций учредителей, схемы
погашения кредита);
- финансовые данные на перспективу;
- финансовые данные за прошедшие периоды (при необходимости документы
могут быть представлены в приложении);
- данные об аудиторской фирме, с которой сотрудничает предприятие.
Освоение производства подразумевает собой: аренду зданий и сооружений,
приобретение оборудования, закупку сырья и материалов, приобретение
торгового оборудования, затраты на рекламу, а также обучение персонала.
Собственных средств для освоения такого производства фирме будет
недостаточно, поэтому планируется привлечение инвестиций и банковских
кредитов с выплатой в равных долях сроком на 5-6 лет.
В качестве гарантий кредиторам выставляется, личное имущество
учредителей, приобретенное оборудование, материалы, а также готовая
продукция.
IX раздел: Риски и их учет
В бизнес-плане нужно обязательно отметить их наличие (риски), проблемы
и сложности, но не акцентировать на них все внимание. Демонстрируется
уверенность в успехе бизнеса, но вместе с тем упоминаются и сложности.
В этом разделе описываются:
- условия, угрожающие деятельности предприятия. Необходимо показать
инвесторам, что риски оценены всесторонне и объективно;
- пути преодоления рисков.
Существуют такие виды рисков как:
- задержка или срыв поставки. На этот случай у предприятия имеются
договоренности с другими фирмами-поставщиками сырья и материалов,
а также страховой запас.
- политические и экономические риски.
- снижение спроса. Для преодоления такого риска предпринимаются
следующие мероприятия, снижение цены, повышение качества,
изменение дизайна продукции, расширение ассортимента и рынка
сбыта, а также усиление рекламной компании, проведение ярмарок и
презентаций продукции.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ
Приложение № 1
Анализ производственных проблем
|№ п/п|Возможные вопросы |Ответы |
| |Какова доля прямых затрат в стоимости |40% |
| |товара? | |
| |Когда фирма в последний раз анализировала |Постоянно |
| |затраты сырья и материалов на производство?| |
| |Когда в последний раз оценивались |Постоянно |
| |достоинства и недостатки развития | |
| |производственной кооперации? | |
| |Количество фирм, поставляющих большую часть|4 |
| |комплектующих | |
| |Какова степень использования |90% |
| |производственных мощностей фирм? | |
| |Сколько оборудования фирмы подлежит замене |5% |
| |на более эффективное? | |
| |Какая система контроля качества товаров |Контроль по образцам |
| |(услуг) используется? | |
| |На сколько увеличилась производительность |4% |
| |труда в прошлом году? | |
| |Какое количество готовой продукции хранится|10% |
| |в фирме 6 месяцев? | |
Вывод: Организация производственной деятельности является эффективной,
т.к. производственные мощности используются максимально, оборудование новое
и не требует замены, а величина запасов незначительна.
Приложение № 2
Анализ системы управления персоналом
|№ п/п|Возможные вопросы |Ответы |
| |Осведомлен ли персонал фирмы о ее планах? |Прекрасно |
| |Участвует ли персонал в получении части |Более 15% |
| |прибыли? | |
| |В какой мере фирма распределяет полномочия |Хорошо |
| |и устанавливает ответственность с помощью | |
| |составления рабочих инструкций? | |
| |Как определяет фирма потребность в кадрах |Хорошо |
| |на перспективу? | |
| |Сколько работников выполняют ту же работу, |20% |
| |что и 5 лет назад? | |
| |Какова процедура приема на работу? |Очень детализированная |
| |Какой процент персонала не прошел обучение |30% |
| |за последние 2 года? | |
| |Как вы оцениваете работу по урегулированию |Хорошо |
| |оплаты труда в фирме? | |
| |Каков уровень понимания юридических |Очень детальный |
| |обязательств фирмы? | |
Вывод: Организация работы с кадрами находится на высоком уровне, т.к.
работники заинтересованы в результатах деятельности фирмы, администрация
очень требовательно относится к подбору кадров и расстановке.
Приложение № 3
Финансовый анализ
|№ п/п|Возможные вопросы |Ответы |
| |Каким образом на предприятии осуществляется|Планирование |
| |управление себестоимостью продукции? | |
| |Известна ли структура себестоимости |Каждой операции |
| |продукции? | |
| |Какова динамика накладных расходов? |Снижение |
| |Какова динамика дебиторской задолженности |Снижение |
| |по структуре оборотных средств? | |
| |Какова динамика кредиторской задолженности |Снижение |
| |в оборотных средствах? | |
| |Какова величина просроченной кредиторской и|Нет |
| |дебиторской задолженности? | |
| |Налагались ли на предприятие штрафные |Нет |
| |санкции налоговой инспекции? | |
| |Есть ли у предприятия безнадежные долги? |Нет |
| |Сколько показателей используется для |10 |
| |финансового анализа? | |
| |Как меняется уровень запасов на |Постоянно |
| |предприятии? | |
| |Сколько методов используется для оценки |3 |
| |эффективности инвестиций? | |
Вывод: По результатам финансового анализа предприятия можно сказать,
что предприятие тщательно анализирует свою деятельность: планируется
себестоимость продукции, учитывается структура затрат по каждой операции,
наблюдается снижение накладных расходов, а также дебиторской и кредиторской
задолженности. Поступающие финансовые средства фирма расходует эффективно,
т.к. уровень запасов не превышает потребности, отсутствуют безнадежные
долги.
Приложение № 4
Анализ внешней среды
|№ п/п|Возможные вопросы |Ответы |
| |Рынок | |
| |Хорошо ли фирма знает свой рынок |Очень хорошо |
| |Каковы перспективы развития отрасли |Рост >5% |
| |Как изменилась доля фирмы на рынке |Увеличилась на 3% |
| |Конкуренты | |
| |Сколько у фирмы конкурентов |Много |
| |Затраты на НИОКР по сравнению с |30 |
| |конкурентами, % | |
| |Есть ли конкурентные преимущества |Очень значительные |
| |Потребители | |
| |Когда в последний раз выяснялось отношение |В этом году |
| |покупателей к товару фирмы | |
| |Следит ли фирма за социальными изменениями |Внимательно |
| |в обществе | |
| |Сбыт | |
| |Как оценивается возможность фирмы |Очень хорошая |
| |определить вероятный объем продаж | |
| |Имеются ли сезонные колебания |Нет |
| |Каковы долгосрочные колебания спроса |Нет |
| |Знает ли фирма, как большинство покупателей|Очень хорошо |
| |получают информацию о товарах | |
| |Общие тенденции | |
| |Каковы политические, экономические, |Умеренные |
| |законодательные изменения в обществе | |
Вывод: Исходя из анализа, можно сделать вывод, что фирма имеет ясные
представления о рынке сбыта. Имеющиеся основные конкуренты: «Эльдорадо»,
«Северный блок», «Академия» и др. не представляют большой значимости, т.к.
по сравнению с ними наша фирма обладает некоторыми преимуществами.
Отношение потребителей к товару постоянно изучается, сезонные колебания не
оказывают влияния на изменение спроса. Следовательно, можно сказать, что
программа внедрения товара на рынок разработана основательно.
Приложение № 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА С УЧАСТИЕМ ЗАРУБЕЖНОГО ПАРТНЕРА
Производство может быть начато в 2002 году и выведено на полную
мощность в 2003 году.
1. Оценка рынка:
1. Производственная мощность фирмы 10000 единиц продукции в год;
2. Цена за единицу продукции 33 рубля;
3. Внешнеторговая цена 20$ по курсу 25 рублей за 1$;
4. Экспортная квота 30%.
2. Формирование уставного капитала:
1. Вклад российского участника:
1. Земля и подготовка площадей 150000 рублей в 2000 году;
2. Здания, сооружения и инфраструктура 25000 рублей в 2000 году и
10000 рублей в 2001 году;
3. Машины и оборудование 140000 рублей в 2001 году.
2. Вклад зарубежного участника:
1. Машины, оборудование, ноу-хау - 12000$ в 2001 году.
3. Российским участником взят кредит на приобретение машин и
оборудования сроком на 5 лет под 20% годовых возврат, равными
долями начиная с 2002 года.
3. Структура затрат на производство:
1. Прямые материальные затраты 15 рублей за единицу;
2. Прямые затраты на рабочую силу 6 рублей за единицу;
3. Годовые накладные и административные расходы 50000 рублей;
4. Транспортные расходы 10 рублей за единицу;
5. Норма амортизации зданий и сооружений – 4%, оборудования – 10%.
4. Налог на прибыль 35%.
5. График реализации проекта. Подготовка производства 2000-2001 годы,
освоение производства в 2002 году 50% от производственной мощности.
Полномасштабное производство с 2003 года по 2011 год. В 2011 году
условная ликвидация предприятия.
Экономическую эффективность проекта будем определять путем
сопоставления затрат на производство и результатов деятельности фирмы.
Результатом деятельности фирмы будут доходы от реализации продукции, под
затратами будем понимать единовременные капитальные вложения и текущие
затраты на производство.
Расчет экономической эффективности проекта
1. Результаты хозяйственной деятельности это денежные поступления от
реализации продукта на внешнем рынке и на внутреннем.
Согласно исходным данным в 2002 году предприятием будет освоено 50%
производственной мощности, значит в 2002 году предприятие выпустит 5000
единиц продукции. Из них 30% пойдет на экспорт – 1500 единиц по цене 20$ за
единицу, оставшиеся 70% - 3500 единиц будут реализованы на внутреннем рынке
по цене 33 рубля за единицу. Значит, денежные поступления в 2002 году
составят:
РХД2002=1500·20·25+3500·33=865,5 тыс.рублей
2003-2011гг.: 3000·20·25+7000·33=1731 тыс.рублей
2. Определим сумму единовременных и текущих затрат.
Единовременные затраты или капитальные вложения осуществлялись в 2000-
2001 годах:
КВ2000=150+25=175 тыс.рублей
КВ2001=10+140+300=450 тыс.рублей
ИП2002=5·15+5·6+50+5·10+0,04·(25+10)+0,1·(140+12·25)=250,4 тыс.рублей
ИП2003-
2001=10·15+10·6+50+10·10+0,04·(25+10)+0,1·(140+12·25)=405,4тыс.рублей
3. Известно, что российская сторона взяла кредит на приобретение
оборудования на сумму 140 тыс.рублей сроком на 5 лет при условии
возврата равными долями, это значит, что ежегодно будет
возвращаться 28000 рублей без учета процентов.
Схема возврата кредита
|Показатели |2002 |2003 |2004 |2005 |2006 |
|1. Возврат суммы кредита, т.р.|28 |28 |28 |28 |28 |
|2. Выплата процентов, т.р. |28 |22,4 |16,8 |11,2 |5,6 |
|3. Сумма выплат, т.р. |56 |50,4 |44,8 |39,2 |33,6 |
Вывод: В целом предполагаемый инвестиционный проект является
рентабельным, максимальные затраты по проекту составляют 706,75 тыс.рублей
в 2001 году. Проект начинает окупаться с 2003 года. Таким образом, период
возврата капитала составит 3 года.
Изобразим графически полученные результаты:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Е.П., Филиппов П.Н. Бизнес-план вашего предприятия. - Санкт-
Петербург: Норма, 1994.
2. Введение в рыночную экономику/А.Я.Лившиц, И.Н.Никулина, О.А.Груздева и
др. – М.: Высшая школа, 1994.
3. Герберт Н.Келон. Двенадцать условий успеха. Аксиомы бизнеса. – Минск:
Парадокс, 1995.
4. Липсиц И. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Дело, 1994.
5. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. – Новосибирск.: Экор,
1994.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2
|