Мировая валютная система и ее эволюция
каналы поступления банкнот евро в нашу страну и правильно спрогнозировать
объёмы приобретения наличности, иначе они могут столкнуться с трудностями
при выполнении обязательств перед своими клиентами.
При работе с новой валютой важно быть готовыми к решению ряда
технических проблем. Одна из них связана с определением подлинности банкнот
евро, которые защищены инфракрасными метками. В связи с тем, что банкноты
евро печатаются в разных странах , уже наблюдается разброс в расположении
меток. Это в конечном итоге может привести к тому , что датчик на
автоматических детекторах валют не “ увидит” изображения в ожидаемом месте.
Поэтому , чтобы не сомневаться в подлинности евро , необходимо
предусмотреть возможность использования так называемого просмотрового
детектора. Другая проблема - толщина банкнот . Поскольку евро – самые
тонкие в мире , при подсчёте и сортировке денег на банковских приборах
бывшие в употреблении банкноты имеют больше шансов порваться ,
увеличивается вероятность , что две купюры будут насчитаны как одна к тому
же не все модели счётчиков могут реагировать на новые банкноты, поэтому
вполне возможно , что потребуется закупка специального оборудования для
обработки наличных евро . В условиях сжатых сроков перехода на новую валюту
всё это может вызвать определённые трудности , особенно у небольших банков
.
Следует напомнить , что срок , по прошествии которого национальные
денежные знаки стран ЕВС утрачивают статус законного средства платежа ,
сокращён. Первоначально планировалась дата 1 июля 2002 года , затем 28
февраля 2002 года , но отдельные страны пошли ещё дальше : Нидерланды – 28
января 2002 года, Ирландия – 9 февраля 2002года, Франция – 17 февраля 2002
года.По окончании периода параллельного обращения национальные валюты стран
ЕВС будут приниматься в обмен только банками – эмитентами соответствующих
стран согласно утверждённым планам .В Германии , Австрии, Испании и
Ирландии срок обмена для банкнот и монет не ограничен . В Финляндии и
Италии банкноты и монеты будут обмениваться в течении 10 лет . В Бельгии и
Люксембурге для банкнот срок обмена не регламентируется , но монеты будут
приниматься только до 31 декабря 2004 года . В Греции и Франции банкноты
планируют принимать в течение 10 лет, а монеты соответственно до конца
2003 и 2004 года. В Нидерландах банкноты можно будет обменять до 1 января
2032 года , монеты – до 1 января 2007 года .
Долгосрочные последствия . Преимущества от появления новой валюты
почувствуют в первую очередь те белорусские предприятия , которые активно
работают с партнёрами сразу в нескольких европейских странах (например,
крупные экспортёры и импортёры , банки, туристические фирмы и т. д.). Им
введение евро поможет сократить издержки при совершении промежуточных
операций в странах ЕВС , значительно ускорить процесс международных
расчётов , уменьшить валютные риски. Кроме того, существенно вырастет
потенциал европейского рынка финансовых услуг , неизбежно последует
унификация законодательств и систем бухгалтерского учёта , возрастёт
уровень конкуренции среди банков и предприятий , причём не только в зоне
евро, но и за её пределами.
Наиболее вероятными случаями использования евро во внешнеторговой практике
можно считать следующее :
. Контракты , по которым белоруской стороне предоставляется кредит от
европейского партнера ( именно он в соответствии с мировой практикой
определяет валюту контракта );
. Контракты на поставку готовой продукции из нашей страны в страны зоны
евро;
. Покупка и продажа товаров на товарных биржах и аукционах в зоне евро .
Невыгодная для наших предприятий ситуация может сложиться при
одновременном сочетании трёх факторов : увеличение доли евро во внешних
заимствованиях ( это вполне вероятно , поскольку среди наших ведущих
кредиторов – Германия и Европейский банк реконструкции и развития ,
которые будут предлагать кредитные ресурсы только в евро), преобладании
доллара в экспортных поступлениях и заметном снижении курса доллара по
отношению к евро. В таком случае потери на курсовой разнице неизбежны .
Евро постепенно превращается в общеевропейскую валюту , и большинство
стран – кандидатов на вступление в ЕС уже привязали свои национальные
валюты к нему. Поворачивается к евро и Россия , в том числе и для того
,чтобы подстраховаться от возможного падения курса доллара , поэтому , в
частности , на российском рынке банковских депозитов начался настоящий
бум евро . Все наши соседи , причём не только на Западе , но и на Востоке
активно выпускают номинированные в евро облигации . Переход на эту валюту
даёт импульс к развитию экономики в целом, снижает учётные ставки,
предоставляет иностранным инвесторам гарантии их сделок и стимулирует
создание рынков долгосрочного кредита .С помощью евро углубляется
интеграция банковского сектора в международную финансовую систему .
Если же посмотреть на проблему шире , то следует признать , что евро –
всего лишь инструмент , в том числе для укрепления общеевропейского
экономического сотрудничества. Сейчас эксперты работают над
конкретизацией инициативы ЕС, связанной с созданием единого европейского
экономического пространства , включающего Россию и другие европейские
страны СНГ . Поэтому для наших предприятий чрезвычайно важно найти своё
место в этом процессе . Следует определить степень влияния ЕС на наши
экономические интересы и его сопряжённость с двумя другими важнейшими
факторами развития – союзом с Россией и планируемым вступлением в ВТО .
Важная роль в этом процессе отводится ассоциациям промышленников,
банкиров , неправительственным организациям . Например, Белвнешэкономбанк
активно участвует в работе Европейского делового конгресса , который
приступает к реализации инвестиционных проектов в Беларуси.[16]
3. Мировая валютная система .
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой
организации международных денежных отношений, закрепленной
межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность
способов, инструментов и межгосударственных органов , с помощью которых
осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее
возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие
процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в
международной денежной сфере.
Исторически вначале возникли национальные валютные системы,
закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного
права. Национальная валютная система является составной частью денежной
системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за
национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и
состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной
системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер
функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени
соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и
интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает
периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее
крушением и созданием новой валютной системы ( это ясно видно на примере
того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной
системой и т.д.).
Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные
цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с
национальными валютными системами.
Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие
внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном
валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.
Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их
тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и
регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.
Теория выбора режима валютного курса предполагает, что
использование определённого механизма курсообразования налагает на
правительство соответствующие ограничения при построении
макроэкономической политики . При этом в каждом конкретном случае
выбор режима валютного курса является компромиссом между доверием к
проводимой политике и степенью свободы в применении набора
макроэкономических инструментов для достижения поставленных целей .
Проблема однако заключается в том, что данные ограничения на
действия правительства налагаются лишь теоретически . На практике же
совокупность и характер стоящих перед странами макроэкономических
проблем часто приводят к невозможности выполнения всех задаваемых
условий , а следовательно, повышают уязвимость экономики по
отношению к некоторым вариантам развития событий .
Дополнительным препятствием проведению последовательной
макроэкономической политики является существование феномена
политического цикла и предпочтение правительством краткосрочных выгод
в ущерб долгосрочным.
Для переходной экономики ,характеризующейся существованием таких
проблем, как неустойчивый экономический рост , сложное финансовое
состояние реального сектора и банковской сферы , высокая инфляция,
безработица и внешний долг , проблема компромисса между доверием и
гибкостью является ещё более сложной .
Столкнувшись в конце ХХ годов с чередой валютно - финансовых
кризисов , экономисты стали склонятся к выводу , что использование
промежуточных режимов валютного курса является ошибкой , так как
задаваемые в их рамках целевые зоны колебаний курсов становятся
своего рода мишенью для атак международных и отечественных
спекулянтов . А поскольку среди многих ведущих экономистов и
международных финансовых организаций доминирует точка зрения о
полезности открытости страны потокам капитала , то проблема
предотвращения или, по крайней мере , снижения вероятности валютно-
финансовых кризисов была перенесена в плоскость выбора адекватного
крайнего режима валютного курса – валютного совета или плавания.[17]
Политика валютного комитета на протяжении последнего десятилетия
признавалась многими отечественными и зарубежными экономистами панацеей в
решении проблемы выбора оптимального режима обменного курса . Однако
коллапс этой политики в декабре 2001 г. в Аргентине , приведший к
человеческим жертвам , заставил многие страны пересмотреть возможность
введения механизма валютного совета в ближайшем будущем . Вопрос насколько
целесообразен и реален процесс реализации политики валютного комитета в
Республике Беларусь является особо актуальным на этапе интеграционного
сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного государства
.
Примеры мирового опыта свидетельствуют , о том , что выбор валютного
режима для стран , интегрирующихся в экономические образования , может
пасть на механизм валютного совета , что фактически и произошло в Эстонии
, Литве и Болгарии(номинанты для вступления в ЕС). Данную практику нельзя
назвать абсолютно новаторской для применения в Республике Беларусь , так
как ещё в Концепции валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000 гг.
одним из пяти возможных вариантов предусматривался механизм валютного
совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея его внедрения
остаётся привлекательной для многих отечественных экономистов .
Экономическая сущность механизма валютного совета характеризуется
следующими основными особенностями :
- жёсткая фиксация национальной валюты к иностранной ;
-автоматическая конвертируемость , то есть постоянно обеспеченная
возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по
фиксированному курсу;
-наличие достаточного объёма иностранной валюты , который, по меньшей мере
, не уступал бы стоимосной оценке денежно-кредитных обязательств для
выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной
денежной массы на случай внезапных потрясений , связанных с падением цен
активов , составляющих резервы );
- запрет на операции центрального банка на открытом рынке , а при жёсткой
фиксации курса ограничиваются и его возможности оперировать косвенными
инструментами (маневрировать процентными ставками ) и в целом выполнять
свои регулирующие функции ;
- достижения разумного оздоровления финансовой системы , готовность
допустить банкротство слабых банков ;
-принятие долгосрочного обязательства проводить указанную политику ,
которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском
кодексе , для того , чтобы защитить рассматриваемый режим от угрозы
политического вмешательства .
Для решения всех поставленных задач возникает первостепенная
необходимость определения резервной валюты для РБ , выбор которой зависит
от трёх факторов . Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран
большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми финансовыми рынками
и широким разнообразием финансовых инструментов . Кроме этого , необходимо
учитывать направление торговых потоков , валюту экспортно-импортных
операций , а также валюту внешнего долга . Последним аспектом является
степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По
совокупности факторов перед РБ лежит выбор между тремя валютами : доллар
США – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним
операциям , немецкая марка – Германия главный торговый партнёр из стран
дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних сделок в 1999 г.), российский
рубль – РФ основной торговый партнёр среди всех стран (62% в 2000г.)и
партнёр по валютно – экономической интеграции . Приоритет концентрации
торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во многих странах
с валютным управлением . Так , внешнеэкономические отношения Эстонии с
Германией составляли около 70% к другим странам в 1999г. Литва использует
американский доллар однако идут переговоры на высшем уровне о
переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами
ЕС ( только с Германией удельный вес составил половину от всей суммы
торгового баланса ). Таки образом , использование российского рубля в
качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится оптимальным.С
другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной , да и
по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения . К тому же
номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать
фиксацию к доллару США , который обеспечивает устойчивость валюты РФ на
внутреннем национальном рынке .
Использование же американского доллара представляется затруднительным
по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для
покрытия рублёвой денежной массы . Выходом из сложившейся ситуации может
стать параллельная фиксация как к доллару , так и к российскому рублю ,
что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь.
Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве резервной
валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с
учётом кросскурсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке
на валютных рынках .
Главным преимуществом реализации механизма валютного совета для РБ ,
что подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение
стабильности цен в средне- и долгосрочном периоде. Ещё одним преимуществом
реализации механизма валютного совета а РБ станет отмена практики ”банкир
– клиент ” между Нацбанком и правительством , тем самым прекратится
кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18]
Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).
Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и валютной политики
стали основой для активизации сотрудничества с международными финансовыми
организациями, центральными банками других государств. Так, на состоявшемся
в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании управляющих МВФ и Всемирного
банка в Праге руководство Фонда в целом положительно оценило достигнутые
результаты денежно-кредитной политики, проводимой в республике. В IV
квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной политике до конца
2000 г. и на I квартал 2001 г., реализация которого позволила начать
работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ. И
здесь важно отметить, что это необходимо не только и даже не столько с
точки зрения получения финансовых ресурсов для решения стабилизационных
задач, сколько для того, чтобы обеспечить повышение инвестиционной
привлекательности республики. В этом же направлении должны действовать и
другие органы государственного управления.
Таким образом, к важнейшим положительным результатам денежно-кредитной
политики 2000 г. можно отнести следующие:
• переход к единому обменному курсу белорусского рубля и обеспечение
стабильности его рыночных котировок;
• ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в том, что
кредитование народного хозяйства осуществлялось в основном на
безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли положительного
уровня в реальном выражении;
• поддержание параметров кредитной эмиссии, которая направлялась на
финансирование дефицита государственного бюджета, в пределах
запланированных значений.
Вместе с тем не удалось обеспечить решение ряда задач. В частности,
недостаточными темпами шло наращивание финансового потенциала банковской
системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали первоначально
планировавшиеся. Не обеспечено доведение размеров чистых иностранных
активов до размеров рублевой денежной базы. В определенной мере данные
обстоятельства связаны с невыполнением мероприятий общеэкономического
характера, реализация которых должна была вестись параллельно с
осуществлением намеченной денежно-кредитной политики.
В соответствии с Основными направлениями
денежно-кредитной политики на 2001 год
её наиболее важной оперативной целью является обеспечение высокой
стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты . Во-
первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года ,
так как после достижения единого курса белорусского рубля не менее важной
задачей становится достижение его стабилизации и конвертируемости . Во-
вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь , опыта
малых стран как с рыночной , так и с переходной экономикой , такая
постановка задачи является наиболее рациональной . Если денежно-кредитная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|