Мировая экономика
чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность; колоссальный износ
основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления; слабая
мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а
также значительная социально-политическая неустойчивость; резкая
неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах
жизни между ними; большая зависимость стандартов жизни и производственной
модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное
положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности.
Главной целью развития является равноправная интеграция России в систему
международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах
страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель
взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным
возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
28. Мировой рынок услуг и тенденция его развития.
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и
мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-
продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под
услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в
материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте,
который получает ее потребитель.
К сфере услуг относят: транспорт и связь, торговля; финансы, кредит и
страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;
социально-культурные отрасли.
К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся:
операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями
машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-
техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту
туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и
совершенствования управления.
В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить
на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем развития сферы услуг
входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со
средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны
Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной
экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития
одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого
сектора в целом. Большинство развивающихся стран входит в группу с низким
уровнем развития сферы услуг.
29. Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и
классификация.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым
их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с
общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности.
Главной целью создания СЭЗ является более глубокое включение стран в
процесс развития МРТ. СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка
заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь,
импортозаменяющими товарами. Одной из целей создания СЭЗ для развивающихся
стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров,
хозяйственных и управленческих кадров. Создание зон рассматривается как
метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных
принципов функционирования к рыночным.
Важнейшим аспектом функционирования СЭЗ является система преференций и
льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. В СЭЗ
действуют и различные косвенные льготы.
Характерной чертой СЭЗ является выделение их из таможенной границы
государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза
товаров и услуг.
Существуют три основных типа СЭЗ: зоны внешней торговли (представляют собой
ограниченные участки национальной территории, в пределах которых
устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том
числе внешнеэкономической деятельности); предпринимательские зоны
(непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли, таможенные
льготы отходят на второй план, а основную роль играют различные налоговые,
финансовые и административные стимулы); технологические парки
(территориально сгруппированная совокупность научных лабораторий и
производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях
фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и
технологических нововведений и идей).
30. Иностранные инвестиции в России: направления и формы капиталовложений.
В РФ инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым
участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания
предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и
представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность
предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в
предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав
пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных
прав; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и
т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного
капитала. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных
зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и
займов.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за
исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба
для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться
только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в
отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных
ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в
производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),
телекоммуникационную и спутниковую связь.
31. Свободные экономические зоны в России, их функции, правовое и
экономическое регулирование.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым
их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с
общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности.
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России
показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на
следующие основные типы: комплексные зоны производственного характера;
внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного
производства и транзитные); функциональные, или отраслевые (технологические
парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
СЭЗ создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения
поступлений в РФ валютной выручки от экспорта товаров, активизации
внешнеэкономических связей, экономического и социального развития РФ и ее
отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских
инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления СЭЗ.
К СЭЗ на территории РФ относятся зоны экспортного производства, свободные
таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые
экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного
оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-
рекреационные зоны.
В исключительных случаях с учетом местоположения территории субъекта РФ,
либо с учетом международного договора, который предусматривает упрощенный и
льготный режимы осуществления на территории субъекта приграничной или
прибрежной торговли с сопредельным государством, может быть создана особая
экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта РФ.
Создание особой экономической зоны и регулирование ее правового режима
осуществляются на основании отдельного федерального закона, принимаемого
для каждой особой экономической зоны, иных правовых актов РФ.
32. Мировой рынок рабочей силы: тенденции и перспективы развития.
Миграция рабочей силы является самостоятельной формой международных
экономических отношений. Эмиграция – выезд из страны на ПМЖ, иммиграция –
въезд в страну.
Существует несколько категорий мигрантов:
1. Легально допущенные в страну.
2. Мигранты по контракту.
3. Нелегальные мигранты.
4. Лица, просящие убежища.
5. Беженцы.
Миграция рабочей силы – есть процесс объективный. Глобализация мировой
экономики подталкивает усиление миграции.
33. Причины миграции рабочей силы.
Причины миграции:
1. Экономические (безработица, разная оплата за равный труд, стремление
повысить квалификацию)
2. Политические (нестабильность политической обстановки в стране, военные
конфликты, преследование по политическим мотивам)
3. Экологические (загрязнение окружающей среды, ухудшение среды обитания,
радиационное и химическое заражение местности)
4. Религиозные
34. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы для
государства.
Последствия:
Страна, вывозящая рабочую силу
Плюсы: снижение безработицы, приток валютных ресурсов, повышение
квалификации.
Минусы: затраты на подготовку РС, отток квалифицированной РС, утечка умов.
Страна, ввозящая рабочую силу
Плюсы: дополнительные ресурсы РС, превышение предложения РС тормозит рост
номинальной з/п, более высокая степень эксплуатации чужих, закрытие
непривлекательных рабочих мест, смягчение проблемы безработицы.
Минусы: необходимость затрат на социальное обустройство, обострение
социальных противоречий.
35. Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы.
1) законодательные нормы
2) межгосударственные соглашения
3) жёсткие требования к уровню образования иммигрантов
4) личные требования (здоровье)
5) количественное квотирование
6) экономическое регулирование
36. Интеграционные процессы в мире. Причины интеграции.
МЭИ – это процесс хозяйственно-политического сближения стран и корпораций
на основе международного разделения труда. Осуществляется на макро-
(государство) и микро-(корпорация) уровнях. Причины МЭИ:
1. Интернационализация – означает взаимопроникновение капиталов в экономику
разных стран на основе иностранных инвестиций (прямых и портфельных).
2. Углубление МРТ.
3. Глобальная НТР. НТР выступает самостоятельным фактором экономического
развития. Делает нерентабельным производство всех видов товаров водной
стране.
Формы интеграции: Макроуровень.
Зона свободной торговли – договоренность между двумя государствами об
отмене или ограничении таможенных пошлин.
Таможенный союз – договоренность между участниками ЗСТ о единой таможенной
политике в отношении третьих стран.
Общий рынок – соглашение стран о свободном передвижении товаров, капиталов,
услуг и рабочей силы. В рамках ОР осуществляется согласование экономической
политики стран участниц.
Экономический и валютный союз – наивысшая форма интеграции, в его рамках
осуществляется проведение экономической и валютно-финансовой политики.
Микроуровень
Представительство – обособленное подразделение фирмы за рубежом,
представляющее ее интерес и защиту.
Филиал – обособленное подразделение фирмы за рубежом, выполняющее либо все
функции фирмы, либо их часть.
Дочернее предприятие – обособленное, юридически самостоятельное
подразделение фирмы за рубежом, зависимое по капиталу от материнской
компании.
Зависимое предприятие – юридически самостоятельное национальное
предприятие, но зависимое по капиталу от иностранной фирмы.
37. Создание Европейского Союза. Маастрихтское соглашение.
ЕС – это самая развитая экономическая группировка мира.
В 1967 возникло Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Оно прошло
развитие во всех формах интеграции. Членами группировки были 15 стран:
Англия, Франция, Германия, Италия, Австрия и т. д. Основные органы:
Евросовет (собирается периодически на уровне глав государств и
правительств), Европейская комиссия (постоянно действующий исполнительный
орган, осуществляет проведение экономической, социальной, военной и т. д.
политики), Европарламент (наднациональный политический орган, обладающий
консультативными, контрольными и бюджетными полномочиями, сессии проводятся
ежемесячно, формируется по партийному признаку), Европейский суд (является
верховной властью в области юрисдикции союза).
Бюджет ЕЭС формируется за счет взносов государств (1,3% ВВП), за счет
импорта товаров в ЕС. В ЕС входит Европейская Ассоциация Свободной Торговли
(ЕАСТ), созданная в 1962 году: Исландия, Англия, Дания, Норвегия, Швеция,
Австрия, Швейцария. Не имеет далеко идущих планов и связана с особенностями
национальных хозяйств северных стран.
В 1993 году Маастрихтское соглашение изменило официальное название
группировки на Европейский союз (ЕС). Соглашение провозгласило курс на
создание к концу ХХ века политического союза, включающего общую оборону, и
валютно-экономического союза. Введение денежной единицы Евро.
38. Перспективы развития общего рынка в Западном полушарии (НАФТА).
НАФТА – Северо-Американская зона свободной торговли. Возникла в 1994 году.
Три страны: Канада, США, Мексика.
Особенность: степень взаимопроникновения национальных хозяйств не уступает
Европейской.
Проживает около 400 млн. чел., продается порядка 18 % всех товаров мира.
Причины создания:
1. США хотят поставить под контроль энергоресурсы Западного полушария.
2. Конкуренция на мировых рынках приобретает блоковый характер.
3. Противодействие экспансии Европейского и Японского капиталов в Южной
Америке.
4. Необходимость создания единой интернациональной группировки в Западном
полушарии.
Основная цель НАФТА – это создание зоны свободной торговли и урегулирование
торговых конфликтов между его участниками.
39. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии.
АТЭС – Азиатское Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество
Одна из молодых группировок существует с 1995 года. Входят: США, Япония,
Канада, Новая Зеландия, Австралия; Китай, Россия; страны азиатско-
тихоокеанского региона. Некоторые из них входят в АСЕАН (с 1967 года):
Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины и т. д.
Экономический потенциал АТЭС очень велик. Здесь сконцентрировано 55 %
валового мирового продукта; 46 % мировой торговли. Эта группировка еще
только формируется. В ней идет поиск схем сотрудничества.
Цель: в течении ближайших 15 лет создать зону свободной торговли.
Модель Азиатской интеграции существенно отличается от Европейской – она
идет на микроуровне.
В этом районе сильны транснациональные корпорации США, Японии, Китая,
имеющие здесь свои позиции.
40. Мировая валютная система (МВС) и этапы ее развития.
МВС – это совокупность финансовых отношений между государствами по поводу
международных расчетов и движения капиталов.
Этапы развития МВС:
1. Золотой стандарт (утвержден в 1860 году) – в расчетах между
государствами использовались золотые монеты. Имел три разновидности:
- золото-монетный
- золото-слитковый
- золото-дивизный
2. Генуэсская международная конвенция (1924 год): остается золото и дивизы
(иностранная валюта), восстановлен режим свободноколеблющихся валютных
курсов, стали формироваться валютные блоки (стерлинговый блок, долларовый
блок, золотой блок). Валютные блоки на кануне 2-ой Мировой войны распались.
3. Бреттон-Вудская валютная система (июль 1944 года)
4. Ямайская валютная система (начало 70-х годов)
5. ЕВС (1979 год)
41. Бреттон-Вудская валютная система (БВВС) и причины ее распада.
В июле 1944 года в г. Бреттон-Вудсе была проведена международная финансовая
конференция. Цели: восстановление свободной торговли, установление
равновесия международного обмена на основе фиксированных валютных курсов,
передача в распоряжение государства финансовых ресурсов для противодействия
временным экономическим трудностям.
Принципы: определение ведущей валюты, опора ведущей валюты на золото,
установление твердых фиксированных курсов: 15 фр. 12 фун. 0,65 руб. = 1 $
По истечении 10-15 лет эта система пришла в свое противоречие: экономики
государств значительно окрепли, появились новые субъекты; США на системе
твердых курсов обеспечили себе односторонний выигрыш; США печатали $ без
привязки к золотому запасу; усиление инфляции.
БВВС в 60-е годы исчерпала себя.
42. Ямайская валютная система (ЯВС) и ее особенности.
В начале 70-х годов возникла ЯВС. Цели: выравнивание темпов инфляции в
разных странах, уравновешивание платежных балансов, расширение возможностей
для проведения независимой внутренней денежной политики.
Принципы: система полицентрична ($, DM, фр. франк, йена, фунт) – они стали
СКВ, отмена золотого паритета денежной единицы, отмена твердого валютного
курса, было принято решение о создании европейской валютной системы,
которая находилась в рамках ЯВС.
43. ЕВС как региональная валютная система.
ЕВС создана в 1979 году. Цели: обеспечить достижение экономической
интеграции, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой,
оградить общий рынок от экспансии доллара, сблизить экономические и
финансовые политики стран ЕЭС.
Принципы: базируется на экю (принцип валютной корзины), Европе разрешили
привязывать экю к определенному количеству золота (разрешили 20% золота для
поддержания курса своих национальных валют), ЕВС в отношении $ США была
построена по принципу валютной змеи.
44. Международные экономические организации и их роль в мировой экономике.
Международные экономические организации – организации 2-х типов:
межправительственные, учредитель - непосредственно государства, и
неправительственные (объединения производителей, компании и фирмы, научные
общества).
Роль можно определить через функции: регулирующая - состоит в принятии
решений определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов,
актуализация международных проблем путём их подтверждения и конкретизации
применительно к реальностям жизни; контрольная - состоит в осуществлении
контроля за соблюдением государствами норм международного права, а так же
резолюций; оперативная - заключается в достижении целей собственными
средствами.
Организации оказывают экономическую, научно-техническую и др. помощь,
предоставляют консультации, услуги.
45. Национальная валютная система России (НВС) и тенденции ее формирования.
НВС России находится в стадии формирования. Ее начало относится к 1992
году.
Элементы НВС:
- основой является Российский рубль. Введен в обращение в июле 1993 года.
Золотое содержание рубля зафиксировано не было.
- рубль является частично КВ. Сохраняются ограничения по ряду валютных
операций. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировка
иностранными банками являются незаконными.
- курс рубля официально не привязан ни к какой иностранной валюте
- в России применяется в основном прямая котировка
- в международных расчетах Россия использует унифицированные формы
Женевских чековой и вексельной конвенции 1930 и 1931 годов.
- регулирование международных расчетов необходимыми платежными средствами
или золото-валютными резервами
- наличие валютного рынка
- отсутствие рынка золота
46. Международный кредит (МК): его принципы и формы.
МК – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических
отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов.
Кредиторы/заемщики: частные предприятия, государственные учреждения,
правительства, международные финансовые организации.
Источники МК: временно свободные денежные средства, высвобождающиеся в
процессе кругооборота капиталов, денежные накопления государства и личного
сектора. Объективная потребность в МК связана: с разной скоростью оборота
капиталов в разных странах, с особенностями производства и реализации, с
необходимостью единовременных крупных капиталовложений. Принципы МК:
возвратность, срочность, платность, материальная обеспеченность, целевой
характер – предоставляются на цели, определенные кредитором. Функции МК:
перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения
потребности расширенного воспроизводства, экономия издержек обращения в
сфере международных расчетов путем замены действительных денег, ускорение
концентрации и централизации капиталов.
Формы МК:
1. По источникам (внутреннее, иностранное, смешанное кредитование)
2. По назначению (коммерческое – для финансирование внешней торговли,
финансовое – на любые цели (прямые капиталовложения, приобретение ЦБ,
погашение внешней задолженности, валютная интервенция))
3. По видам (товарные – экспортерами покупателям, валютные – наличные)
4. По валюте займа (в валюте страны кредитора, в СКВ, в национальной
валюте). При предоставлении валютного кредита кредитор требует сковывания
адекватного количества национальной валюты.
47. Элементы международной валютной системы (МВС).
1. Конвертируемость валют – это свободный размен на иностранные валюты:
1) СКВ – обмен без ограничений
2) частично КВ – обмен с ограничениями для резидентов и нерезидентов
3) неконвертируемые валюты – нет свободного обмена валют или их продажи
2. Валютный рынок – это официальный центр (банки, компании, биржи), где
осуществляются операции по купле-продаже валюты. Различаются национальные,
региональные и мировые валютные рынки. В основе операций лежат расчеты по
внешней торговле, услугам, туризму. В связи с колебаниями валюты,
значительное место на них занимают спекулятивные операции.
3. Валютный курс - это соотношение обмена двух денежных единиц или цена
одной денежной единицы, выраженная в цене денежной единицы другой страны.
Фиксирование курса иностранной денежной единицы в национальной называется
валютной котировкой. Два вида: прямая и косвенная. Для валютных рынков
понятие валютный курс употребляется редко, чаще используется: курс
покупателя и курс продавца. Разница между ними называется маржа.
48. Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в МВС.
МВФ – это межправительственная организация, занимающаяся регулированием
влютно-кредитных отношений между государствами и оказанием им финансовой
помощи.
Устроен по принципу АО. Каждое государство вносит в его уставной капитал
определенную сумму денег в зависимости от ВВП. Капитал МВФ состоит: из
уставных взносов и заемных средств. Кредитные операции МВФ осуществляет
только с официальными органами, т. е. правительствами, казначействами, ЦБ.
Доступ к кредитным ресурсам осуществляется на определенных условиях:
запрашиваемая сумма кредита не должна превышать 125% от доли в уставном
капитале, уплата страной-заемщицей разового комиссионного сбора 0,5% от
суммы сделки, МВФ выдвигает определенные требования по использованию
кредита. В МВФ есть специализированные фонды: специальный (фонд
компенсационного и непредвиденного кредитования, фонд кредитования буферных
запасов, фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию
внешнего долга, фонд поддержки структурных преобразований); временный –
создаются для решения временных экономических проблем в мире.
Страницы: 1, 2
|