Основы экономической теории
пружина развития человеческого общество- это духовное совершенствование
людей, улучшение законов. Чтобы перейти к совершенному обществу они
рассылали проекты банкирам, государям и устраивали коммуны.
Германская историческая школа.
Основатель Фридрих Лист 1789-1846
последователи:
В. Рошер 18171894
Б. Гильдебранд 1812-1878
К. Книс 1821-1899
В то время Германия была раздробленна на княжества, ремесленников было
больше чем рабочих, господствовало цеховое право, почти не было паровых
машин. Германская промышленность не могла конкурировать с английской.
Главной задачей, которую ставили перед собой представители исторической
школы было превратить Германию в передовую и мощную промышленную державу и
избежать революций, поскольку они считали, что любая революция несчастье
для страны. Преследуя эти цели, они подвергали критики методологию
классиков, их идеи и выдвинули свои:
1) на основе политике свободной торговли Германия никогда не сможет
развить свою промышленность, которая будут разоряться английскими
товарами, необходим воспитательный протекционизм. Государство должно
быть не ночным сторожем, как у классиков, а играть активную роль. Надо
объединить германские княжества (+Австрия), чтобы создать достаточно
емкий внутренний рынок и защитить его высокими таможенными пошлинами
(автаркия (отгораживание) больших пространств). Государство должно
стимулировать развитие тяжелой промышленности своими заказами на
строительство ж/д и вооружения.
2) Свободная торговля ведет к доступу к более качественным товарам, но
богатство страны заключается не в количестве потребительских
стоимостей, а в современных заводах и квалифицированном населении
(теория производительных сил)
3) Они выступали против учения Смита о производительном труде, т.к.
считали необходимыми и важными для страны учителей и священников,
которые воспитывают молодое население, судей, поддерживающих порядок в
стране. Кроме того они критиковали Смита за то, что его теория может
создать теоретическую базу для революции (эксплуатация). Между тем
политэкономия перестала быть привилегией ученых, вышла на улицу и
движет народными массами. Следует признать правильной теорию Сея о 3-х
факторах производства и Сениора о воздержании. Без частной
собственности общество было бы аморфным, а неравенство и наемный труд
всегда было и будет, т.к. отражает неравенство людей и их соц уровень.
4) Теория классиков не исторична. Человечество в своем развитии проходит
стадии: пастушество, земледелие, фабрично-заводское и кредитное.
Остальные нации не могут перейти на высшую ступень без воспитательного
протекционизма, т.к. иначе передовые нации помешают ей сделать это.
5) Они критиковали нации за космополитизм: нельзя искать одинаковых
законов развития для разных народов, у всех свои традиции.
6) Они критиковали концепцию экономического человека, считая что она не
абстракция, а тот тип людей, который характерен для протестантской
буржуазной культуры. Кроме того политэкономия не должна быть наукой
нравственной.
7) Они отрицали метод абстракции, считая, что объективные законы,
существующие только в природе, поэтому они широко использовали
эмпирический, т.е. описательный метод исследования. Писали работы о
развитии отдельных отраслей, регионов. Фактически под политэкономией
они понимали историю народного хозяйства и выработку экономической
политики. Идея воспитательного протекционизма и исторической школы
были использованы правительствами США, Германии и в последствии и
России при графе Витте при переходе к промышленному государству, т.е.
первой промышленной революции.
Марксизм.
Глобальной проблемой, интересовавшей Маркса, было доказательство внутренней
противоречивости капитализма, неизбежность революции и переход к
коммунизму. «Капитал»- главный труд, другое название «Теория прибавочной
стоимости».
Доработав учение Смита «О трудовой стоимости» Карл Маркс создал свой
вариант этой теории, не противоречивый(см 1 курс). Доказал неизбежность
кризисов перепроизводства и, закономерность и их роль и описал фаза цикла.
На основе теории прибавочной стоимости создал схему простого и расширенного
производства. Разработал материалистическое понимание истории и понятие
непосредственно общественного производства.
Материалистическое понимание истории. История человечества это история
последовательного возникновения развития и гибели общественно экономических
формаций: рабовладельчество( феодализм(капитализм(коммунизм. Общественно
экономическая формация- это система, в которую входят производственные
силы: техника, люди, производственные отношения, классовая структура и
надстройка: политические институты, власть, партии, идеи. Определяющими
являются производственные силы, т.е. в обществе где ремесло и ветряная
мельница будет абсолютная монархия, феодалы и мечта крестьян о добром царе,
а фабрично заводской промышленности соответствует пролетариат, буржуазия и
пролетарская республика. По мере развития цивилизации технический прогресс
ведет к развитию производственных сил. Но этот процесс тормозят отжившие
производственные отношения. Но между тем в общественно общественной
формации нельзя поменять один элемент не меняя другой, необходимо изменение
всей структуры, включая отношение к собственности, политическую структуру,
что , как правило не устраивает правящий эксплуататорский класс. Силой,
которая подтачивает отжившую свое формацию, является борьба. Недовольство
эксплуатируемого класса рано или поздно приводит к революции, а она к смене
формации. Но не одна формация не погибнет, пока она не исчерпала все
возможности производственных сил, и какие бы цели ни ставили перед собой
революционеры, их борьба может привести только к смене формации для которой
созрели предпосылки
С точки зрения Карла Маркса производственные силы середины 19 века
переросли узкие рамки частной собственности. Экономика созрела для
управления ею как одной большой фабрикой по единому плану в интересах
общества.
Но этому мешало господство частной собственности, кризис перепроизводства,
нищета большинства населения. Разорение мелких и средних предпринимателей,
ремесленников и крестьян вело к концентрации богатства и собственности в
руках немногочисленной буржуазии, большинство населения становится
пролетариатом, гнет буржуазии усиливается, классовая борьба нарастает.
Пролетариат- единственный до конца революционный класс, лишенный
собственности- должен осознать свою историческую миссию; под руководством
своего авангарда, революционной партии он должен совершить пролетарскую
революцию и впервые в истории создать общество свободное от эксплуатации.
Фактически речь идет о том, чтоб вернуть людям то, что было отнято во время
первоначального накопления капитала, но т.к. фабрично заводскую
промышленность нельзя раздать по кускам, то вся собственность будет
общественной, все будут участвовать в труде и управлении.
Вторая промышленная революция.
Началась в последней трети 18 века. Резко усилился поток изобретений: их
было в сотни раз больше чем в 1ПР(бензиновый двигатель, дизель, самолет,
автомобиль…). Новые отрасли: сталелитейная, нефтехимическая,… Началось
промышленное использование электричества, которое сняло ограничение на
размер фабрик и заводов, т.к. паровых энергия передавалась с помощью
шатуна, а теперь с помощью провода.
Новые технологии в старых отраслях были рентабельны только при огромных
размерах предприятия. Началась концентрация производства, которая
усиливалась с каждым кризисом, что привело к распространению акционерных
обществ и монополизации экономики. Вершиной ее стало формирование трестов,
которые фактически планировали производство во всей отрасли. Выросла роль
банков, началось взаимное переплетение верхушек банковских и промышленных
капиталов. Левые восприняли формирование трестов как подтверждение
Марксистской теории, как материальную подготовку социализма.
Изобретение конвейера и системы Тейлора( хронометрирование операций,
производимых умелыми работниками, позволило нормировать труд на научной
основе). Создалась иллюзия возможности центрального планирования затрат
живого и общественного труда. Социальные проблемы решены не были, партии II
интернационала пользовались большой популярностью. Когда началась I мировая
война государства воюющих стран ввели принудительную трудовую повинность,
централизованное распределение многих ресурсов. Левые решили, что к 19 веку
капитализм перешел к своей последней стадии- монополии(империализм), а во
время войны- к государственно капиталистическому монополизму, когда
государство управляет экономикой, но в интересах класса капиталистов.
Пролетарская революция позволит использовать этот механизм улучшив его в
интересах всего народа. Не решенность внутренних противоречий привело к
революции в России, Баварии, Венгрии, к созданию коммунистического (3)
интернационала и расколу ИРС на 2 лагеря: социализма и империализма.
Несмотря на принятие в конце 19 века антимонопольных законов, продолжали
формироваться тресты. Перед ВОВ возникли тресты-комбинаты, которые
объединяли производство вертикально( уголь- руда-сталь).
Экономика советского типа.
Экономика советского типа- это модель, впервые возникшая в СССР и затем
скопированная другими странами. В основе экономики советского типа лежала
идея Маркса о непосредственно общественном производстве, о замене рыночного
механизма системой централизованного директивного планирования, об
управлении экономикой страны, как единой фабрикой. Теоретически такая
система более чем рыночная приспособлена к концентрации ресурсов на
решающих направлениях. Это обусловило в дальнейшем формирование современной
фундаментальной науки, высший уровень развития ВКП, достижения в космосе и
т.п. Созданная в СССР система здравоохранения и образования считались
образцовыми еще в начале 60-х. В экономике советского типа ответственность
фактически лежала на центре, от его способности собрать информацию, дать
задание и проконтролировать выполнение- полностью зависела эфек4тивность
системы. Предприятия сами по себе не были заинтересованы не в экономии
ресурсов, ни во внедрении новых технологий, ни в повышении качества.
Система на была приспособлена для решения задач требующих гибкости и
инициативы снизу. С другой стороны экономика советского типа стала
результатом внедрения описываемой модели в стране с преимущественно
аграрным населением и с преобладанием пережитков традиционного общества,
что приводило к насильственному изменению социальной стороны( генетическая
чистка населения по отрицательному признаку и уничтожения целых социальных
групп. Раскулачивание фактически прервало через 10 лет процесс
первоначального накопления капитала в деревне и привело к уничтожению
наиболее активной части крестьянства ( с/х никогда не было эффективным. С
самого начала потребовался репрессивный аппарат и ограничение свободы. В
начале 60-х начался ввоз в страну хлеба. За счет вывоза хлеба, предметов
искусства (30-е) репрессий и энтузиазма части населения была проведена
индустриализация, в ходе которой созданы на современном для того времени
уровне отрасли эпохи II промышленной революции: цветная металлургия, сталь,
машиностроение.
Великая депрессия и новый курс Рузвельта.
В конце 20-х очередной циклический кризис в США принял огромные масштабы и
перекинулся на другие ИРС. В США было 25% безработных и 3 млн заявлений об
эмиграции в СССР. По всему миру действовали агенты коментерна, влияние
левых росло. В США к власти пришел Рузвельт, он выступил за сильное гос-во,
гос расходов на общественные работы дал работу безработным и начал выводить
экономику из депрессии. Проводил принудительное картелирование: гос
комиссии управляли целыми отраслями, делили рынок между корпорациями,
назначали цены. Он начал формирование системы национальных пособий( в
окончательном виде она была сформирована в США в 60-х годах), начал
распределение налогов через налоговую систему, считая, что "богатые коты
должны поделиться с народом. Перешел от фазы подавления рабочего движения к
фазе сотрудничества, запретил черные списки и преследование за профсоюзную
деятельность.
Фактически Рузвельт начал трансформацию капитализма. Постепенно другие ИРС
стали проводить подобную политику. В 1936 году возникло кейнсианство. Кейнс
на основе опыта "великой депрессии" обосновал необходимость сильного гос-
ва, проводящего активную антициклическую политику. С тех пор кризисов
перепроизводства фактически не было. Цикличность научились смягчать.
Еще долго была популярна идея планируемого капитализма. Во Фр после второй
мировой войны был принят пятилетний план по образцу советского. В Европе
были нацинализированны ряд отраслей: угольная и металлургия в Англиии,
заводы Рено во Фр. Еще в 60-х во многих ИРС было директивное( не
обязательное) планирование и была модной идея конвергенции( 2 системы
сливаются в нечто среднее).
НТР.
Считается что она началась в 45 г. с изобретением первого компьютера и
овладением энергией атома. НТР привела к усилению потока изобретений, росту
производительности труда, доходов. Люди стали переходить из материальной
сферы производства в не материальную. Появилось много новых отраслей, росла
сфера услуг, роль науки, расширялся ассортимент товара. На смену трестов
пришли конгломераты, которые не планировали производство по отраслям, а
давали лишь план по прибыли. Хотя в ряде отраслей в начале их формирования
( атомная, ракетная и т.п.) потребовалась помощь гос-ва в целом НТР
стимулировала мелкий и средний бизнес( сфера услуг, венчурное
производство). В начале 50-х ИРС перешли к обществу массового потребления.
Это и считается вторым этапом НТР. Изменение соц структуры, рост доли
работников умственного труда, предпринимателей, рост доходов, привели к
смягчению соц противоречий в ИРС. Рост роли работника и творческий характер
труда привели к развитию системы человеческих отношений на работе, участие
в прибыли. Мао Цзэдун пришел к выводу что рабочий класс в развитых странах
обуржуазился и куплен, а мировая революция теперь заключается в том, что
мировая деревня окружает мировой город.
В конце 70-х начался 3 этап НТР( чипы биотехнологии). Были изобретены
гибкие производственные системы, которые позволили мелкому и среднему
бизнесу на равных конкурировать с крупным. Начался бум мелкого и среднего
предпринимательства, но к тому времени в ИРС начался застой. Сильное гос-во
созданное Рузвельтом означало бюрократию, ограничение для бизнеса, большие
налоги. Чрезмерные пособия и высокие з/п выбитые профсоюзами сковывали
бизнес, сковывали бизнес, мешали его стремления инвестировать, ослабляли
стимулирования работников. Рецепты Кейнса стимулировали кривую совокупного
спроса, но не стимулировали экономический рост и тех прогресс. В ИРС
началась неоконсервативная волна. К власти пришли правые политики. Они
выступили за сокращение гос вмешательства в экономику, уменьшение налогов,
стимулирование предпринимательства, уменьшения пособий. В теории началось
неокласическое возрождение, стал популярным монетаризм, но в реальности
правительства ИРС опирались на рекомендации новой школы- экономики
предложения.
В результате НТР в управлении произошел переход от иерархических структур
управления к матричным, на второе место в мире вышла Яп, резко возросла
роль маркетинга, возникли интеграционные группировки. Во 2 половине 20 века
стала развиваться нац система органов регулирования ( ГАТТ, МВФ).
Монетаризм.
М. возник в начале 60-х в рамках чикагской школы. Основатель Милтон
Фридман. М считают главным фактором влияющим на экономику колебание
денежной массы. Выступают за частную инициативу, рынок, против гос
вмешательства. Критиковали кейнсианство: когда правительство пытается
влиять на экономику косвенными методами, напр стимулировать во время
депрессии совокупный спрос, т.к. между принятием решения и результатом
существует временной лаг и может получиться, что экономика уже перешла к
подъему и гос-во вызовет только инфляцию, кроме того скорость обращения
денег постоянна MV=PQ.
M- денежная масса
V- скорость обращения
P- цена
Q- кол-во продукции
Кроме того рынок сомонастраивается и автоматически экономика переходит к
точке полной загрузки Qf. Как все неокласики они считали наиболее
характерной рыночной экономики классический отрезок, поэтому увеличение
денежной массы может вести к инфляции. М советуют снижать налоги и не
мешать бизнесу, тогда частные инвесторы автоматически обеспечат сдвиг
вправо кривой совокупного предложения, а правительство должно каждый год
увеличивать денежную массу на определенный %чтобы обеспечить экономику
деньгами и не допустить инфляцию и % должен быть равен среднегодовому росту
реального пр-ва. Это денежное правило Милтона Фридмана.
Экономика предложения.
ЭП возникла как реакция на замедление экономического роста в 70-х. Авторы
начали анализировать факторы способные сдвинуть кривую совокупного спроса.
Они советуют:
-как все правые снижать налоги, бюрократию, не допускать раздувание системы
пособий.
-выступают за изменение вмешательства гос-ва которое должно стимулировать
НТП и инвестировать передовые отрасли обеспечивая стране технологическое
превосходство. Советуют обеспечить льготные налоги для передовых отраслей.
Государство должно финансировать науку, образование, переквалификацию,
инфраструктуру, чтобы создать условие для бизнеса. Кроме того гос-ва ИРС
как правило стремятся продвигаться к свободной торговли, но защищает
передовые отрасли и стремится создать для них внешние рынки сбыта.
Институциональное направление.
Возникло в 20-х в США. Основатели- Митчел, Веблен и Коммонс. Использовали
описательный метод. Считали что для изучения общ-ва надо изучить институты(
собственность, гос структуры...). исповедовали социальный дарвинизм: по
мере развития одни институты выживают, другие выживают видоизменяясь, 3
отмирают. Критиковали капитализм, но как правило считали что изменив законы
его можно улучшить. Веблен считал, что есть противоречие между индустрией и
бизнесом и надеялся на то, что забастовка инженеров и техников заставит
передать им власть. Митчел разработал экономический барометр, который на
основе анализа динамических рядов показывал конъюнктуру, но кануне великой
депрессии он показал "ясно".
Неолиберальное направление.
Возникло в Гр после 2мв в рамках Фрайбургской школы. Основатель Ойкен. Он
считал что все экономические системы можно разделить на тоталитарные и
рыночные. Считали что государство должно поддерживать конкуренцию и
сохранить классовый мир, чему мешает монопольное поведение корпораций и
профсоюзов. Государство должно выступать как судья на поле, который не
играет, а улаживает конфликты. Конфликты между трудом и капиталом должны
улаживаться в рамках производственных советов, состоящих из представителей
предпринимателей, профсоюзов и государства. Государство должно поддерживать
конкуренцию, а для этого стимулировать мелкий и средний бизнес. Надо чтобы
рабочие получали часть акций и часть прибыли. Результатом будет стабильное
общество и классовый мир.
Социально-институциональное направление.
Социально-институциональное направление возникло в 50-х как реакция на НТР.
Основные представители Арон, Белл, Гелбрейт. В целом, придерживаются
технологического детерминизма, т.е. изменение общественных отношений
напрямую связано с изменением в технике. Делят история человечества на
периоды, считают что наиболее передовые страны стремятся к
постиндустриальному обществу. Теперь главные проблемы не те которые
описывал Карл Маркс, а приспособление к новому образу жизни, увеличившемуся
потоку информации, автоматизацию. Белл предложил новый теоретический
подход: общество можно анализировать по разным осевым признакам( ось
культуры, техники и т.п.) и любой подход не хуже других.
Кризис экономики советского типа.
В эпоху НТР ЭСТ могла успешно развивать те отрасли, которые требовали
большой концентрации ресурсов и находились под жестким гос контролем:
фундаментальная наука, атомная промышленность, ВПК; но многие проблемы
поставленные НТР: разнообразие товаров, внедрение новых технологий в
повседневную жизнь, сфера услуг, все, что требовало инициативы снизу, а
также ориентации на потребительский спрос система решать не могла. С
усложнением экономики планирование от достигнутого стало превращаться в
бюрократическую процедуру. Экономика все больше приобретала затратный
характер, снижалось качество. Хронически убыточное с/х и непомерные военные
расходы усугубляли ситуацию. Кризис распространялся на все новые сектора. В
конце 70-х началось снижение уровня жизни. Отставание от запада,
очевидность смягчения классовых противоречий в ИРС лишала систему
идеологического обоснования. Кризис перекинулся на сферу морали.
В 80-х, когда США начали программу "звездных войн" отставание стало
проявляться и в военной области. Необходимость реформ стала очевидна.
Советская политэкономия.(п/э)
Теоретической базой советской экономической науки была п/э. Макет первого
учебника п/э создававшийся в конце 40-х под руководством Сталина. Она
состояла из 2 частей: п/э капитализма и п/э социализма. В 1: конспекты
работ Маркса и Энгельса, на основе которых объяснялся домонополистический
капитализм + описание империализма( на основе работ Ленина) + описание
современности. Главная задача, которая ставилась авторами учебника-
доказать, что тенденции и закономерности, открытые в свое время Карлом
Марксом, Лениным и т.п. продолжают существовать, а все новые явления 20
века объявлялись либо проявлениями старых тенденций, либо не имеющими
значения. Доказывалось, что сущность капитализма не изменилась, его
внутренние противоречия обостряются, продолжается относительное и
абсолютное обнищание рабочего класса, кризисы перепроизводства; новый курс
Рузвельта трактовался так: капитализм пытается приспособиться к новым
условиям, сдержать анархию капиталистического производства, вынужден
применять не свойственные ему меры- это с одной стороны доказательство
правоты марксизма, выступающего за плановую экономику, а с другой не может
дать результатов при частной собственности. То что цикличность была
смягчена замалчивалось. Как и реальные масштабы созданной в ИРС системы
пособий, доступного уровня жизни. НТР трактовалась тенденциозно,
доказывалось, что она стремится к усложнению экономики, а следовательно
требует общественной собственности и планирования, а при капитализме ею
нельзя овладеть в полной мере и ее плодами пользуются корпорации в
развертывании гонки вооружений. Доказывалось, что трактовка Ленина
монополистического капитализма, как загнивающего и умирающего продолжает
оставаться верной, также как и мысль о неизбежности пролетарской революции,
НТР обычно давалась в конце учебника без должного анализа.
Характеристика учебника "Экономикс"(э).
Э с самого начала создавался как эклектичный: из всех теорий брались
наиболее удачные куски так что все вопросы объяснялись с наиболее удобной
точки зрения. В современных учебниках представлены также взгляды
монетаристов, экономики предложения, теории рационального ожидания.
Эклектичность придает учебнику гибкость, но ему присуща и ограниченность:
во всем курсе прослеживается неокласический подход. Учебник написан с точки
зрения потребителя, преимуществ свободной торговли и рынка. В нем
однозначно критикуется протекционизм. Там представлены взгляды исторической
школы и марксизма. Замалчивается тот факт, что индустриальное общество
долго было в кризисе, что породило эпоху революций и раскол мира на 2
системы. И только новый курс Рузвельта положил начало трансформации
капитализма. А НТР за счет соц изменений и роста доходов окончательно
избавила структуру западного мира от противостояния буржуазии и
пролетариата. Замалчивалось и то, что в реальности политика ИРС всегда
исходила из реальной ситуации с учетом национальных интересов, что только
воспитательный протекционизм дал возможность США, России и Германии
провести индустриализацию.
Политэкономия социализма.
ИРС стремятся обеспечить себе технологическое превосходство активно
продвигая продукцию передовых отраслей в том числе вооружение на внешних
рынках и т.п.
Исходным пунктом этого курса было утверждение о существовании в соц странах
общественной собственности на средства производства, которая не
доказывалась, а просто принималась как аксиома. Из этого свойства выводили
все свойства системы, в результате в учебнике анализировалось не реальное
общество, а абстрактная схема. Тенденции которые были открыты на основе
опыта I и II промышленной революции Марксом Энгельсом и Лениным принимались
как догма на все времена и стали основой экономической политики:
- преимущество крупного производства перед мелким средним,
- определяющий рост производства средств производства и т.п.
Реальные возможности планирования на разных этапах экономики вообще не
обсуждалась, планирование объявлялась, планирование объявлялось
неотъемлимым свойством и преимуществом социализма. По поводу НТР
утверждалось, что только социализм позволяет полностью использовать ее
преимущества в интересах народа за счет концентрации ресурсов на решающих
направлениях и планомерного внедрения ее достижений.
Еще в 80-х достижения СССР в соревновании с США показывались, как
первенство в производстве стали, цемента, комбаинов и т.п.
Реформирование экономики советского типа.
В середине 80-х кризис перекинулся на военные отрасли, новое руководство
решило предпринять реформы. В начале попытались улучшить функционирование
старой системы. Был объявлен курс на модернизацию и ускорение. Главная идея
была повторить в новых условиях индустриализацию 30-х, аккумулировать
средства, направить их в передовые отрасли, определяющие НТП и в которых
срок ликвидировать технологического отставания от развитых стран.
Необходимыми условиями этого были: подтягивание порядка, дисциплины,
восстановление управляемости партийного аппарата, очистить его от
коррупции, антиалкогольное законодательство, улучшить качество продукции,
модернизировать структуру управления. Для этого была введены госприемка,
созданы новые суперминистерства, началась борьба с нетрудовыми доходами,
несунами. Через 2 года стало ясно, что эти действия безрезультатны. Для
реализации этого курса уже не было не ресурсов, ни готовности на жесткие
меры. В январе1987 на пленуме УК впервые было сказано, что экономика СССР
отстала, что бюджет внутри страны держится на водке. А платежный баланс на
торговле нефтью и газом. Необходимы глубокие реформы. В июне 1987 на
пленуме был принят проект реформы ядром которой стал закон о гос
предприятии объединения. Фактически это была попытка построить рыночный
социализм, а применяемая схема уже использовалась в Венгрии, Китае и т.д.
Главные меры реформы: переход к рыночным ценам, самостоятельность
предприятий в выработке планов, централизация управления при сохранении
единой партийной системы и господства гос собственности. Предполагалось что
рыночные цены покажут что нужно потребителям, предприятия будут
производить, а децентрализация предаст системе гибкость. На самом же деле
получилось- с одной стороны, предприятия не могут разориться, т.к.
рассчитывают на поддержку государства, чиновники сохранили за собой
возможности вмешиваться в дела экономических агентов с помощью
неформального влияния и телефонного права, т.к. номенклатура сохранилась.
Кроме тго сохранение гос собственности и номенклатуры фактически
накладывало на государство ответственность за благополучие предприятия,
занятость, уровень з/п. Предприятия и население восприняли меры реформы как
изменение правил игры.
| |Предприятия |Органы |население |
| | |управления | |
|1) Свободные |1) повышают |3)фикс цены на |2)требует |
|цены |цены |тов первой |повышения |
| |производители( |необходимости и|доходов( |
| |инфляция |оставляют цены |образуется |
| | |на предметы |спираль |
| | |роскоши. |з/п-цены |
|2) |4) прекращают |6) вмешиваются |5) потеря |
|Самостоятельнос|производить |в деят |доверя к |
|ть предприятий |товары первой |предприятий в |деньгам( |
| |необходимости, |неформальном |бегство от |
| |нач дефицит |порядке( |денег( крах |
| | |неразбериха |денежной |
| | |т.к. мешает |системы. |
| | |развит рыноч | |
| | |отнош | |
|3) | |7) из-зи | |
|Децентрализован| |вмешательство в| |
|ное управление | |деят предпр на | |
| | |разных уровнях(| |
| | |хаос, членение | |
| | |рынка по | |
| | |регионал и | |
| | |отраслевому | |
| | |принцитпу. | |
Развал продолжался вплоть до августа 91 и первым решением руководства были:
приостановка деятельности КПСС и легализация частной собственности. После
этого ЭСТ фактически потерпела крах и начался новый этап реформ.
Россия в 90-х.
В 1992 либерализация цен и ваучерная приватизация ( толчок развитию
рыночных отношений
Страницы: 1, 2
|