рефераты скачать

МЕНЮ


Организация труда в магазине

Организация труда в магазине

Содержание

|Введение |3 |

|1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и |6 |

|содержание | |

1.1. Организация материальной ответственности в магазине |13 | |1.2. Режим

работы и условия труда в магазине |16 | |1.3. Оплата и анализ

производительности труда работников магазина |22 | |

|2. Организация трудовых процессов в магазине |28 |

|2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его |28 |

|основные экономические показатели | |

|2.2. Организация труда в супермаркете |30 |

|3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете |39 |

|Заключение |40 |

|Список использованных источников |42 |

Введение

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней.

Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает

выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности

той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации –

персоналом. /1, стр. 104/

В любой организации возникает необходимость в определении численности

персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в

обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в

системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников,

системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило

разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом

предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть

направлена на планомерное достижение социально экономической цели,

заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации

затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического

климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую

привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива. /2, Стр.

9/

Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию

управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации

задач управления персоналом для повышения эффективности производства.

На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее

влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С

ним связано определение численности персонала, профессионально –

квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по

времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение

приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в

кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда,

как условия более высокой его результативности.

Новые экономические условия предполагают использование не только

новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с

кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его

информационного обеспечения.

Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве

случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит

к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным

становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются

старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует

росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных

кадров, отвечающих требованиям новых технологий.

И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная,

оптимальная организация трудовых процессов.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление

комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-

гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-

технологический процесс, эффективнее использовать торгово- технологический

процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и

персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе

обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Объектом данного исследования является ЗАО Супермаркет «Звездный».

Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов на

ЗАО Супермаркет «Звездный».

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к

организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина,

определить основные направления совершенствования системы подбора и найма

кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её

оптимизации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;

проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;

рассмотреть основные направления совершенствования организации труда

работников магазина «Звездный».

Метод исследования - сравнительный анализ на основе личного ознакомления

автора с данной торговой организацией и бухгалтерская отчетность за 2001 г.

1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и

содержание

Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли,

имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое

определение технологии торговли: «совокупность параллельно или

последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и

организации товародвижения с использованием определенных средств и

методов». В торговле технология включает операции по доставке , приемке,

проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к

продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле

в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя,

но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи

потребителю./3, с. 87/.

Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в

торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает

новую стоимость и выступает как труд производительный. В то де время ввиду

объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм

собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых

покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли -

оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются

трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых

работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде

работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно

производственных операций в сферу производства.

В своем большинстве торговые предприятия относительно

небольшие, в них нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено

использование высокопроизводительных машин и механизмов.

Как и в любой другой отрасли, в торговле совокупные

затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд,

связанный со сменой формы собственности, составляет около трети трудовых

затрат торговых работников. При этом доля живого труда в розничной

торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером

туда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где

процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля

живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-

технологического процесса больше возможностей для внедрения средств

механизации и доля овеществленного труда выше.

Важная особенность структурного состава трудовых ресурсов в

торговле состоит в том, что более 85 % их общего количества составляют

женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает ряд

специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь

необходимость сокращения доли ручного труда и увеличение средств на

социальные нужды коллектива.

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это

относится, прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам,

кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть

приветлив, следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее

тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это

относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров.

Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену

иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по

перемещению груза - 1200 кг.

Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная

напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой

деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при различной

коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100

человек.

Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти

и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность

труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается

неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в

связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа

обслуживаемых покупателей в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой

нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 %

всей нагрузки за смену.

В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ

работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из-

за утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на

часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество

покупателей возрастает.

В торговле работают преимущественно женщины. В то же время

товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно

допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа,

мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100

кг, растительной масло – до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг.

Поэтому в рамках социального развития на предприятии

целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-

гигиенических норм, стандартов безопасного труда./4, с. 158-159/.

Численность работников и структура штата магазина зависят от

типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима

работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других

показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение

труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную

расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение

функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения

труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и

квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных

функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака

весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три

категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и

вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих

управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят

руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор

(заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор,

товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и

т.д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий),

он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и

организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику

безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов

пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и

заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руководит

коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации

технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных

лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает

денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские

операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и

рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли,

принимает решения по претензиям покупателей и т.д.

Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой

работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на

товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением,

подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных

запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же

организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи

товаров и т.д.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу

своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на

определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары

по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных

ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал - продавцы, контролеры-

кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием

покупателей в торговом зале.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего

места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности

торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов,

уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка

товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса

и т.д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных

операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает

показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные

операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.

Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры,

эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание

оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары,

консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного

персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-

гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший

обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и

т.д.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина

специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это

способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более

квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку основывается на

распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их

квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров

благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так,

с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, второю и третью

категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные

работы, на его долю приходится более ответственные функции, связанные с

обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге

обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и

третьей категорий.

Соотношение количества продавцов различной квалификации в

розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров.

Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска

товары, тем больше число продавцов высокой квалификации должно быть в штате

магазина.

Одним из важных условий разделения труда является его

кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий,

специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить

персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания

покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный

уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и

знания.

Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине

устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и

материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников

и выявления свободного временим в течение рабочего дня./4, с. 286-289/.

Кроме того, для улучшения обслуживания покупателей большое

значение имеет овладение продавцами дополнительными специальностями, что

должно происходить на базе уже полученных ими навыков и приемов. Так,

продавцу швейных изделий проще освоить специальность продавца верхнего и

нижнего трикотажа, продавцу радиотоваров и телевизоров – специальность

продавца кино- и фототоваров и т.д.

Помимо полного совмещения должностей, работники магазина

параллельно с основными должностными обязанностями могут выполнять

отдельные функции, относящиеся к другим профессиям (должностям). Например,

заведующие отделами должны участвовать в обслуживании покупателей, продавцы

должны выполнять вспомогательные работы во время вынужденных перерывов в их

основной работе и т.д.

Разделение и кооперация труда в магазине должны осуществляться

с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов

продажи товаров, размера и структуры товарооборота, используемых методов

дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина.

Однако мероприятия по разделению и кооперации труда не должны

сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и условий труда

работников магазина.

Повышению производительности труда работников торговли во

многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемами

труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на

выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций,

связанных единым целевым назначением. Метод труда – способ осуществления

процесса труда. Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента

реализуемых товаров, квалификации работников и других факторов.

Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением

затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности

труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно

способствовать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и

утомляемости работников.

На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают

квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому

одним из направлений совершенствования организации труда в магазине

является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением

квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых

предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания

покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле. Квалифицированный

работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше

времени на выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.