Отчет по преддипломной практике
товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной
торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно
пополняются. Оптовое предприятие должно иметь их в размере на установленный
по плану количество дней торговли. Текущие запасы должны быть средними,
т.е. не завышенными и не заниженными.
Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их
образование связано с сезонностью производства, либо с сезонностью спроса и
реализации товаров. К целевым товарным запасам относится образование
товаров для осуществления определенных целей.
Текущие товарные запасы планируются отдельно от сезонных и целевых.
При проведении анализа товарных запасов составляют следующую таблицу
11.
Таблица 11
Проверка соблюдения нормативов товарных
запасов по ООО «Компания Папирус» за отчетный год
|Квар-|Нор-м|Фактические товарные |Отклонение от норматива |
|талы |атив |запасы | |
| |товар| | |
|Едини|ных | | |
|цы |запа-| | |
|измер|сов | | |
|ения | | | |
| | |план |Факт |% |от |от | |
| | | | |вы-по|плана|прош-л| |
| | | | |лне-н| |ого | |
| | | | |ия | |года | |
| | | | |плана| | | |
|1.Оптовый | | | | | | | |
|товарооборот, |6526 |7048 |8328 |118,2|+1280|+1802 |127,6|
|тыс.руб. | | | |3 | | |1 |
|2. Среднегодовые | | | | | | | |
|товар- |1087,|901,5|1033,2|104,1|+131,|-54,45|94,99|
|ные запасы, |7 |0 |5 |6 |8 | | |
|тыс.руб. | | | | | | | |
|3.Время обращения | | | | | | | |
|товаров в днях |60,00|46,05|44,66 |96,98|-1,39|-15,34|74,43|
|(стр.2 : | | | | | | | |
|стр.1*360) | | | | | | | |
|4.Скорость | | | | | | | |
|обращения товаров | | | | | | | |
|в количестве |5,99 |7,82 |8,06 |103,0|+0,24|+2,07 |134,5|
|оборотов | | | |7 | | |6 |
|(стр.1:стр.2) | | | | | | | |
Таким образом, фактические среднегодовые товарные запасы больше плановых на
131,8 тыс.руб.. Их размер зависит от двух факторов: 1) от изменения объема
товарооборота; 2) от ускорения или замедления товарооборачиваемости.
Торговое предприятие перевыполнило план товарооборота на 18,23% и за счет
этого средние товарные запасы возросли на 131,8 тыс.руб.
По торговому предприятию товарооборачиваемость по сравнению с планом
ускорилась на 1,39 дней и в динамике она ускорилась на 15,34 дней.
По фирме ООО «Компания Папирус» фактический среднедневной товарооборот в
отчетном году составил 23,13 тыс.руб. Ускорение времени обращения товаров
по сравнению с прошлым годом на 15,34 дней высвободило средств, вложенные в
товарные запасы, в сумме 354,81 тыс.руб (23,13*(-15,34)).
В отчетном году товарные запасы фактически обновлялись 8,06 раз при плане
7,82 раза.. В динамике оборачиваемость товаров ускорилась на 2,07 оборота.
Поскольку динамика товарных запасов колеблется, темпы изменения разные, то
для более точного расчета плана используют метод выравнивания с помощью
скользящей средней табл.14. Метод скользящей средней целесообразно
применять для выравнивания уровней товарных запасов в днях.
Таблица 14
Планирование товарных запасов по оптовому предприятию
ООО «Компания Папирус»
| |Оптовый |Товарный запас |Условные |
|Год |товарооборот | |обозначение |
| |тыс. руб. | |товарного |
| | | |запаса в днях|
| | |Тыс. руб. |Дни оборота | |
|1999 |4479,0 |617 |49,60 |К1 |
|2000 |6526,0 |898 |49,53 |К2 |
|2001 |8328,0 |1226 |53,00 |К3 |
|Планируемый |9120,83 |1942,63 |53,46 |К4 |
Используя данные табл.14 произведем расчеты:
К1ср= (49,60+49,53)/2 = 49,57дн.
К2ср= (49,53+53,00)/2 = 51,27дн.
К3ср= (49,57+51,27)/2 = 50,42дн.
Рассчитаем среднегодовое изменения товарного запаса за весь анализируемый
период:
= (50,42-49,57)/(3-1) = 0,46дн.
Находим норматив товарного запаса на планируемый год.
К4= 53,0+0,46 = 53,46дн.
ТЗпл = 9120,83*53,46/360 = 1354,44 тыс. руб.
4. Анализ поступления товаров.
Анализ поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам
и в ассортиментном разрезе. При этом используют как стоимостные, так и
натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данные о
средних оптовых ценах на товары позволяет с большей глубиной
проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и
качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших
товаров.
Проводя поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо
изучить, как на оптовом торговом предприятии соблюдается ассортиментный
минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Для анализа
и оценки динамики источников поступления товаров по ООО «Компания Папирус»
составляют табл.15.
Таблица 15
Информация о динамике поступления товаров
по ООО «Компания Папирус», тыс. р
|Товарные |Фактически|Фактически|Отклонение |Темп роста |Темп роста|
|группы и |за прошлый|за |в динамике |(снижения) |(снижения)|
|товары |год |отчетный |по |поступления|розничной |
| | |год |поступлению|товаров в |реализации|
| | | |товаров |динамике, %|товаров в |
| | | |(гр. 3 – | |динамике, |
| | | |гр.2) |(гр.3: гр. |% |
| | | | |2 х 100) | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Бумажно-белов|1173 |1596 |+423 |136,06 |132,73 |
|ые изд-я | | | | | |
|Школьно-письм|2508 |3212 |+704 |128,07 | |
|енные | | | | |128,59 |
|принад-ти | | | | | |
|Бумага |1382 |1815 |+433 |131,33 |134,8 |
|Папки |951 |1194 |+243 |125,55 |122,07 |
|Настольные |463 |761 |+298 |164,36 |123,86 |
|принад-ти | | | | | |
|Металоиз-дели|143 |84 |-59 |58,74 |56,77 |
|я | | | | | |
|Всего |6620 | |+2042 |130,85 |127,61 |
| | |8662 | | | |
Торговое предприятие обеспечило высокие темпы роста поступления
товаров. Поступление товаров увеличилось в отчетном году по сравнению с
прошлым годом на 2042 тыс.руб, за счет увеличения оптового товарооборота.
По настольным принадлежностям темпы роста поступления товаров опережали
темпы увеличения его реализации, что привело к росту товарных запасов и
затовариванию.
Для анализа и оценки динамики источников поступления товаров по
предприятию ООО «Компания Папирус» составляют табл.16.
Таблица 16
Информация об источниках поступления товаров на
оптовый склад ООО «Компания Папирус», тыс.руб.
|Источники | |Отклонение|Отчетный |
|Поступления | |отчетного |год |
|Товаров |Фактически за |года от |в % к |
| | |Прошлого |прошлому |
| | |года |году |
| |Прошлый |отчетны| | |
| |Год |й | | |
| | |год | | |
|От оптовых | | | | |
|пред-тий |2714 |2165 |-549 |79,77 |
|своей области| | | | |
|От оптовых | | | | |
|пред-тий |1523 |2339 |+816 |153,58 |
|других | | | | |
|областей | | | | |
|От | | | | |
|промышленных | | | | |
|пред-тий |2383 |4158 |+1775 |174,49 |
|других | | | | |
|областей | | | | |
|Всего |6620 |8662 |+2042 |130,85 |
В отчетном году поступление товаров составило 8662 тыс.руб., что больше
прошлого года на 2042 тыс.руб. (на 30,85%). В условиях формирования
рыночных отношений торговые предприятия получили больше права и возможности
вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки
товаров непосредственно у производителей. Более быстрыми темпами росло
поступление товаров от оптовых предприятий своей области и от промышленных
предприятий других областей (от производителей). В отчетном году
поступление от оптовых предприятий своей области составило 2165 тыс.руб.,
что меньше прошлого на 549 тыс.руб. Это говорит о том, что наше предприятие
стало заключать договора непосредственно с заводами изготовителями напрямую
без посредников. В отчетном году поступление от оптовых предприятий других
областей составило 2339 тыс.руб., что больше прошлого на 816 тыс.руб.. В
отчетном году поступление товаров от промышленных предприятий других
областей составило 4158 тыс.руб., что больше прошлого на 1775 тыс.руб.
Увеличение поступления товаров напрямую от промышленных предприятий
приводит к снижению оптовых цен, а значит к увеличению товарооборота,
прибыли предприятия.
В табл.17 обобщим данные планирования по оптовому предприятию.
Таблица 17
Товарный баланс по ООО «Компания Папирус» ,тыс. р.
|Показатели | |
| |Планируемый период |
| |на 2002 год |
| | |
|Товарные запасы на начало |1226,0 |
|Поступление товаров |9252,27 |
|Прочее выбытие товаров |3 |
|Товарные запасы на конец года |1354,44 |
|Оптовая реализация товаров |9120,83 |
|Прочее выбытие товаров в % к объему их |0,03 |
|поступления | |
ООО «Компания Папирус» в прочее выбытие товаров включает товарные
потери, бой, лом, порчу и уценку товаров. В связи с этим увеличение в
динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны
характеризовать его торговую деятельность.
5.Анализ издержек обращения торгового предприятия
Затраты по доведению товаров от производства до потребителей
(покупателей), выраженные в денежной форме называются издержками обращения.
К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение
и реализацию товаров, а также административно – управленческие расходы
торговых предприятий. Состав издержек обращения регламентируется «Основными
положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции ( работ
и услуг)». Издержки обращения представляют собой стоимостную оценку
материальных, трудовых и иных затрат (потребленную часть ресурсов и затрат
на хозяйственную деятельность). Подробная характеристика и состав затрат
определяется в соответствии с положением о составе затрат по производству и
реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.
№ 552 и последующими изменениями и дополнениями.
В методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат,
включаемых в издержки обращения и производства дана подробная
характеристика состава расходов по каждой статье.
Целью расходования средств, использования различных ресурсов является
достижение высоких конечных результатов – определенного объема
товарооборота и необходимой прибыли. Поэтому признаку все издержки
обращения делят на две группы: постоянные и переменные.
Постоянные издержки обращения представляют собой затраты, которые в
каждый данный момент не зависят непосредственно от величины и структуры
товарооборота. Эти издержки обращения являются постоянными только в
коротком периоде деятельности, по мере роста объема товарооборота они имеют
тенденцию к снижению.
Переменными называются издержки обращения, величина которых
находиться в непосредственной зависимости от объема и структуры
товарооборота. Сущность этих издержек можно выразить и так: к переменным
относятся издержки, связанные с использованием производственных факторов,
величина которых определяется изменениями реализации товаров (услуг).
Постоянные и переменные расходы составляют общую величину издержек
обращения.
Целью анализа издержек обращения является их оценка с позиции
рациональности и выявления возможностей по их экономии в текущем и
предстоящих периодах. Рациональным является такое использование затрат,
которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту
товарооборота и увеличению прибыли.
Для достижения указанной цели торговым предприятиям необходимо:
. Оценить величину издержек обращения предприятия в сумме и в процентах к
товарообороту за отчетный период
. Изучить расходы по отдельным статьям в сумме и в процентах к
товарообороту, установить их долю в совокупных издержках обращения за
отчетный период и тенденции изменения этой доли в динамике
. Исследовать влияние факторов на изменение издержек обращения отчетного
периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты
. Выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и определить меры
по их использованию в текущей деятельности и предстоящем периоде.
Анализ издержек обращения будет произведен по данным бухгалтерской и
статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных и
сводных документов. Исходная информация об издержках обращения по торговому
предприятию ООО «Компания Папирус» представлена в Таблице №18
Таблица 18
Анализ издержек обращения ООО «Компания Папирус» в разрезе отдельных статей
|Статья издержек |2000 год |2001 год |Отклонение |
| |Сумма |Уровен|Сумма |Уровень|Сумма |Уровен|
| |тыс.р |ь % |тыс.р |% |тыс.р |ь % |
|Транспортные | | | | | | |
|расходы |4,60 |0,07 |8,45 |0,10 |+3,85 |+0,03 |
|Расходы на | | | | | | |
|оплату труда |252,00 |3,86 |408,00|4,90 |+156 |+1,04 |
|Отчисления на | | | | | | |
|соц. нужды |97,78 |1,50 |146,47|1,76 |+48,69|+0,26 |
|Коммунальные | | | | | | |
|расходы |8,25 |0,13 |9,50 |0,11 |+1,25 |-0,02 |
|Расходы на |244,20 |3,74 |301,44|3,62 |+57,24|-0,12 |
|аренду | | | | | | |
|Амортизация осн.| | | | | | |
|Средств |9,60 |1,41 |19,31 |1,99 |+9,71 |+0,58 |
|Расходы на |7,54 |0,11 |5,13 |0,06 |-2,41 |-0,05 |
|ремонт | | | | | | |
|Износ МБП |20,17 |0,31 |26,37 |0,32 |+6,20 |+0,01 |
|Командировочные | | | | | | |
|расходы |17,00 |0,26 |21,80 |0,26 |+4,8 |------|
|Расходы на |21,50 |0,33 |32,00 |0,38 |+10,5 |+0,05 |
|рекламу | | | | | | |
|Прочие |5,61 |0,09 |7,28 |0,09 |+1,67 |------|
|Всего |680,65 |10,43 |969,94|11,65 |+289,2|+1,22 |
| | | | | |9 | |
Анализируя данные таблицы №18 видим, что издержки обращения в
отчетном 2001 году возросли по уровню на 1,22%, и увеличились по сумме на
289,29 тыс. руб. На увеличение расходов повлияло повышения уровня расходов
на оплату труда, по отношению к товарообороту. В тоже время увеличились
транспортные расходы , расходы на отчисления на соц. нужды, расходы на
аренду, расходы на рекламу и др. Увеличение издержек обращения произошло
за счет увеличения товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым на
1802 тыс. руб.
На данном предприятии основную долю издержек составляют: расходы на
оплату труда, расходы на аренду, расходы на соц. отчисления.
Для более детального изучения издержек обращения на данном
предприятии, рассмотрим в отдельности условно-постоянные и условно-
переменные издержки. Для этого составим дополнительную таблицу №19.
Таблица 19
|Статья издержек |2000 год |2001 год |Отклонение |
| |Сумма |Уровень|Сумма |Уровень|Сумма |Уровень|
| |тыс.р |% |тыс.р |% |тыс.р |% |
|ПЕРЕМЕННЫЕ |
|Транспортные | | | | | | |
|расходы |4,60 |0,07 |8,45 |0,10 |+3,85 |+0,03 |
|Командировочные | | | | | | |
|расходы |17,00 |0,26 |21,80 |0,26 |+4,80 |-------|
|Расходы на |21,50 |0,33 |32,00 |0,38 |+10,5 |+0,05 |
|рекламу | | | | | | |
|Прочие |5,61 |0,09 |7,28 |0,09 |+1,67 |-------|
|Итого переменные |48,71 |0,75 |69,53 |0,83 |+20,82 |+0,08 |
|ПОСТОЯННЫЕ |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|