рефераты скачать

МЕНЮ


Налоги

Также с сумм коэффициентов и сумм надбавок за стаж работы,

начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в соответствии с

законодательством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера

и приравненных к ним местностях, высокогорных пустынных и безводных районах

с тяжелыми климатическими условиями, подоходный налог взимается только у

источника выплаты отдельно от других доходов в федеральный бюджет по ставке

3 процента,в бюджеты субьектов РФ -по ставке 9 процентов.В таком же порядке

взимается налог с указанных сумм, учитываемых при исчислении среднего

заработка для оплаты отпусков, начисления пособий по временной

нетрудоспособности и в других случаях, когда законодательством Российской

Федерации предусматривается сохранение за работником среднего заработка.

Сдоходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими

лицами, не имеющими постоянного местожительствав Российской Федерации,

налог удерживается у источника выплаты по ставке 3 процента в федеральный

бюджет и по ставке 17 прцентов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

C доходов 1999 года для физических лиц, не имеющих права на

повышенные размеры необлагаемого минимума - ежемесячные вычеты в размере

пяти и трех минимальных месячных оплат труда либо годовой вычет в размере

30000 рублей, полученных в текущем году,- совокупный налог следует

ежемесячно уменьшать ;

- у физических лиц, доход которых в течение года не превысил 10000

рублей, - на сумму дохода в двукратном размере установленного законом МРОТ;

- у физических лиц, доход которых в течение года составил от 10000

рублей 01 копейки до 30000 рублей,-на сумму дохода в двукратном размере

установленного законом минимального размера оплаты труда, в котором доход,

исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 10000руб. ; на

сумму дохода в размере одного установленного законом минимального размера

оплаты труда начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим

итогом с начала года, превысил 10000 рублей.

-у физических лиц, доход которых в течение года превысил 30000

рублей, - на сумму дохода в двукратном размере установленного законом МРОТ,

в котором доход, исчисленный нарастающим итого м с начала года, не превысил

10000 рублей; на сумму дохода в размере одного установленного законом

минимального размера оплаты труда начиная с месяца, в котором доход,

исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 10000 рублейдо

месяца, в котором доход не превысил 30000 рублей; начиная с месяца, в

котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года превысил 30000

рублей, уменьшение не производится.

Также в зависимости от размеров совокупного дохода, полученного в

налогооблагаемом периоде,предоставляются вычеты на содержание детей и

иждевенцев,

Для вдов, одиноких родителей, опекунов или попечителей, разведенных

супругов, не получающих алиментов на содержание детей, впервые

предусмотрено, что вычетына содержание детей и иждевенцев предоставляются

в двойном размере.

Для физических лиц, получающих доходы не по месту основной работы,

производится уменьшение дохода на обязательные отчисления в Пенсионный фонд

РФ.

в сумме одного установленного законом МРОТ. В 1998 году в Закон были

внесены изменения, согласно которым изменился и порядок представления

некоторых налоговых льгот. Так, у физических лиц, доход которых в течение

года не превысил 5000 рублей, совокупный доход, полученный в

налогооблагаемом периоде, ежемесячно уменьшается на двухкратный разм ер

минимальной оплаты труда.

У тех физических лиц, доход которых в течение года составил от 5001

до 20000 тысяч рублей, совокупный налогооблагаемый доход ежемесячно

уменьшается на двухкратный размер МРОТ до месяца, в котором доход,

начисленный с начала года, не превысил 5000 рублей. Далее с месяца, в

котором доход превысил 5000 рублей, налогооблагаемый доход уменьшается на

однократный минимальный месячный размер оплаты труда.

Но у физических лиц, у которых доход с начала года превысил 20000

рублей, уменьшение облагаемого дохода не производится. Те вычеты, в размере

двукратной минимальной месячной оплаты труда при доходе до 5000 рублей и

однократной минимальной оплаты труда при доходе до 20000 рублей,

предоставленные с начала года, пересчету не подлежат, т.е. ранее

предоставленные вычеты сохраняются.

Аналогично зтому порядку предоставляются и вычеты на детей и

иждивенцев.

Для налогоплательщиков, имеющих низкие доходы, увеличивается размер

предоставляемого не облагаемого налогом минимума и расходов на содержание

детей и иждивенцев.

Самой льготируемой категорией налогоплательщиков являются лица,

получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные

с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы, а также аварии в

1957 году на производственном объединении ”Маяк“ сбросов радиоактивных

отходов в речку Теча. У таких граждан совокупный налогооблагаемый доход

уменьшается на сумму, не превышающую размер совокупного дохода, облагаемого

по минимальной ставке.

В Законе о подоходном налоге установлен порядок определения

необлагаемого налогом минимума от продажи гражданами имущества.,

принадлежащего им на праве собственности. Если граждании продает в течение

года свое личное имущество, например, квартиру, жилой дом,, дачу, садовый

домик, земельный пай, то полученные гражданином суммы в пределах 5000

МРОТ не облагаются подоходным налогом. При продаже любого другого

имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности, подоходный

налог не берется с суммы, не превышающей 1000 МРОТ. Если же суммы выплат за

проданное имущество превышают раэмеры, то источник выплаты обязан удержать

с гражданина подоходный налог с суммы, превышающей соответственно 5000 и

1000 МРОТ и перечислить этот налог в бюджет.

Но существует одна особенность: при получении физическим лицом дохода

от реализации имущества, по которому установлена разная кратность

уменьшения дохода на установленный законом МРОТ, совокупный доход

уменьшается на соответствующую сумму вычетов отдельно по каждой группе

имущества.

Предоставлена также льгота гражданам, которые продают выращенные в

личном подсобном хозяйстве (включая садовые и огородные участки) продукцию

растениеводства, цветоводства, продукцию охотничьего собаководства и т. д.

Но при получении этих льгот должны быть соблюдены некоторые условия.

Например, льгота по доходам от разведения охотничьих собак предоставляется

их владельцам, являющимся членами секций собаководства и иных

объединений, входящих в Российскую Кинологическую Федерацию, если собаки

зарегистрированы в названных организациях, а владельцы имеют на охотничью

собаку родословное свидетельство установленного образца. А при реализации

гражданином выращенной им самим продукции необходимо иметь справку, что

реализуемая продукция выращена в личном подсобном хозяйстве, на садовом

или огородном участке, расположенном на территории Российской Федерации.

Не включаются в совокупный годовой доход суммы, полученные гражданами

от реализации ивовой коры, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов,

лекарственных растений.

Для военнослужащих тоже существует льгота по подоходному налогу с

сумм денежного довольстви я денежных вознаграждений и других выплат,

получаемых в связи с исполнением с лужебных обязанностей, подоходный налог

не удерживается.

Не облагаются подоходным налогом доходы в денежной и натуральной

форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения.Не

облагаются налогом стоимость подарков, полученных от предприятий,

учреждений и организаций в виде вещей или услуг, и стоимость призов в

денежной и натуральной форме в сумме, не превышающей 12-тикратного

минимального размера оплаты труда. Но при этом есть категория граждан,

имеющая льготный вариант при получении призов. Это спо ртсмены, получившие

призы на чемпионатах и соревнованиях на кубок Российской Федерации, а

также в составе сборной РФ на чемпионатах Европы или мира, на Олимпийских

играх и Играх Доброй воли. Стоимость полученных ими призов не включается в

облагаемый налогом доход независимо от размера призов.

Законом о подоходном налоге предоставлены льготы гражданам, которые

направляют свои доходы на какие-то определенные цели. Например, суммы

доходов, направляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные

цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования,

здравоохранения и социального обеспечения, находящихся на территории

Российской Федерации, частично или полностью финансируемых из

соответствующих бюджетов, подоходным налогом не облагаются.

Снижение облагаемого дохода граждан производится на сумму про

изведенных им отчислений в Пенсионный Фонд Российской Федерации в течение

календарного года. Также дополнительно уменьшается совокупный доход на

суммы, перечисляемые (уплачиваемые ) по заявлению физических лиц из личных

доходов на добровольное противопожарное страхование на основании договоров

противопожарного страхования, заключенных физическими лицами (

страхователями ) со страховщиками на случай причинения ущерба

застрахованному имуществу.

Законом о подоходном налоге предусмотрена очень выгодная для

гражданина льгота при покупке или строительcтве объектов недвижимости. К

таким объектам недвижимости относятся : жилой дом, квартира, дача, садовы

домик. Эта льгота предоставляется в пределах 5000- кратного МРОТ,

учитываемого за трехлетний период. Под льготу попадают также суммы,

направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученные

физическими в банках на эти цели. Однако льготой на покупку квартиры надо

уметь правильно пользоваться, для чего необходимо соблюдение следующих

условий :

а ) деньги за квартиру должны быть фактически уплачены ;

б) должен состояться переход права собственности на квартиру от

продавца к покупателю ;

в ) в бухгалтерию предприятия по месту основной работы либо в

налоговый орган должно быть направлено заявление о соответствующих вычетах.

В оправдание льготы налогоплательщик должен представить следующие

документы :

- договор купли - продажи квартиры;

- платежный документ.

Вышеуказанной льготой гражданин - собственник может воспользоваться

только раз в жизни. Повторно предоставление такого вычета физическим лицам

не допускается, если квартира приобретена в собственность несколькими

лицами, то льготируются доходы каждого собственника ( по 5000 МРОТ на

каждого ). Вместе с тем, необходимо помнить, что размер льготы ограничен

размером годового дохода гражданина. При пользовании этой льготой нужно

помнить, что уменьшению подлежит доход того периода, в котором

произведены расходы. Только при обоюдном соблюдении этих условий (

приобретение прав собственности и факт оплаты) позволяется воспользоваться

этой льготой.

При строительстве или покупке названных объектов, а также погашения

кредитов и процентов по ним, полученным на эти цели, исключение указанных

расходов производится у физического лица только по одному объекту в

течение трех календарных лет, начиная с того года, в котором подано

заявление об их исключении из совокупного дохода. Расходы по строительству

или приобретению могут исключаться из облагаемого дохода в течение года по

мере получения физическим лицом доходов на основании документов,

подтверждающих фактически понесенные затраты, либо один раз в год при

завершении бухгалтерией налоговых расчетов с физическим лицом за истекший

год, либо налоговым органом при предъявлении физическим лицом декларации о

полученных за отчетный год доходах. Однако при получении льготы на

приобретение недвижимости непосредственно в налоговом органе при

декларировании доходов за отчетный год гражданину необходимо соблюсти еще

одно условие- декларация должна быть представлена не позднее срока,

установленного законодательством, а именно - 1 апреля. При подаче

документов, подтверждающих затраты на строительство, после указанного

срока, данная льгота налогоплательщику не предоставляется.

При приобретении гражданами недвижимости на праве общей долевой

собственности, у каждого покупателя, названного в договоре купли - продажи,

из совокупного дохода исключается сумма фактических расходов на

приобретение, в пределах 5000 -кратного МРОТ, учитываемого за трехлетний

период, но не более суммы расходов, приходящихся на его долю собственности.

Сумма вычета, приходящаяся на долю участника долевой собственности,

который таким вычетом воспользоваться не может, другим участникам долевой

собственности использована быть не может.

Если в договоре купли- продажи недвижимости или документе,

подтверждающем статус гражданина в качестве покупателя - застройщика, в

том числе при заключении договора с предприятием на долевое участие в

строительстве, покупателем (застройщиком) названо только одно физическое

лицо, то независимо от возникновения у второго супруга права совместной

собственности на такой объект, льгота по подоходному налогу ему не

предоставляется. Аналогичный порядок применяется и в том случае, когда в

покупке, либо в строительстве названных объектов участвуют другие члены

гражданина - покупателя (застройщика).

Не предоставляется данная льгота гражданам также в тех случаях,

когда недвижимость построена или куплена за счет собственных средств

предприятия, учреждения или организации. Это касается и кредита, выданного

гражданину на приобретение или постройку жилья, выданного ему предприятием.

Не производится уменьшение совокупного дохода при приобретении физическими

лицами в собственность названных объектов на основании заключенных

договоров мены.

Согласно нормам Закона Российской Федерации “ О подоходном налоге с

физических лиц “ организации, являющиеся источниками дохода для физических

лиц, производят исчисление и удержание налога с начала календарного года

по истечении каждого месяца, в котором получен соответствующий доход.

Поэтому при заключении кредитного договора, предусматривающего

одновременный возврат заемных средств и уплату процентов по окончании

срока действия договора, на протяжении всего периода пользования заемными

средствами физическое лицо фактически получает материальную выгоду,

подлежащую включению в совокупный налогооблагаемый доход. Расчет по

рублевым кредитам производится исходя из двух третьих от ставки

рефинансирования Банка России, действовавшей за период пользования

средствами, по валютным - 10 % годовых. При возврате кредита и уплате

процентов производится окончательный расчет суммы материальной выгоды,

исчисленной по данному кредитному договору, с зачето м суммы процентов,

внесенных заемщиком.

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.

Налоговые льготы, установленные законодательством, в том числе и по

налогообложению физических лиц, не являются исчерпывающими. Система льгот

изменяется или расширяется путем введения в закодательство новых форм,

регулирующих льготный порядок налогообложения либо вовсе освобождающих от

налогообложения. При этом нормативно выраженная воля законодателя может не

только дополнить систему льгот введением новых элементов, но и структурно

преобразовать систему, внедрив в законодательство о налогах принципиально

новую методологию представления льгот. Но, как показывает практика, кроме

налоговых льгот, предусмотренных законами, на федеральном уровне существуют

также льготы, предоставленные Указами Президента Российской Федерации,

постановлениями, и распоряжениями правительства РФ. Часть из них фактически

никогда не действовала, либо их действие прекращалось по истечении сроков,

на которые льготы предоставлялись. В последнее время наметилась тенденция

к упорядочению налоговых льгот. Некоторые нормативные акты, установившие

налоговые льготы, не предусмотренные законодательством, утратили силу.

Практика законотворчества показывает, что некоторые вновь принятые законы

могут распространяться на налоговые отношения, возникшие до вступления в

силу этих законов. Согласно статье 57 Конституции РФ законы,

устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,

обратной силы не имеют. Следует подчеркнуть, что Конституция РФ не

препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение

налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налоговых

отношений характер такого закона должен быть понятен как

налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги. Таким

образом, принцип стабильности налоговой системы нельзя понимать упрощенно,

так как внесистемные изменения в налоговом законодательстве становятся

причиной больше негативных последствий, чем положительных результатов.

Бесконечными усовершенствованиями нормативных конструкций утомлены и

налогоплательщики, и должностные лица налоговых органов. Вместе с тем сама

стабильность налоговой системы не самоцель, а лишь средство достижения

совершенства в регулировании налоговых отношений.

Этот принцин ни в коей мере не должен ущемлять права граждан. В

частности, введение налоговых льгот для физических лиц должно

восприниматься безоговорочно, даже если нормам, предоставившим такие

льготы, придана обратная сила за период в несколько лет или, например,

такие нормы утверждены законом, не относящимся в целом к налоговому

законодательству. Это связано с тем, что налоговые льготы физическим лицам

предоставляются, в основном либо в силу их особых заслуг перед обществом и

государством, либо в силу их социальной незащищенности, либо в связи с

выполнением ими социально значимых функций по роду своей деятельности. Ясно

что в тех случаях, когда предоставление налоговой льготы основывается на

результатах оценки государством социального статуса гражданина,

использование такой льготы гражданином является его неотъемлемым правом вне

зависимости от способов выражения воли государства при предоставлении

льготы.

Заслуги отдельных граждан перед обществом и государством бывают

настолько велики, что вообще не подлежат оценке и предоставление льгот

таким гражданам следует рассматривать как безусловную обязанность

государства.

Система установления налоговых льгот базируется также на

конституционных принципах федеративного государства. В соответствии с

Конституцией РФ установление общих принципов налогоообложения и сборов

находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы

налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются

федеральным законом. В соответствии с общими принципами налогообложения

исборов органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать и

отменять налоги, сборы, а также льготы налогоплательщикам ( в рамках этого

перечня региональных налогов и сборов, который содержится в Законе РФ “ Об

основах налоговой системы в Российской Федерации “).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации

2.Закон РФ “ О подоходном налоге с физических лиц в РФ “ №1998 -1 от

7.12.91г.

3.Федеральный Закон “ О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации “ О подоходном налоге с физических лиц “ от 31.12.1997

г.

4.Инструкция Госналогслужбы России “ По применению закона РФ “ О

подоходном налоге с физических лиц” № 35 от 29.06.95г. ( с изменениями и

дополнениями ).

5.Статья “Налоговая политика и интересы общества “ - авторы И.И.

Лаптев., Л.Д.Кузнецов.- Налоговый вестник, 1997, № 3, стр.3

6. Книга “ Государственная налоговая служба “- под ред. проф.

В.К.Бабаева-Н.Новгород,1995

7. Статья “ О купле- продаже квартир”- А.С.Демаков- Налоговы вестник,

1998, №4, стр. 24.

8. Статья “Перспективы подоходного налога”- О. Хенекен- Финансовая

Россия, 1998 № 3, стр.27.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.