Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России
Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России
МИНИСТЕРСТВО ОБШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МЕНЕДЖЕМЕНТА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему "Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской
деятельности в период становления рыночной экономики России."
Студент-дипломник ________________________________ Стадникова И.А.
Научный руководитель ______________________________ к. э. н. Черкасова
Л .Ф .
Рецензент_________________________________________ начальник ГНИ
по г . Волжскому
__________________В. Г. Ужегов
Допустить к защите в ГАК
Зав. кафедрой менеджмента
_______________________
«______»___________1998г.
В О Л Г О Г Р А Д, 1998г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
Введение . 3
Г Л А В А 1 5
1. Развитие предпринимательства в России 5
2. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса. 15
Г Л А В А 2 24
1. Налоговый механизм индивидуального предпринимательства в рыночной
экономике России. 24
2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его
совершенствования на современном этапе. 46
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 56
Л И Т Е Р А Т У Р А 58
П Р И Л О Ж Е Н И Я №№ 1 - 8
Введение .
Люди занимались бизнесом на протяжении тысячелетий .Создавались и
погибали целые государства , перекраивалась политическая карта мира
,менялся характер взаимоотношений между государственной властью и
гражданами - бизнес жил. В результате мировым сообществом накоплен огромный
опыт в организации бизнеса и в определении его места в жизни людей , в том
числе малого бизнеса и частного предпринимательства ,как наиболее массовых
и распространенных форм .
В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательская
деятельность ассоциируется с такими понятиями , как личная свобода ,
независимость ,способность реализовать свои потенциальные возможности и
увеличить имеющийся капитал. Предприниматели пользуются уважением в
обществе и всемирной поддержкой со стороны государства .
В России , многочисленные примеры криминальных методов создания
начального капитала и приобретения за бесценок бывшей государственной
собственности при одновременном обнищании большинства населения , не
способствовали уяснению преимуществ и достоинств предпринимательской
деятельности большинством граждан. Для многих жителей России
предпринимательская деятельность стала вынужденным методом борьбы за
существование в условиях ,когда государство отказалось выполнять даже
минимальный объем своих обязательств по отношению к ним.
Достаточно негативно на развитие частного предпринимательства и
рыночных отношений сказалось отсутствие четкого, научно - обоснованного и
последовательно реализуемого курса рыночных преобразований в России .
Среди важнейших проблем , волнующих практически всех без исключения ,
была и остается налоговая политика государства . Со страниц газет, с
экранов телевизоров и по радио мы слышим самые разнообразные, порой
противоположные суждения о мерах, которые необходимо принять чтобы
улучшить собираемость платежей в бюджет и перекрыть пути ухода от
налогообложения . При этом все не забывают ратовать за усиление
регулирующей функции налогов .
По мнению самих предпринимателей , действующая налоговая система
тормозит развитие малого предпринимательства . Так считают ,например , 49%
занимающихся бизнесом в районах и 61 , 1 % - в городах Липецкой области [1]
Трудности становления рыночной экономики России , эволюция малого
бизнеса в условиях необходимости перевода рыночной экономики с либеральной
на социально ориентированную модель , предполагают достаточную
актуальность рассмотрения особенностей, проблем и путей совершенствования
налогообложения индивидуального предпринимательства .
Г Л А В А 1
1. Развитие предпринимательства в России
Предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни,
специфику и традиции, которые, к сожалению, в определенные периоды
эволюционировали в направлении, противоположном процессу общемирового
развития.
До недавнего времени российское и союзное законодательство не
предусматривали такой формы деятельности граждан, как индивидуальная
трудовая деятельность. Такое понятие, как "предпринимательская
деятельность" употреблялось только в Уголовном кодексе, как преступное
деяние.
Принятые законы СССР" Об индивидуальной трудовой деятельности ( от 19.
11. 1986 года), " О кооперации в СССР ( от 01. 07. 1988 года) являлись той
нормативной базой, на которой в дальнейшем основывались более поздние
нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
граждан. [2]
Характеризуя вышеуказанные законы, несмотря на их прогрессивное
значение для недавних социалистических времен, можно отметить, что они
сильно урезали индивидуальную трудовую деятельность граждан. Наиболее
серьезный недостаток- категорическое запрещения использования наемного
труда, который прямо увязывали с получением нетрудовых доходов
("эксплуатация человека человеком").
Легальное определение предпринимательской деятельности впервые было
закреплено в Законе РСФСР" О предприятиях и предпринимательской
деятельности (от 25. 12. 1990г. ). В соответствии со ст. 1 этого закона"
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой
инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений,
направленную на получение прибыли.
С момента введения в действие нового Гражданского кодекса РФ ( с 01.
01. 1995г. ) для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица предусмотрена новая форма, именуемая как
индивидуальный предприниматель.
Предпринимательская деятельность- это самостоятельная ,
осуществляемая на свой риск деятельность физических лиц, направленное на
систематическое получение личного дохода от пользования имуществом, продажа
товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в
этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из признаков предпринимательской деятельности без образования
юридического лица, объем полномочий индивидуального предпринимателя
следующий:
- от своего имени индивидуальный предприниматель заключает хозяйственные
договора, причем он свободен в установлении своих прав и обязанностей на
основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству
условий договора;
- может быть истцом и ответчиком в суде и пользоваться всеми правами истца
или ответчика, предусмотренными гражданским процессуальным
законодательством;
- является самостоятельным плательщиком налогов.
Индивидуальный предприниматель выступает как самостоятельный субъект
гражданских правоотношений и в соответствии с новым Гражданским кодексом РФ
на предпринимательскую деятельность граждан распространяются правовые
нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими
организациями.
Таким образом формирование правовой основы и процесс определения
предпринимателей как социально- общественного слоя осуществлялся за
сравнительно короткий период и практически на наших глазах.
Федеральным законом" О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" ( № 88- Ф3 от 14. 07.
1995года), наряду с физическими лицами, занимающимися предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица, субъектами малого
предпринимательства определены коммерческие организации, в уставном
капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает: в промышленности- 100, в
строительстве и на транспорте- 100, в сельском хозяйстве и в научно-
технической сфере- 60, в оптовой торговле- 50, в розничной торговле и
бытовом обслуживании населения- 30, в остальных отраслях и при
осуществлении других видов деятельности- 50 человек.
С самого начала периода на рыночные отношения в экономике
законодательная и исполнительная власть Российской Федерации предпринимала
усилия по созданию единой системы государственной поддержки малого
предпринимательства. К настоящему времени эта система включает в себя:
-Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию
малого предпринимательства, на который возложена задача координации
деятельности органов исполнительной власти, Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, а
также контроль за соответствием затрат на осуществление Федеральной
программы конечным результатам;
-Федеральную программу государственной поддержки малого
предпринимательства, основным источником финансирования которой являются
отчисления части средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся
в федеральной собственности;
-Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, основными целями
деятельности которого являются финансовое обеспечение Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства и участие в
финансировании региональных и межрегиональных программ;
-Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства.
Вместе с тем специалисты отмечают, что в условиях хронического
недофинансирования цели "Программы" недостаточно четко сформулированы и
скорее напоминают направления расходования средств; конкретные проблемы
предпринимателей заменены большим комплексом мероприятий по
"совершенствованию системы государственной поддержки малого
предпринимательства", ориентированным на задачи органов государственной
власти. [3]
Во исполнение закона «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Волгоградской области « от 2.10.96г. №85-
ОД.Постановления главы администрации от 23.12.97г. №721» Об утверждении
Программы государственной поддержки и развития предпринимательства в
Волгоградской области на 1998-2000гг.» созданы и функционируют
соответствующие областные структуры: Управление, Совет, Региональный центр,
Фонд поддержки и развития, общественные организации предпринимателей.
В г. Волжском Волгоградской области до недавнего времени , несмотря
на кризисную ситуацию в экономике, подобные административные структуры не
создавались, хотя процесс объединения предпринимателей и деловых кругов
города для защиты своих интересов активизировался. В связи с этим решение
городского Совета народных депутатов № 63/2 от 22 апреля 1998 года
утверждено «Положение о координационном Совете по развитию
предпринимательства в г. Волжском», «Программа муниципальной поддержки и
развития предпринимательства в г. Волжском на 1998-2000г.г.» и «Основные
мероприятия по реализации программы муниципальной поддержки и развития
предпринимательства в г. Волжском».
В настоящее время значительная часть населения России так или иначе
связана с малым предпринимательством ( бизнесом)- это несколько миллионов
реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов
производства, прошедших суровую школу воспитания в российских условиях.
Малое предпринимательство стало весомым социально-экономическим
явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь
большей частью сосредотачиваются те, чьи опыт и знания оказались
невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали
свободный выбор, предпочитая самостоятельную предпринимательскую
деятельность на свой страх и риск- работе по найму.
Российское малое предпринимательство обладает некоторыми, отличающими
его от предпринимательства зарубежных стран особенностями:
-совмещение в рамках одного субъекта малого предпринимательства нескольких
видов деятельности, невозможность, в большинстве случаев ориентироваться на
однопродуктовую модель развития;
-стремление к максимальной самостоятельности, в то время, как значительная
часть зарубежного малого бизнеса работает на условиях субподряда,
франчайзинга и т. д. ;
-общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в
сочетании со значительным инновационным потенциалом ;
-низкий управленческий уровень, недостаток знаний опыта и культуры рыночных
отношений;
-высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке,
усугубленной дезорганизацией в системе государственного управления и
нарастающей криминализации общества;
-неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого
бизнеса;
-работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии
и коньюктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и
обучающих услуг.
Эти и многие другие характерные особенности становления
предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами ,
мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного
предпринимательства в целом : ограниченность внутреннего спроса при сильном
давлении зарубежных производителей и недостаточность ресурсов для
перестройки производства; неурегулированность отношений собственности;
фрагментарность и противоречивость законодательства; теневой оборот и
хронические неплатежи; слабая кредитно- финансовая система и т. д.
В комплексе внешняя среда для малого предпринимательства становится
все более неблагоприятной . Происходит активный процесс концентрации
производства и капитала наряду с установлением финансового, имущественного
и управленческого контроля за ранее самостоятельными предпринимателями со
стороны финансово- промышленных групп и более крупных кампаний.
Это, и ряд других факторов, способствовало появлению такого
специфического явления, как рост так называемых " микропредпринимателей"
или " челноков". " Челноки", заполнившие блошинные рынки дешевыми товарами
из Турции, Китая, и других стран, не всегда охвачены правовым полем
предпринимательства, так как ввозят товары как бы для личного потребления и
реализуют их как имущество, принадлежащее им на правах личной
собственности, практически без налогообложения. Естественно, для многих это
единственное средство выживания.
В то же время это и основная питательная среда для уклонения от
налогообложения в силу многочисленности и неучтенности "челноков",
недоработанности налогового законодательства.
На состоявшейся в г. Волгограде в середине марта научно- практической
конференции « Актуальные проблемы развития малого бизнеса. Диалог: власть-
предприниматель» отмечено, что в Волгограде, например, насчитывается 11
тысяч предприятий малого бизнеса, тогда как примерно в одинаковых по
количеству населения Ростове и Воронеже соответственно 30 и 24 тысячи.
Доля участия малых предприятий в сфере строительства составляет 30%,
промышленности 20%,торговле- 40%.[4]
Информация об изменении численности налогоплательщиков- физических лиц-
индивидуальных предпринимателей и частных практиков в целом по Российской
Федерации характеризуется следующими данными:
| |Численность по состоянию на |
| | 1 января |1сентяб|1 марта|
| | |р | |
| |1993г.|1994г.|1995г.|1996г|1996г. |1997г. |
| | | | |. | | |
|Индивидуальные |523, 2|1024, |1873, |2696,|3053, 5|3625, 5|
|предприниматели и частные| |0 |1 |5 | | |
|практики ( тыс. чел.) | | | | | | |
|Изменение численности к |100 |195, 7|358, 0|515, |583, 8 |693, 3 |
|1993 г. | | | |4 | | |
|Ежегодный темп роста в % | |195, 7|182, 9|144, |113, 2 |118, 8 |
| | | | |0 | | |
За 1992 год было зарегистрировано и поставлено на учет в налоговых
инспекциях 523,2 тыс. предпринимателей. За 4 года численность этой
категории налогоплательщиков выросла почти в 7 раз.
С 1 сентября 1996года, в связи с принятием решения о присвоении этой
категории физических лиц идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН)
проводится их переучет.[5]
Количество деклараций поданных в 1996году увеличилось по сравнению с
1993годом в 3, 3 раза. Доля подоходного налога уплаченного по декларациям
возросла в 5, 4 раза.
| |Кол-во |Подоходный |Удельный вес суммы налога,|
|Г О Д |деклараций |налог, |уплаченной по декларациям |
| |тыс. шт. |уплаченный по |в общей сумме подоходного |
| | |декларациям |налога, % |
| | |млрд. руб. | |
| 1993г. | 860 | 33, 9 | 0, 8 |
| 1994г. | 1079 | 279, 6 | 1, 6 |
| 1995г. | 1811 | 980, 8 | 2, 7 |
| 1996г. | 2815 | 2436, 8 | 4, 3 |
Однако не вызывает сомнения тот факт, что значительное число
физических лиц уклоняется от подачи декларации, то есть скрывает свои
истинные доходы.
Так к 1 апреля 1996 года добровольно декларировали свои доходы 2, 2
млн. человек , и в период с 1. 04. 1996 года до 1. 01. 1997 года по
требованию налоговых органов декларации подали еще более 600 тыс. человек,
что составило 23% от граждан, представивших отчеты о своих доходах. За
занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации,
за неподачу декларации или искажение данных, заявленных в декларации, к
административной ответственности привлечено 230, 1 тыс. человек.
По результатам проверок 2, 7 млн. деклараций доначислено около 400
млрд. рублей подоходного налога и санкций или 24% от начисленной суммы
налога. Но это только то, что удалось выявить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|