рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на

которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не

более десяти позиций, сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные

металлы, алмазы.

В 1996 г. на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось около

45,6%, на черные и цветные металлы и изделия из этих металлов — ]5%

валютных поступлений. Поставки машин и оборудования составляли 9,4%.

Особенностью российского экспорта является значительный объем поставок

вооружения, прежде всего в развивающиеся страны, и, в частности, в новые

индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом

направлении значительно вырос.

Основной статьей импорта в 1996 г. являлась продукция машиностроения, на

которую приходилось 32% всего объема импорта. Существенна доля

продовольствия и сырья для его производства, составляющего 27%, а также

химических товаров — примерно 10% и изделий легкой промышленности ~ в

пределах 15—16%.

В статистической отчетности не находит отражения деятельность физических

лиц (так называемых «челноков»), осуществляющих поставку в Россию

потребительских товаров из близлежащих стран. По ориентировочным данным,

этот импорт колеблется в пределах 8—10 млрд долл. и включает одежду,

автомобили, бытовую электронику.

Сохраняющееся в течение ряда последних лет положительное торговое сальдо

в торговле России является важным фактором, позволяющим стабилизировать

положение страны в системе международных валютно-финансовых связей.

По состоянию на начало 1999 г. внешний долг России составил 145,0 млрд

долл., со своей стороны зарубежные государства должны ей 140 млрд,

проблема, однако, заключается в качественном различии этих двух сумм.

Основная масса невозвращенных кредитов — долги развивающихся стран,

осуществлявших в свое время крупные военные закупки в бывшем СССР.

Получение этого долга в полном объеме маловероятно из-за отсутствия у стран-

должников возможностей оплачивать эти долги. Проводя переговоры об условиях

погашения имеющейся задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов,

Россия вынуждена считаться с тем положением, что 2/3 долга по кредитам,

полученным наименее развитыми странами, могут быть списаны. По

предварительному решению последнего заседания «большой восьмерки» (Кельн,

июнь 1999 г.), предполагается списать долги развивающихся стран на сумму 70

млрд долл. Группа наименее развитых стран составляет основную часть

должников бывшего СССР. Оставшаяся часть долга, вероятно, будет погашаться

поставками национальных товаров ограниченной номенклатуры.

Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит

из кредитов, предоставленных развитыми странами в свободно конвертируемой

валюте. Из 145,0 млрд долл. 103 млрд составляют долги бывшего СССР: 42 млрд

приходится на Россию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост

задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу

СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.

Основная масса долга — банковские кредиты, предоставленные СССР до 1991

г. Стремясь обеспечить эффективное решение проблемы задолженности, России

удалось добиться согласия на реструктуризацию долга. В середине 1996 г.

Лондонский клуб кредиторов, куда входят около 600 банков-кредиторов, пошел

на отсрочку выплаты долга СССР, составляющего более 32 млрд долл. Россия

получила право на 25-летнюю реструктуризацию долга, его погашение должно

начаться в 2020 г. Пролонгация сроков погашения задолженности дополнялась

расширением программ дополнительного финансирования России.

В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат

в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период.

Первый транш этого кредита был предоставлен в III квартале 1998 г. Но затем

в связи с финансовым кризисом, событиями 17 августа предоставление кредитов

было прекращено. Трудные переговоры в апреле 1999 г. закончились принятием

решения о выделении России очередного транша в течение полутора лет в сумме

4,5 млрд долл., который будет предоставляться по частям и практически уйдет

на оплату долга тому же МВФ. Дальнейшая реструктуризация и возможное

списание долгов в рамках Парижского (долг РФ на начало 1999 г. — 38,7 млрд

долл.) и Лондонского (32,5 млрд долл.) клубов поставлены в зависимость от

достижения договоренностей с МВФ.

Торговля России со странами СНГ

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками

СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что

выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с

величиной импортных поступлений из стран СНГ. Это означает, что часть

создаваемого национального дохода России передается на нужды других

республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по

внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом

случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны

России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в

области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную

оценку ситуации.

Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли

как односторонние «подарки России государствам СНГ», так как большинство

крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в

качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса. Они

могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации

со своими смежниками, находящимися на территории других республик. Вплоть

до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового оборота, со своими

«внутренними ценами», системой регулирования и налогообложения.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило

постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами.

В течение 1992—1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние

соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств —

республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование

вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Постепенно в результате роста

числа двусторонних договоров начала складываться некая «ромашка» — система

договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших

однотипные договоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г.

и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной

торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему

механизму регулирования режима внешней торговли.

Для всех перечисленных выше торговых соглашений характерно наличие

следующих общих черт:

• импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость,

акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств,

подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются

сертификации;

• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость,

акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и

вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не

применяются (за исключением изъятий).

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов

продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной

основе осуществляются на основе двусторонних межправительственных

соглашений.

Расчеты между хозяйственными субъектами за поставки товаров ведутся в

основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены,

ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в

национальную валюту.

Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды

обитания хозяйствующих субъектов стран — членов СНГ можно считать

подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе

между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции

в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для

свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями,

странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-

энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и

количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает

создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К

указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и

Восточной Европы; в частности, затем к нему присоединились Киргизия и

Таджикистан.

Особым направлением развития интеграционного процесса, с которым

связывают его ускоренное углубление внутри СНГ, можно считать подписанное в

апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрировании политически и

экономически Сообщества Белоруссии и России.

С государствами СНГ Россия сотрудничает в рамках трех межгосударственных

организаций: Исполнительный Комитет Союза России и Беларуси, Интеграционный

Комитет России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана и

Межгосударственный экономический комитет Экономического союза.

Нет сомнения в том, что на данном этапе на территории СНГ экономическое

сотрудничество будет осуществляться без отказа от суверенитета в пользу

наднационального института, ибо речь идет о большом количестве партнеров с

разным уровнем экономического развития, ярко выраженными национальными

проблемами. Готовность основных субъектов хозяйствования стран СНГ к

взаимодействию объективно поставит перед правительствами политическую

задачу по форсированию развития экономических связей. В этом плане

положительную роль призваны сыграть решения последнего (Москва. Апрель 1999

г.) совещания на высшем уровне руководителей стран СНГ, предусматривающие

серьезные изменения в организации и механизмах интеграционного

сотрудничества.

41. Роль малого бизнеса в экономике.

В последние десятилетия мировая экономика претерпевает кардинальные

изменения, происходит ее реструктуризация, которая выражается в движении от

экономических систем с изолированными друг от друга национальными рынками,

при которых основными преградами служили торговые барьеры, культурные и

временные различия национальных государств, к системе, при которой

национальные рынки превращаются в единый глобальный рынок. Этот процесс в

современной экономической литературе носит глобализации рынков.

В таких условиях неизбежно возникает вопрос: по каким направлениям идет

"внедрение" малого бизнеса на глобальные рынки? Какую нишу он там занимает?

Думается, что однозначного ответа для предприятий малого и среднего

бизнеса, находящихся в развитых, развивающихся странах или странах с

переходной экономикой, нет, поскольку нет одинаковых условий для их

функционирования, ведь каждая из групп стран имеет свою особую

экономическую среду "обитания". Однако, можно с уверенностью утверждать,

что в авангарде глобальных изменений находятся малые и средние предприятия

(МСП) развитых стран, именно здесь т.н. "глобализация" малого бизнеса

развита наиболее глубоко и всесторонне. Обратимся к их опыту.

Во-первых, тенденцией последних десятилетий стала довольно высокая

экспортная ориентация МСП развитых стран. У западно- европейских МСП доля

продукции, реализован- ной за рубежом, составляет от 20 до 47 %, а в

отраслях машиностроения Японии и С”А эта доля равна соответственно 30 и 40

% (4). Поскольку многие МСП работают по субподрядам, их косвенное участие

во внешнеэкономических операциях гораздо выше, в наибольшей степени это

касается Японии.

Во-вторых, МСП практикуют сделки по передаче технологии, а так же

зарубежные инвестиции. В большинстве развитых стран такие мелкие и средние

ТНК составляют примерно 1(2 общего числа фирм, имеющих инвестиции за

рубежом (5). В связи с активной деятельностью МСП в области международной

передачи технологий и экспорта инвестиций Центр ООН по транснациональным

корпорациям их как мелкие и средние ТНК (6). По оценке экспертов ООН, уже к

середине 80-х годов насчитывалось 10 тыс. ТНК, 40-50 % которых образованы

компаниями, где численность работающих не превышает 200 человек.

Следовательно, внешнеторговую деятельность в развитых странах ведут 130-150

тыс. небольших компаний (7). Если взять, например, только экспорт товаров,

то на долю небольших компаний США приходится около 20 % совокупного объема

товарной продукции, реализованной американским бизнесом на мировом рынке

(8). В таких странах, как Голландия, Бельгия, Германия, Япония он достигает

в отдельные годы 35-40 % (9).

Роль МСП во внешнеэкономических связях возросла с переходом от

межотраслевой к

внутриотраслевой международной специализации. МСП специализируется на

производстве узлов, деталей, комплектующих изделий, поставляя их крупным

фирмам, выпускающим готовую продукцию, особенно в автомобиле- и

авиастроении, сельскохозяйственном машиностроении, электронике. Многие МСП

Японии, Франции и других стран от 20 до 50 % всей своей продукции

поставляют на экспорт. В ходе реализации собственной продукции мелкому

бизнесу приходится вступать в торговое соперничество не только с мелкими,

но и со средними и даже с крупными компаниями. Многое зависит от

номенклатуры сбываемой продукции, выбранного географического района сбыта

товаров, масштабов проводимых коммерческих операций.

В-третьих, без небольших компаний трудно представить себе процесс

международного развития научно-технических связей. На долю мелкого бизнеса

США приходится 50 % экспортных лицензионных сделок, заключаемыми

американскими компаниями (10). Международная научно-техническая стратегия

обладает рядом бесспорных преимуществ. Во-первых, МСП продают лицензии,

главным образом, независимым иностранным компаниям так же, как это

стремятся делать ТНК. Во-вторых, реализация и внедрение технологических

новинок осуществляется МСП на более ранних этапах жизненного цикла

изобретения, когда спрос на предлагаемую продукцию высок и далек от

насыщения. В-третьих, МСП не навязывает покупателю каких-либо обязательств

и условий, что нередко практикуется крупными корпорациями. Продажа лицензии

представляет собой наименее рискованную форму зарубежного

предпринимательства по сравнению, скажем, с вывозом капитала. Лицензионные

поступления составляют у небольших компаний 25/45 % их общих доходов, тогда

как у крупнейших компаний эта доля не превышает 3-5 % (11).

В-четвертых, реализация внешнеторговых стратегий МСП предполагает

использование целого арсенала различных форм и методов проникновения на

мировой рынок. При наличии стабильных покупателей за рубежом МСП сами

осуществляют экспорт, заключая с ними прямые контракты. Не исключено

создание собственных небольших внешнеторговых организаций. В США свыше 3/4

небольших промышленных фирм имеют собственные сбытовые конторы (12). Но

расширение сбыта, поиск рынков требует больших затрат, которые часто не под

силу мелким предприятиям. Поэтому в Японии функции экспортеров для мелких

фирм стремятся взять на себя универсальные магазины (торговые дома). Они же

закупают для мелких фирм необходимую продукцию за рубежом. Во многих

случаях МСП пользуются услугами торговых посредников, частных

специализированных контор и агентств. При этом повышаются гарантии

успешного выхода внешнеторговых операций, но теряются столь значимые в

деловом мире прямые связи с зарубежными покупателями. Построенные на

коммерческой основе взаимоотношения с торговым посредником предполагают

обязательные отчисления ему части экспортных доходов МСП. Пытаясь повысить

долю прибыли от внешнеторговых сделок, небольшие компании прибегают к

содействию торгово-промышленных палат и различных ассоциаций мелкого

бизнеса, которые оказывают ему помощь на более льготных условиях. Так же в

развитых странах широко распространены экспортные объединения мелких фирм,

типа синдикатов или консорциумов, такие объединения широко распространены в

Италии, где в начале 90-х годов уже существовало 157 консорциумов, в

которых участвовали 7003 фирмы-компаньона с числом занятых около 300 тыс.

человек (13).

В-пятых, мелких бизнес широко использует и такой способ уменьшения

производственно- коммерческого риска при выходе на внешний рынок как

образование совместных предприятий с местными партнерами. Финансовый

паритет партнеров становится лишь одним из возможных условий

сотрудничества. Вклад любой из сторон по предварительному соглашению может

выражаться в предоставлении материальных средств, помещений, оборудования,

в форме интеллектуальной собственности, технической информации, лицензии,

секторов производства, перспективных научных разработках. Капиталовложения

небольших СП способствуют эффективному решению многих проблем национальной

экономики, в частности, повышают уровень занятости, позволяют быстро раз-

вернуть производство необходимых товаров и полнее удовлетворить

потребительский спрос, несут с собой передовую технологию, способствуют

выравниванию региональных различий.

Перечисленные выше тенденции характерны в большей степени развитым

странам. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой можно

наблюдать лишь отдельные элементы того, что мы видим в развитых странах.

Однако и они, имея свои особенности, существуют, функционируют и имеют

тенденцию к росту.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной

экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая

субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом,

государственными органами и другими представительными организациями

критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

малый бизнес в нашей стране сталкивается с многочисленными

трудностями, главными из которых являются:

несовершенство созданной правовой базы; отсутствие на практике

государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной

правовой защиты; налоговое бремя; криминализация;

низкий образовательный уровень руководителей; слабость финансово-

кредитной системы;

нестабильность экономической и политической жизни; отсутствие

информационной и консультативной помощи.

Все это приводит к медленному развитию малого бизнеса в стране, его

неравномерности по отраслям и регионам, что, в свою очередь, крайне

негативно сказывается на экономике России, благосостоянии населения.

Сегодня в России малый бизнес действует в условиях крайней

неустойчивости среды, что требует от современного менеджера в данной сфере

экономики активности в поиске возможностей, стремления к изменениям и

совершенствованию работы фирмы, отсутствия страха перед риском, связанным с

организацией нового предприятия и разработкой новых идей, продукции, видов

услуг.

Важнейшие факторы значимости малого предпринимательства в развитии

экономики:

а) в услугах малого предпринимательства нуждаются более крупные корпорации,

что позволяет дальнейшее развитие бизнеса в целом. Одно из значимых функций

малого предприятия - это снабжение больших компаний своими услугами, тем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.