Оценка и проведение аттестации в период реформ
|Должность | |
|Описание выполняемой работы | |
|1. Повод для оценки | |
| Очередная оценка | Оценка по необходимости |
| | Окончание испытательного срока |
| | Контроль за ходом адаптации |
| |сотрудника |
| | Вынужденное перемещение |
| | Пожелания самого сотрудника |
|2. Основа работы - рабочие контакты: |
| ежедневно или почти | несколько раз в неделю | несколько раз в |
|ежедневно | |месяц |
|3. Срок совместной деятельности оцениваемого: |
| менее 6-ти месяцев | от 6-ти месяцев до года |
| 1 - 3 года | более 3-х |
II. Показатели оценки
| |Данные |Данные |Полностью|В |Данные |
| |значител|выше |отвечает |основном|ниже |
| |ьно выше|требован|требовани|отвечает|требова|
| |требован|ий |ям |требован|ний |
| |ий | | |иям | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1. Сообразительность – | | | | | |
|способность быстро и | | | | | |
|дифференцированно | | | | | |
|воспринимать суть дела | | | | | |
|2. Мыслительные и | | | | | |
|оцененные способности: | | | | | |
|способность анализи-ровать| | | | | |
|проблемы и делать выводы | | | | | |
|3. Специальные знания: | | | | | |
|объем (широта и глубина | | | | | |
|специальных знаний) | | | | | |
|4. Готовность к труду: | | | | | |
|проявляемая при выполнении| | | | | |
|задач энергия и | | | | | |
|интенсивность. Готовность | | | | | |
|к выполнению задач, не | | | | | |
|входящих в его | | | | | |
|компетенцию. | | | | | |
|5. Приспособляемость – | | | | | |
|способность | | | | | |
|приспосабливаться к новой | | | | | |
|ситуации или новому | | | | | |
|подходу при решении задач.| | | | | |
|б. Организационные | | | | | |
|способности рациональному | | | | | |
|планированию и организации| | | | | |
|выполняемой работы | | | | | |
|7. Личная инициатива: | | | | | |
|готовность и способность | | | | | |
|решать проблемы по | | | | | |
|собственной инициативе | | | | | |
|8. Способность к решениям:| | | | | |
|способность к принятию | | | | | |
|решений и готовность | | | | | |
|отстаивать свои планы и | | | | | |
|намерения, несмотря на | | | | | |
|внешнее сопротивление | | | | | |
|9. Умение вести | | | | | |
|переговоры: способность | | | | | |
|приспосабливаться к | | | | | |
|партнеру по переговорам и | | | | | |
|убедительно | | | | | |
|аргументировать свои мысли| | | | | |
|10. Качество труда: | | | | | |
|пригодность результата | | | | | |
|труда к использование | | | | | |
|(тщательность выполнения, | | | | | |
|аккуратность, надежность, | | | | | |
|рациональность) | | | | | |
|11. Интенсивность труда и | | | | | |
|способность к нагрузкам: | | | | | |
|умение качественно | | | | | |
|выполнять работу в | | | | | |
|ограниченное время, | | | | | |
|поведение в условиях | | | | | |
|больших нагрузок. | | | | | |
|12. Способность к риторике| | | | | |
|и письменным работам; | | | | | |
|письменные материалы | | | | | |
|пригодны для | | | | | |
|использования, мысли | | | | | |
|излагается ясно; краткие и| | | | | |
|ясные устные изложения | | | | | |
|мыслей, убедительный | | | | | |
|стиль. | | | | | |
|13. Стиль общения: | | | | | |
|корректность, открытость, | | | | | |
|коммуникабельность в | | | | | |
|общении с коллегами и | | | | | |
|внешним окружением, | | | | | |
|готовность помочь. | | | | | |
|14. Дополнительные важные | | | | | |
|показатели. | | | | | |
|Руководителям подразделений (и лицам, зачисленным в кадровый резерв на |
|выдвижение) оценку необходимо проводить по расширенному составу |
|показателей, которые, помимо вышеперечисленных, включает в себя следующее:|
|15. Выполнение | | | | | |
|представительских функций:| | | | | |
|защита престижа и | | | | | |
|материальных интересов | | | | | |
|коллектива, поддержка | | | | | |
|деловых связей с внешним | | | | | |
|окружением. | | | | | |
|16. Мотивация: умение | | | | | |
|пробуждать интерес и | | | | | |
|готовность к работе, | | | | | |
|воспри-ятие новых идей, | | | | | |
|обсуждение результатов без| | | | | |
|подавления | | | | | |
|самостоятельности и | | | | | |
|инициативы сотрудников, | | | | | |
|адекватная оценка работы | | | | | |
|сотрудников. | | | | | |
|17. Консультирование: | | | | | |
|готовность помочь | | | | | |
|сотрудникам в решении | | | | | |
|проблем, конкретность и | | | | | |
|профессиональность | | | | | |
|консультаций. | | | | | |
|18. Особые примечания по | | | | | |
|отдельным показателям, | | | | | |
|например, рекомендации, | | | | | |
|являющиеся особенно | | | | | |
|важными для учета | | | | | |
|показателей оценки. | | | | | |
|III. Предложения по дальнейшему использованию сотрудника: |
|переводить на новое рабочее место не рекомендуется, рекомендуется |
|использовать следующим образом: ...... |
|IV. Обобщающие выводы: |
|V. Дополнительные данные: |
|способности и свойства, которые выходят за рамки требований должности, |
|но отмечаются во время работы; возможны дополнительные пояснения. |
|VI. Заключение руководителя оцениваемого сотрудника: |
|согласен не согласен по следующим показателям оценки: ............ |
|Обоснование: |
|VII. Мнение лица, получившего оценку: |
|претензий к оценке не имею |
|не согласен со следующими пунктами оценки: ............. |
|от опровержения отказываюсь |
|опровержение прилагаю |
|опровержение предоставлю в 2-недельный срок |
«Оценочные листы» заполняются всеми сторонами-оценщиками (коллеги,
непосредственное руководство, подчиненные, сотрудники смежных
подразделений, имеющие рабочие контакты с оцениваемым сотрудником). Все
заполненные бланки поступают к непосредственному руководителю оцениваемого
сотрудника. Руководитель дает собственное заключение по представленным
оценкам и знакомит с ним сотрудника. Свое заключение и бланки «Оценочных
листов» руководитель передает в службу управления персоналом. В свою
очередь, указанная служба должна зачислять в кадровый резерв на выдвижение
сотрудников, получивших высшие баллы в течение последних двух-трех плановых
оценок, а также требовать от руководителя подробных пояснений, если его
мнение по отдельным показателям оценки какого-либо сотрудника расходится с
мнением большинства оценщиков.
В пункте 18 может быть также обращено внимание на важность отдельных
показателей оценки руководителей и сотрудников, зачисленных в кадровый
резерв на выдвижение. К таким показателям относятся, например:
организационные способности (в дополнение к пункту 6 «Оценочного листа»
могут быть указаны такие признаки, как определение периодичности заданий,
распределение заданий с учетом возможностей исполнителей, организация
работы до получения конечного результата);
n способность к решениям;
n умение вести переговоры (а также совещания, семинары и т.п.);
n стиль общения (в том числе способность к критике)[12].
5. Собеседование.
В процессе собеседования, как оценки, у руководителя есть возможность
выступить в отношении подчиненного в роли старшего товарища, советчика,
наставника помогающего его профессиональному определению, становлению и
совершенствованию.
Как же все-таки по деловому определить достоинства и недостатки
подчиненных, чтобы оценка была наиболее точной и не вызывала недоумения у
сотрудников? Возможны ли формализация этой процедуры и применение
определенной технологии? С какой целью проводится собеседование и какова
должна быть его результативность? Каким образом довести результаты
собеседования до до подчиненного и работника управления персоналом. Эти и
другие вопросы были заданы при разработке системы управления персоналом в
региональной службе занятости, и одной из частей - собеседовании.
Зарубежный опыт показывает, более и особенно менее продолжительное
собеседование вызывает у подчиненных рост неудовлетворительности, поэтому,
используя опыт в рамках программы Tacis была определена рекомендуемая
продолжительность собеседования 1-1.5 часа[13].
n Собеседование осуществляется с глазу на глаз и не должно прерываться.
n Основные моменты собеседования документируются руководителем и
подписываются обеими сторонами, при этом подчиненный может дать свой
комментарий, пояснения к произведенным руководителем выводам и решениям.
За подчиненными оставляется право апелляции по итогам собеседования в
службу персонала, вышестоящему руководителю или в аттестационную комиссию.
По опыту Великобритании, где в течение продолжительного времени действует
подобная система оценки персонала, апелляции имеют место в среднем 10-15%
случаев[14].
В процессе собеседования обсуждается также:
1. Выполнение каждой из поставленных работнику задач с учетом мнений
потребителей результатов его труда.
2. Трудовые достижения работника.
3. Его личные достоинства.
4. Возможности совершенствования деятельности и развития.
Определяются также:
5. Новые задачи на предстоящий период и критерии оценки их выполнения.
6. Приоритеты в деятельности на предстоящий период.
7. Потребность в специальном обучении, повышении квалификации.
8. Ожидания работника на будущее.
Руководитель фиксирует основные положения собеседования, выводы и
оценки в специальной форме анализа и оценки деятельности специалиста
(прилож.) и дает общую оценку деятельности работника по 5-балльной системе.
Оцениваемый работник дает письменно свой комментарий процедуре
собеседования и полученным оценкам, поясняет значимые для него
обстоятельства.
1. Введение системы периодических собеседований начальников с
непосредственными подчиненными с проведением анализа работ и оценки их
результатов означает перевод работы руководителя с кадрами на
совершенно другой, более высокий, современный уровень, требует
формирования стиля отношения начальников к своим подчиненным как к
равноправным партнерам единого трудового процесса.
2. Собеседование руководителя с подчиненным может рассматриваться как
конкретный организационный повод обсуждения по заранее заданной схеме
всей совокупности состава выполняемых работ, целей, объемов и
сложностей в выполнении, критериев оценки и направлений делового и
личностного совершенствования. Введение же периодичности обсуждений
формирует систему работ.
3. Документированность обсуждения, оценок и планирования работ
предполагает также подконтрольность всей оценочной работы в
организации вышестоящему руководству, дает основания оценивать с этой
позиции работу нижестоящих руководителей, выявлять в ней недостатки и
пути совершенствования.
4. Введение системы ведет к профессиональному совершенствованию
руководителей и росту управленческой культуры в организации в целом,
что способствует облагораживанию всей атмосферы в коллективе.
5. Наиболее сложными н новыми моментами системы собеседования являются
анализ работы и выбор критериев ее оценки. Методическое руководство
этой деятельностью, обучение и консультирование всех руководителей
организации осуществляется службой персонала. Это одна из
ответственных и новых функций службы. Естественно, что для ее
реализации самим работникам службы необходимо пройти соответствующую
подготовку.
6. Для верной оценки системы собеседований полезно было бы расстаться с
очень распространенной в нашей стране иллюзией – надеждой на то, что
когда-либо будет создана "научная", "строго объективная", лишенная
недостатков система оценки персонала, годная для всех случаев жизни.
Такой системы нет и не будет создано никогда. Причина тому
многообразие целей, оценки, неповторимость производственных ситуаций и
условий оценки, преходящий характер научных идей и концепций,
определенная узость, некомплектность позитивистского подхода,
оторванность от жизни.
7. Зарубежные пользователи систем оценки персонала на основе анализа
работы в процессе собеседования руководителя и подчиненного
предостерегают от такой опасности, когда руководитель и подчиненный
ограничиваются лишь "штатными" встречами, посвященными оценке работ,
т. е. один раз е квартал (полгода). Это превращает систему
собеседований в формальную процедуру организации, польза от которой не
окупает затрат (времени и нервов) на ее проведение[15].
Формы анализа и оценки деятельности специалиста, пути
совершенствования и реализации способностей можно свести в одну
схематическую таблицу:
Считается, что плановые собеседования должны дополняться регулярным,
не реже двух раз в месяц, обсуждением решаемого круга проблем.
Опыт показывает, что "строго научные" методики оценки трудно применимы
на практике и подходят для очень узкого круга ситуаций, иначе говоря, мало
практичны. С другой стороны, работающие на практике методики "не вполне
научны", основываются на изрядной доле здравого смысла. По-видимому, именно
некое "оптимальное" на настоящий момент сочетание науки и здравого смысла и
является продуктивным.
ФОРМЫ АНАЛИЗА
И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Специалисты __________________________________________________________
Должность __________________________________________________________
Отдел __________________________________________________________
Руководитель __________________________________________________________
Должность __________________________________________________________
Дата обследования ____________________________________________________
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ЗА ___ КВАРТАЛ 199____ ГОДА
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Соотносите достигнутые результаты с поставленными на прошедший период
задачами; отметьте те результаты, которые могут быть поставлены
специалисту в заслугу; спросите, что он сам оценивает как достижение).
| |
| |
| |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|