ОАО НОВОШИП и условия работы флота
в 1997 году: 592,2 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 10,8%
Низкий коэффициент обновления и его тенденция к снижению, а также
высокий коэффициент выбытия свидетельствуют о недостаточном пополнении
пароходства балансовым флотом и это обстоятельство может отрицательно
сказаться на увеличении провозной способности пароходства.
2.3. Анализ эффективности использования основных производственных
фондов
На морском транспорте эффективное использование основных
производственных фондов имеет большое значение. Это связано с тем, что
основные производственные фонды преобладают в производственных фондах.
Лучшее использование флота обеспечивает необходимые темпы роста
производительности труда, увеличение объема продукции транспорта на один
рубль основных производственных фондов. Недостаточное использование
основных фондов вынуждает делать огромные вложения в создание новых
производственных фондов. Поэтому необходимо постоянно контролировать
степень использования основных производственных фондов, выявлять недостатки
и разрабатывать меры по их устранению.
Степень и эффективность использования основных производственных фондов
характеризуется как стоимостными, так и натуральными показателями, которые
подразделяются на общие и частные.
Обобщающими показателями, оценивающими на предприятиях морского
транспорта экономическую целесообразность основных производственных фондов
и их использование, являются фондоотдача и фондоемкость.
Фондоотдача определяется путем отношения грузообоброта перевозок
приходящегося на один рубль среднегодовой стоимости производственных
фондов,
чем выражается связь между средствами труда и транспортной продукцией.
Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче; она характеризует величину
основных производственных фондов, приходящихся на один рубль продукции.
К частным относится совокупность натуральных показателей, которые
применяются для анализа использования основных производственных фондов.
Натуральные показатели отражают интенсивное использование флота по мощности
в единицу времени, и экстенсивное, т.е. использование флота в единицу
времени.
Используя эти показатели произведем анализ использования основных
производственных фондов ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах.
Для этого рассчитаем обобщающие показатели фонодоотдачи и фондоемкости
и результаты оформим в таблицу.
Таблица 13
Показатели фондоотдачи и фондоемкости по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах
|Показатели |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Грузооборот всего по |млн.тн-|72982,1 |70345,9 |-2636,2 |-3,6 |
|флоту | | | | | |
| |миль | | | | |
|Среднегодовая стоимость |млн. |5854,8 |5193,0 |-661,8 |-11,3 |
|основных |руб. | | | | |
|производственных фондов | | | | | |
|В том числе активной |млн. |5600,1 |4953,9 |-646,2 |-11,5 |
|части фондов (флота) |руб. | | | | |
|Удельный вес активной |% |95,6 |-95,4 |-0,2 |-0,2 |
|части фондов (флота) | | | | | |
Продолжение табл.13
| |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
|Показатели | | | |предыдущим годом |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Фондоотдача, всего |тонно-м|12,46 |13,55 |1,11 |8,7 |
| |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|В том числе активной |тонно-м|13,03 |14,20 |1,17 |9,0 |
|части |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|Фондоемкость, всего |руб./ |0,08 |0,07 |-0,01 |-12,5 |
| |тонно-м| | | | |
| |или | | | | |
Увеличение фондоотдачи при снижении грузооборота и снижении стоимости
основных производственных фондов явилось результатом незначительного
снижения грузооборота на 3,6% при гораздо большем уменьшении основных
производственных фондов –11,3%.
Фондоотдача, рассчитанная по активной части (флоту) выше фондоотдачи в
целом так же за счет гораздо большего уменьшения активной части. Все это
свидетельствует об эффективном использовании основных производственных
фондов и в частности, их активной части.
На изменение уровня фондоотдачи также оказывает влияние ряд таких
факторов как:
- изменение загрузки основных производственных фондов по мощности (ин
тенсивное использование);
- повышение основных производственных фондов в единицу времени
(экстенсивное использование).
Интенсивное использование основных производственных фондов
характеризуется совокупностью показателей работы флота. К таким показателям
относятся коэффициенты загрузки и использования грузоподъемности судов,
коэффициент балластных пробегов, коэффициент среднесуточной
эксплуатационной скорости судна. Обобщающим натуральным показателем работы
флота является производительность одной тонны дедвейта в сутки
эксплуатации.
Рассмотрим показатели интенсивности использования судов по ОАО
«Новошип» в 1996-1997 годах.
Таблица 14
Показатели, характеризующие интенсивное использование флота по его видам
|Показатели |Ед.изм. |1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Наливной флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,81 |0,82 |0,01 |1,2 |
|Коэффициент |% |45,8 |48,6 |2,8 |6,1 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,90 |0,92 |0,02 |102,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
Продолжение таблицы 14
|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Коэффициент | |0,40 |0,37 |-0,03 |-7,5 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|72,4 |81,3 |8,9 |12,3 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
|Комбинированный флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,73 |0,80 |0,07 |9,6 |
|Коэффициент |% |42,9 |49,2 |6,3 |14,7 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,95 |0,98 |0,03 |3,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
|Коэффициент | |0,39 |0,38 |-0,01 |2,6 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|73,3 |86,1 |12,8 |17,5 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
Продолжение таблицы 14
|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Сухогрузный флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,76 |0,78 |0,02 |2,6 |
|Коэффициент |% |55,0 |59,8 |4,8 |8,7 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,96 |0,90 |-0,06 |-6,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
|Коэффициент | |0,21 |0,22 |0,01 |4,8 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|69,1 |82,8 |13,7 |19,8 |
|работы флота |ли/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
Из таблицы следует сделать выводы, что коэффициент загрузки и
коэффициент использования грузоподъемности увеличились по всем видам флота,
что является хорошим признаком более полного использования
грузоподъемности.
Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости увеличился по
наливному флоту на 4,2%, по комбинированному флоту на 3,2%, а по
сухогрузному уменьшился на 6,2%, что связано с потерей ходовых качеств в
связи с большим
возрастом судов.
Коэффициент балластных пробегов уменьшился по наливному флоту на 0,03%
и по комбинированному на 0,01%, что повлияло на увеличение объема перевозок
по всем видам флота.
Увеличение коэффициента балластных пробегов у сухогрузного флота на
0,01% также свидетельствует о том, что сухогрузный флот в общей своей массе
имеет средний возраст около 15 лет и поэтому не пользуется популярностью на
фрахтовом рынке.
Производительность одной тонны дедвейта в сутки эксплуатации
значительно возросла по всем видам флота, что свидетельствует об его
интенсивном использовании в целом. Анализ использования основных фондов
должен осуществляться в комплексе с другими показателями, одними из которых
являются производительность труда и фондовооруженнсть. Производительность
труда определяется отношением количества тонно-миль к среднесписочной
численности работников. Фондоворуженнсть рассчитывают как отношение
среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной
численности работающих. Динамика производительности труда ,
фондовооруженности и фондоотдачи – процессы, зависимые друг от друга,
поэтому все факторы, влияющие на производительность труда, одновременно
воздействуют и на фондоотдачу. Рассмотрим эти показатели с помощью
следующей таблицы:
Анализ показателей таблицы свидетельствует о том, что темп роста
производительности труда ниже показателя фондоотдачи, а показатель
фондовооруженности труда даже снизился. Очевидно, это связано с тем, что в
связи с большим списанием балансового флота в анализируемые годы
среднесписочная численность работающих уменьшалась незначительно.
Рассмотрим теперь показатели характеризующие экстенсивное
использование флота в единицу времени.
Основными показателями бюджета времени флота являются календарный,
эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды.
Таблица 15
Темпы роста основных показателей эффективности использования основных
производственных фондов по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах
|Показатели |Ед. изм. |1996 |1997 |Темп |
| | | | |роста, % |
|Грузооборот всего по флоту |млн. |72982,1 |70345,9 |96,4 |
| |тонно-миль| | | |
|Среднегодовая стоимость |млн.руб. |5854,8 |5193,0 |88,7 |
|основных производственных | | | | |
|фондов | | | | |
|Среднесписочная численность |Человек |8724,0 |7926,0 |90,9 |
|Фондоотдача |Тонно-мили|12,46 |13,55 |108,7 |
| |/ руб. | | | |
|Фондовооруженность труда |руб./чел. |671114,2 |655185,5 |97,6 |
|Производительность труда |тыс. |8365,7 |8875,3 |106,1 |
| |тонно-миль| | | |
| |/ чел. | | | |
Календарный для находящихся в эксплуатации и несписываемых судов
составляет 365 суток. Для вновь поступающих или списываемых судов ее
определяют в зависимости от даты поступления или списания.
Внеэксплуатационный период подразделяется на время: стоянки судна в
ремонте (в том числе подготовка к ремонту), переоборудования и
модернизации, вне эксплуатации по прочим причинам (фумигация, дератизация,
дезинсекция, продление документов Регистра, выход из строя главного
двигателя, посадка на мель и др.).
Разность между календарным и внеэксплуатационным периодом составляет
эксплуатационный период судна или эксплуатационное (рабочее) время флота. В
составе эксплуатационного времени обязательно выделяют время на
«перевозках», т.е. время, в течение которого судно участвовало в выполнении
перевозок.
Бюджет времени исчисляется в судо-сутках и дедвейто-сутках. Дедвейто-
сутки определяются умножением дедвейта судна на время в сутках. Расчет
сначала ведется по каждому судну, затем показатели суммируют по типам
судов, группам флота, видам флота и в целом по флоту. Ниже, в таблице 16
представлено использование бюджета времени транспортного флота ОАО
«Новошип» в 1996-1997 годах.
Таблица16
Календарный бюджет времени транспортного флота ОАО «Новошип» в
млн.двт.суток
|Показатели |1996 |1997 |Темп |Отклонени|
| | | |роста |е, % |
|Календарный бюджет |1117,9 |935,8 |83,7 |-16,3 |
|1. В эксплуатации |1005,6 |861,6 |85,7 |-14,3 |
| из них: | | | | |
|а) на перевозках |972,9 |859,1 |88,3 |-11,7 |
| в т.ч. в таймчартере |435,2 |524,0 |120,4 |20,4 |
|б) другие работы |32,7 |2,5 |7,6 |-92,4 |
|Коэффициент использования |89,9 |92,1 |102,4 |2,4 |
|календарного времени, % | | | | |
|2. Внеэксплуатационный период |112,3 |74,2 |66,0 |-34,0 |
| из них: в ремонте |105,8 |68,2 |64,5 |-35,5 |
|3. Эксплуатационный период, |328,3 |336,1 |102,4 |2,4 |
|сут. | | | | |
|4. Стоянки под грузовыми | | | | |
|операциями в портах: | | | | |
Продолжение таблицы 16
|Показатели |1996 |1997 |Темп |Отклонени|
| | | |роста |е, % |
| в иностранных |140,4 |120,2 |85,6 |-14,4 |
| в российских |8,8 |5,8 |66,8 |-33,2 |
|5. Непроизводительные простои в| | | | |
|портах: | | | | |
| в иностранных |127,7 |113,5 |88,8 |-11,2 |
| в российских |25,2 |13,7 |54,5 |-45,5 |
Из таблицы видно, что произошло уменьшение календарного времени и
эксплуатационного времени – это является следствием активного списания
судов. В целом же коэффициент использования календарного времени вырос в
1997 году на 2,4%, в такой же степени увеличился эксплуатационный период в
сутках. Значительно сократилось внеэксплуатационное время, стоянки под
грузовыми операциями и непроизводительные простои в портах.
Уменьшение внеэксплуатационного времени в ремонте произошло в связи с
непостановкой на заводской ремонт судов, по которым было принято решение о
писании в 1998 году судов возрастом свыше 20 лет, которым требовался
постоянный ремонт.
Важным фактором снижения времени в ремонте явилось качество
технической эксплуатации судов экипажами, глубокое знание правил
технической эксплуатации, систематическое повышение производственной
квалификации, тщательный уход за механизмами и судовыми устройствами,
детальное знание технического состояния каждого механизма, проведение
некоторых видов ремонта на судах силами экипажей и своевременная
подготовка судна к ремонту.
Снижение непроизводительных простоев достигалось путем тщательного
изучения эксплуатационной обстановки в иностранных портах, установления де-
ловых контактов с агентскими фирмами, улучшения подготовки
судоводительского состава судов, в частности знания коммерческих условий
рейса и каждого судозахода.
Ключевой проблемой улучшения использования транспортного флота
остается проблема оптимального соотношения между ходовым и стояночным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|