рефераты скачать

МЕНЮ


Переходная экономика

Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая

позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого

человека, независимо от его социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и

грандиозность проблем по реформированию экономической системы

предопределили необходимость одновременного решения многообразных и

разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с

кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых,

задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих,

задач перспективного стратегического развития в направлении создания

социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной

экономики и следующие пути их решения.

1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики

посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.

2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой

основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования

отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной

экономике.

3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для

развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках

переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы

ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к

существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-

вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;

в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение

действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных

видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

4. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с

рыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и

предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления

конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному

ценообразованию:

а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация

цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых

экономических реформ;

б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период

времени либерализация цен.

5. Формирование рыночной инфраструктуры — системы экономических

институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать

развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

6. Создание сильной системы социальной защиты населения.

7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной

структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития

производства потребительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику

может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой

терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных

преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами

народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике

зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических,

экономических, социальных, исторических и других факторов.

3. Структура переходной экономики

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности,

разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве

функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистический,

частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и

патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной

собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм

или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистический

уклад олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а

другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной

рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики;

патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой.

Объединял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный

механизм.

Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-

производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие

места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они

заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде

строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации

земельных участков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии

предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать

решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится

приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы

бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих

решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника,

обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы

услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного

дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную

целесообразность.

Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений

собственности:

ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно

высокой концентрацией капитала;

за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с

акционерной или частной собственностью;

существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит

государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах

экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой

деятельностью.

Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же

структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере

сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций.

Эта задача может быть решена только при условии формирования системы

рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу

всех субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономическая

свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности;

рациональный отбор методов хозяйствования, поставщиков сырья и

оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и

объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития;

установление или регулирование цен на реализуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижению

высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции.

Конкуренция на рынке труда - это один из основополагающих принципов

рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на

производство продукции, порождает стремление производителей вырваться

вперед в вечной гонке снижения затрат.

3.1. Элементы переходной экономики

Из содержания переходной экономики вытекает, что в процессе

трансформации необходимо выделять ключевые и производные элементы,

определяющие формирование новой экономики.

Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему

институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм

регулирования, как следующий элемент переходной экономики, может быть в

полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это,

разумеется, не означает отказа от использования прямых методов воздействия

на экономику. На первый взгляд представляется, что формирование открытой

экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование

рыночной системы. Однако следует учесть, что либерализация

внешнеэкономической деятельности, усиление влияния белорусской экономики на

мировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. В

этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.

К числу производных следует отнести и формирование

предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии

экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной

системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и

капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному

предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание —

структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно

связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление

последнего.

Социальные преобразования, формирование социальной ориентации

экономики в известном смысле являются также производным элементом

переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой

социальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако

вместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как

социальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют

независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии,

пенсионное обеспечение и т. д.).

Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного

хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен

только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность

государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших

отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как

правило, выделяются три основных направления становления рынка:

• Либерализация экономики;

• Структурные преобразования;

• Институциональные преобразования.

Либерализация экономики — это система мер по освобождению от

ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий

для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг,

предпринимательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью

преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего,

преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия

рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования

системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой

системы управления народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе

особое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи

экономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с

формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного

поведения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной

жизни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидацию

государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности;

предоставление возможностей для осуществления предпринимательской

деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями;

отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность

реализации данных мероприятий обусловливают поэтапное проведение

преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и

особенностей хозяйственной системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной

экономики требует реализации следующих основных направлений и элементов:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

цен;

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные преобразования:

• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и

т.д.);

• формирование нового законодательства, а также правил и норм,

регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета,

налогов, предпринимательства и т.д.);

• подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации:

• первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

• создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование прогрессивных отраслей;

программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути

преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю

сложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной

экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходной

экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов

формирования новой экономической системы РБ.

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является

изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В

плановой экономике государственное управление играло решающую роль в

определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике

основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в

переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени

государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование

экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны,

меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние,

сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в

переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования

более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной

рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития

экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных

систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности

еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых,

группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это

функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных

регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания

общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования,

а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей

силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных

процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных

процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования

экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой

рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите

конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким

уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода

реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением

дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере

обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в

"общественных товарах", государство берет на себя эту функцию.

Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано

гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным

причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например

услуги образования.

5. Модели переходной экономики.

5.1. Градуализм.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две

противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм»

(от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая

терапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не

является строгим научным термином для обозначения экономических процессов.

Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных

преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает

проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную

роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для

создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-

административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов,

это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения

производства и жизненного уровня населения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится

к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может

служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития,

примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих

государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно

поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет

государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая

стабильность, способность создать благоприятные условия для

предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай

иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд.

долларов. Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем

иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание

свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы

на льготных условиях открывают новые производства с использованием

китайского сырья, материалов и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее

перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную

реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции,

правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное

финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и

неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут

конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.