Отраслевая структура мирового хозяйства
Отраслевая структура мирового хозяйства
Оглавление
1) Сравнительный социально-экономический анализ Австралии и
Нидерландов…………………………………………………………….2
2) Отраслевая структура мирового хозяйства………………………16
3) Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых
комплексов мировой экономики………………………..17
4) Развитие экономики в различных странах……………………….20
5) Список литературы………………………………………………...24
6) Лист для рецензий………………………………………………….25
Сравнительный социально-экономический анализ Австралии и Нидерландов.
1. Географические и исторические данные стран.
Нидерланды
За этой страной укрепилось два названия: Простонародное - Голландия,
что в переводе на русский означает “страна у беспокойного, бурного - моря”
или “полая земля”. Действительно, Более или менее прочные слои грунта
залегают здесь на глубине 10 - 12 метров, поэтому в старину в Голландии
многие здания и даже города строили на сваях.
Сейчас Голландией называют только одну провинцию, разделенной в
данное время на две - Северную Голландию и Южную Голландию. Провинция
Голландия - это исторический, политический, экономический и культурный
центр страны.
Второе название страны - Нидерланды. В переводе это означает
“низменные земли”. Страна занимает самый низкий в Европе участок суши.
Официально ее называют - Королевство Нидерландов, т. е. королевство,
объединяющее провинции, которые относятся к этим низменным землям.
Нидерланды расположены на побережье и прилегающих с запада -
Фризских островах Северного моря, т. е. в наиболее густо населенной,
развитой, в промышленном отношении, части Западной Европы, там, где
пересекаются европейские и межконтинентальные магистрали. Реки, прежде
всего Рейн ( одна из крупнейших рек Западной Европы), являются главными
путями к странам и районам, удаленным от моря. Через страну проходят водные
магистрали к Руру - одному из крупнейших промышленных и угледобывающих
районов Западной Европы, к глубинным районам Франции, Бельгии, Швейцарии.
Среди всех портов Нидерландов выдается Роттердам. Это крупный и хорошо
оборудованный порт - один из лучших портов мира, ворота в Европу.
По площади Нидерланды (кроме микро-государств) превосходят только
Албанию, Бельгию и Люксембург. Протяженность с Запада на Восток составляет
примерно 200, а с Севера на Юг 300 километров. Примечательно, что площадь
Нидерландов - величина не постоянная. Ее заболоченные территории постоянно
осушаются и отвоевываются у моря новые земли.
Границы Нидерландов, исключая морские, не определены какими - либо
природными рубежами, а проходят по условным линиям. На Юге и Западе
Нидерланды граничат с Бельгией, на Востоке с Германией, а на Севере
омывается Северным морем. Длина сухопутных границ составляет около 950
километров, морских же около 1000.Берега Нидерландов, особенно на Севере и
Юго - Западе, сильно изрезаны мелководными заливами Северного моря и
устьями рек Рейн, Маас, Шельда. Большие участки морского побережья -
творение рук человека. По этому поводу в Нидерландах существует даже
поговорка: ”Бог создал море, а голландец - берега”.
В XVII веке Амстердам становится центром и наследником
мировой торговли и валютно - кредитных операций. В страну потекли деньги.
Семнадцатое столетие было “ золотым веком “ Нидерландов, но в начале XVIII
века наступил упадок.
В 1795 году Голландия была оккупирована войсками Наполеона и получила
новое название - Батавская Республика. В 1806 году была преобразована в
Голландское королевство и через 4 года включена в состав Французской
Империи, но уже через 3 года, в 1813, страна была освобождена, а престол
занял Вильгельм Оранский. После поражения Франции к Нидерландам была
присоединена Бельгия и создано единое Нидерландское Королевство, которое с
1830 года стало самостоятельным государством. Во второй половине XIX века,
помимо внешней торговли, судоходства, сельского хозяйства, начинает
развиваться промышленность: судостроение, текстильная, пищевая.
В первую мировую войну (1914 - 1918 ) Нидерланды смогли сохранить
нейтралитет, но из страны вывозились продукты, промышленные товары и начал
ощущаться голод, стала расти инфляция.
В 1930 году страну охватил мировой экономический кризис.
После второй мировой войны, в конце 1945 года, при поддержке США и
Англии, Нидерланды развязали колониальную войну в Индонезии, но она не
увенчалась успехом. В 1975 году стала независимой и Нидерландская Гвиана (
Суринам ). В настоящее время Нидерландам принадлежит небольшая территория в
группе Антильских островов.
В середине 50-х годов хозяйство Нидерландов перестраивается с
ориентацией на внешние рынки, отчего мелкие предприниматели разорялись. В
70 - 80-х годах экономика страны ухудшилась: свертывание производств,
увольнение рабочих, быстрый рост безработицы.
Нидерланды делятся на 12 провинций: Северная Голландия, Южная
Голландия, Утрехт, Гронинген, Фрисландия, Ренте, Оверейсл, Гердер ланд,
Зеландия, Северный Брабант, Лимбург Флеволанд. каждая провинция, в свою
очередь, делится на городские и сельские общины - муниципалитеты, их
насчитывается 850. Каждая провинция управляется королевским комиссаром.
Сейчас в Нидерландах 96 % населения - голландцы и фламандцы, а остальные 4
% - это немцы, индонезийцы, суринамцы, евреи. Однако в самостоятельную
этническую группу можно выделить только фризов, живущих во Фрисландии,
Гронингене, Оверейсле и Ренте. Их насчитывается 250 тысяч человек. До XVI
века фризский язык являлся официальным языком Фрисландии, но позже стал
вытесняется нидерландским. Начиная с XIX века вновь происходит признание
фризского языка.
Основная часть фризов проживает в деревнях. Они занимаются
рыболовством, судоходством, но основное их занятие - скотоводство.
Австралия
[pic]
Первыми европейцами, открывшими и частично исследовавшими Австралию,
в 17 веке, были голландские и английские мореплаватели. Первоначально
Австралия была местом ссылки из Великобритании уголовных преступников, а
так же нежелательных для правительства социальных элементов – чартистов,
согнанных с земель крестьян и ирландских революционеров. Осужденные начали
обживать континент. Открытие в Австралии золота способствовало бурному
притоку переселенцев в 50-х годах 19 века и развитию в стране
капиталистических отношений. В 1901 году произошло объединение отдельных
английских колоний в Австралийский Союз, что соответствовало интересам
промышленного капитала и правительства Великобритании. До начала 30-х годов
сохранялась экономическая и политическая зависимость Австралии от
Великобритании. В 1931 г. Австралия получила полную независимость от
метрополии во внешних и внутренних делах. Она поддержала империалистическую
агрессию США во Вьетнаме и другие агрессивные акции Пентагона в юго-
восточной Азии.
Австралия — единственное государство в мире, занимающее территорию
целого континента, поэтому Австралия имеет только морские границы. Странами-
соседями Австралии являются Новая Зеландия, Индонезия, Папуа Новая Гвинея и
другие островные государства Океании. Австралия удалена от развитых стран
Америки и Европы, крупных рынков сырья и сбыта продукции, но множество
морских путей связывают Австралию с ними. Австралия играет важную роль в
азиатско-тихоокеанском регионе.
Австралия имеет федеративное устройство и включает в себя 6 штатов:
Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Тасмания, Западная
Австралия — и 2 территории : Северная территория, Австралийская Столичная
территория. Территория страны составляет 7682 тыс.кв.км, расположена на
Австралийском материке, о.Тасмания и другими островами.
Столица Австралии — г. Канберра. Австралия — федеральное государство в
составе содружества, возглавляемого Великобританией. Глава государства —
английская королева.
2. Характеристика национальной экономики стран.
- Промышленность
Нидерланды
Промышленность Нидерландов специализируется на выпуске
высококачественной и конкурентно способной продукции. Ведущие отрасли
промышленности - это газовая, нефтедобывающая и перерабатывающая
промышленность, металлургия, металлообработка, химическая промышленность,
электротехника. Из старых, традиционных отраслей большое значение имеют:
судостроительная, пищевая, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая
промышленности. В текстильной, швейной и кожевенно-обувной отраслях
наблюдается спад производства.
Одна из важнейших отраслей нидерландского хозяйства - это энергетика.
Основную массу электроэнергии вырабатывают тепловые станции. На уголь
сейчас приходится 25 % первичного потребления энергоносителей, но основную
роль играет газ - 63 %, нефть и нефтепродукты - только 5 %. Ежегодно в
Нидерландах производится 60 млрд. кВт в час.
Сейчас действуют две атомные электростанции - в Додеварде (50 мВт) и
в Борсселе (440 мВт). Правительство одобрило строительство ветряных
генераторов электроэнергии. В 1983 году в Ветте установлен пробный
солнечный коллектор площадью 2 500 квадратных метров, который используется
зимой для отопления и нагревания воды в 96 жилых домах. Нефть и
нефтепродукты составляют 1/4 общего объема нидерландского импорта. Она
используется не только как энергоноситель, но и как важнейшее сырье для
химической и нефтехимической промышленности. Основные поставщики -
Великобритания, Иран, Ливия, Норвегия, Нигерия, Алжир, Саудовская Аравия,
Россия. Газ стали добывать в 1950 году. Его общие запасы превышают 2 100
млрд. кубометров, ежегодно добывается 70 млрд. кубометров, половина
которого идет на экспорт во Францию, Германию, Италию, Швейцарию, Бельгию.
До 1950 года в Нидерландах ежегодно добывалось более 12 миллионов тон угля,
но уже через 25 лет закрылись все шахты на территории страны.
В небольших количествах добывается поваренная соль, известняк, торф,
песок.
Черная металлургия получает все большее распространение и развитие.
Ее главный центр - город Эйлейден. Более 45 % продукции металлургии
экспортируется в страны ЕЭС, 10 % - в США, а 30 % идет на внутренний рынок.
Цветная металлургия производит алюминий (270 000 тон), цинк (170 000
тон), свинец (7 000 тон), а также олово, кадмий и различные полуфабрикаты.
Цветная металлургия сосредоточена в Делфзяйле, Юренене, Хогезанде,
Хардервайде, Рурмонде, Тегелене, Фриссингеме, Арнеме, Бюдере.
Хорошо развивается машиностроение. Производится оборудование для
газовой, нефтяной, химической, электротехнической, пищевой, текстильной и
строительной промышленности. Важное значение производство транспортных
средств, сельскохозяйственного оборудования и машин. Крупнейшая
нидерландская монополия - “Filips”. Крупные электротехнические предприятия
находятся в Роттердаме, Эйндховене, Зволле, Херлине, Хортогенбоссе,
Ситторде, Рурмонде, Леувардене и других городах. Нидерланды - один из
крупнейших поставщиков аудио - и видеоаппаратуры.
Тракторное машиностроение объединяет более 470 предприятий.
Центры судостроения находятся на морском побережье, наиболее крупные
- Роттердам, Амстердам, Схидам, Мааслейс, Фриссенген и другие.
Автомобилестроение сложилось лишь в послевоенный период. Существует
шведско - нидерландская компания “Вольво - кар”. Но собственное
машиностроение развито плохо.
Авиационная промышленность представлена фирмой “фоккер”.
Австралия:
Горнодобывающая промышленность Австралии играет важную роль в
экономике страны.
По данным научного исследования в год на одного жителя Австралии в
среднем добывается 50 тонн железной руды, 55 тонн известняка, 4 тонны
цинка, 200 тонн угля, 175 куб.м. сырой нефти. Австралия — один из главных
всемирных экспортеров полезных ископаемых, хотя и разрабатывает только
0,02% от всей территории Австралии, т.к. в некоторых регионах имеются
трудности доступа или отдаленность месторождений, или нерентабельность
разработок.
В течение 1980х гг. большой приток инвестиций в горнодобывающую и
обрабатывающую промышленность привел к увеличению темпов производства.
Австралийские рабочие самые квалифицированные. Условия работы в настоящее
время резко отличаются от условий работы 10 и более лет назад. Потребность
использования новых технологий постоянно увеличивается, и поэтому сегодня
промышленность включает в себя новые отрасли науки и техники, деловой
администрации и маркетинга, контроля за состоянием окружающей среды и т.д.
Основные месторождения железной руды : Пилбара (Западная Австралия),
месторождения Маунт-Ньюмен, Маунт-Голдсуэрта, на островах Кулан и Кокату в
заливе Кинга (на северо-западе), в штате Южная Австралия в хребте Мидлбэк
(Айрон-Ноб и др.) и на Тасмании - месторождение Савидж-Ривер (в долине
р.Савидж).
Основные центры черной металлургии в Австралии расположены на
восточном побережье (города Порт-Кембла, Ньюкасл, Мельбурн).
Основные центры цветной металлургии Сидней, Белл-Бей, Рисдон, Порт-Кембла,
Калгурли-Боулдер.
Основные центры химической и нефтеперерабатывающей промышленности
Сидней, Клайд, Мельбурн, Гладстон, Перт.
Начиная с развития промышленности с 1967г. в Австралии было построено 25
городов с населением свыше 40тыс.чел. , 12 портов и проложено 1900 км.
Железнодорожных путей.
- Транспорт
Нидерланды
В Голландии характеризуется густой разветвленностью и развитостью.
Более 80 % внутренних перевозок приходится на автомобильный транспорт, 17 %
на водный и лишь 3 % на железнодорожный. В международных перевозках
лидирующее положение занимает флот - 60 % перевозимых грузов. На
международные автомобильные перевозки приходится 8 %, а на железнодорожный
- 2,5 %.
В пассажирских перевозках лидирует автомобильный транспорт.
Морской торговый флот Нидерландов насчитывает около 550 судов,
занимая 3 места в ЕЭС и 20 в мире. С учетом буксиров, каботажных судов их
численность превышает 1 000. Около 30 % флота составляют танкеры.
На территории Нидерландов располагается крупнейший порт мира -
Роттердам. Это уникальный гигантский промышленно - транспортный узел.
Грузооборот Роттердама составляет 250 миллионов тон. Основу его
специализации составляют массовые грузы - нефть и нефтепродукты (30 - 50 %
грузооборота), руда и уголь (до 15 %), зерно, удобрения (до 15 %).
Грузооборот второго по значению морского порта - Амстердама - составляет
1/10 грузооборота Роттердама. Специализируется он на перевозке штучных
товаров, а также минеральных масел, кормов. По внутренним водам перевозится
200 миллионов тон грузов.
Автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным и по
многим показателям давно превзошел его. Число автомобилей превысило 5 млн.,
из которых 4,6 млн. находятся в личной собственности. Сеть автомобильных
дорог растет, благоустраивается, хотя по удобству уступает соседней
Бельгии.
Авиационное сообщение почти полностью монополизировано
государственной компанией “КЛМ”. крупнейший из 10 аэропортов Нидерландов
Схинхол расположен в 10 километрах от Амстердама.
Железнодорожная сеть очень густая. Железные дороги в основном
принадлежат государству.
Австралия
Моря и океаны, омывающие берега Австралии, имеют важное значение для
экономической жизни страны. Основные торговые связи Австралии с другими
государствами и континентами осуществляются водными путями. Огромные
океанские лайнеры вывозят австралийские товары - пшеницу, мясо, сливочное
масло, сыр, ценные полезные ископаемые (железную руду, цветные металлы и их
сплавы, каменный уголь, бокситы и т.д.), а также промышленные изделия. Из-
за океана в Австралию поступают готовые изделия, полуфабрикаты и сырье, в
которых нуждаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие
отрасли австралийской экономики.
Для Австралии важен и воздушный транспорт. Сеть регулярных авиалиний
существует во многих крупных городах Австралии, также получила широкое
распространение малая авиация. Ежегодно аэропорта Австралии пропускают
миллионы пассажиров.
Наиболее развитая автомагистральные и железнодорожные транспортные сети
расположены на восточном побережье материка. Транспортные пути отходят от
крупных портов Востока и Запада Австралии (Сидней, Перт, Мельбурн) в глубь
материка. В Австралии получил применение и трубопроводный транспорт. От
мест добычи нефти и газа ( Джексон, Рома) трубопроводы идут в порты на
Востоке.
Протяженность и густота транспортных
путей Австралии.
|Показатель |1985 |1990 |
|Протяженность | | |
|транспортных путей, | | |
|тыс.км : |39,2 |35,8 |
|Железные дороги |810,9 |810,3 |
|Автомобильные дороги | | |
|Густота сети | | |
|транспортных путей | | |
|(км. трансп. Путей на| | |
|1000 кв.км |5,1 |4,7 |
|территории) |105,5 |105,4 |
|Железные дороги | | |
|Автомобильные дороги | | |
- Сельское хозяйство
Нидерланды
Сельское хозяйство Нидерландов - одно из самых продуктивных в мире и
занимает большое место в экономике страны, хотя его доля в национальном
доходе сокращается ( 13 % - 1946l, 4 % - 1982 г.).
Нидерланды - один из ведущих в мире поставщиков молочных продуктов,
свинины, битой птицы, яиц, мясных консервов. Круглый год экспортируются
овощи и фрукты, цветы и цветочные луковицы. Сельское хозяйство
характеризуется глубокой специализацией, высокой технической,
технологической и энергетической оснащенностью. Нидерланды занимают первое
место в мире по использованию минеральных удобрений.
Профилирующая отрасль сельского хозяйства - животноводство, дающее
около 70 % сельскохозяйственной продукции. 60 % сельскохозяйственных земель
занимают луга и пастбища. В 1983 году высокоудойных коров в Нидерландах
насчитывалось 2,5 миллиона. По производству молока на душу населения стране
принадлежит второе место после Дании. “Молочная провинция” страны -
Фрисландия.
Мясное животноводство также ориентированно на внешний рынок.
Нидерланды являются крупным поставщиком яиц. По яйценоскости нидерландские
несушки занимают первое место в мире - 260 яиц на одну курицу.
Сохраняются хозяйства, занимающиеся коневодством и овцеводством, но
поголовье этих животных идет на убыль.
2/3 общей стоимости продукции земледелия приходится на овощеводство и
садоводство и только 1/3 - на полеводство. 42 % всех овощей - садоводческих
хозяйств, площадью 8832 га - это парники и теплицы. Под овощными культурами
занято 64 тысячи га, их производство составляет 2,3 миллиона тон в год, 1/2
Страницы: 1, 2, 3
|